И. А. Бунин и Н. А. Некрасов на уроках
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки по произведениям И.А. Бунина "Косцы" и лирике Н. А. Некрасова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin_6_klass.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

И. Бунин «Косцы»

Разработка урока в 6-7 кл.

Урок 1

        «Косцы» И. А. Бунина

  1. Страницы Тургенева в исполнении учеников. Рецензирование и защита чтения. «Спор» прочтений. – Попробуем приблизиться к состязанию «певцов», но – читая Тургенева. Вероятно, по-разному мы чувствуем, слышим и читаем писателя. Как? Кто сможет точнее передать неповторимость тургеневских страниц?
  2. «Косцы» И. А. Бунина в их перекличке с «Певцами» И. С. Тургенева (чтение и обсуждение рассказа). – Удивлены, что вслед за «Записками охотника» читаем Бунина? Кстати, до сих пор вы знали Бунина лишь как поэта (вспомним стремительные ритмы его «охотничьего» стихотворения «Густой высокий ельник у дороги» и красавца оленя, уходящего от погони, наконец, несравненный перевод «Песни о Гайавате» Лонгфелло). И вот первая встреча с прозой Бунина. Ваши впечатления? Почему так завораживает рассказ Бунина? Что вы услышали в нем? Сравните его с тургеневским. В чем тайна языка Бунина, его слова, фразы? Почему, например, эпизод пения косцов пронизан многократным повтором: «Прелесть была в том, что…», «И еще в том была прелесть»? – Как вы встретили бунинских косцов? Какие страницы они вызвали в памяти? Почему они так зримы у Бунина? – На какой ноте прерывается рассказ?
  3. «Косцы» - рассказ-воспоминание. Из отдаления приближающиеся косцы и их песня – своеобразие композиции и художественного строя рассказа Бунина. Песня косцов как песня их души, как зов родины. Природа и люди, их согласие и единая песня в рассказе Бунина; его поэтичность и музыкальность. «Косцы» - возвращение писателя в Россию, к ее «свободе, простору» и «безнадежности». Ностальгия по «невозвратимому»; щемяще грустный финал рассказа, трагическое переосмысление вечных образов народной мифологии как итог бунинского «воспоминания».
  4. Домашнее задание: читать рассказы И. Бунина «Именины», «Музыка», «Русак», «Подснежник», «Журавли» и другие, подготовиться к сочинению по следам рассказов Тургенева и Бунина.

Урок 2

Сочинение

Ориентировочные темы: «Незабываемое», «Случай на охоте», «Звучит музыка», «Вглядываюсь в это удивительное лицо», «Мелодия, которая постоянно во мне», твоя тема.

Н. А. Некрасов «На Волге», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «В дороге», «Школьник» (опережающее задание по творчеству Н. А. Некрасова).

Урок 3

Мир Некрасова

  1. Вспоминая прочитанное. – Николай Алексеевич Некрасов. Что вызывает в вашей памяти это имя? Прочитайте любимые некрасовские строки. – Как надо читать Некрасова?
  2. Неповторимость поэта. – Узнаете ли вы некрасовские строки среди стихотворений других поэтов?
  3. Викторина. Узнать поэта и аргументировать свое суждение. Чтение строк Пушкина, Лермонтова, Фета и других поэтов из стихотворений, как известных ученикам, так и услышанных впервые; среди них – строки Некрасова, начиная с «Крестьянских детей»). – Каковы же приметы стихотворений Некрасова?
  4. Судьба поэта. – Представляете ли вы, как Некрасов стал народным поэтом? Сможете ли увидеть самое начало его, истоки, уходящие, как всегда, в детство? (Чтение и обсуждение стихотворения «На Волге»). – Принимаете ли вы такое начало «некрасовских» уроков – стихотворением «На Волге»? Что открылось вам в исповеди поэта? – Почему вы сразу же поверили поэту? Что придает какую-то особенную значимость и убедительность стихотворению? Почему все его пространство занято Волгой? Проследите за великой русской рекой в стихотворении Некрасова. Как она меняется и отчего? А слово поэта, интонации и ритм стихотворения? Особенность рифм?  Случайно ли все стихотворение поэт написал стихами с мужскими рифмами (каждая строка заканчивается ударным слогом)? – Каким вы увидели, ощутили поэта, его детство? Одинаков ли он в стихотворении? Проследите, как меняется будущий поэт? Предвещает ли что-то Некрасова, каким мы знаем и любим его? А приметили ли в исповеди некрасовского героя близкое другому автору? Как встретили мотив охоты в стихотворении? – Какие строки показались самыми сильными и значительными в стихотворении? Почему его центральным событием становится привал бурлаков, их «нетерпеливый разговор»? – Всмотритесь в картину современника Некрасова Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге». Сопоставьте с ней некрасовскую Волгу. Что особенно потрясло вас в стихах Некрасова и в картине Репина? Как сумели поэт и художник запечатлеть «реку рабства и тоски»? – Так что же такое некрасовское «На Волге»? Характерна ли для Некрасова эта форма: стихотворение-воспоминание? Почему столь часто к ней обращается поэт?
  5. «Воспоминание» как характерно некрасовская форма стихотворения. Напряженность стихотворного повествования, энергия ритма, усиленная сплошными мужскими рифмами. Исповедальность и монологичность стихотворения. Поэтические картины Волги, их резкая контрастность. Трагическая кульминация стихотворения: бурлаки, зримость их изображения и психологическая точность диалога; мастерство эпизода-сценки в стихотворении. Нераздельность некрасовской Волги и бурлаков, словно вырастающих из великих волжских просторов. Символика образа Волги, ее величие и трагизм. «На Волге» - исповедь любви и страданий. Опорная лексика и синтаксические конструкции со значением динамики образа, картины, интонации (переменчив; то светлый, то мрачный; вначале Волга, но постепенно в некрасовских строках – спокойствие, тишина, сон рыбаков, но вдруг неторопливое, мерное движение строк сменяется).
  6. Домашнее задание: подготовить устное сочинение на одну из тем по стихотворению «На Волге» с цитированием: «Волга в строках Некрасова», «Детство в стихотворении Некрасова «На Волге», «Встреча с бурлаками в слове поэта», «Кому отдает свое сердце поэт в стихотворении «На Волге».

Урок 4

Деревня Некрасова

  1. Судьба поэта. (выступления учеников о стихотворении «На Волге»)
  2. Тема Некрасова. – Уловили ли вы тему, отличающую Некрасова  от других поэтов? Попробуем услышать ее предельно отчетливо: Несжатая полоса» (чтение и обсуждение стихотворения). – Ваше мнение о новой странице Некрасова? Почему так потрясает «Несжатая полоса»? Почему она так печально щемяще? В чем тайны ее стиха? Как построено стихотворение? Мог ли поэт написать ее по-другому? Сравните стихотворение Некрасова и иное, близкое по теме, но иначе, в чем-то даже «проще» написанное (может быть, вы его успели сочинить как «параллель» некрасовскому стихотворению? Как сказалась гениальность Некрасова в стихотворении? Почему поэт написал его как разговор колосьев и их «диалог» с ветром? – Какой образ стал художественным открытием поэта? Что же таит в себе некрасовская «несжатая полоса»? Почувствовали ли ее? Как? А как входит в стихотворение образ пахаря? Почему он столь зрим в стихотворении? Как вы прочитаете «Несжатую полосу»? подготовьте партитуру чтения и исполните стихотворение. Кто предложит иное чтение? Сопоставьте. Ваш выбор? – Какова же тема Некрасова, настойчивый мотив его поэзии?
  3. Три стихотворения (опыт сопоставления). Совсем рядом с «Несжатой полосой» - «В деревне» (чтение и анализ стихотворения). – Судя по тому, как вы слушали, поэту удалось вас захватить. Как? Сопоставьте новое стихотворение Некрасова с «Несжатой полосой»? Их зачин? В чем своеобразие пейзажа, которым поэт начинает и то и другое стихотворение? А в чем различие пейзажа? Почему так обстоятельно мрачна в своих подробностях картина «вороньего клуба», открывающая стихотворение «В деревне»? Вы справедливо заметили: пейзаж «Несжатой полосы» - всего две строки, здесь же – свыше десятка строк «глупого карканья, диких стонов» воронья, да еще «унылый, дождливый денек». Зачем это поэту? Соотнесите «размах» вводной картины с размером всего стихотворения. Почему оно намного пространнее «Несжатой полосы»? И принимаете ли вы столь «большое» стихотворение? А как построил Некрасов стихотворение «В деревне»? Почему исчезает авторское повествование, и стихотворение становится разговором двух старушек? А некрасовский стих: меняется ли он? Как звучат для вас строки диалога? В чем секрет их щемящей печали? Найдите характерно некрасовские слова, да и созвучия их. Обратите внимание на окончание строк-рифм: кумушка – думушка, убогую – дорогою. Рифмуются третьи слоги с конца: нужно ли нам улавливать эти тонкости? Сравните рифму, которую мы выделили, с соседней, привычной: созвучны последние слоги (никак-большак, удал-сплошал). Ваши открытия? А сам сюжет стихотворения, история Савушки? Поразила ли она вас? Почему у Некрасова гибель удальца Савушки столь неожиданна? Какой мотив прерывает рассказ матери Савушки? Почему в нем столько безысходности и как передал ее поэт? Наконец, завершение стихотворения. Вас удивили заключительные строки? Вопросы автора самому себе: «А мне что за дело? Что и жалеть, коли нечем помочь?» И прервавшая стихотворение картина: «Кажется, будто меж небом и глазом черная сетка висит»?
  4. Подготовьтесь к чтению стихотворения «В  деревне», учитывая ваши наблюдения. Казалось бы, поэт исчерпал тему деревни. И вдруг среди некрасовских страниц мы читаем «Забытую деревню». (чтение и сопоставительный разбор стихотворения). – Сравните «Забытую деревню» с предыдущими стихотворениями: что их объединяет? В чем близость «Несжатой полосы» и «Забытой деревни»? Как перекликаются два последних стихотворения? В чем своеобразие, неповторимость «Забытой деревни»? Что восхитило вас в мастерстве поэта? Как сказалось в стихотворении некрасовское знание деревни? Заглавие стихотворения: оправдано ли оно? Какой поворот сюжета, какие строки вам показались самыми выразительными? Побуждает ли некрасовская «Забытая деревня» к тому, чтобы мы невольно ее продолжили? Какой сюжет вам видится? Помог ли наш «эксперимент» уловить особенность построения стихотворения? Какое стихотворение вам показалось наиболее трагичным? Сопоставьте чтение стихотворений, учитывая наши наблюдения над общим и различным в них.
  5. Русская деревня, доля мужицкая как некрасовская тема. Интонация печали в двустишиях «Несжатой полосы», символика пейзажа и заглавного образа стихотворения. Народно- поэтическая метафоричность образного строя стихотворения и его композиция. Пахарь как любимый герой Некрасова. Зримость крестьянского портрета в конкретности. Осязаемости и простоте поэтического слова. Сострадание горю народному как пафос некрасовской поэзии. Пейзаж как символическое предвестие «бедствий народных» в стихотворении «В деревне». Горе крестьянской матери в рассказе-плаче; народно-поэтический строй его лексики и ритмики. Богатырь Савушка и его судьба: трагический смысл антитезы. Горечь иронии, завершающей стихотворение. Его безысходность. Ироническая интонация «Забытой деревни»; повторяемость ее житейского сюжета и повтор единого мотива, скрепляющего эпизоды стихотворения. Неожиданность «развязки», ее притчевый смысл. Суровая правда народной доли в поэзии Некрасова.
  6. Домашнее задание: чтение наизусть одного из стихотворений Некрасова с объяснением выбора и обоснованием чтения.

Урок 5

Строки боли и веры

  1. Некрасов в чтении и высказываниях учеников.
  2. Героиня Некрасова. Удивит вас заголовок одно из первых стихотворений Некрасова: «В дороге»? Вслушайтесь и постарайтесь увидеть происходящее в строках поэта. Поражены? Почему так захватывает некрасовское «В дороге»? Сопоставьте его с другими стихотворениями Некрасова. Поверили ли вы в рассказ ямщика? Как написал его поэт? Но ведь это стихи: не мог же ямщик говорить стихами? Как быть? Как поняли вы историю Груши? А ее саму? Какие затаенные строки, отдельные штрихи вызвали недоумение? Попробуте их истолковать («какой-то патрет», «какая-то книжка»). Как встретили вы заключительные строки? Как прочитаете некрасовское «В дороге»? Сравните его интонацию с интонацией других стихотворений поэта.
  3. Маленький герой Некрасова. Вернемся к одному из первых стихотворений Некрасова на наших уроках – к «Крестьянским детям». Неужели оно единственное, посвященное крестьянским детишкам? Ваши предположения. Пусть на наши ожидания и сомнения ответит сам поэт стихотворением «Школьник». Впервые слышите эти строки? Ваше мнение. Сравните «Школьника» и «Крестьянские дети» Некрасова. Можно ли их поставить рядом и читать одно за другим? Что особенно поразило вас в стихотворении? Может быть, какие-то приметы народной жизни, метко схваченные поэтом? Какие слова прямо-таки играют в стихотворении? А при чем здесь «архангельский мужик»? Как ломоносовская тема преображает стихотворение, его лексику? Не удивило ли вас завершение стихотворения? Сравните интонацию заключительных строк с тем, как звучат предыдущие стихи. А восклицательный знак, замкнувший стихотворение?
  4. Правда женской доли в стихотворении «В дороге». Житейская история, рассказанная самим мужиком, - своеобразие поэтической формы стихотворения. Подлинность крестьянской речи в некрасовских строках. Искусство речевого перевоплощения. Возвышенный женский характер. Его тайна в скупых и емких деталях стихотворения. Его простота и поэтичность. Простодушие рассказчика и горечь иронии автора как интонационные контрасты стихотворения. «Школьник» - стихотворение-напутствие. Народные идеалы добра и знания в выразительных бытовых деталях стихотворения. От дорожной зарисовки к патетической теме Ломоносова – своеобразие движения поэтической темы в «Школьнике» Некрасова. Пафос оды и сатиры в завершающих строках. Стихотворение-пророчество.
  5. Опорная лексика урока: слова и обороты со значением своеобразия поэтической речи и сюжета (о мужике его же устами, живость и выразительность крестьянской речи, крестьянское словечко, слово – тайна, намек; неожиданная контрастность сюжета, страстное напутствие; строки, исполненные веры; дорожная зарисовка с ее простыми, будничными словами перерастает в гордые, торжественные строки; слава и отповедь).
  6. Домашнее задание: устное сочинение на одну из тем: «Мое любимое стихотворение Некрасова», «Крестьянская доля в стихотворениях Некрасова», «Кто тебе особенно близок и дорог в поэзии Некрасова», «О чем бы ты хотел рассказать, прочитав стихотворения Н. А. Некрасова», твоя тема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рассказ И.Бунина "Кавказ" Обманутая любовь (презентация к уроку)

Данная презентация является сопровождением к уроку, на котором рассматривается рассказ.Новый рассказ писателя «Кавказ» поставил перед восьмиклассниками трудную проблему. Учитель дополняет сообщения уч...

Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...

Урок литературы для 11 класса по творчеству И.А. Бунина. Тема: Тема: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)

Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа....

И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя. (Методическая разработка урока в 8 классе. Программа под редакцией В.Я.Коровиной)

Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым , несмотря ни на что... Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое...

Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"

Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...

Н.А.Некрасов "Школьник" (урок внеклассного чтения)

Цели урока:1. Кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.2. Рассмотреть движение поэтической темы от дорож...

Н.А. НЕКРАСОВ. Описание урока

laquo;Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания, сюжет, композиция и жанр поэмы. Зачин поэмы – «Пролог»...