Конспект урока литературы в 6 классе "А.Грин "Алые паруса"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок с применением игровой, групповой, ИКТ-технологий можно использовать как открытое мероприятие по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.grin_alye_parusa.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Лицей № 15» г. Мытищи Московской области

Конспект  открытого внеклассного мероприятия «Алые паруса»

( игра «Умники и умницы» по повести А.Грина )для учащихся 6 класса

Подготовила учитель русского языка и литературы

Курлова Светлана Алексеевна

                                            2011г.

Цель:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; раскрыть художественный и идейный смысл повести «Алые паруса».

Задачи:

Познакомить учащихся с жанром феерии;

Рассмотреть систему образов данного произведения;

Продолжить работу над составлением характеристики  литературного героя;

Развивать навыки выразительного чтения прозаического и поэтического текста;

Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: портрет А.С .Грина, фотографии Грина разных лет, иллюстрации к повести, декорации с изображением алых парусов.

Ход игры:

1Ведущий.

Жил на свете одинокий и гордый человек. Он любил море, мечту и  людей. Море лежало перед ним как дорога в прекрасный, таинственный мир, полный приключений, подвигов и чудес. Имя этого человека – писатель Александр Грин. В 18 лет мечта о дальних странах привела его в Одессу. Здесь он впервые увел море, то море, которое потом заливало ослепительным светом границы его книг.

2Ведущий. Александр Гриневский  родился в Вятке. Он был застенчивым и мечтательным, рассеянным и нетерпеливым; учился плохо, но много читал – Майна Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна и Джонатана Свифта. Чтение уносило мальчика в увлекательное путешествие, в придуманный волшебный мир, и не могли этому помешать ни побои пьяного отца, ни издевательства измученной смертельной болезнью матери. К.Г. Паустовский писал: « В жизни его нарочно сложилось так, чтобы сделать из него или преступника, ил злодея. Единственным спасением от мрачной нищеты было воображение. Где-то за чертой серого горизонта сверкали страны, созданные из цвета морских ветров и цветущих трав. Там жили люди, коричневые от солнца, - золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги… и прежде всего моряки.

Чтец1.

"Я в школе учился читать и писать.Но детские годы прошли.

И стал я железной мотыгой стучать в холодное сердце земли.

Уныло идут за годами года, я медленно с ними бреду,

Сгибаясь под тяжестью жизни, туда, откуда назад не приду.

"Я в школе учился читать и писать. Но детские годы прошли.
И стал я железной мотыгой стучать в холодное сердце земли.
Я в книгах читал о прекрасной стране, где вечно шумит океан
и дремлют деревья в лазурном огне, в гирляндах зеленых лиан.
Туда улетая, тревожно кричат любимцы бродяг журавли...
А руки мои все мотыгой стучат в холодное сердце земли.
Я в книгах читал о прекрасных очах красавиц и рыцарей их,
о нежных свиданьях и острых мечах, о блеске одежд дорогих.
Но грязных морщин вековая печать росла и грубела в пыли.
Всю жизнь суждено мне мотыгой стучать в холодное сердце земли.
Я в книгах о славе героев узнал, о львиных, бесстрашных сердцах.
Их гордые души-прозрачный кристалл, их кудри- в блестящих венцах.
Устал я работать и думать устал. cлабеют и слепнут глаза.
Туман застилает вечернюю даль, темнеет небес бирюза.
Поля затихают, дороги молчат и тени ночные пришли.
Как страшно все время мотыгой стучать в холодное сердце земли."

3Ведущий. Почти всю свою жизнь Грин провел в ночлежных домах,в грошовом и непосильном труде, в нищете и недоедании. Он был матросом, грузчиком, банщиком, нищим, золотоискателем. Он жил случайным, копеечным трудом: забивал сваи в порту, счищал краску со старых пароходов, грузил лес. Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды в смертоносных  песчаных пляжах Каспийского моря. Но годы унижений и голода не смогли убить живую душу писателя, его стремление уйти в мир светлой мечты. На всю жизнь взгляд его остался наивен и чист, как у мечтательного мальчика. Настоящее признание пришло к нему, когда он уже был создателем целой воображаемой страны со своими городами, лесами, морями, деревушками, кораблями, населенными удивительными людьми: сильными, мужественными, умеющими любить и мечтать. Именно в этой удивительной стране ( Гринландии) Грин поселил Ассоль и Грея, Фрези Грант и Биче Сениэль, Дези и Томаса Гарвей. Эти цельные привлекательные люди окружены свежим, благоухающим воздухом гриновской при роды – совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием.

Чтец.  Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну,  где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отзвук морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью

С соленой, как море, бушующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

Ведущий 4. «Алые паруса» - самая светлая и солнечная книга Грина. Она была задумана писателем в 1917 году, завершена в 1920. Повесть «Алые паруса» о воплощении мечты в действительность. Не случайно в годы Великой отечественной войны, когда издавалась только та литература, которая могла вдохновить на подвиг, была издана прославленная феерия Александра Грина. «Алые паруса»  олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть по жизни под алым парусом – значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное. Время показало, что Грин – писатель, нужный нашему времени. Его творения вызывают желание жизни, полной  риска, смелости, красоты и любви.

Всем своим творчеством писатель утверждает, что если человек верит в мечту, борется за нее, несет в себе добро, то он в состоянии преодолеть все трудности на своем пути.

Первый агон

Вопрос для розыгрыша дорожек

Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.

(Примерный ответ.  Здесь не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то это истории о хитрых солдатах. Жизнь этой деревни серая, грубая, безрадостная. Люди в ней жестокие, алчные, злые.

Зеленая дорожка.

Узнай героя: «Матрос «Ориона», , крепкого трехтонного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери…» (Лонгрен).

Вопросы

  1. Почему вы были вынуждены покинуть службу на родном бриге?

( Жена Мери умерла от воспаления легких, поэтому нужно было растить семимесячную дочь, оставшуюся без материнской заботы).

  1. Каким ремеслом занялись вы, чтобы прокормить семью?

( Делал различные лодки и кораблики для продажи, и они отчасти заменяли прошлую деятельность).

  1. Малоообщительный по натуре, вы стали еще нелюдимее после смерти жены. Какой поступок окончательно испортил отношения с жителями деревни?

( Однажды я вышел полюбоваться на море. Лодка лавочника Миннерса  билась под мостками о сваи, ломая борта. На моих глазах Минннерс спустился в плещущее море, отвязал лодку и стал пробираться по сваям к берегу. Но сильный удар ветра швырнул лодку в сторону океана, и Миннерса увлекло в море, где глубина и ярость валов обещали верную смерть. Он стал кричать и звать на помощь, но я не двинулся с места, а только напомнил ему, как он оставил без помощи мою жену, погибшую по его вине. На шестой день привезли его умирающего и злобного, посылающего проклятия мне, человеку, который не протянул ему руку спасения. Все окончательно отвернулись от меня и моей дочери.

  1. Какая сделанная вами игрушка вызывала у Ассоль особый восторг?

( Маленькая гоночная яхта: белое суденышко с алыми парусами, сшитыми из обрезков шелка, употреблявшегося для оклейки  пароходных кают- игрушек богатого покупателя. Ассоль была в восхищении. Пламенный яркий свет горел в ее руках, как будто она держала огонь.)

Желтая дорожка

Узнай героя «Знатная дама напоминала паву, высидевшую яйцо из лебедя. Её лицо и фигура, казалось, могли отвечать лишь ледяным молчанием огненным голосам жизни4 тонкая красота скорее отталкивала, чем привлекала, так как в ней чувствовалось надменное усилие воли, лишенное женственного притяжения. Но оставаясь наедине с мальчиком, она делалась простой мамой, говорившей любящим, кротким тоном сущие пустяки». (*Лилиан Грэй)

  1. Чем детские годы Грэя напоминали детство Ассоль?

Грэй жил, окруженный родительской заботой и любовью. Ему прощали все: пребывание на кухне, отвращение к урокам, непослушание, различные причуды. Оба ребенка, и Грэй, и Ассоль, были лишены детского общества и играли в одиночестве. Они жили в своем воображаемом мире. Оба тонко чувствовали красоту природы и умели сочувствовать и сопереживать другим людям.

  1. Расскажите, как 20тилетняя служанка Бетси и 10тилетний Грэй стали друзьями? ( Однажды на кухне маленький Грэй увидел, как служанка Бетси обварила себе руку. Слезы неудержимо катились по ее лицу, и Грэй пережил ощущение острого чужого страдания. Чтобы понять, как больно Бетси, Грэй обварил себе руку, а потом отвел больную девушку к врачу. С тех пор они стали друзьями).
  2. Что заставило вас смириться с выбором профессии сына?

(Я получила письмо от сына, где он пишет: «Если бы ты видела, как я; посмотри моими глазами. Если бы ты слышала, как я; приложи к уху раковину; в ней шум вечной волны; если бы ты любила, как я, то в твоем письме я нашел бы улыбку». Поэтому я постаралась увидеть мир его глазами. Пусть он будет счастлив, тогда счастлива буду я.

Красная дорожка

  1. Какие две девушки, две Ассоль, были перемешаны в прекрасной неправильности?

(Одна дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов. Она жила в сказке, в воображаемом ею мире).

  1. Какие сокровища жизни Грэя сплавила воедино профессия капитана корабля?

(Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, увлекательное кипение встреч, лиц, событий, бесконечное разнообразие).

ВТОРОЙ АГОН

Вопрос для розыгрыша дорожек

Что напоминало Эглю имя «Ассоль»?

( Оно  так странно, однотонно,  музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины).

Зеленая дорожка

Узнай героя: « Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы,забранные в кружевную косынку, сбились,касаясь плеч Каждая черта была выразительна и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком густого вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи.» ( Ассоль).

  1. Расскажите о своем любимом детском развлечении.

Любимым развлечением было в свободное время по вечерам забираться на колени к отцу и рассматривать различные части игрушек, спрашивая об их назначении. Так начиналась своеобразная лекция о жизни и людях.

  1. Какой увидела ты себя в зеркале накануне счастливого дня, через 7 лет после того, как Эгль, собиратель старинных песен, рассказал тебе на берегу моря сказку про корабль с алыми парусами?

( Стояла тоненькая, невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала тонкая шелковая косынка. Полудетское, в всетлом загаре лицо, было светло и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой  сосредоточенностью  глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний).

  1. Почему в минуты душевного волнения ты отправлялась в лес?

(здесь я чувствовала себя, как дома: разговаривала с деревьями, как с людьми, пожимая их широкие листья. Все деревья были братцами, здесь я чувствовала себя в окружении друзей.)

  1. Какие чувства переполняли тебя, когда на горизонте появился корабль твоей мечты?

(Я вздрогнула, вскочила, с головокружительно падающим сердцем , вспыхнув неудержимыми  слезами вдохновенного потрясения. Не помня себя, я бежала к морю, ноги подкашивались, дыхание срывалось и гасло, сознание держалось на волоске. Вне себя от страха потерять волю, я топнула ногой и оправилась.

Желтая дорожка

Узнай героя: « Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленнаяв синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком – выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных  вверх усов, казалось бы вяло-прозрачным, если бы не глаза, серые, как песок и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным».

( Эгль)

  1. Чем вы занимаетесь?

                         (известный собиратель легенд, песен, сказок)

  1. При каких обстоятельствах произошла ваша встреча с Ассоль? ( Я сидел в лесу у небольшого ручья и занимался сравнительным изучением  японских и финских сюжетов, как вдруг ручей выплеснул прекрасную яхту с алыми парусами, а вслед за ней появилась милая девочка Ассоль, которя сразу очаровала меня.)
  2. Какую сказку предсказание вы рассказали Ассоль?

Красная дорожка  Узнай героя: « Миннерса перебил неожиданный дикий  рев сзади. Страшно ворочая глазами, угольщик, стряхнув хмельное оцепенение, вдруг рявкнул пением так свирепо, что все вздрогнули». (Угольщик Филипп)

  1. Какую роль вы сыграли в судьбе Ассоль?

В трактире Хин Меннерс распускал лживые сплетни об Ассоль перед  Греем, а  я вступился за нее и рассказал о том, какая она прекрасная и замечательная).

  1. Почему вы считали речь Ассоль причудливой?

(Эта необыкновенная девушка заставила меня силой своего воображения увидеть, как цветет пустая корзина из-под угля.)

Поэтическая минутка Стихотворение Н. Матвеевой «Предсказание Эгля».

Третий агон

Задание для розыгрыша дорожек

“Чтобы с легким сердцем напиться из такой бочки и смеяться, мой мальчик, хорошо смеяться, нужно одной ногой стоять на земле, а другой – на небе».О какой бочке рассказывал погребщик Польдишок юному Грею? Выполнил ли Грэй свое обещание выпить вино из этой бочки? (Эта бочка хранилась сто лет в погребе в родовом замке Грея. Ее привез предок из Лиссабона в 1793 году, за вино было уплачено до двадцати тысяч золотых пиастров. На бочке крепкого черного дерева найдены двойные обручи  красной меди с надписью на латинском языке: «Меня выпьет Грей, когда будет в раю». Прадед Семеон решил попробовать вина, но умер от разрыва сердца, как только начали сбивать обручи. Говорили, что драгоценное вино приносит несчастье. Обещание Грей выполнил, когда оказался вместе с Ассоль).

Зеленая дорожка

Узнай героя: « юнга с маленькими руками и внешностью переодетой девочки, понемногу он потерял все, кроме главного – летящей души… став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную бесконечность отдал за  уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь…»( Грэй)

  1. Чем вам не понравилась картина художника, изображающая распятие Христа?

На картине мне не понравились гвозди, торчащие из окровавленных рук и ног Христа, и я решил их закрасить краской.

  1. Что повлияло на выбор вашей профессии?

(В библиотеке в 12 лет я увидел картину, на которой был изображен корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струя пены стекала по его склону. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Он был судьбой, душой и разумом корабля. Сэтого момента я решил стать капитаном.)

  1. Какое впечатление произвела на вас опасная находка, обнаруженная в лесу?

( Я тихо отвел ветку рукой и остановился… В пяти шагах, свернувшись, подобрав одну ногу под другую, лежала утомившаяся девушка. Я присел на котрочки, заглядывая ей в лицо. Все спало в девушке: спали волосы, спало платье и складки платья; даже трава поблизости ее тела, казалось, спала в силу ее сочувствия. Девушка поразила своей необычностью, детской непосредственностью и тронула мою душу.)

  1. Почему вы так тщательно выбирали оттенок для новых парусов?

Я побывал в трех лавках, придавая особое значение точности выбора, так как мысленно уже видел нужный свет и оттенок. В двух первых лавках мне показали шелка базарных цветов, призванных удовлетворить тщеславие:  красный, темно-розовый, закипи вишневого, оранжевого и мрачно-рыжего цвета. Наконец один цвет привлек внимание. Этот совершенно чистый, как утренняя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, который рдел, как улыбка. Это цвет исполнения мечты и цвет глубокой радости.

Желтая дорожка

Узнай героя: «…был добрый человек , но суровый моряк, взявший пятнадцатилетнего мальчика юногой на свой корабль из некоего злорадства.( Капитан Гоп).

  1. Опишите юнгу, которого вы приняли на борт «Ансельма» в порту Дубельт. (Это был юнга с маленькими руками и внешностью переодетой девочки, обладатель изящного саквояжа, тонких, как перчатка, лакированных сапожков и т.д.)
  2. Какой внушительный диалог приходил вам на ум, когда вы наблюдали за новым юнгой?

Я заранее торжествовал, представляя, как  месяца через два Грэй

станет настоящим капитаном.

  1. Почему вы решили сделать из юнги настоящего капитана? (Грэй с большим упорством старался овладеть морским делом, и это ему удавалось отлично.)

Узнай героя: «Матрос «Секрета», проворный, жуликоватый парень»( Летика)

  1. Почему ты считал Грея «дельным, но непохожим гвоздистым капитаном»? Грэй в течение многих лет провел с одним составом команды. Он часто плавал с одним балластом, отказываясь брать выгодный груз.
  2. С какой целью оставил тебя в Каперне капитан Грей?

Мне было поручено собирать сведения жителей об Ассоль, причем делать надо было это незаметно.)

Поэтическая минутка стихотворение В. Некипелова «Памяти Грина»  

Мне встречи с ним судьба не подарила.
И лишь недавно поздние цветы
Я положил на узкую могилу
Прославленного рыцаря мечты.
Но с детских лет, с тех пор, когда впервые
Я в мир чудес, им созданных, проник,
Идут со мною рядом, как живые,
Веселые герои его книг.
Они живут в равнинах Зурбагана,
Где молодая щедрая земля
Распахнута ветрам и ураганам,
Как палуба большого корабля.
Где солнце бьется золотою рыбкой
На голубой ладони океана,
Где миром правит женская улыбка
И звонкий пламень полного стакана.
Где жизнь кипит во всем своем расцвете :
Они живут вольны, как альбатросы,
Невинны и бесхитростны, как дети, -
Поэты, птицеловы и матросы.
: Пускай тот мир, нездешний и старинный,
От нашей современности далек;
Читаешь удивительного Грина -
И душу греет теплый огонек.
А он идет, веселый, добрый спутник,
Повсюду с нами в дружеском строю
И вносит в наши творческие будни
Романтики певучую струю.

Финал

Узнай героя: «Внешность говорила лучше слов о характере его жизни: это был необычайно худой и сутулый человек, с лицом, иссеченным тысячами и морщин,  и шрамов, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычайных рассказов. Он был некрасив, но полон скрытого обаяния.

( Александр Грин).

Зеленая дорожка

  1. Назовите имя писателя, который работал под псевдонимом А. Грин. (Гриневский)
  2. Какие две страсти одолевали Грина с детства?

( Любовь к чтению и мечта о жизни, полной приключений.)

  1. В каком городе произошла первая встреча Грина с морем?

(В Одессе).

  1. Грин очень хотел стать моряком. Сбылась ли его мечта?

( Дважды он плавал на корабле, но моряком не стал.)

Желтая дорожка

  1. Как возник замысел книги «Алые паруса»?

Замысел возник в Петрограде в 1916 году. В одной из витрин Грин увидел парусник.)

  1. Что значит феерия?

Волшебное, сказочное зрелище. Грин назвал свою повесть феерией, так как создал волнующее, романтическое фантазерство – страну отроческого воображения.

  1. Когда вышла в свет знаменитая повесть-феерия «Алые паруса»?

(В 1923 году.)

Красная дорожка

  1. «Я понял одну нехитрую истину…» - говорит писатель устами своего героя капитана Грэя. Что это за истина? Какова главная мысль повести-феерии?

( Она в том, чтобы делать чудеса своими руками. Писатель  хотел сказать, что любую мечту можно сделать реальностью, нужно толь ко очень сильно хотеть этого. Мечту нельзя остановить, пока человек живет, он мечтает, так как рожден для счастья и свободы.)

  1. Герои книг писателя населяют страну Гринландию. Где эта страна?

Эта страна создана в воображении писателя. Мир многоцветен, как радуга.  Только от человека зависит, расцветет ли его мир праздничными красками. По мнению Грина, есть одно важнейшее свойство человека – сила воображения. Гринландия – прекрасная страна света и счастья, доступная каждому человеку.

Поэтическая минутка стихотворение В. Ланцберг

Ребята, надо верить в чудеса

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса

И скрипка пропоет над океаном.

Не три глаза, ведь это же не сон

И алый парус правда гордо реет,

В той бухте, где отважный Грэй нашел свою Ассоль, в той бухте, где Ассоль дождалась  Грэя

C друзьями легче море переплыть и есть морскую соль, что нам досталась.

А без друзей на свете было б трудно жить

И серым стал бы даже алый парус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»Цели:- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих...

Конспект урока . М.Ю.Лермонтов "Парус".

Данная методическая разработка представляет собой анализ стихотворения М.Ю.Лемонтова "Парус", которая поможект учителю организовать работу на уроке....

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Парус».. (5 класс)

Цель урока: познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Парус»; обучить анализу лирического произведения.Задачи урока:Образовательные:ü  развить умение формулировать определение ...

Методическая разработка Конспект урока литературы "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус"

Конспект урока по поэзии М.Б. Лермонтова предполагает обучение анализу лирического текста на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус"....

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.Грин «Алые паруса»»

Главным персонажем всех книг Александра Грина было море. Неудивительно, что писатель решил поселиться в Феодосии. Этот Крымский город покорил его сразу причудливыми очертаниями горных хребтов и красот...

Конспект урока литературы по теме «Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь, творчество. Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством поэта; развивать у учащихся способность понимания художественного текста, учить работе с текстом, используя исследовательский метод.Оборудование: ноутб...