Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему

Даянова Наталья Владимировна

Данная работа вкючает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса, учебно-тематический план и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_pisat_sochinenie.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

русский язык и литература

 (предмет)

« ___» _________ 20   года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

____________

« ___» _________ 20   года

УТВЕРЖДЕНА

Директор

МБОУ«СОШ№43»

____________

« ___» _________ 20   года

 

                                           ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                    «Учимся писать сочинение-рассуждение»

                                       

2014 - 2015 учебный год

 Раздел I. Пояснительная записка

  .

 В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности.
Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни старался реализовать себя.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса

Теоретические:

• освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности.
Развивающие:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Практические:
• совершенствование коммуникативных умений;
• овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
• поддерживать беседу, вести спор;
• адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
• логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
•   совершенствовать и редактировать текст;
•   применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:
• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• воспитание интереса и любви к русскому языку;
• воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
• воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
•   воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить подростка  размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение  к  результатам   их  деятельности  в   сочетании  с  разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
 - здоровьесбережение.

                                         


Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Количество тестов и  работ по развитию речи

Стили речи. Типы речи.

3

-

Композиция текста-рассуждения. Виды рассуждения. Особенности.

30

6

Повторение и систематизация изученного материала.

2

-

ИТОГО

35

6


Раздел III. Календарно-тематическое планирование.

№, дата

Тема занятия

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

Вид контроля, самостоятельной работы

1,2

Функционально- смысловой тип речи: рассуждение.

 Лингводидактический аспект разграничения функционально- смысловых типов речи

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.

 Знать: понятия повествование, описание, рассуждение.

Уметь: разграничивать различные типы речи.

Тематический контроль

3,4

Стили речи. Типы речи

Стили литературного языка. Сферы общения. Термины.

Знать: стилистические разновидности языка.

Уметь: определять стиль в соотнесении с определенной сферой общения, анализировать языковые средства, используемые в разных стилях; соотносить стили и жанры.

Тематический контроль

5,6

Тип речи - рассуждение и его отличительные особенности

Тип речи. Описание. Повествование. Рассуждение.

Знать: отличительные особенности типа речи рассуждение.

 Уметь: отличать рассуждение от других типов речи; уметь строить высказывание в зависимости от цели и задачи.

Тематический контроль.

7,8

Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра  рассуждения

Композиция текста-рассуждения. Особенности построения текста-рассуждения.

Знать: структурные и композиционные особенности построения текста-рассуждения, термины: тезис, доказательство, вывод.

Уметь: строить текст-рассуждение, соблюдая языковые нормы.

Тематический контроль

9,10

Практическое занятие: создание текстов различных типов рассуждения (доказательство, объяснение, размышление)

Типы текстов-рассуждений (доказательство, объяснение, размышление)

Знать: типологию текстов-рассуждений.

Уметь: создавать текст-рассуждение в зависимости от цели высказывания.

Творческая работа по созданию текста-рассуждения

11,

12

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Знать: особенности сочинений-рассуждений на лингвистическую тему.

Уметь: строить рассуждение на лингвистическую тему.

Сочинение-рассуждение  (часть2, С2.1)

13,

14

Виды рассуждения. Их особенности и языковые средства оформления. Рассуждение - доказательство

Рассуждение-доказательство в научном стиле речи

Знать: особенности текстов-доказательств.

Уметь: находить текст-доказательство.

15,

16

Практические занятия: создание и корректировка рассуждения-доказательства

Рассуждение-доказательство как один из способов аргументации собственной позиции.

Знать: особенности рассуждения-доказательства.

Уметь: аргументировать собственную позицию, создавая рассуждение-доказательство.

Аргументация собственной позиции в сочинении-рассуждении

17,

18

Рассуждение - объяснение. Использование вводных слов и конструкций в рассуждении-объяснении.

Структура и особенности рассуждения-объяснения

Знать: структурные особенности рассуждения-объяснения.

Уметь: создавать устное высказывание в виде рассуждения-объяснения.

Устное высказывание в форме рассуждения-объяснения

10,

20

Практическое занятие

Структура и особенности устного и письменного рассуждения-объяснения

Уметь: создавать устное и письменное рассуждение-объяснение.

Письменное  высказывание в форме рассуждения-объяснения

21,

22

Рассуждение- размышление

Особенности построения рассуждения-размышления. Использование рассуждения-размышления в художественном стиле речи.

Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления.

Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля.

23,

24

Практическое занятие: построение рассуждения-размышления по образцу.

Особенности построения рассуждения-размышления. Значение эпиграфа.

Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления.

Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля, строить текст-размышление на заданную тему по образцу, подбирать эпиграф к сочинению.

Создание собственного речевого высказывания –размышления.

25,

26

Проблема текста. Приёмы формирования навыка понимания текста.

Проблема текста. Способы выявления проблематики текста. Способы формулирования проблемы.

Знать: термины проблема, проблематика, тема, идея.

Уметь: выявлять и формулировать проблемы, сформулированные в тексте.

Задания, направленные на выявление проблематики текста

27,

28

Аналитические упражнения: проблемные вопросы общего типа и индивидуального характера.

Способы выявления авторской позиции и формулировки собственной точки зрения по данной проблеме.

Знать: понятие авторская позиция, лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

Уметь: аргументировать собственное мнение по авторской позиции.

Индивидуальные задания.

29,

30

Средства языковой выразительности.

Метафора. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Оксюморон. Гипербола. Литота.

Знать: средства языковой выразительности.

Уметь: выявлять средства

языковой выразительности в текстах и определять их роль;

использовать тропы в зависимости от цели высказывания.

Анализ текста с точки зрения использования тропов.

31,

32

 Цитирование.

Лексические, морфологические и синтаксические «сигналы» текста. Способы цитирования.

Знать: принципы цитирования.

Уметь: выделять ключевые слова и «сигналы» текста, применять различные способы цитирования.

Анализировать текст с точки зрения ключевых слов.

33,

34

Создание текста-рассуждения по заданной тематике.

Текст-рассуждение (доказательство, объяснение, размышление)

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.

Уметь: применять изученный материал на практике.

Создание сочинения-рассуждения одного из типов (доказательство, объяснение, размышление)

35

Редактирование сочинений-рассуждений по заданной тематике.

Типология речевых и грамматических ошибок и недочетов.

Уметь: редактировать собственное речевое произведение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"

Данный элективный курс  рассчитан  на 17 часов. Может  использоваться в 10-11 классах....

Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходим...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Презентация элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение"

В этом учебном году представляла восьмиклассникам элективный курс "Учимся писать сочинение-рассуждение", который вела в 9 классе. Разработала данный курс Наумова И.Е., учитель МОУ «СОШ № 1 им. 39...

Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс

Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Рабочая программа по элективному курсу «Учимся писать сочинение-рассуждение» для 9 классов обеспечивает подготовку учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку...

Презентация элективного курса «Учимся писать сочинение-рассуждение».

Данный материал пригодиться учителям при презентации элективного курса. Папка содержит презентацию и методическую разработку....