Н.А. НЕКРАСОВ. Описание урока
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

«Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания, сюжет, композиция и жанр поэмы. Зачин поэмы – «Пролог»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_uroka.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Описание урока.

Предмет: литература.

Класс: 10 класс.

Раздел: Творчество Н. А. Некрасова.

Тема: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания, сюжет, композиция и жанр поэмы. Зачин поэмы – «Пролог».

Место урока в теме: 4 урок из 8.

Цель: Знакомство с историей создания, сюжетом, композицией, жанром и первой частью поэмы.

Задачи:

  • познакомить с историей создания поэмы;
  • дать понятие о поэме – эпопее;
  • раскрыть художественное своеобразие поэмы на основе анализа «Пролога»;
  • развивать речевую и мыслительную деятельность через сравнения, анализ, умения делать выводы;
  • воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи, сотрудничества, внимательное отношение к слову через работу в группах;
  • пробудить интерес к творчеству Н. А. Некрасова.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых  знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы: рассказ, беседа, групповая, самостоятельная  работа с элементами исследования.

Средства:

  • текст поэмы;
  • компьютер;
  • тетрадь;
  • дневник,
  • доска.

Структура урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма

Метод

Средства

Результат

Организационный момент

Прошу детей посмотреть на доску, сделать записи в тетрадях, подумать, о чем пойдет речь на уроке.

Оформляют запись с доски  в тетрадях, высказываются, обсуждают, что они должны узнать и чему научиться.

Классно-обобщающая (беседа)..

Объяснительно-иллюст-ративный.

Тетрадь,

доска.

Назвали и обсудили тему урока, записали в тетрадь.

.

Актуализация опорных знаний.

Провожу экскурс в эпоху, в которую создавалась поэма,

выделяю опорные слова.  

Слушают, записывают опорные слова и их определения в тетрадь.

Фронтальная работа.

Информационно- рецептивный.

Тетрадь,

доска.

Повторили материал об    эпохе создания поэмы, записали определения опорных слов в тетрадь.

Изучение нового материала.

Знакомлю детей с композицией, сюжетом, жанром и героями поэмы, показываю по ходу рассказа слайды № 1 - № 5.

Слушают, по ходу записывают в тетрадь слайды № 1 - №4, переносят для заполнения образец слайда  № 4 в качестве домашнего задания.

Индивидуальная работа.

Репродуктивный.

Тетрадь,

слайды № 1, № 2 - № 4.

Познакомились с композицией и героями поэмы, зафиксировали прослушанный материал в тетради со слайдов.

Работа с текстом поэмы.

 Раздаю карточки с заданием для работы по группам постоянного состава (три группы: «Поэтическая», «Историческая», «Фольклорная»), начинаю читать «Пролог», слушаю выступления по самостоятельной работе групп, обобщаю прослушанный материал, прошу ребят записать выводы в тетрадь, сверить записанное в тетради со слайдами № 5 - №10 (показываю эти слайды).

Дети получают задание, слушают чтение текста учителем, каждая группа самостоятельно работает по своему заданию, один представитель от группы рассказывает о результатах проделанной работы, остальные по ходу заполняют в тетради таблицу № 5 и выводы учителя по прослушанному материалу.

Групповая практическая работа по тексту, рассказ о результатах работы, индивидуальная Работа в тетради.

Частично-поисковый с элементами исследовательского.

Тетрадь, карточки,

слайды № -

№ 10.

Заполнили таблицу «Художественный мир поэмы, записали выводы по прослушанному материалу в тетради. Повторили материал урока по слайдам № 6 - № 10.

Домашнее

задание.

Оцениваю работу ребят, комментирую домашнее задание.

Показываю слайд № 11.

Записывают домашнее задание.

Записали домашнее задание. Посмотрели на слайд № 11.

Рецензия

на урок литературы в 10 классе по теме « Поэма « Кому на Руси жить хорошо». Сюжет, композиция и жанр поэмы. Зачин поэмы - «Пролог».

Урок провела учитель Новохайской средней школы Наумова Людмила Владимировна.

Цель: знакомство с историей создания, сюжетом, композицией, жанром и первой частью поэмы.

Задачи:

  • познакомить с историей создания поэмы;
  • дать понятие о поэме-эпопее;
  • раскрыть художественное своеобразие поэмы на основе анализа « Пролога»;
  • развивать речевую и мыслительную деятельность через сравнения, анализ, умение делать выводы;
  • воспитывать чувство сотрудничества, взаимопомощи, внимательное отношение к слову;
  • пробудить интерес к творчеству Н.А.Некрасова.

    В начале урока учитель поставил перед детьми цель: знакомство с поэмой « Кому на Руси жить хорошо», с ее художественными особенностями. При этом он внес в урок элемент игры, пригласив детей совершить экскурс в эпоху, когда создавалась поэма Некрасова.

    Выбранному типу урока соответствуют содержание и структура.

    Этапы урока продуманы и четко организованы. Разнообразие методов урока ( объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский) активизирует познавательную активность учеников, поддерживало их интерес к поэме. Чередование форм работы делает урок живым и насыщенным. Дети умеют работать в группах. Это развивает в них чувство взаимопомощи и солидарности, умение прислушиваться к чужой точке зрения и отстаивать свое мнение. Учитель развивает у детей логическое мышление, умение анализировать лирический текст, делать выводы через применение частично-поискового и исследовательского методов обучения. Через чтение текста, устные выступления учитель развивает у детей технику выразительного чтения, умение строить монологическую речь, культуру речи. Несомненным достоинством урока является применение презентации «Н. А. Некрасов. Поэма « Кому на Руси жить хорошо». Она делает урок современным, эффективным, доступным, зрелищным. Сам учитель свободно владеет материалом урока, умело и целенаправленно организует работу детей, уместно распределяет записи на доске и своевременно их использует.

      Работа завершается комментированием домашнего задания. Цель урока достигнута.

              Рецензент: заместитель по учебной работе Глинская И. А.

Рецензия

на урок литературы в 10 классе по теме « Поэма Н. А. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо», сюжет, композиция и жанр поэмы. Зачин поэмы «Пролог».

   Урок провела учитель литературы Наумова Людмила Владимировна.

   Урок начался сразу с постановки цели и задач. Готовность учителя и учащихся, рабочего места отличная.

    Структура урока соответствует современным дидактическим требованиям. Переход от этапа к этапу плавный, логичный.

     Материал урока, наглядность, видеозапись схем, рисунков, записи на доске помогают усвоить материал.

     Мобилизация урока прошла интересно: исторический фон сразу установил эмоционально-психологический контакт.

     Учитель владеет голосом, мимикой, жестами. Внешний вид всегда располагает и привлекает добротой и спокойствием.

      Доброжелательность, спокойствие, эмоциональность, мягкая интонация, аргументация, грамотная постановка вопросов позволили усвоить новый материал, повысить инициативность каждого ребенка. Текущий инструктаж, самоконтроль учащихся, стимулирование творчества позволили успешно провести самостоятельную работу.

      Несмотря на быстрый темп работы и его плотность переутомления дети не испытали. Все учащиеся были активны: читали, работали в группах и индивидуально. Практическая работа показала умение учащихся организовывать свою деятельность.

       Домашнее задание грамотно и четко прокомментировано.

                     Рецензент: учитель Бунина Н. А.

 

Рецензия

на урок литературы в 10 классе по теме «Поэма «Кому на Руси жить хорошо», сюжет, композиция и жанр поэмы. Зачин поэмы – « Пролог».

     Урок провела учитель литературы Наумова Людмила Владимировна.

      Учительница начала урок без организационного момента, так как все было готово к уроку: у детей тетради, тексты, учителем сделаны записи на доске, приготовлены видеозаписи, которые потом используются на уроке по ходу работы. Ребята записывают в тетрадь определения терминов, схемы, выводы. Все это сопровождается комментариями

учителя. Дети активно работали, показали умение выразительно читать, самостоятельно работать в группах, защищать свою работу.

     Темп урока быстрый, материал насыщенный, но все выполнено. Перед детьми четко поставлены цель, задачи. Материал урока интересен, доступен, понятен. Не было впечатления перегрузки. Учитель говорит четко, спокойно, с мягкой интонацией; по классу движется и ведет урок спокойно, доброжелательно, располагающе.

      Дети понимают, что от них требуется и с интересом, серьезно работают. Хорошо прослеживается сотрудничество и взаимопонимание детей и учителя.

      Своевременно и четко прокомментировано домашнее задание.

                              Рецензент: заместитель по ВР Запорожченко М. В.    

Самоанализ

урока литературы, проведенного учителем Наумовой Людмилой Владимировной  

 в 10 классе по теме « Поэма « Кому на Руси жить хорошо». Сюжет, композиция и жанр поэмы. Зачин поэмы – « Пролог».

       Данный урок является четвертым из восьми в общей системе уроков по разделу

« Творчество Н. А. Некрасова» и первым в общей теме « Поэма « Кому на Руси жить хорошо». Цель урока: знакомство с историей создания, сюжетом, композицией, жанром и первой частью поэмы. Исходя из цели урока, были поставлены следующие задачи:

           *познакомить с историей создания поэмы;

            *дать понятие о поэме-эпопее;

            *раскрыть художественное своеобразие поэмы на основе анализа « Пролога»;

            *развивать речевую и мыслительную деятельность через сравнения, анализ,

умение делать выводы;

            *воспитывать чувство сотрудничества, взаимопомощи, внимательное отношение

к слову;

            *пробудить интерес к творчеству Н. А. Некрасова.

    Подача темы урока проходила согласно тематическому планированию. Урок соответствует программному содержанию.

    По типу это урок изучения нового материала, поэтому считаю целесообразным использование разных форм работы: классно-обобщающую ( во время организационного момента), индивидуальную ( во время изучения нового материала при перенесении слайдов в тетрадь), фронтальную ( на этапе актуализации опорных знаний), групповую

( во время работы с текстом). Это позволяло чередовать различные виды деятельности учащихся, активизировало их работу и внимание, способствовало поддержанию их интереса и снятию утомляемости.

     С целью эффективности урока с учетом современных требований использовала презентацию « Н. А. Некрасов. Поэма « Кому на Руси жить хорошо» ( что немаловажно при изучении объемного материала в старших классах), целью которой было помочь учащимся усвоить материал урока не только словесно, но и наглядно, а также закрепить его. Этим же поддерживались интерес детей к теме, увлеченность работой. Так как это урок изучения лирического произведения, то оправдано и активное участие детей в уроке: выразительное чтение текста, самостоятельная групповая работа с целью наблюдения над языковым материалом и нахождения художественных особенностей поэмы, которая была обобщена таблицей. Выступления представителей от групп – это своего рода отчет о проделанной работе и способ развития речи, воспитания ее культуры.  С целью закрепления материал каждого этапа работы обобщался учителем, ребята заносили это в тетрадь. Необходимой считаю и работу над опорными словами, которые дети тоже записывали.

      Цель урока достигнута, задачи выполнены.

      На уроке доминировала атмосфера сотрудничества, творчества.

      Содержание, структура урока рассчитаны на класс, сильный по уровню подготовки по литературе.

      Комментирование оценок и домашнего задания считаю логическим завершением урока.

 

   

                                            Карточка № 1

      Найти в тексте первой части поэмы фольклорные элементы и примеры к ним.

                                                      Карточка № 2

      Найти в тексте первой части поэмы исторические приметы времени.

                                                      Карточка № 3

       Найти в тексте первой части поэмы поэтические средства.             

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание. Урок развития речи в 5 классе.

В презентации представлен материал, знакомящий пятиклассников с описанием как типом речи....

Описание урока. Алгебра 10 класс

Тип урока. Цуль урока. Задачи урока. Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока...

описание урока

Наше методическое объединение работает по проблеме "Взаимосвязанное изучение предметов гуманитарного цикла". Поэтому мы постоянно проводим различные интегрированные уроки в рамках методической недели....

Описание урока "Предлоги места"

Урок разработан на основе УМК "Spotlight" 3 класс...

И. А. Бунин и Н. А. Некрасов на уроках

Уроки по произведениям И.А. Бунина "Косцы" и лирике Н. А. Некрасова...

Н.А.Некрасов "Школьник" (урок внеклассного чтения)

Цели урока:1. Кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.2. Рассмотреть движение поэтической темы от дорож...

Описание урока биологии для 5 класса. Тема: Строение клетки.

Урок в 5 классе по биологии.Тема урока. Строение клетки.Цели урока:1.              Обучающая: изучить строение клетки.2....