Программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сочинение. Основные правила написания»
методическая разработка по литературе (10 класс)

Иванова Раиса Викторовна

Элективный курс по литературе для 10 класса «Сочинение. Основные правила написания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_literature_dlya_10_klassa.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по литературе для 10 класса

«Сочинение. Основные правила написания»

Иванова Раиса Викторовна

учитель русского языка и литературы

Сургут, 2018

1. Пояснительная записка

Элективный курс «Сочинение. Основные правила написания» предназначен для учащихся 10 класса, рассчитан на 35 часов.

Несмотря на то, что обучение написанию сочинений начинается с начальной школы, практика показывает, что не все учащиеся должным образом владеют навыками написания сочинения, так как не всегда умеют анализировать исходный текст и логически правильно и аргументировано построить свой ответ. Этим обстоятельством объясняется необходимость ведения данного элективного курса, который позволит систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории сочинения, творчески применить их на практике.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности обучающихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает школьника к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном сочинении.

Специфика курса заключается в том, что он содержит систему подготовки к творческой работе, теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения и подобранные к ним задания.

Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся компетенций, необходимых для освоения русского языка и литературы, содействие успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Задачи курса:

 -способствовать развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции обучающихся;

 -сформировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах сочинения - рассуждения;

 -совершенствовать умения интерпретировать содержание текста; последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;

-уметь создавать собственный текст определённой модели.

Формы организации учебного процесса:

 Программа предусматривает проведение уроков-практикумов, уроков творческого письма, уроков комплексного применения знаний. Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий, выполнение домашних заданий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе. К концу изучения курса у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма.

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

 -теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;  

– виды вступлений и заключений;

– основные особенности сочинения по литературе;

– основы анализа текста;

– способы аргументации в сочинении;

– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;

В результате изучения курса должен уметь:

-интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы;

 -последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;

-создавать свой текст определённой модели;

 -анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их;

 -владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.

Содержание программы

1.Введение.  (1ч.)

Многообразие форм сочинений. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения.

2. Анализ формулировки темы. (1ч.)

 Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы.

3. Работа с формулировкой темы. (1ч.)

Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы- понятия в вопрос. Ключевые слова темы.

4.  Работа над понятиями «тема-цитата», «тема-афоризм». (2ч.)

 Средства художественной выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы-афоризма.

 5. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. (1ч.)

 Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.

6. Композиция сочинения.  (2ч.)

Композиция сочинения с учётом различия родов и жанров, используемых для аргументации произведений.  Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией.

7. Написание вступления к сочинению. (3ч.)

 Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых вступлений. Творческая работа.

8. Написание заключения к сочинению. (3ч.)

 Виды заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа.

9. Главная часть сочинения: аргументация. (3ч.)

 Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении. Анализ аргументации в школьных сочинениях. Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам учебного года.

10. Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы в текст сочинения. (2ч.)

Работа с иллюстративным материалом. Способы включения иллюстративного материала в текст сочинения. Анализ проблематики темы и эпизодов художественных произведений, ее иллюстрирующих. Творческая работа.

 11. Соразмерность частей сочинения. (2ч.)

Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста. Структурные компоненты сочинения, их объем и соразмерность.

 12. Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. (2ч.)

Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом.  

 13. Речевые ошибки в сочинении. (2ч.)

Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом.

  14. Логические ошибки в сочинении.  (2ч.)

Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом.

 

 15. Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры. (2ч.)

Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки.  

 16. Изобразительные возможности лексики. (2ч.)

 Основные термины лексикологии. Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами.

 17. Выбор стиля. Оригинальность. (2ч.)

Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля.  

 18. Что значит «раскрыть тему» и как её «закрыть»? (1ч.)

Правильное понимание темы, формулировки сочинения. Что значит «соответствие теме»?  

 19. Советы пишущему сочинение. (1ч.)

Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу.

Тематическое планирование

№ п/п

Название

Всего часов

Из них

Лекция

Практика

1.

Введение.  

1

1

2.

Анализ формулировки темы.

1

1

3.

Работа с формулировкой темы.

1

1

4.

Работа над понятиями «тема-цитата», «тема-афоризм».

2

1

1

5.

Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме.

1

1

6.

Композиция сочинения.  

2

1

1

7.

Написание вступления к сочинению.

3

1

2

8.

Написание заключения к сочинению.

3

1

2

9.

Главная часть сочинения: аргументация.

3

1

2

10.

Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы в текст сочинения.

2

1

1

11.

Соразмерность частей сочинения.

2

1

1

12.

Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок.

2

1

1

13.

Речевые ошибки в сочинении.

2

1

1

14.

Логические ошибки в сочинении.  

2

1

1

15.

Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры.

2

1

1

16.

Изобразительные возможности лексики.

2

1

1

17.

Выбор стиля. Оригинальность.

2

1

1

18.

Что значит «раскрыть тему» и как её «закрыть»?

1

1

19.

Советы пишущему сочинение.

1

1

20.

Итого

35

16

19

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

План

Факт

1.

Введение в курс.

1

2.

Анализ формулировки темы.

1

3.

Ключевые слова темы.

1

4.

Средства художественной выразительности в теме-цитате.

1

5.

Анализ проблематики тем-афоризмов.

1

6.

Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.

1

7.

Композиция сочинения.

1

8.

Примеры сочинений с разной композицией

1

9.

Виды вступлений.

1

10.

Анализ образцовых вступлений.

1

11.

Практическая работа. Написание вступлений разных видов.

1

12.

Виды заключений.

1

13.

Анализ образцовых заключений.

1

14.

Практическая работа. Написание заключений разных видов.

1

15.

Главная часть сочинения. Формулировка аргументов.

1

16.

Виды и структура аргументов в сочинении.

1

17.

Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам учебного года.

1

18.

Способы включения иллюстративного материала в текст сочинения.

1

19.

Творческая работа с использованием способов включения иллюстративного материала.

1

20.

Соответствие сочинения критериям оценки.

1

21.

Работа над абзацным членением текста.

1

22.

Грамматические ошибки и их виды.

1

23.

Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом.  

1

24.

Речевые ошибки и их виды.

1

25.

Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом.

1

26.

Логические ошибки и их виды.

1

27.

Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом.  

1

28.

Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.

1

29.

Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки.  

1

30.

Основные термины лексикологии.

1

31.

Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами.

1

32.

Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков.

1

33.

Творческая работа по выработке индивидуального стиля.  

1

34.

Что значит «соответствие теме»?

1

35.

Разработка подробного алгоритма написания сочинения.

1

Литература

1.“Голография чувств и мыслей. Жанр сочинения на Едином государственном экзамене по русскому языку”. Ижевск. Научная книга, 2015.

2. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2016.

3. “Первое сентября”, журнал “Русский язык”, 2007, № 9,12.

4.Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007.

 4. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2016, 2017: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2016,2017.

 5. Скиргайло Т. О. Сочинение в жанре интервью. – Казань: Слово, 2015.

6. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айриспресс, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходим...

Программа элективного курса по литературе 11 класс

Программа элективного курса по литературе в 11 классе 34 часа (1 час /неделю)...

Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов "Экономика и право"

Данный элективный образовательный курс рассчитан по 34 часа в 10 и 11 классах, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года ....

Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"

Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....

Программа элективного курса по литературе 11 класс

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса для 11 класса составлена на основе:·         Фундаментального ядра содержания общего образования ...

Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс

Рабочая программа элективного курса по литературе  10 класс...

Рабочая программа элективного курса по литературе 9 класс

Рабочая программа элективного курса по литературе  9 класс...