УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА «ТРУДНЫЙ ХЛЕБ».
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Боровская Марина Александровна

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА  «ТРУДНЫЙ ХЛЕБ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nravstvennosti.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА

«ТРУДНЫЙ ХЛЕБ».

                                                                                                   

«Лучший способ сохранить друзей – не предавать их».                                        

У. Мизнер

Ход урока:

Вводное слово учителя: Литература не только учила, но и воспитывала, проповедуя сострадание к ближнему, любовь к «братьям меньшим», закаляла дух и волю читателя, проводила четкую грань между нравственным и безнравственным. Быть терпимее, милосерднее, щедрее, добрее учат нас произведения В.П.Астафьева, В.Г Распутина, М.М.Пришвина, Ю.М.Нагибина и Е.И.Носова.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Носова «Трудный хлеб».

Давайте обратим внимание на слова:

  • нравственность внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;
  • уважение– 1. Почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств и т.п.  2. Уважительное    отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей и т.п.;
  • сострадание жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Давайте начнем с домашнего задания (творческая работа). Вы должны были нарисовать своих домашних любимцев, кто-то принес фотографии. Давайте посмотрим на слайды и увидим ваших четвероногих друзей. Я вижу, с какой нежностью и любовью вы их рисовали и фотографировали. Какие они красивые, какие у них добрые и ласковые клички .

Подготовка к восприятию текста.

- Почему вы так старались, когда рисовали их, фотографировали, придумывали им имена?

- Вспомните, когда первый раз вы увидели своего  будущего друга, какие чувства вы при этом испытали?

- Что вы любите в животных?

- Чувствуют ли животные любовь? Как?

Учитель обращает внимание учеников на вопрос и просит дать на него  ответ одним определением:

- Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью… Учитель записывает то, что предлагают ученики, при этом пишет слова в две колонки: в одной – слова, положительно характеризующие поступки людей, в другой –отрицательно.)

- А теперь давайте подумаем, почему одна колонка получилась длиннее, чем другая? Чем вы это можете объяснить?

Чтение текста 

Работа по тексту .

-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?

- Что удивило рассказчика? Как в диалоге между охотником и рассказчиком передается удивление последнего? (Ученики обратят внимание на знаки препинания, лексику: «пристально», «недоверчиво», «повернулся от изумления»; повторы: «слепой... совершенно слепой».)

-Как охотник относится к Чангу? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)

- Продолжите фразу:

Охотник относился к Чангу … (как?)(Может быть составлен такой ряд: по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)

- В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?

- В чем был «неосторожен» рассказчик? - Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)

- Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет.Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)

-Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?

- Попробуйте дать характеристикуохотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.

 

-А теперь ребята давайте поработаем над текстом.

(У детей открыты учебники, они самостоятельно работают над текстом. Все цитаты дети находят сами, дают сами лексическое значение словам, которые просит найти учитель, определяют тип речи, находят выразительно- изобразительные средства языка…).

- Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)

- Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)

- В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)

- Дайте лексическое значение слову «трудный», которое встречается в начале произведения. (Требующий большого труда, напряжения.)

- Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)

- В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе
кажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)

- Изображение осеннего пейзажа представляет собой? Укажите тип речи? (Описание).

- Рассказ хозяина о Чанге («Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет...») представляет собой? Тип речи? (Повествование).

- В словосочетании «золотая собака» прилагательное выступает в роли какого выразительно-изобразительного средства? (Эпитет).

Подведение итогов беседе (показ слайдов, звучит музыка).

- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?

- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?

Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

Д/з Дайте развернутый ответ на вопрос:- За что можно уважать хозяина Чанга?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 5 классе.«Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их». По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб».

Цели:  1.Обучить сравнительно – сопоставительному анализу текста,              формировать умение сопоставлять близкие по теме...

УРОКИ ДОБРОТЫ И НРАВСТВЕННОСТИ (По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб»).

Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произ...

–« Спешите стать терпимей и добрей» Урок по рассказам П.Краснова « Шатохи» и Е Носова « Трудный хлеб»

Урок внеклассного чтения .Технология развития критического мышления через чтение и письмоТип урока – работа с текстомТема –« Спешите стать терпимей и добрей»  (Урок по рассказам П.Краснова « Шато...

Проблема нравственного выбора в рассказе Е.И.Носова "Трудный хлеб"

Данный материал поможет учителю в подготовке к урокам по творчеству Е.Носова,  материал  можно применить на уроках разных типов: читательская конференция, урок-диспут, урок-размышление и т.д...

Технологическая карта библиотечного урока в 5 классе по теме: «ДОБРО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ (на примере произведения К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»).

Цели: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.Планируемые результаты изучения темы:Предметные умения:...

Презентация к библиотечному уроку в 5 классе: "Добро как нравственная ценность (по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб""

Презентация к библиотечному уроку в 5 классе: "Добро как нравственная ценность (по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб""...

Урок литературы в 5 классе В.Г. Паустовский. Нравственная проблематика произведения "Тёплый хлеб"

Урок литературы в 5 классе 11.04Тема:«Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».Тип урока: комбинированный.ПланПовторение материала: вспомнить сюжет сказки, посм...