Открытый урок по литературе к году литературы
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Открытый урок по литературе к году литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_muzhestva_tekst.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Вступительное слово.

       В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло больше полувека?». Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

        Какое стихотворение о войне вы более всего любите?

       На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Дело в том, что многие стихи нам по-разному дороги и любимы. Да к тому же поэзия обладает очень интересным свойством: одни и те же стихи по-разному воспринимаются в разное время. У Юлии Друниной, которая прошла фронт в самом тяжком роде войск - в пехоте, есть стихи о ее погибшей подруге. Стихи эти простые, но у меня проступили слезы, когда я читал их в первый раз.

Есть одно  военное стихотворение необычайной судьбы. Я имею ввиду «Жди меня» Константина Симонова. Немудренные, казалось бы строчки в один день узнала вся страна. Они потрясли всех:

Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть скажет - повезло…

Это был крик души, но не одного поэта, а всего народа. На фронте эти стихи вырезали из газеты, переписывали и сними шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами. В то время все было общим - страдание и горе, надежды и в радости, вера в победу и недоумение, что враг так быстро продвигается в глубь нашей страны. В первых рядах бойцов была и поэзия. Вслушайтесь в суровые строки стихотворения Анны Ахматовой «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без  крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Это стихотворение я тоже люблю, но кроме него у меня еще много любимых стихов, написанных разными поэтами…

Потому что каждый поэт-это особый мир, особый взгляд на жизнь. В том числе и на войну. Когда множество не похожих друг на друга поэтов по –разному рассказывают о войне, то получается полная и объемная картина. И еще - всегда интересно увидеть то, чего не знаешь или не разглядел сам.

А как вы думаете: в те годы было больше поэм или стихотворений, баллад  или песен?

Были стихотворные произведения  всевозможных жанров. Все они отражали чувства, настроения народа, бойцов, например: «Связист», «Песня смелых»  А.Суркова, стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Сын артиллериста» К.Симонова и  «Баллада о красноармейце Демине» А.Прокофьева, «Машинист» И.Уткина, «Разговор с соседкой» О.Берггольц и «Песня о Днепре» Е.Долматовского, «До свиданья, города и хаты» М.Исаковского, «Баллада о мальчике» И.Сельвинского и поэма  П.Антокольского «Сын», стихотворение П.Шубина «Шофер»,  «Баллада об одиночестве» С.Гудзенко и многие другие. Но, конечно, стихотворения и песни, как наиболее простые жанры, были нашим главным, говоря по-военному, «оперативным оружием».  

С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. По мнению литературоведов, критиков, его стихотворение «Я убит подо Ржевом» можно считать первым памятником Неизвестному солдату, первым в его честь зажженным вечным огнем.

Стихотворения и поэмы Александра Твардовского, безусловно, занимают в поэзии о войне особое место. Поэма «Василий Теркин»-это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки, тут и раздумье поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая прибаутка, и глубокая мысль. Тут, наконец, рядом, казалось бы, несовместимое - кровь и слезы, шутка и смех. И все это написано простым и при этом ярким, образным языком.

Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат. Вспомним, например, стихотворение-песню Евгения Винокурова «Москвичи». Словно видим картину одиноких матерей, не дождавшихся своих сыновей:

В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире

Который год подряд,

Одни в пустой квартире,

Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной

Пылает над Москвой

В окне на Малой Бронной,

В окне на Моховой.

Вот - вы назвали стихотворение Юлии Друниной  о погибшей подруге, но есть и другое стихотворение, в котором она пишет, как страшна война:

Я только раз видала рукопашный.

Раз  наяву и тысячи во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Конечно, о войне знают лучше те, кто был на поле боя. Писатель-фронтовик замечает  то,  что видит не каждый солдат. А это те существенные мелочи, из которых  складывается яркая картина времени и событий… Послушайте стихотворение Юрия Белаша «Под пулеметным огнем».

Из черной щели амбразуры-из перекошенного рта,

По нас, по полю, по лазури-«та-та-та-та!», «та-та-та-та!».

А мы лежим и хрипло дышим, уткнувшись касками в траву,

И пули-спинами мы слышим-у ног тугую землю рвут.

И страшно даже шевельнуться под этим стелющим огнем…

Я помню наизусть многие его стихи, но просто невозможно прочитать все.  Я только перечислю некоторые из тех, которые особенно дороги: «Штыковой бой», «Оглохшая пехота» и другие. И все же во время войны писали не только о сражениях. Солдаты тянулись к душевному теплу, к лирическим исповедальным стихотворениям. Например, очень известным было стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». В нем слышится и сострадание, и сочувствие, и нежность ко всем переживающим страшные годы войны. Здесь каждая строчка-картина:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди.

Как слезы они вытирали украдкою

 Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»

И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел  тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась.

Такие стихотворения поддерживали не только воинов, но и их родных. Ольга Берггольц  в  стихотворении «Твой путь» говорит о силе любви, которая сильнее ненависти, войны и смерти…

Что может враг?  Разрушить и убить.

И только-то?

А я могу любить,

А мне не счесть души моей богатства,

А я затем хочу  и буду жить,

Чтоб всю ее как дань людскому  братству

На жертвенник всемирный положить…

Очень скоро стихотворения о любви, полные человечности, душевной теплоты, превращались в песни и еще скорее облетали всю страну.

«Я обращаюсь к молодым», потому что оно в тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. Оно было написано в год 20-летия Победы и обращался к призывникам-ровесникам Победы.

Я помню этот тяжкий бой:

В ту ночь да раненных солдата

Бежали тайно из санбата

К себе домой-к передовой.

Всю ночь гремел железный гром,

А утром тех солдат убило,

И рота их похоронила

На высоте, в песке сыром.

А вы, в невинной простоте,

Поете в тишине негромко

О «безымянной высоте

У незнакомого поселка».

Я нюхал тех сражений дым,

И видел слева смерть с справа,

И это все дает мне право-

Я обращаюсь к молодым:

- Мальчишки, вам по двадцать лет

И вы - ровестники победы, Но смысл ее - не в трубной меди,

Поверьте мне, не в этом. Нет!

Петь можно и о высоте,

О том, как падает ракета,

Но надо быть на высоте,

Когда понадобится это.

 В этом стихотворении автор показывает высоту духа, моральную высоту, о которой о которой необходимо помнить всегда, в любом возрасте и в любое время.

Сейчас ото всюду мы слышим, что народы не хотят войны.

Конечно, не хотят. И даже в дни войны стихи были проникнуты не только чувством гнева, но и чувством острого сострадания. Вот почему так часто вспоминается во всех публикациях и стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом», и слова другого короткого его стихотворения - как бы призывающего каждого из нас быть готовым к ответу перед собственной совестью:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что  они - кто старше, кто моложе-

Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Мне  кажется, что не случайно молодежь все чаще включает в свои выступления и концерты стихотворения и песни о войне, о памяти и совести, которые проверялись в жестокие годы военных лет. Например, различны стихотворения Анатолия Жигулина и Владимира Высоцкого, но одинаково скорбная нота в них о павших бойцах.

Из стихотворения «Калина» А.Жигулина:

…Окопы старые закрыты пашнями.

Осколки острые  давно поржавели.

Но память полнится друзьями павшими.

И сны тревожные нас  оставили…

и слова В.Высоцкого из стихотворения «Братские могилы»:

…У братских могил нет заплаканных вдов,-

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?...

А каково значение этих стихов о войне в наше мирное  время?

Особое свойство художественной литературы заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом:  «Как бы я  поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне - это школа мужества. И нам легко поставить себя на место этих людей: они - почти наши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи. А некоторые из них в полном смысле - ваши ровесники - я имею ввиду сыновей полка.

Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание силы духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через   искусство и литературу. Да, литература отражает все стороны жизни и передает через отношение своих героев к той или иной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по литературе "Зорко одно лишь сердце" по повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Открытый урок в 5 классе. "Зорко одно лишь сердце". Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Урок истории "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"

Презентация к открытому уроку "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"...

Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 8-ом классе «Любовь и жизнь Роберта Бернса – The Love and Life of Robert Burns»

Урок является заключительным в системе занятий по теме «Творчество Роберта Бернса», поэтому обучающей целью является обобщение материала по биографии и творческой деятельности Бернса. Урок тесно связа...

Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Презентация к открытому уроку по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Технологическая карта урока по Литературе, посвященного Году литературы

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...

Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»

Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...