Русская литература 11 класс I полугодие
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Мисикова Инна Геннадьевна

Русская литература  11  класс

I  полугодие

 

                                                                     Автор: Мисикова Инна Геннадьевна,

                                                                           учитель русского языка и литературы

                                                    МБОУ Ефремовская СОШ

                                              Неклиновского района

                                         Ростовской области

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_literatura_11_klass_1-e_polugodie.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русская литература  11  класс

I  полугодие

                                                                     Автор: Мисикова Инна Геннадьевна,

                                                                           учитель русского языка и литературы

                                                    МБОУ Ефремовская СОШ

                                              Неклиновского района

                                         Ростовской области

1.1  Рассказать о развитии литературы в обстановке войн, революций и послереволюционной действительности.

       Очень сложно разобраться в истории литературы этих лет. Ещё совсем недавно считалось, что они наполнены исключительно художественными достижениями. В наши дни, когда заново открываются многие страницы литературной жизни нашей страны, видно, что двадцатые годы – это время как художественных открытий, так и невосполнимых потерь.

       Литературе двадцатых годов положили начало первые годы революции. Острая идейная борьба сказалась в возникновении различного рода групп, которые объединили писателей, стремившихся разобраться в новых явлениях действительности и определить своё отношение к революции. Возникли группы: «Всероссийское общество крестьянских писателей», «Рабочая весна», «Октябрь» и другие. Наиболее значительными были Пролеткульты, создавшие по всей стране обширную сеть литературных кружков, театральных студий. Споры между группами носили ожесточённый характер. Однако в эти годы тенденция развития литературы начинает меняться на противоположную – установлением одного литературного направления. Многие писатели были вынуждены эмигрировать. Но всё же литературный процесс этих годов развивался ещё в обстановке, не исключавшей возможности свободы творчества.

  1. Рассказать о жизни и творчестве В. Маяковского.

Родился 7 июля (19 н.с.) в селе Багдади, близ Кутаиси, в семье лесничего, человека передовых взглядов, гуманного и щедрого. Учился в Кутаисской гимназии (1902 — 06). Тогда же впервые прочитал революционные стихи и прокламации. "Стихи и революция как-то объединились в голове", — позже написал поэт.В бурный 1905 двенадцатилетний гимназист участвует в демонстрациях и гимназической забастовке.

В 1906, после скоропостижной смерти отца, семья переехала в Москву, где Маяковский продолжал образование. Однако скоро он занялся серьезной революционной работой, трижды был арестован (в 1909 был заключен в Бутырскую тюрьму). Освобожденный из тюрьмы по несовершеннолетию в 1910, решил посвятить себя искусству, поступил в студию художника П. Келина, чтобы подготовиться к экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества, где и начал заниматься в 1911. Здесь познакомился с Д. Бурдюком, организатором группы русских футуристов. С 1912 начал публиковать свои стихи, становясь профессиональным поэтом. Печатался в футуристических альманахах. За участие в публичных выступлениях был исключен из училища в 1914.

В этом же году совершает поездку с группой футуристов по семнадцати городам РОССИИ, пропагандируя в массах новое искусство. Однако в своем творчестве Маяковский уже в эти годы был самостоятелен и оригинален. В 1915 создает свою лучшую дореволюционную поэму "Облако в штанах" о вере в неизбежность скорой революции, которую он ожидал как решение важнейших проблем страны и определение личной судьбы. Поэт пытается предсказать даже сроки ее прихода ("В терновом венце революций // Грядет шестнадцатый год").Мрачно и безысходно звучат стихи 1916, составившие особый цикл ("Надоело", "Дешевая распродажа", "Мрак", "России" и др.).Горький пригласил Маяковского к сотрудничеству в журнале "Летопись" и газете "Новая жизнь", помогал в издании второго сборника стихов "Простое, как мычание". В эти годы Маяковский создал поэмы "Война и мир" и "Человек", где как бы представлена антивоенная панорама.

Октябрьскую революцию он назвал "Моя революция" и был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликнулся на призыв советской власти сотрудничать с ней; участвовал в первых совещаниях и собраниях представителей культуры. В это время публикует "Наш марш", "Ода революции", "Левый марш". Написана и поставлена пьеса "Мистерия-буфф". В течение 1919 работал над поэмой "150 000 ООО".В октябре 1919 выпускал первые плакаты в "Окнах РОСТА", положившие начало его работе как художника и поэта (до 1921).В 1922 — 1924 совершил первые поездки за границу (Рига, Берлин, Париж и др.), впечатления от которых опишет в очерках и стихах.В год смерти В. Ленина (1924) Маяковский создал поэму "Владимир Ильич Ленин".

В 1925 отправился в самое длительное свое путешествие — за океан: посетил Гавану, Мехико и в течение трех месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи (сборник "Испания. — Океан. — Гавана. — Мексика. — Америка".) и очерк "Мое открытие Америки".Огромное значение в жизни поэта имели поездки по родной стране. Только в 1927 он выступил кроме Москвы и Ленинграда в 40 городах. В 1927 появилась поэма "Хорошо!".

Важное место в его творчестве занимает драматургия. Создал сатирические пьесы "Клоп" (1928), "Баня" (1929). В феврале Маяковский вступил в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), за что многие из его литературных соратников порвали с ним отношения. В эти же дни открылась выставка "20 лет работы Маяковского", не имевшая успеха из-за намеренной изоляции поэта. Трудной и неустроенной оставалась и его личная жизнь. Самочувствие и настроение Маяковского весной 1930 резко ухудшилось.

14 апреля Маяковский ушел из жизни.

2.2   Дать характеристику дооктябрьского творчества поэта.

       В дореволюционном творчестве Маяковского нет ярко выраженной темы родины. В стихотворении «России» слово «родина» рифмуется со словом «уродина». В этом стихотворении Россия всегда противостоит капиталистическому миру. Своеобразие патриотизма Маяковского состоит ещё в том, что он способен слиться со всей своей страной. Он понимает, что его родине принадлежит будущее: «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет!»

       Поэма «Облако в штанах» была написано в 1914 году. По своему содержанию она стала манифестом поэта в условиях крушения старого мира. Маяковский не принимает современный мир и провозглашает как бы четыре отрицания: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию». Эта поэма о роли поэзии и поэта в жизни общества. Поэт в ней обращается к нравственным и социальным проблемам, пытается найти смысл любви и , что самое главное, ищет ту духовную силу, которая могла бы прийти на смену исчерпавшей себя религии.

2.3  Назвать основные темы поэзии.

       Маяковский – разносторонний поэт. Он мог писать обо всём в равной степени талантливо и необычно. Тема родины, изображение революции, тема поэта и поэзии. Любви, сатира – основное в творчестве Маяковского. Его поэзия многолика: от плакатов РОСТа с краткими и меткими подписями – до поэмы о целой стране(«Хорошо»); от антивоенных стихов 10-х годов – до возвышенных поэм про любовь(«Облако в штанах», «Флейта – позвоночник»).

2.4  Назовите сатирические стихотворения Маяковского.

       Сатирические произведения – стихотворения и пьесы – занимают в творчестве Маяковского особое место. Он переосмысливает само искусство сатиры, вводит новые приёмы и переиначивает использование старых. Аудитория сатиры Маяковского – 150 000000. Отсюда – появление главных её качеств – простоты и доходчивости, основными жанрами становятся жанры народные – частушка, песня, сказка. К сатирическим стихотворениям относятся «Гимн обеду», «О дряни»(1921), «Прозаседавшиеся»(1922), «Анчар», «Фабрика бюрократов», «Клоп» и др.

3.2  Как показан в романе «Разгром» путь духовного становления человека(образ Морозки).

       Образ Морозки, как героя, трудный, путь становления личности проходит через подъёмы и срывы. Морозка не имеет достоинств, присущих Метелице, зато он тоже совершенно естествен в своих поступках, худшее качество его характера на виду: расхлябанность, близкая к хулиганству, и непредусмотрительность. В целом Морозка – хороший человек. Ему присуще чудесное качество. Которого так не хватает многим, - любовь к людям. Первый раз он доказал это, спасая Мечика, рискуя собственной жизнью, а впоследствии почти каждый его поступок свидетельствовал об этом. Ярким примером является его поведение на «суде». Неумело, с трудом, но искренне он говорит: «Да разве б я… сделал такое…ну, дык эти самые… ежели б подумал… да разве же я, братцы! Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то что бы позор или как!» За этой речью стоит такая преданность товарищам, в которую трудно не поверить. Именно за это, за любовь к народу, за преданность делу, за доброту, за гуманное начало, оно выражается даже в любви Морозки к своему коню Мишке, - за эти лучшие человеческие качества автор любит Морозку и заставляет читателя симпатизировать ему, несмотря на многие его недостатки, с горечью он пишет о героической смерти Морозки и почти на этом заканчивает роман.

3.3  Охарактеризовать образ Левинсона.

      Сосредоточение лучших качеств человека является Левинсон. В его лице Фадеев изобразил лучший тип вождя масс, наделённого умом, решительностью и организаторскими способностями. Несмотря на внешний вид – Левинсон был похож на гнома своим маленьким ростом и рыжей бородкой, командир вызывает уважение не только у своих подчинённых, но и у автора. В Левинсоне привлекает прежде всего то, что у него отсутствует внутренний эгоизм. Все мысли и поступки его выражают интересы отряда, его личные переживания заглушены постоянной заботой о других. Фадеев видит недостатки Левинсона и считает, что ему не хватает чудесных качеств Метелицы – жизненной силы, смелости, любви к жизни – иначе Левинсон был бы идеальным человеком. Он прекрасный командир. Проблема взаимоотношений вождя и масс решается в пользу Левинсона, он сохраняет авторитет, уважение к себе и отряд как «боевую единицу». Причина этому то, что люди для него: «ближе всего остального, ближе даже самого себя, потому что он чем – то обязан перед ними». Эта обязанность и составляет смысл его жизни.

3.4  Кто такой Мечик.

      Левинсону, Метелице, Морозке и другим партизанам противопоставлен Мечик. Именно он подвергается сочувственному, а чаще презрительному отношению автора. Мечик мечтает о хорошем отношении к себе людей, но для этого необходимо что – то сделать, а Мечик не сделал ничего. Его мечта о прекрасной любви, о романтическом подвиге не воплощаются в реальность. Устами Морозки Фадеев презрительно называет его: «желторотый», а спрашивая Варю, в кого та влюблена, награждает таким  эпитетом: «В энтого, маминова, что ли?» Мечик заслуживает такое отношение. Это эгоист, оценивающий сам себя высоко, но не подтверждающий этого поступками. В самые решительные моменты он поступал подло, хотя сам часто не сознавал этого. Его эгоистическая, неспособная быть преданной, натура начала раскрываться уже тогда, когда он позволил наступить ногой на фотографию девушки, а потом сам порвал портрет её. В конце концов, именно Мечик – вина смерти Морозки. И всё же Мечик – не воплощение зла. Причина его неудач – то , что он не близок никому из партизан, он из другого социального слоя, ему с детства не привиты черты, свойственные другим героям. Мечик – представитель «гнилой» интеллигенции. В нём живёт стремление к прекрасному, он жалостлив, но он не опытен и юн, боязнь не понравиться людям, заставляет его поступать, неестественно для него. Он правильно понял, что чужой в отряде, однако он не имел возможности уйти, и его поступки можно понять. Пусть он не нужен обществу, но оно всё же должно заботиться о нём как о больном или старом человеке, если оно гуманно.

4.1 Рассказать о Булгакове.

Родился 3 мая (15 н.с.) в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. "Семья Булгаковых — большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная", — вспоминает жена младшего брата Булгакова.До осени 1900 учился дома, затем поступил в первый класс Александровской гимназии, где были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявлял свои разнообразные способности: писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, сочинял устные рассказы и прекрасно их рассказывал.После окончания гимназии в 1909 не без колебаний (манила дорога артиста или литератора) становится студентом медицинского факультета Киевского Императорского университета св. Владимира, где учится почти семь лет (университетский устав разрешал повторять программу того или иного курса). В 1913 женился на Т. Лаппа.

С началом Первой мировой войны вместе с женой работал в госпитале, затем ушел добровольцем на фронт, работал в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов. В 1916 окончив университет, получил диплом с отличием и отправился в Смоленскую губернию земским врачом, что нашло свое отражение в "Записках юного врача".Гражданская война застала Булгакова в Киеве. Он видел закат "белого движения", стал свидетелем немецкой оккупации Украины в 1918, зверств петлюровских банд.В 1919 — 1921 жил во Владикавказе (на Кавказе оказался в поисках братьев, служивших в Белой армии, обещая матери найти их, пропавших в гражданскую войну), работал в газете "Кавказ", которая просуществовала недолго, так как белые оставили город, а Булгакова свалил возвратный тиф. Установившаяся в городе советская власть призвала к сотрудничеству всех грамотных людей, и Булгаков, назначенный после выздоровления заведующим литературной секцией подотдела искусств наробраза, делился всем, что знал и умел. Во Владикавказе начал писать для театра — комедия "Самооборона" была поставлена и имела успех. Окрыленный удачей, Булгаков пишет еще две пьесы — "Глиняные женихи" и "Парижские коммунары", постановкой последней Владикавказ отметил 50-летие Парижской коммуны. Пьеса была рекомендована Главполитпросветом к постановке в московских театрах.

В 1921 переехал в Москву. Во время нэпа литературная жизнь в России начала возрождаться, создавались частные издательства, открывались новые журналы. В 1922 Булгаков публиковал не только фельетоны и корреспонденции, но и рассказы "Необыкновенные приключения доктора" и "Спиритический сеанс" (в журнале "Рупор"). В газете "Накануне" и ее литературном приложении увидели свет многие произведения М. Булгакова: "Записки на манжетах", "Похождения Чичикова", "Сорок сороков", "Путевые заметки", "Багровый остров" и др. (1922 — 24). С публикаций в "Накануне" и началась популярность М. Булгакова.В 1924 работал в газете железнодорожников — "Гудок", объединившей в это время таких талантливых литераторов, какЮ. Олеша и В. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, К. Паустовский и др. По инициативе МХАТа создал на основе романа "Белая гвардия" пьесу, которая была поставлена под названием "Дни Турбиных". В 1927 завершил драму "Бег", которая была запрещена незадолго до премьеры.В 1925 в альманахе "Недра" была опубликована повесть "Роковые яйца", вызвавшая недовольство властей. Поэтому повесть "Собачье сердце", уже подготовленная к публикации, не была разрешена к печати (впервые была опубликована в 1987). С 1928 Булгаков начал писать роман "Мастер и Маргарита" и работал над ним двенадцать лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его. (Впервые роман был опубликован в конце 1966 — начале 1967 в журнале "Москва".) В 1965 в журнале "Новый мир" был опубликован "Театральный роман", написанный в 1936 — 1937.

В 1929 — 1930 не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати не появилось ни единой его строки. Тогда он обратился с письмом к Сталину с просьбой либо разрешить ему выехать из страны, либо дать возможность зарабатывать на жизнь. Получил работу ассистента режиссера МХАТа (1930 — 36). В МХАТе была поставлена его пьеса "Кабала святош", затем снята с репертуара. Булгаков перешел в Большой театр, где работал в качестве оперного либреттиста и переводчика.10 марта 1940 М. Булгаков скончался.

4.2 Рассказать о героях и событиях в повести «Собачье сердце».

     Герой повести – профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он занимается модной в то время проблемой омолаживания человека. Он известен за границей. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать , поблистать в обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, типичный интеллигент, которым Советская власть ещё не успела окончательно перекрыть кислород. Такой учёный большевиков устраивает: он не занимается политикой.

      Основные события разворачиваются после появления в доме профессора дворняги Шарика. В порядке эксперимента он пересаживает Шарику семенные железы человека, мечтая облагодетельствовать человечество. Пёс превращается в человека. Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Шарик буквально сживает учёного со свету. За смехотворностью сюжета стоит глубокая трагедия русской научной интеллигенции, которая в те годы невольно помогла большевикам укрепить свои позиции. Осознав свою роковую ошибку, профессор становится участником преступления: по совету Борменталя они решают избавится от Шарикова и освободить человечество от этого кошмара. Профессор возвращает Шарикова в прежнее состояние. В результате сама природа ставит всё на свои места, тем самым останавливает катастрофу.

4.3  В чём необычность композиции романа «Мастер и Маргарита».

       Это «роман в романе». Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создаёт впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность.

5.1  Рассказать о судьбе А. Платонова.

  (псевд. Андрея Платоновича Климентова) (1899-1951).

Видный русский советский прозаик и критик. Ныне признан как классик отечественной литературы первой половины 20 в., до конца 1980-х гг. практически не известный у себя на родине. Родился в Воронеже, начал трудовую деятельность с 15 лет, участвовал в Гражданской войне; окончив Воронежский политехнический институт, работал мелиоратором и электрификатором сельского хозяйства, позже переключился на журналистику, сотрудничал в редакциях воронежских газет и журналов. В 1927 году переехал в Москву. После публикации первых сатирических произведений  его перестали печатать, и он вынужден был для заработка писать литературно — критические статьи под псевдонимом. Великую Отечественную войну провел фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда»; после войны тяжело болел, но продолжал работать в обстановке непрекращающейся травли.

       Творчество Платонова лишь хронологически совпадает с советским периодом, по духу своему представляя резкую оппозицию «генеральной линии» советской литературы. В значительной степени этим объясняется тот факт, что главные произведения писателя, написанные еще до войны, не увидели свет при жизни автора; отдельные произведения выходили на русском языке в западных издательствах и имели хождение в «самиздате» (далее везде дата первой публикации означает публикацию в СССР). К ним относятся три книги: роман «Чевенгур», повести «Ювенильное море» и «Котлован».

5.2  Дать характеристику образа Фомы Пухова.

       Фома Пухов один из представителей платоновских рассказов. Это режде живой человек, со своими проблемами. Каждый готов из себя самого построить абсолютный идеал. Наш герой политикой, как таковой, не занимается. У героя Платонова не было знаний и не было прошлого, поэтому ему всё заменяла вера.

6.2  История создания романа Шолохова «Тихий Дон», споры об авторстве романа.

      «Тихий Дон» - роман о судьбах народа в переломную эпоху. Это и принципиальная авторская точка зрения на революцию и гражданскую войну. Первоначальный замысел Шолохова: изобразить события 1917 года – поход казаков с Корниловым на Петроград. События романа охватывают время с 1912 по 1922 гг. Шли долгие споры об авторстве романа, утверждали, что человек, написавший «Тихий Дон», должен был сам пережить все войны, чтобы так хорошо разбираться в истории, в людях. А Шолохов в те годы был ещё юным человеком. И потому такие споры имели бесконечный характер.

6.3  Охарактеризовать образ Григория Мелихова.

      Григорий Мелихов – главный герой романа. Это настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик – вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых кровавых сражениях 1914 года. Он отличается храбростью и быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Его от братьев по оружию отличает чувствительность к жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными. Он всю свою жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, как весь его талант уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей. Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу.

      В семнадцатом году Григорий в беспорядочных и мучительных попытках ищет себя в это «смутное время». Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью. Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и, когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий. Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. Когда он узнаёт о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь. Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Как возврат к господству офицерствав случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В конце концов он вступает в конницу Будённого и героически воюет с поляками, желая очиститься этим от своей вины  перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности. Ночью под угрозой ареста и неминуемого расстрела, Григорий бежит с родного хутора. Тоскуя по детям и Аксинье он возвращается и ночью пытается с любимой пробраться на Кубань. В погоне за ними погибает Аксинья. После долгих скитаний возвращается он в свой хутор. Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было всё, что осталось у него в  жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

6.4  Охарактеризовать женские образы романа.

      Женские образы в романе: Аксинья, Наталья, мать Ильинична, Дарья, Дуняша. Самыми запоминающимися являются образы Аксиньи и Натальи, женщины Григория. Аксинья – любовница Григория. Её любовь трагична не только для неё, но и для их семей. Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза им.

       Наталья – воплощение идеи дома, семьи, она настоящая жена, хранительница домашнего очага. Она искренне любит своего мужа. Её цельность, чистота, верность, преданность переносятся на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже,- один на всём белом свете! Первый и последний…» Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубоко страстное чувство. Григорий любит обеих. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Её «порочная», «вызывающая» красота неумолимо притягивает его. В конце романа Аксинья уже не соперница, не любовница, чувствующая власть своей красоты. Она живёт молитвой за Григория, она лакает осиротевших его детей. В конце романа Аксинья погибает, спасая Григория.

6.5  Как описывает Шолохов жизнь и быт донского казачества.

      «Тихий Дон» - книга о донском казачестве, сословной группе некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем – особой служилой категории населения царской России, освобождённой от налогов, обладавшей большими наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряжённых за свой счёт обученных кавалеристов.

       В центре повествования – несколько семей хутора Татарский станицы Вёшенской. Это семьи Мелиховых, Коршуновых, Астаховых, Моховых, Листницких, Кошевых. Все заняты крестьянским трудом, мужчины обязаны проходить воинскую службу – со своим конём, со «справой» периодически отбывать  лагеря, сборы. Было определено соответствие офицерских чинов армии и казачества, традиционно выбирались начальники всех степеней во главе Донского войска – войсковой атаман, станичные атаманы, походные. Таким образом казачество было со своими привычками, обычаями, со своим диалектом.

  1. Какова роль картин природы в романе.

      Шолохов в романе приводит множество аналогий между состоянием человека и природы, поэтому важнейшим принципом изображения природы становится психологический параллелизм. Природа и человек выступают как самостоятельные, но равновеликие силы.

       Стихия Аксиньиной любви так же сильна и неостановима, как снежная лавина. Долгая разлука заглушила, но не убила страсть в сердце героини. Новая встреча с возлюбленным заставила «многолетнее чувство» вспыхнуть с новой неуёмной силой. Пейзаж, оставаясь самостоятельной картиной, служит средством раскрытия состояния героини. В романе Шолохов даёт много сравнений: «Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости…».

      Через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления Шолохов ведёт к осмыслению чуждости, неестественности. Бесчеловечности войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...

зачет по геометрии (Iполугодие)

Зачет по темам  глав "Начальные геометрические сведения" и "Треугольники" (учебник Л.С.Атанасяна идр.)...

Контрольная работа по литературе за Iполугодие 5 класс.

Контрольная работа по литературе за Iполугодие 5 класс по программе В. Я.Коровиной....