Методическая разработка мероприятия, посвященного 125- летию М.А.Булгакова.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Румынская Елена Леонидовна

Мероприятие предполагает участие учеников старших классов. Представляет собой литературно-музыкальную композицю с элементами театрализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_po_m.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Л. Румынская ГБОУ СОШ 418

Мероприятие к 125-летию со дня рождения М.А. Булгакова.

«Талант  есть способность обрести собственную судьбу» (Томас Манн)

Вед: Михаил Афанасьевич Булгаков заслуженно занял почетное место в отечественной литературе как мастер,  умноживший её величие и славу. В судьбе всякого самобытного писателя имеется некая тайна, разгадывать которую приходится ему самому – своей жизнью и творчеством. Потом, после смерти творца, появляются ученые-биографы и по книгам, рукописям, письмам и мемуарам начинают воссоздавать сложную канву человеческой жизни, пытаясь заново разгадать эту тайну.

        Ведущий: Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве, в семье  профессора Киевской духовной академии, специалиста по западным вероисповеданиям. Папенька – Афанасий Иванович Булгаков-  отличался широтой интересов, много читал, очень любил музыку. Одновременно с преподаванием отец служил в киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами.

Ведущий: Маменька – Варвара Михайловна --  отдала себя воспитанию детей. У старшего Михаила было двое братьев и четыре сестры. Семья Булгаковых была большой и очень дружной. «Светлая королева» - так назовет мать писатель в первом своем романе «Белая гвардия».

Ведущий: Семья была богобоязненная, но дети все отнюдь не были религиозными. Булгаков получил прекрасное домашнее  воспитание. Впоследствии он говорил жене:

МАБ: «Знаешь, я очень благодарен отцу, что он заставил меня выучить языки», то есть французский, немецкий, английский, греческий и латынь.

ВЕД: Украинский, выросши в Киеве, Булгаков владел свободно; испанский и итальянский добавились в 30-е годы в Москве.  

Вед: Надо сказать, что Миша рос чрезвычайно ранимым и впечатлительным ребенком. Однажды, лет в 12, таинственно блестя глазами, он сказал сестре Наде: «Ты думаешь, я сегодня ночью спал? Я был на приеме у Сатаны !...»

Ведущий: Главной трагедией детства  стала безвременная  кончина отца. Афанасий Иванович Булгаков – человек высокой души и огромной эрудиции, скончался 14 марта 1907 года. Болезнь была непродолжительной. И смерть главы семейства обрушилась на всех как сошедшая с гор лавина.

Вед: Пятнадцатилетний Миша пережил этот удар судьбы едва ли не тяжелее остальных. Но именно с тех пор в его характере  навсегда укоренились гордость, обостренное чувство собственного достоинства, обидчивость, упрямство и даже некоторая заносчивость.

Вед: В 1901 году был принят в первый класс первой Киевской гимназии «особого устава», гордившейся такими выпускниками, как   шекспировед Николай Иванович Стороженко, скульптор Павел Парменович Забелло,    художник Николай Николаевич Ге. После окончания гимназии, Булгаков поступил  на медицинский факультет Киевского университета, который окончил с отличием. К профессии медика, биолога-экспериментатора его влекла романтика юности.

Вед: Первым проявлением своеволия и легкомыслия стала женитьба на Татьяне Лаппа, которая все десять лет совместной жизни была  его «ангелом - хранителем». Без сомнения, она спасла его от смерти на Кавказе во время гражданской войны, она же помогла ему вырваться из объятий наркомании.

Вед:  Период морфинизма – одно из самых тяжелых испытаний на жизненном пути. Во время работы земским врачом на Смоленщине возникла опасность заражения дифтеритом. Чтобы избежать страшной угрозы, врач сделал прививку от дифтерита. Однако организм отреагировал отеком лица и столь страшным зудом, что Булгаков, понимая всю опасность процедур, делал инъекции морфия. Работая со страшным напряжением, принимая до  ста больных в день. Не имея возможности для полноценного отдыха и лечения, М.А. Булгаков прекрасно понимал, чем всё может закончиться.

Вед: автобиографические строки из незавершенной повести «Морфий» невозможно читать без  ужаса.

(читать отрывок, или фильм)

Вед: При помощи жены – Татьяны Николаевны  о второго мужа матери – врача Ивана Васильевича Воскресенского писатель сумел навсегда избавиться от пагубной привычки, причем сделал это на инъекциях обычной воды. Для простого смертного эта вещь совершенно непостижима.

Вед: В сентябре 1921 года  Булгаков  приехал в Москву, «чтобы остаться в ней навсегда». «Великий город Москва», - так он запишет в своем дневнике. А в письме матери Варваре Михайловне от 17 ноября 1921 года напишет :

МАБ: «Дорогая мама, как вы поживаете, как ваше здоровье ?... Очень жалею, что  в маленьком письме не могу вам передать подробно, что из себя представляет сейчас Москва. Коротко могу сказать, что  идет бешеная борьба за существование и приспособление к новым условиям жизни.  < … >  . Работать приходится не просто, а с остервенением. С утра до вечера, и так каждый без перерыва день.  Идет полное сворачивание советских учреждений и сокращение штатов. Я предпринимаю попытки к поступлению в льняной трест… итак, лен, промышленная газета и случайная частная работа – вот что предстоит. Знакомств масса: и журнальных, и театральных,  и деловых просто. Это много значит в теперешней Москве… Вне такой жизни жить нельзя, иначе погибнешь. В числе погибших быть не желаю. По ночам урывками пишу «Записки юного врача». Может выйти солидная вещь. Но времени, времени нет!».

ОТРЫВОК ИЗ «ЗАПИСОК ЮНОГО ВРАЧА»

«Итак, я остался один. Вокруг   меня – ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило,   в трубах завыло… Привезли ко мне  в одиннадцать часов ночи девочку. Слабая девочка. Помирает…. Я посмотрел на нее и забыл на время оперативную хирургию, забыл все решительно из-за красоты девочки. С чем бы ее сравнить? Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали. Но только странная муть гнездилась на дне ее глаз, и я понял, что это страх,  - ей нечем было дышать. «Она умрет через час», -  подумал я совершенно уверенно, и сердце мое болезненно сжалось…

-Дифтерийный круп,  - сквозь зубы сказал я матери. – Ты о чем думала? О чем думала? Вот что. Девочка умирает. И ничто ей не поможет, кроме одного – операции.

-Не согласна! – резко сказала мать.

-Что вы, с ума сошли? Губите девочку. Соглашайтесь. Как вам не жаль?

-Батюшка, как же так, горло девчонке резать? Да разве ж это мыслимо?

-В операционную  их не пускать! – приказал я.

Я вколол нож в горло, затем серебряную трубку вложил в него. Я глубоко вздохнул и остановился: больше  делать мне было нечего.

Сквозь сон и пелену пота, застилавшую мне глаза, я видел счастливые лица акушерок, и одна из них мне сказала:

-Ну и блестяще же вы сделали, доктор, операцию.

Прошел месяц, другой. Много я уже перевидал, и было уже кое-что страшнее горла. Я про него и забыл.  Прием увеличивался с каждым днем. Крупный снег шел, все застилало, фонарь горел, и дом мой был одинок, спокоен и важен. И я, когда шел, хотел одного – спать».

Вед: тот же 1921 год. 1 декабря Письмо сестре Надежде Афанасьевне:

МАБ: «Я заведую хроникой «Торг.Пром.Вести», и если сойду с ума, то именно из-за него. Представляешь. Что значит пустить частную газету ?... Я совершенно ошалел. А бумага!! А если мы не достали объявлений?  А хроника! А цены! Целый день, как в котле… Не удивляйся дикой небрежности письма. Это не нарочно, а потому, что буквально до смерти устаю. Махнул рукой на все. Ни о каком писании не думаю. Счастлив только тогда, когда Таська поит меня горячим чаем»

Вед: Татьяна Лаппа – первая жена Михаила Булгакова, родилась в Рязани, где отец служил податным инспектором, затем казначеем в Омске. В доме Николая Николаевича давались роскошные  обеды (до ста человек), детям было раздолье. Михаилу Афанасьевичу нравилось в этом богатом, теплом, не чопорном дом е. В пьесе «Дни Турбиных» Булгаков вспомнит рассказы Татьяны о сослуживцах отца, о съездах с обильной едой и многочисленными речами.

ВЕД: осень и зиму 1912-1913 годов Булгаков и Лаппа почти не расставались. «Ходим в театр, слушаем «Фауста», «Кармен», «Севильского цирюльника», «Аиду».

Вед: В апреле 1912 года они повенчались.

Вед: Татьяна Лаппа вспоминала: «Михаил Афанасьевич очень любил увертюру к «Руслану и Людмиле», любил «Аиду». Напевал «Милая Аида, Рая созданье». Но больше всего любил «Фауста», и чаще всего напевал «На земле весь род людской»»,

МАБ: И вновь дневник: «9 февраля 1922 года «Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем… Обегал всю Москву. Нет места. Валенки рассыпались».

Вед: И снова в 1922 году в письме матери:

МАБ: «Я очень много работаю, горю в работе. Самый ужасный вопрос в Москве – квартирный. Живу в комнате на Большой Садовой,    дом 10, квартира 50. Комната скверная, соседство тоже. В общем, нехорошая квартира.»

Вед: в 1923 году состоялось знакомство с Алексеем Николаевичем Толстым.

Вед: В своем дневнике Булгаков заметит (Вероятно, не без иронии) «В театре Зимина было полным-полно. На сцене масса народу, журналисты, знакомые и прочие. Сидел рядом с Катаевым. Толстой, говоря о литературе, упомянул в числе современных писателей меня и Катаева.»

Вед: Надо сказать, что личность Алексея Николаевича Толстого, его жизненная позиция вызывали у М.А. Булгакова напряженный интерес, хотя и окрашенный несколько иронически. По устным свидетельствам Валентина Катаева, Булгаков ездил с ним вместе на дачу к Толстому, в Ивановку. Вот что Булгаков писал в дневнике после одного из таких визитов:

МАБ: «Трудовой граф чувствует себя хорошо, толсто и денежно. Зимой он будет жить в Петербурге, где ему уже отделывают квартиру, а пока что живет под Москвой на даче».

Вед: 9 сентября  Булгаков снова  у Толстого на даче и читает ему свой рассказ «Дьяволиада». Толстой сказал, что берет этот рассказ в Петербург и хочет пристроить его в журнал «Звезда» со своим предисловием.

Вед: в 20-е годы М.А. Булгаков  активно писал рассказы, повести, пьесы. Однако мало, что из написанного было опубликовано. Зато уже к концу двадцатых годов он подвергся травле критики. Но об этом позже.

Вед: А пока в Москве 1924 год, в первые месяцы которого происходили  важные события в жизни Михаила Афанасьевича. Развивался роман с Любовью Евгеньевной Белозерской. Шагом к этому стал развод с Татьяной Николаевной.

Татьяна: «Мы развелись в апреле 1924 года, он сказал мне

МАБ : «Знаешь, мне просто удобно говорить, что я – холост. А ты не беспокойся – все останется по-прежнему. Просто разведемся формально».

Татьяна: Значит я снова буду Лаппа?

МАБ: Да,  а я Булгаков.

Татьяна: Но мы продолжали жить   на Большой Садовой.. Он познакомил меня с Любовью   Евгеньевной, она раньше жила в Киеве с журналистом Финком, потом уехала с Василевским в Москву, где он ее оставил.  Ей негде было жить.

Вед: Булгаковы приютили её у себя. М.А. тогда сказал:

МАБ: Пусть Люба живет с нами

Татьяна: Как же это, в одной комнате?

МАБ: Но ей же негде жить.

Вед: Издательские дела весной 1924 года шли неплохо. Вышла в сборнике «Недра» «Дьяволиада», в апреле заключен договор с журналом «Россия» на печатание романа «Белая гвардия».

Вед: В «Дьяволиаде »развивалась и переосмысливалась тема «маленького человека». Автор описывает набирающую все новые обороты бюрократическую машину, колеса которой перемалывают мелкого советского служащего делопроизводителя Варфоломея Короткова.

Вед: В 1925 году журнал «Россия» опубликовал 2 части (из трех) романа «Белая гвардия». Полностью роман был опубликован лишь в 1929 году в Париже.

Вед: Татьяна Николаевна Лаппа вспоминала:

Татьяна: «В один из дней он пришел ко мне домой, принес журнал «Россия» с началом  романа. На первой странице я прочла: «Посвящается Любови Евгеньевне Белозерской». Я все - таки удивляюсь, кажется, всё это мы пережили вместе… Я все время сидела около тебя, когда ты писал. Вечерами тебя ждала.

Вед: а он сказал

МАБ: Она меня попросила. Я чужому человеку не могу отказать, а своему – могу…

Татьяна: Ну и забирай свою книжку (бросает ему под ноги)

Вед: В «Белой гвардии» писатель обратился к драматическим событиям в Киеве на переломе 1918-1919 годов.  В доме семьи Турбиных запечатлел он родной дом на Андреевском спуске. Сохранение Дома, родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны стало лейтмотивом романа.

Сидящие за столиком.  (отрывок из романа «Белая гвардия»)

  1. Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко на небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный,  дрожащий Марс.
  2. Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?
  3. Когда отпевали мать, был май, вишневые деревья и акации наглухо залепили стрельчатые окна.
  4. Отпели, вышли на гулкие паперти и проводили мать через весь громадный город на кладбище. Где под черным мраморным крестом давно уже лежал отец. И маму закопали. Эх…  эх…
  5. Много лет до смерти   в доме № 13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку - маленькую, Алексея старшего и совсем  крошечного  Николку.  Часы играли  гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей.
  6. Бронзовая лампа под абажуром,    лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным  старинным шоколадом,  с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры – все семь пыльных  и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:  - Дружно… живите.
  7. Но как жить? Как же жить? Алексею Васильевичу турбину, старшему, - молодому врачу – двадцать восемь лет. Елене – двадцать четыре, а Николке – семнадцать с половиной…
  8. Восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грозней и щетинистей.
  9. Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи. Мать сказала детям: - Живите. А им придется мучиться и умирать.
  10. В столовой жарко, уютно, кремовые шторы задернуты. И жар согревает, рождает истому.

-А ну-ка, сыграй «Съемки»

Трень-та-там,  трень-та-там

            Сапоги фасонные,

             Бескозырки тонные.

Елена: Погодите. Слышите, слышите?  (звучит романс «Белой акации гроздья душистые»)

Вед:   После публикации «Белой гвардии» Булгаков получил официальное письмо от руководства Художественного театра с просьбой написать пьесу по мотивам романа. Так родились «Дни Турбиных»,   поставленные  в 1926 году и сделавшие автора знаменитым.

Вед: Роман «Белая гвардия» о духовном пути интеллигенции среди взаимоисключающих требований времени. Герои с пониманием относились к стремлению большевиков сменить изживший себя строй, но пренебрежение вечными устоями воспринималось ими как катастрофа с тяжелейшими последствиями для страны.

Вед: обеспечить себе поддержку роман не мог. Он был открыт для заглушающей критики, к тому же печатался в журнале  «Россия», который вскоре был закрыт, организаторы его высланы, а у участников был произведен обыск.

Вед: 7 мая 1926 года к нему пришли с обыском, Любовь Евгеньевна Белозерская вспоминала: «Пришел следователь Славкин со своим помощником и с арендатором дома в качестве понятого. Во время обыска переворачивали кресла, кололи их длинной спицей»

МАБ: Председателю Совета народных комиссаров литератора Михаила Афанасьевича Булгакова заявление. 7 Мая   сего года представителями ОГПУ у  меня  был произведен обыск (ордер 2287, дело 45), во время которого у меня были  отобраны  с соответствующим занесением в протокол мои, имеющие для меня громадную интимную ценность рукописи: повесть «Собачье сердце» в 2-х экземплярах,  и «Мой дневник» (3 тетради). Убедительно прошу о возвращении мне их. Михаил Булгаков 24 июня 1926года.

Вед: Впечатление, произведенное на МАБ этим событием, трудно переоценить. Мысль о том. Что его интимные, не известные даже близким,   записи читаются посторонними людьми, преследовала долгие годы его – человека скрытного, ранимого, закрытого почти от всех.  

ВЕД:  В дневнике достаточно откровенно фиксировался его взгляд на  текущие события, на положение в стране. С этого момента начинался новый этап его отношений с властью.

МАБ:  22 сентября. Из протокола допроса в ОГПУ «Повесть  о собачьем сердце» не напечатана по цензурным соображениям. Считаю, что произведение вышло гораздо более злостным, чем я предполагал. Причины запрещения печатания мне понятны.

Вопрос: Считаете ли вы, что в «Собачьем сердце» есть политическая подоплека?

Ответ: Да, политические моменты есть, оппозиционные к существующему строю. М. Булгаков.

МАБ: 22 января 1926 года.   Я очень интересуюсь бытом интеллигенции русской и люблю её, считаю хотя и слабым, но очень важным слоем в стране. Судьбы её мне близки, переживания дороги. Значит, я могу писать только из жизни интеллигенции в советской  стране. Но склад моего ума сатирический, из-под пера выходят вещи, которые порою остро задевают общественно-коммунистические круги. Я всегда пишу по чистой совести и так, как вижу! Отрицательные явления жизни в Советской стране привлекают мое пристальное внимание, потому что в них я инстинктивно вижу большую пищу для себя (я - сатирик).

Вед: Повесть «Собачье сердце» не публиковалась в России до 1987 года Шестидесятилетний запрет на публикацию объяснялся   отзывом Льва Каменева «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя»

(отрывок из  фильма  «Собачье сердце» реж. В. Бортко – никогда не читайте газет перед  обедом,   о разрухе)

Вед: В июле 1929 года Булгаков пишет генеральному секретарю Партии Иосифу Виссарионовичу Сталину заявление:

МАБ: В этом году исполняется  10 лет с тех пор, как  я начал заниматься литературной работой в СССР. В настоящее время я узнал  о запрещении к представлению «Дней Турбиных», и «Багрового острова», «Зойкина квартира » была снята после двухсотого представления в прошлом сезоне по распоряжению властей.

 Таким образом, к настоящему театральному сезону все мои пьесы  оказываются запрещенными.  Ранее этого подверглась запрещению моя повесть «Записки на манжетах». Запрещен к переизданию сборник сатирических рассказов «Дьяволиада», запрещен к изданию сборник фельетонов, запрещены в публичном выступлении «Похождения Чичикова». Роман «Белая гвардия» был прерван  печатанием в журнале «Россия», так как запрещен был самый журнал.  По мере того, как я выпускал в свет свои произведения, критика СССР обращала на меня все большее внимание. Чем большую известность приобретало моё имя в СССР и за границей, тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие характер неистовой брани.

 Бессильный защищаться, я подавал прошения о разрешении, хотя бы на короткий срок,  отправиться за границу. Я получил отказ.  Я подавал много раз прошение о возвращении мне рукописи из ГПУ и получал отказы или не получал ответа на заявления.

К концу десятого года силы мои надломились, затравленный, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женой Любовью Евгеньевной Булгаковой.

ВЕД: Письмо возымело действие. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил Сталин. В результате состоявшегося разговора была удовлетворена просьба драматурга о назначении его режиссером-ассистентом во МХАТ. Заботы о куске хлеба отпали, но после 1927 года в СССР Булгаков практически не публикуется.

Звонок звенит.

МАБ: Слушаю.

Сталин: Здравствуйте, товарищ Булгаков.

МАБ: Здравствуйте, товарищ Сталин.

Сталин: А, может быть, правда, вы проситесь за границу? Что, мы вам очень надоели?

МАБ: Я очень много думал в последнее время…   может ли   русский писатель жить  вне родины. И мне кажется, что не может

Сталин: Вы правы, я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В художественном театре?

МАБ: Да, я хотел бы. Но я говорил об этом  и мне отказали.

Сталин: А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с вами.

МАБ: Да, да! И.В.  мне нужно с вами поговорить.

Сталин: Да, нужно найти время и встретиться, обязательно. А теперь желаю Вам всего хорошего.

МАБ: До свидания, товарищ Сталин.

Елена Сергеевна: Но встречи не было. И всю жизнь МА задавал мне один и тот же вопрос. Почему он раздумал? И всегда я отвечала одно и то же: а о чем он мог с тобой говорить? Ведь он прекрасно понимал после твоего письма, что разговор будет не о квартире, не о деньгах.

  ВЕД: 2 октября МАБ пишет заявление в СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ с просьбой исключить его из Союза.

ВЕД: Рукописи дневника  и «Собачьего сердца» потом вернут, но в обмен на заявление о вступлении в СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ (который стал прототипом МАССОЛИТа в романе «Мастер и Маргарита»). Булгаков переступит через себя ради спасения «Собачьего сердца» и напишет это заявление 29 мая 1934 года.

ВЕД: Но вернемся  еще раз к зиме 1929 года. 28 февраля 1929 года состоялось знакомство  Елены Сергеевны Шиловской с МАБом на квартире художников Моисеенко.

Елена СЕРГЕЕВНА: Я была просто женой  генерал-лейтенанта Шиловского, прекрасного, благороднейшего человека. Это была счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей. Вообще все было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно, я поняла, что это моя судьба. Несмотря на безумно трудную трагедию разрыва, я пошла на все это, потому что без МА  для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания её.

ВЕД: Е.С. стала бывать в доме Булгаковых, подружилась с Любовью Евгеньевной Вскоре  у Е.С.  с М.А.  возник тайный роман.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА: Летом 1929 года  я уехала лечиться в Ессентуки. М. А.  писал мне туда прекрасные письма, посылал лепестки красных роз, но я не могла хранить эти письма. В одном из писем было сказано: «Я приготовил вам подарок, достойный Вас…» Когда я  вернулась в Москву, он протянул мне тонкую тетрадь, исписанную почти до конца с надписью «сентябрь 1929», «Тайному другу».

ВЕД: Елене Сергеевне было трудно оставить мужа – Евгения Александровича Шиловского, которого она очень любила, но какая-то тоска терзала её сердце уже давно. Еще в 1923 году она писала сестре Ольге:

Елена Сергеевна: «Ты знаешь, как я люблю мужа, сына, но все-таки я чувствую, что такая тихая семейная жизнь не совсем по мне. Иногда на меня находит такое настроение, что я не знаю, что со мной делается. Ничего меня дома не интересует, мне хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать, но хочется очень»

ВЕД: В 1931 году о связи узнал Евгений Шиловский. Последовало бурное объяснение (грозил пистолетом Булгакову). На время Е.С. И М.А. расстались.

Елена Сергеевна: Я не видела Булгакова двадцать месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма,  не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, это была судьба. Потому что, когда я первый раз  вышла на улицу, то встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было:

МАБ: «Я не могу без тебя жить».

Е.С.:  И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, не смотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что  я приняла со смехом. Он мне сказал:

МАБ: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках…».

Е.С.:  И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на руках».  Он сказал:

МАБ: Я говорю очень серьёзно! Поклянись!». И в результате я поклялась.

ВЕД: Евгений Александрович Шиловский писал в сентябре 1932 года родителям Елены Сергеевны в Ригу: «Дорогие Александра Александровна и Сергей Маркович! Когда вы получите это письмо, мы с Еленой Сергеевной уже не будем мужем и женой. Мне хочется, чтобы вы правильно поняли, что произошло. Я ни в чем не обвиняю  Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак пришел к своему естественному завершению. Мы исчерпали друг друга, каждый, давая другому то, на что он был способен. Раз у Люси родилось серьёзное и глубокое чувство к другому человеку, - она поступила правильно, что не пожертвовала им. Мы хорошо прожили целый ряд лет и были очень счастливы. Я бесконечно благодарен Люсе за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в свое время. Я   СОХРАНЯЮ САМЫЕ ЛУЧШИЕ И СВЕТЛЫЕ ЧУВСТВА К НЕЙ И К НАШЕМУ ОБЩЕМУ ПРОШЛОМУ. Мы расстаемся друзьями».

ВЕД: 3 октября брак Елены Сергеевны с Шиловским был расторгнут, а уже 4 октября заключен брак с Булгаковым. Сохранилась его шутливая записка, переданная на заседании во МХАТе режиссеру Василию Григорьевичу Сахновскому:

МАБ: «Секретно. Срочно. В три с тремя четвертями я венчаюсь  в ЗАГСе. Отпустите меня через 10 минут, пожалуйста».

ВЕД: В том же 1932 году появилась надежда увидеть на сцене пьесу «Мольер». Она была разрешена цензурой, но постановка была сорвана после долгих и сложных репетиций.

ВЕД: После  случая с «Мольером» МАБ уходит из МХАТа и поступает  на службу в Большой театр. Несколько улучшается материальное положение. Но муки вынужденной немоты усугубляются, так как книги не доходят до читателей, почти все пьесы так и не были поставлены при жизни автора. Булгаков не молчал, писал. В 30-е годы силы отдавал работе над романом «Мастер и Маргарита».

(отрывки из романа «Мастер и Маргарита»)

Вед: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Вед: «Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах.  Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала  в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?!  ….  Что  нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме? Не знаю. Мне не известно».

Вед: «Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветки клена… На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела кудрявая черноволосая лет двадцать, безудержно хохочущая, скалящая зубы. Половая щетка, щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню. Концом своим она выбивала дробь на полу, лягалась и рвалась в окно. Маргарита взвизгнула от восторга и вскочила на щетку верхом. Невидима и свободна! Невидима и свободна!».

ВЕД: В 1966 году в журнале «Москва» опубликован роман «Мастер и Маргарита», который поразил своих новых современников художественным совершенством, ясностью духа и трезвым дружелюбно-насмешливым пониманием бедствий эпохи. В романе МАБ давал выход своей любимой идее, что добро должно быть с головой и притом своей.

МАБ: Советский строй хороший, но глупый, как бывают с хорошим характером, но не умные.

ВЕД: Роман создавался с 1928 по 1940 год, то есть около 12 лет. Его последние главы немногочисленные друзья слушали «закоченев» и всячески отговаривали подавать «наверх» - «ужасные последствия могут быть». К настоящему времени он переведен на основные языки мира. Литература о нем растет. Множатся инсценировки и экранизации.

ВЕД: «Рукописи не горят» - эта фраза Булгакова обошла весь мир. В том, что рукописи не горят, убеждает нас судьба самого МАБ – писателя, пьесы которого снимали со сцены,  произведения не печатали. Но наступило время и его слово дошло до читателя.

ВЕД:  Мастер вознагражден за свои страдания, ему дарован вечный покой. Он не в силах физически бороться со злом, но его роман – это уже подвиг, так как несет людям веру в добро, справедливость, любовь, человечность и противостоит злу и насилию. В этом и заключается предназначение настоящего творца.

ВЕД: Роман был закончен в последние дни жизни МАБа.

ВЕД: После продолжительной болезни МА скончался 10 марта 1940 года..

ВЕД: Из дневника Елены Сергеевны 10 марта Миша умер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока посвященного 70-летию Великой Победы "Мы этой памяти верны..."

Цель урока: знакомство с героическим прошлым России, воспитание гражданской позиции  обучающихся. Задачи урока:- познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны как тя...

разработка мероприятия посвященного 70-летию ВОВ "Память сильнее времени"

Разработка мероприятия посвященного 70-летию ВОВ "Память сильнее времени"нацелена на осуществлении следующих воспитательных задач:1.воспитывать патриотические чувства, прививать любовь к родине;2.углу...

Методическая разработка мероприятия к 75-летию Победы под Сталинградом "Наши родные герои"

Методическая разработка мероприятия к 75-летию Победы под Сталинградом на основе материала, собранного обучающимися о своих родных....

Методическая разработка квеста, посвященного 80-летию образования Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа

В целях актуализации знаний учащихся  по истории родного края разработан квест для средних классов. Квест состоит из 4 этапов, за прохождение которых команда набирает определенное количество балл...