Программа элективного курса по литературе для 11 класса "Учимся писать сочинение"
элективный курс по литературе (11 класс) на тему

Ляхова Татьяна Ивановна

Элективный  курс непосредственно связан с программой по литературе  для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует литературоведческие сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к написанию сочинения.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_literature_11_klass.docx43.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

элективного курса

«Учимся писать сочинение».   11 класс.

Пояснительная записка

1.Рабочая программа элективного курса по литературе для 11б класса разработана на основе  примернойпрограммы, утвержденной Министерством образования и науки РФ под редакцией В. Я. Коровиной– М.: Просвещение, 2010. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

Программа соответствует учебнику  Литература под редакцией В.П.Журавлева – М.: Просвещение, 2012г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает факультативное изучение литературы  в 11 классе 0,5  часа в неделю,  что составляет 18  часов в год.

2. Цель элективного курса:

- развивать литературно-творческие способности  обучающихся, подготовить к написанию сочинения

по литературе;

-  формировать умения творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

- развивать устную и письменную речи учащихся, логическое и образное  мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развивать  исследовательские  навыки и творческие способностей.

- воспитывать интерес к художественному слову, способствовать эстетическому воспитанию школьника:

умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

Задачи элективного курса:

- пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности      обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;

-  формировать  потребности в самостоятельном чтении и интерпретации  поэтических текстов;

-   развивать устную  и письменную речи учащихся в процессе обучения творческому письму; эмоциональное восприятия художественного текста, творческое воображения, читательскую  культуры и понимание авторской позиции;

-   развивать умения постигать содержание  художественного  произведения  на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

-  формировать навыка интерпретации при анализе поэтического текста;

-  развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического и прозаического произведений;

-  развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

3.Общая характеристика  элективного курса

Элективный курс по литературе в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о русской и мировой литературе и  формирует у них языковые и речевые умения.

При изучении данного предмета стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и интерес к художественной литературе, развиваются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других сторон и их культуре.

Занятия элективного курса способствуют развитию умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического и прозаического произведений.

Цель элективного образования – реализация творческих возможностей выпускника.

Данный элективный курс  позволяет восполнить пропущенный или забытый материал. Причём все темы занятий носят относительно самостоятельный характер, что позволяет учащимся, включаться в работу с любой темы (остальные восполнять на индивидуальных консультациях).
Элективный  курс непосредственно связан с программой по литературе  для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует литературоведческие сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к написаниюсочинения.
На элективных занятиях  предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного написания творческой работы.

Владение литературным материалом, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Этому будут способствовать занятия элективного курса.

4. Описание места факультативного курса

Элективный курс по  литературе в 11 классерассчитан   0,5  часа в неделю,  что составляет 18  часов в год.

5. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса

Элективный курс должен  выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.   Назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (Проект ФИПИ).

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д. Поэтому задача курса – не просто вооружить выпускника знаниями, но и творчески подойти к раскрытию темы сочинения.

        

6. Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности,  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты

  1. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Готовность вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  6. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
  7. Овладение   сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений  в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература».
  8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  9. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета:
  • уметь читать осмысленно и понимать прочитанное;
  • уметь ставить вопросы, формулировать проблемы;
  • уметь заполнить и производить по памяти устный и письменный текст;
  • уметь действовать по предписанной учителем инструкции, алгоритму;

Предметные результаты  

  1. Формирование представлений о творчестве писателей  XIX и XX веков.  
  2. Осмысление прочитанного, совершенствование своей речи, художественного чтения, развитие дара слова.
  3. Формирование умения   связывать литературу с другими видами искусства.  
  4. Специальные умения и навыки:
  • характеризовать и оценивать главных героев изученных произведений на основе их поведения и поступков; объяснять значение деталей портрета, пейзажа, элементов сюжета для характеристики героев;
  • сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях;
  • давать оценку изученным стихотворениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка;
  • практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов;
  • пересказывать устно и письменно(подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение;
  • давать письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении (с выражением своего отношения к героям и событиям);
  • сопоставлять, используя личный опыт, впечатления от изученных произведений и иллюстраций к ним, кино- и теле экранизации.
  • выделять основные мысли, фиксируя их в виде цитатного плана;
  • давать письменный  отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
  • подготовить письменный  рассказ (сочинение) о жизни и подвигах одного из героев.

7. Содержание тем учебного курса

1.Направления сочинения 2015- 2016 учебного года - 1ч.

Особенности анализа произведений разных жанров.

Знакомство с критериями к написанию сочинения.

2. Лекционные занятия:   работа с направлениями и выбор темы - 1ч.

3.Как раскрыть тему – 1ч.

4. Постановка проблемы.  Композиция сочинения – 1ч.

5. Практика. Написание сочинений по темам в соответствии с направлениями. Редактирование - 6ч.

6.Работа над аргументами из литературных источников – 4ч.

7. Практическая работа над темами, работа с критериями – 2 ч.

8. Работа над композицией и речевым оформлением - 2ч.

8.Календарно-тематическое планирование

Тема

План

Факт

1

Сочинение. Какое оно разное…Направления 2015 и 2016 г. Основные требования к сочинению. Знакомство с  анализом прозаического произведения.

  Особенность анализа  лирического произведения.

1

Виды сочинений:

а)   отзыв;

б)   рецензия;

   в)   эссе.

Композиция сочинения:

а)  вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое);

б)   особенности  основной  части;

б)   заключение и его связь со вступлением.

Типы сочинений по видам анализа художественного произведения:

  1. индивидуальная характеристика героев;
  2. сравнительная характеристика героев;
  3. групповая характеристика героев;
  4. общий анализ литературного произведения;
  5. анализ нескольких литературных произведений;
  6. анализ эпизода литературного произведения;
  7. образ автора;

Классификация ошибок. Критерии оценок. Совершенствование написанного (редактирование).

2

Направление Время. Темы: «Проблемы века». «Время поиска». «Человек и время», «Время мужания», «Пора взросления», «Герой нашего времени», «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А Кушнер).

1

Направление Дом. Темы: «Дом – центр мира для человека», «Дом – портрет души семьи», «Дом – разлад с собой и миром», «Дом – Россия». «Родительский дом -…»

3

Направление Путь. Темы: «путь познания», «Дорога чести», «Путь к себе»….

1

    Направление  Любовь. Темы: «Любовь навека», «Всегда ли любовь делает человека счастливым», «Любовь и война», «Лики любви».

4

Направление Год литературы в России. Темы: «Моя любимая книга», «Роль книги в моей жизни», «Литература  - это исповедь или проповедь?»

1

Как раскрыть тему. Постановка проблемы.  Композиция сочинения.

 5                                                                    

Практика

Направление Время. «Человек и время» (размышление), « Время испытаний» ( по лирике  А.Блока), «Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Из Библии).  Жанры сочинений, композиция.

1

6

Практика

Тезисы к сочинению по направлению Путь.  «Дорога в никуда», «Дорога чести», «Ах, дорожка, фронтовая…».

1

7

Практика

Направление Дом.  «Дом – хранитель православных ценностей» (на основе собственного опыта). «Потеря дома – крушение нравственных идеалов». (О затоплении деревень в 70-80 –е гг. 20-го века). «Дом – разлад с собой и миром» (по пьесе М.Горького «На дне»,

1

8

Практика

Направление  Любовь. Подготовка к сочинению: «Любовь есть духовное возрождение». (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» или по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»).  «Кто сказал тебе, что нет настоящей, верной, высокой любви?»   Особенность написания сочинения по цитате.

1

9

Практика

Направление Год литературы в России. «Хорошая книга – это ручеёк…».  Ключевые слова: добро, душа, хорошая. Как проследить основную мысль.

1

10

Практика

« Время рассказать о человеке»,  «Всегда ли любовь делает человека счастливым?». «Путь к себе».  Роль вступления и заключения.

1

«Время, вперёд!». «Какие вопросы задаёт человеку литература». Работа над композицией и лексическими средствами к сочинению.

«Моя любимая книга» - тема лёгкая? (Почему любимая, насколько любимая, чем покорила эта книга?

11

Теория

Аргументы из литературных произведений.

1

Образ России в лирике Блока, Есенина, Бунина, Ахматовой.

Практика

«Дворянских гнёзд заветные аллеи» - Россия у Бунина и Чехова.

12

Практика

Время и люди в романе «Тихий Дон» М Шолохова.

1

Практика

Писатель – судья своего времени. (М.Шолохов, В.Распутин, В.Астафьев, Б.Васильев…)

13

Практика

Добро и зло в романах  М.Булгакова.

1

Практика

«Окопная правда» на войне.  Любовь и война. Проблема нравственного выбора на войне. Солдатские будни.

14

Практика

Сочинение по рассказу А. Геласимова  «Нежный возраст». Отзыв. Рассуждение, эссе.

1

Практика

«Что с нами происходит?»  Мир героев Шукшина.

15

Практика

Учимся редактировать сочинение. Композиция сочинения.

1

Теория

Сочинения, сформулированные в виде проблемного вопроса.

16

Практика

Обзорные темы.  «Вечные темы»  в литературе.

1

Теория

Сочинения на сквозные темы, сформулированные в виде цитаты.

17

Практика

Сочинение на нравственно-эстетические темы.

1

Практика

Сопоставительные темы. Роль авторского мнения в раскрытии темы.

18

Практика

Роль структуры сочинения в раскрытии проблемы.

1

9. Планируемые результаты работы элективного  курса литературы  в  11 классе

В результате работы элективного курса старшеклассники будут

  • знать и понимать образную природу произведений словесного искусства, анализировать и интерпретировать прозаическое  и лирическое произведения;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • аргументировано формировать своё отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
  • выявлять «сквозные» и ключевые темы русской литературы;
  • анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить литературу с общественной жизнью и культурой;
  •  подбирать цитатный материал и составлять тезисы к творческой работе;
  •  самостоятельно писать сочинение на заданную тему.

10. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса                                            

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Программа

Программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы под редакцией Коровиной В.Я., 2010г

В программе определены цели и задачи курса «Литература», основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала.

Учебники  

Литература. 11  класс. Учеб для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.П.Журавлёв, 9-е изд.-М.: Прсвещение, 2010

В учебнике представлен материал, соответствующий программе  и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения литературы, представлена система учебных  заданий на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п.

Методические пособия.  

1.Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.

2.  Малюгина В.А., Черных О.Г.  Игровые уроки по литературе 8  класс. М.: ВАКО,2009.

3. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров».

4.Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.

В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу  «Литература»  В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед.  Определен объем домашней работы с указанием заданий.

В методических пособиях даны рекомендации по написанию сочинений разных жанров.

Поурочные разработки

  1. Шадрина С.Б, Поурочное планирование по литературе 11 класс.Волгоград.:Учитель, 2011.
  2. Егорова Н.В., Поурочные разработки по литературе 8 - 11класс.
  3. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров».

В пособии представлены разработки уроков и методические рекомендации к ним. Раскрываются методические приемы, обеспечивающие развитие  умений принимать учебные цели, следовать им, действовать по плану, контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходим...

Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Данная работа вкючает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса, учебно-тематический план и тематическое планирование...

Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинения"

Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинения". Предназначен для учащихся 10-11 классов. На 34 учебных часа....

Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"

Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....

Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Рабочая программа по элективному курсу «Учимся писать сочинение-рассуждение» для 9 классов обеспечивает подготовку учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку...

Программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сочинение. Основные правила написания»

Элективный курс по литературе для 10 класса «Сочинение. Основные правила написания»....

Программа элективного курса по русскому языку «Учимся писать сочинение»

Программа элективного курса по русскому языку для 5-6 классов  «Учимся писать сочинение» предлагает эффективные подходы к обучению написания сочинения школьниками; содержит упражнения...