Главные вкладки

    Элективный курс по литературе для учащихся 10 класса.Практикум написания сочинений
    элективный курс по литературе (10 класс) на тему

    Мухаметшина Гузелия Самадовна

    Программа элективного курса по литературе для учащихся 10 класса. Практикум по написанию сочинений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_elektivnogo_kursa.docx22.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа элективного курса "Литература Практикум по написанию творческих работ»"

    Пояснительная записка        

    Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.

    Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

    Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи.  Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

    Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.

    Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

    Цели курса :

    • подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
    • гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
    • развитие творческих способностей учащихся.

    Задачи курса :

    • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
    • формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
    • овладение нормами русского литературного языка;
    • обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
    • обучение работе над сочинением;
    • развитие коммуникабельности обучающихся;
    • воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.

    Прогнозируемый результат

    К концу курса учащиеся должны:

    • уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
    • на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
    • анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
    • уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
    • обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли.

    Литература. Практикум по написанию творческих  работ

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов.

    Дата проведения

    10 класс – 34 часа

    1

    Введение  Требования к сочинению по литературе

    1

    1.

    . Критерии оценивания

    1

    2.

      Как выбрать тему сочинения

    1

    3

    Как работать с черновиком и планом сочинения Организация материала при помощи плана

     1

    4

    Как анализировать художественное произведение.

    План анализа эпического произведения

     1

    5

    План анализа персонажа

    1

    6

    План анализа лирического произведения

    1

    7

    Средства художественной выразительности: тропы;фигуры речи

    II.Сочинение разных жанров

    1

    8

    Сочинение – доклад

    1

    9

    Сочинение – литературный обзор

    1

    10

    Сочинение – читательский отзыв

    1

    11

    Сочинение в жанре литературно-критической статьи

    1

    12

    Сочинение – характеристика литературного героя

    1

    13

    Сочинение – читательский дневник

    1

    14

    Сочинение – анализ лирического произведения

    1

    15

    Сочинение – письмо

    1

    16

    Сочинение – интервью

    1

    17

    Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений

    1

    18

    Роль эпиграфа и цитирования в сочинении

    1

    19

    Как работать над композицией сочинения. Как писать вступление

    1

    20

    Как писать заключение

    1

    21

    Приемы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением

    1

    22

    Приемы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением

    1

    23

    Как работать над речевым оформлением сочинения

    1

    24

    Фактические ошибки

    1

    25

    Речевые ошибки

    1

    26

    Грамматические ошибки

    1

    27

    III.Тематические направления итогового сочинения  в выпускных классах на 2016-2017 учебный год:

    • «Разум и чувство»;
    • «Честь и бесчестие»;
    • «Победа и поражение»;
    • «Опыт и ошибки»;
    • «Дружба и вражда»

    1

    28

     Тематическое напрвление№1- «Разум и чувство

    Темы сочинений

    1

    29

    Тематическое направление №2   -«Честь и бесчестие»

    Темы сочинений

    1

    30

    Тематическое направление №3   -«Победа и поражение»

    Темы сочинений

    1

    31

    Тематическое направление № 5  - «Дружба и вражда»

    Темы сочинений

    1

    32

    Сочинение на свободную тему :

    Свободные темы на литературном материале;

    1

    33

    Практическая работа.  Сочинение

    1

    34

    Анализ сочинений

    1

    Всего: 34 часа- 1 час в неделю

    Литература:

      А.Г.Нарушевич,  И.С.Нарушевич «Учебно- методический комплекс   « Русский    язык   и литература. Итоговое выпускное сочинение» под редакцией Н.А.Сениной, Легион, Ростов-на Дону, 2014

    1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005
    2. Ведишенкова М.В. Русский язык : ЕГЭ – 2009 в примерах и комментариях. Учеб. пособие. – Казань : Магариф, 2009
    3. “Голография чувств и мыслей. Жанр сочинения на Едином государственном экзамене по русскому языку”. Ижевск. Научная книга, 2005.
    4. Единый государственный экзамен: Русский язык. 2004 – 2005: Контрол.-измерит. материалы / Сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, Ю.Н. Гостева и др. Под ред. Г.С. Ковалевой. M., 2005. С. 133-135.
    5. Закон об образовании
    6. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001
    7. “Первое сентября”, журнал “Русский язык”, 2007, № 9,12
    8. Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007
    9. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009,2010: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2008,2009
    10. Скиргайло Т. О. Сочинение в жанре интервью. – Казань: Слово, 2005
    11. Фогельсон И.А. Литература учит. 9-й класс. М., 1990


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"

    Сдача    экзамена   в  форме   ЕГЭ   требует   от   учащихся  обширных   знаний  по  всему  школьном...

    Элективный курс физики для 11-х классов "Практикум по решению задач"

    Программный материал рассчитан  для учащихся  10-11 классов на 1 учебный час в неделю.  Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы элективного...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

        Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

    Презентация по русскому языку для учащихся 9 класса " Практикум по написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ"

    Презентация содержит рекомендации и тренинги по написанию сочинения-рассуждения  на ОГЭ в 9 классе...

    Программа элективного курса по литературе для 11 класса "Учимся писать сочинение"

    Элективный  курс непосредственно связан с программой по литературе  для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует литературоведческие сведения, полученные учащимися, закрепляет практическ...

    Программа элективных курсов по физике. 10-11 класс. "Практикум решения задач"

    Программа курса составлена на основе методической литературы. Курс расчитан на учащихся 10-11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Основ...

    Программа элективного курса по литературе для учащихся 11 класса «Футуризм в литературе и других видах искусства»

    Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении литературы и мировой художественной культуры....