Читающая страна
учебно-методический материал по литературе (9, 10, 11 класс) по теме

Крюкова Мария Николаевна

Папка "Читающая страна" содержит : 1) устный журнал "Литературные страницы Курского края" . Журнал на 5 страницах рассказывает о курских мотивах в "Слове ...", о творчестве И.Богдановича, А.Фета, Е.Носова, К.Воробьева. Материал можно использовать на уроках и во внеклассной работе.
 Учитель МОКУ "Любачанская СОШ". Медвенский район, Курская область.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitayushchaya_strana.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

МОКУ «Любачанска средняя общеобразовательная школа»

Медвенского района Курской области

ЧИТАЮЩАЯ  СТРАНА

«Литературные страницы Курского края»

(Устный журнал)

Крюкова М.Н.,

учитель русского языка

и литературы

2016

 Цели мероприятия:

 - познакомить обучающихся  с творчеством  некоторых писателей – земляков;

 - осветить их вклад в литературную жизнь России;

 - привить обучающимся чувство любви к Родине, к родному краю;

 - вызвать интерес обучающихся к хорошей книге и чтению как к средству нравственного самоусовершенствования.

(Мероприятие рассчитано на обучающихся 8 – 11 классов)

Оборудование: плакаты с афоризмами о книге и чтении, презентация «Литературные страницы», компьютер, проектор.

Книга есть жизнь нашего времени,

 в ней все нуждаются — и старые, и малые.

Белинский В. Г.

Книга — великая вещь,

пока человек умеет ею пользоваться.

Блок А.А.

Читая авторов, которые хорошо пишут,

привыкаешь хорошо говорить.

Вольтер

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные.

 Жизнь сделает остальное.

Достоевский Ф. М.

Дом, в котором нет книги,

подобен телу, лишенному души.

Цицерон*

(* Эпиграфы  использовать на плакатах, чтобы украсить ими зал, где будет проходить мероприятие)

Ведущий. Уважаемые читатели, сегодня мы «прочитаем» страницы необычного устного журнала, который познакомит нас с именами писателей и поэтов, которые прославили наш Курский край. Некоторые из них родились здесь, некоторые жили. Они разные, непохожие, но объединяет их одно – они оставили нам в наследство великое богатство – КНИГИ!

Страница 1. Курский край в  «Слове о полку Игореве»**

(Материал взят с сайта http://gorenka.org/index.php/iz-istorii-kraya/14236-i-z-baskevich-kurskie-motivy-v-slove-o-polku-igoreve)

**Для демонстрации страниц использовать презентацию.

Со школьных лет запала нам в память неповторимая мелодия древней русской речи: «Не лепа ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича?» И, наверное, не только курянам запомнилось, как в величайшем произведении литературы, созданном еще во времена Киевской Руси, воспеваются курские воины.

А мои-то куряне — опытные воины,

под трубами повиты,

под шлемами взлелеяны,

концом копья вскормлены,

пути их ведомы,

овраги им знаемы.

Луки у них натянуты,

колчаны отворены,

сабли изострены...

Восхваление курян в «Слове о полку Игореве» имело под собой реальную основу. И все же в походе Игоря Святославовича против половцев не одна курская дружина отличилась неуемной храбростью и умением биться с врагами. В летописном повествовании отмечается, что все русские воины «сражались мужественно».

Между тем в «Слове о полку Игореве» курские воины занимают особое и почетное место. Славит курян князь Всеволод Святославович, в удел которого входили курские земли: «Мы куряне — опытные воины».

Однако «Слово о полку Игореве» ни Трубчевска, ни трубечан (в отличие от летописных источников) даже не упоминает, и Всеволода Святославовича представляет исключительно в качестве курского князя.

Чем объясняется такое перемещение акцентов в «Слове»? Не тем ли, что в нем отразилось ревнивое чувство курян к тому, что княжеский стол находился, не в их городе? Не желанием ли видеть Всеволода Святославовича прежде всего курским князем?

О Всеволоде Святославовиче «Слово» говорит особо уважительно, как о рыцаре без упрека. Он чужд каких-либо своекорыстных расчетов, стремлений к личной выгоде, свято верен своему долгу перед старшим братом и сюзереном — Игорем Святославовичем. Когда Игорь задумал поход против половцев, Всеволод сразу же проявил готовность прийти к нему на помощь. И в каких трогательных словах выражена эта готовность!

 Один брат, один свет светлый —

ты, Игорь!

Оба мы — Святославичи!

Седлай же, брат мой,

своих борзых коней,

а мои-то готовы,

оседланы под Курском заранее.

В грозной сече Всеволод ведет себя, как подобает храброму и опытному воину, не думает ни о ранах своих, ни о славе, ни о богатстве, ни об отцовском престоле в Чернигове, не вспоминает и о милой, желанной красавице своей Глебовне. Весь он поглощен битвой.

 И в заключительной части произведения, славя князей, вырвавшихся из плена, поэтическим эпитетом «буй тур» он награждает лишь одного Всеволода.

Предположение, что он был каким-то образом связан с Курским краем, подтверждается рядом наблюдений.

Сопоставление некоторых сравнительно «темных» выражений «Слова» с записями курского фольклора, проведенное С. И. Котковым, привело к любопытным результатам. Оказалось, что в отдельных случаях курские диалекты позволяют прояснить эти «темные» речения.

Автор «Слова» обращается к Бояну, соловью старого времени, который «ущекотал» бы полки Игоря. В переводах произведения на современный язык глагол «ущекотать» заменяется глаголом «воспел».

В селе Первое Скородное Золотухинского района еще не так давно, по свидетельству старожила Г. Н. Сергеева, говорили: «Соловей щекочет», «соловей защекотал» Трижды в «Слове о полку Игореве» упомянуты некие «галицы». В современном литературном языке не отмечено такого слова. Но оно неоднократно зафиксировано в записях курского фольклора в значении: «стая птиц». Именно в этом значении оно употребляется в «Слове». Сохранилось в курских говорах и характерное словообразование, восходящее к древнему «шелом, шеломяне», — «ошалманить», то есть ударить по шелому, лишить сознания. Выражение «лелеютъ месть Шароканю» также может быть объяснено при помощи обращения к курским говорам, в которых глагол «лелеять» употребляется в значении «вынашивать». И не очень ясные с точки зрения современного литературного языка «яруги», вполне понятны коренным курянам и ныне; яруга — не просто овраг, а овраг, поросший лесом, кустарником.

 «Слово о полку Игореве» могло возникнуть лишь в той среде, для которой устное народное творчество было живым и органичным явлением художественной культуры. Такому условию вполне отвечала курская земля. Да и главная мысль поэмы о необходимости единства Руси перед угрозой нашествия степняков для курян, то и дело страдавших от набегов половцев, должна была быть особенно близкой и дорогой: она была по-настоящему выстрадана ими.

Был ли в состоянии тогдашний окраинный Курск родить и воспитать гениального автора «Слова»? Вопрос этот вполне закономерен. Стоит, однако, вспомнить, что выдающийся деятель Древней Руси, настоятель Киево-Печерского монастыря Феодосии именно в Курске, да еще в Курске X века, изучил «грамматикею» так хорошо, что «поражались все, как смышлен он и разумен и как быстро всему научился». В Курске того времени были каменные храмы, а значит и священнослужители, люди по тогдашним меркам образованные.

Конечно, автор «Слова о полку Игореве», даже если он был по своему происхождению курянином, биографически никак не мог быть связанным с одним только Курском. Творец «Слова» хорошо знал и представлял и Киев, и Чернигов, и Новгород-Северский, и многие другие города и места русской земли, ее историю. Как подлинно великий художник, он органично входил в мир различных героев произведения.

 «Слово о полку Игореве» согрето любовью ко всей Руси. «Автор «Слова»,— как справедливо указывает академик Д. С. Лихачев,— мог быть приближенным Игоря Святославовича: он ему сочувствует. Он мог быть приближенным и Святослава Киевского: он сочувствует и ему. Он мог быть черниговцем и киевлянином» С не меньшими основаниями можно предположить, что он был курянином. И не только потому, что он хорошо знал Курский край, «свычаи и обычаи» курян и изобразил их с уважением и любовью, но еще и потому, что курские мотивы, отзвуки которых отсутствуют в летописи, в замечательном произведении древней русской литературы составляют принципиально важный элемент его общей поэтической структуры. Отважные и опытные курские воины, которые до последнего вздоха бьются за родную землю, подобный былинному герою на поле битвы буй тур Всеволод играют значительную, весомую роль в утверждении героического звучания произведения, в выражении его главной мысли: народ, объединенный общей целью, в состоянии дать сокрушительный отпор врагам, наседавшим на Русь.

Мы свято чтим славные традиции давних лет. От них ведут прочные связи и к Курской дуге в годы Великой Отечественной войны, и к нашей современности.

Страница 2.  Богданович Ипполит Фёдорович (1743 - 1803) – писатель галантного века.

(Материал взят с сайта http://kurskonb.ru/our-booke/site/persons/ib.html )

        

 Ипполит Богданович родился 23 декабря 1743 (3 января 1744) года в Переволочне, в украинской дворянской семье.

Образование получил в гимназии московского университета. В 1761 году окончил Московский университет и оставлен надзирателем за классами в университете, хотя с десяти лет был определён в военную службу.

Поэма "Душенька" принесла автору славу и знаменовала отход И.Ф. Богдановича от классицизма, вхождение в "сферу романтического искусства". Используя античную легенду об Амуре и Психее, поэт внес в нее национальное содержание, придав своей героине (Душеньке) черты характера русской барышни, изобразив подробности, связанные с русским бытом. Как заметил академик Д.Д. Благой, "действительно легкий разговорный слог и столь же непринужденно звучащий, изящный, подчас поистине "артистический" стих "Душеньки" были замечательными достижениями нашей литературы.

Звалась она Душа, по толку мудрецов,

А после в повестях старинных знатоков

У русских Душенька она именовалась;

И пишут, что тогда

Изыскано не без труда

К ее названию приличнейшее слово,

Какое было ново.

Во славу Душеньке у нас от тех времен

Поставлено оно народом в лексиконе

Между приятнейших имен,

И утвердила то любовь в своем законе.

 Учениками Богдановича стали не только Карамзин, но и Батюшков ... и даже Баратынский. Некоторые же куски поэмы, написанные четырехстопным ямбом, непосредственно приближают нас к ямбам пушкинского Онегина".

Выйдя в отставку при Павле I, Ипполит Федорович вынужден был расстаться со столицей, отойти от активной литературной деятельности. В Курске он жил скромно, на небольшую пенсию.

Тем не менее, И.Ф. Богданович сразу оказался центром притяжения для всех, кто интересовался литературой и искусством. Автор "Душеньки" был внимателен к людям, отзывчив, охотно ссужал любителей книгами из своей библиотеки.

Между прочим, он взял на себя руководство образованием молодого Щепкина, тогда еще крепостного графа Волькенштейна. "Это произошло случайно: однажды в воскресенье Богданович приехал к графу Волькенштейну; вошедши в залу, он увидел меня с книгой в руках и тотчас обратился ко мне с вопросом: "Ты, душенька, любишь читать?" - вспоминал М.С. Щепкин. С тех пор  до самой смерти своей И.Ф. Богданович снабжал Михаила Семеновича книгами и при случае беседовал об их содержании.

Когда на престол вступил Александр I, И.Ф. Богданович стал думать о возобновлении деятельности в Академии, собирался переиздать свои сочинения. Новому царю он послал оду "На случай коронования его императорского величества государя императора Александра Павловича...", написанную в Курске 15 сентября 1801 года.

Возведи, Россия, окрест очи

 На сонм твоих веселых чад,

На новый свет в странах Полночи,

На новый век среди отрад.

Император, нуждавшийся в поддержке общественного мнения, милостиво принял оду, автору ее был пожалован перстень. И.Ф. Богданович собирался возвратиться в Петербург. Но болезнь и последовавшая за нею смерть помешали исполнить это намерение.

В Курске на могиле И.Ф. Богдановича  установлен памятник.

  Страница 3. А.А. Фет (1820 - 1892) – певец души человека.

(Материал взят с сайта   http://kurskonb.ru/our-booke/site/persons/af.html )

Афанасий Афанасьевич Фет прошел почти через весь 19 век, являясь современником великих Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Тургенева и Чехова. Время, конкретные события социальной, культурной жизни и художник, человек вообще, находятся в очень сложных отношениях, влияя друг на друга. Фет же, поэзия которого, как пишет известный литературовед Н.Н. Скатов, "органично входила в свою эпоху, рождалась ею и связывалась многими нитями с искусством того времени", в своей поэтической деятельности оказался независим от событий социальной жизни. Он всю жизнь оставался верным тому, чему поклонялся смолоду, - красоте. Природа, любовь, творчество - вот о чем пишет Фет. Это позволило многим современникам и читателям последующих поколений судить о нем как о "превосходном поэте", который "пишет пустяки". Однако история все настойчивее доказывает: поэзия А.А. Фета полна глубокого смысла, она - жизнь души, голос сердца, который говорит нам о вечных, непреходящих ценностях.

Курская земля вдохновила на новые песни и Афанасия Афанасьевича Фета.

В 1876 году он стал владельцем богатого имения Воробьевка в Щигровском уезде (недалеко от Коренной - ныне м. Свобода) и с удовлетворением констатировал: "Побывавши в парке, в лесу и осмотревши усадьбу, я остался весьма доволен покупкою". Курские места хорошо были знакомы А.А. Фету с детских лет. В книге "Мои воспоминания" он рассказывает о поездке вместе с отцом и всем семейством на Коренную ярмарку для продажи лошадей с конезавода и "за ежегодными покупками". "Верст за двадцать до Коренной пустыни нам пришлось по большой дороге проезжать лесом, и, конечно, мне не могло и присниться, что мы едем по опушке будущего моего леса, невдалеке от будущей моей усадьбы".

Еще до покупки Воробьевки А. Фет неоднократно бывал в Тиму, где у него была большая (в 5 этажей) доходная мельница. И, разумеется, много раз посещал Курск.

Добившись желанного материального благополучия, утвердившись в своем положении курского помещика, благоустроив усадьбу, А. Фет несколько охладел к хозяйственной деятельности, поручив свои имения в Курской, Орловской и Воронежской губерниях управляющему. И "муза пробудилась от долгого сна и стала посещать меня так же часто, как на заре моей жизни", - писал поэт.

Оживший у А.А. Фета интерес к литературе привлекает в Воробьевку   Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского (они в ней гостили). Сюда приходили письма и от них, и от И.С. Тургенева, Я.П. Полонского, Н.Н. Страхова...

В "воробьевский" период А.А. Фетом были написаны стихотворения, вошедшие в сборники "Вечерние огни" , которые признаны вершинами фетовской поэзии.

"Вечерние огни" щедро восприняли цвета, краски и звуки, подсказанные природой курской Воробьевки. Указанная в качестве места написания многих стихотворений, вошедших в эти сборники, она обозначена и конкретными реалиями фетовской усадьбы: каменная ограда балкона, оплетенного кудрявым плющом, фонтан, сад, уходящая вдаль аллея парка, цветник с розами.

Я рад, когда с земного лона,

Весенней жажде соприсущ,

К ограде каменной балкона  

С утра кудрявый лезет плющ.

А в "Кактусе" он прямо изобразил свою Воробьевку, реалии которой и в дальнейшем встречаются в его стихотворениях, воспевающих красоту среднерусской природы. Тонкий наблюдатель и замечательный певец ее,        А.А. Фет представил природу не просто существующей, а активной, деятельной, живущей.

Стихотворения А.А. Фета  не стареют.

В имении А. Фета в Воробьевке находится музей поэта, ежегодно проводятся литературные чтения.

Страница 4. Е.И. Носов (1925 – 2002) – писатель и философ.

(Материал взят с сайта  http://fb.ru/article/174192/evgeniy-nosov-biografiya-tvorchestvo)

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в Курской области в деревне Толмачево. Эта деревенька примостилась неподалеку от речки Тускари, протоки Сейма, в ней была колоколенка и парк из лип. Носов прожил все детство в дедовском доме в многодетной крестьянской семье. Отец его был потомственным ремесленником, и большую часть своей жизни он проработал слесарем на механическом заводе города Курска.

В 1933 году Евгений пошел учиться в Курскую среднюю школу, однако закончил там всего 8 классов, так как началась война.

Осенью 1943 года Евгений Носов стал бойцом Красной Армии. Полтора года он воевал на передовых позициях в составе артиллерийской батареи, истребившей немало вражеских танков и другой военной техники. Боевой путь этого отважного защитника прошел через Брянск, Минск, Могилев, Бобруйск, Варшаву.

В 1951 году Евгений Носов опять вернулся в Курск. Биография его отсюда начинает новый виток, он становится работником газеты «Молодая Гвардия» и заведующим отделом молодежи и комсомольской жизни.

В 1957 году начинает уже серьезно заниматься литературными трудами.

Литературная критика Евгения Носова считала писателем-деревенщиком. Но истинные почитатели его литературы находили в его произведениях не только описание крестьянской жизни и природы, но и философское осмысление процесса бытия людей и роль Отечества в их жизни.

Опыт и мастерство, а также широта его интересов очень натуральны, богаты и разнообразны. Он художественно легко и свободно рисует как жизнь деревенскую, так и городскую фабричную, а также очень реалистично описывает отступление армии в 1941 году, и как поднимался на Великую Отечественную войну весь русский народ.

В своей повести «Усвятские шлемоносцы» Носов очень мощно описывает тяжесть войны и фашистского нашествия, навалившегося на весь советский народ вместе с его мужчинами, стариками, женщинами и детьми.

Он размышляет, почему нация так долго помнит эту войну, потому что больно коварен и беспощаден был враг, и это очень сильно действовало на массовое сознание. Эпическая панорама в конце повести поднимает дух, когда облака в небе проплывают над поселками, и колонны мобилизованных движутся к сборному пункту. «Усвятские, ставские, никольские, хуторские, мужики идут!» И нет этим колоннам конца, так воспряла Россия, так русские идут защищать свою родную землю, своих родных и близких.

В 1990 году Евгения Ивановича Носова представили к званию Героя Социалистического труда.

Вот так прожил свою непростую жизнь Носов Евгений Иванович. Биография его похожа на биографии многих выдающихся людей того времени, которые знали, что такое война и сколько невинных жизней она унесла, чтобы оставшиеся в живых смогли спокойно жить и трудиться на своей родной земле.

Страница 5. К.Д. Воробьев (1919 – 1975) – писатель Правды.

(Материал взят с сайта  http://fb.ru/article/159427/konstantin-vorobev-pisatel-luchshie-knigi-konstantina-vorobeva)

Как хорошо, что изначально никто своей судьбы не знает... Не предполагал ничего из случившегося и Константин Воробьев, писатель. Биография его поначалу ничем не отличается от остальных: окончил в селе семилетнюю школу, затем курсы - выучился на киномеханика. Но в августе тридцать пятого вдруг устроился работать в районную газету. Там были опубликованы его первые стихотворения, первые очерки. Образования ему не хватало всегда - так Воробьев-писатель чувствовал. Поэтому в тридцать седьмом переехал в Москву, где доучился в средней школе и стал ответственным секретарём фабричной газеты.

После армии писатель  работал в газете Московской Военной академии. Именно Военная академия имени Фрунзе и направила его учиться в Высшее пехотное училище. Он должен был, как и остальные курсанты, охранять Кремль, но ноябрь 1941 года уже не застал его в Москве - всей ротой кремлёвские курсанты в октябре ушли на фронт. А в декабре Воробьев Константин Дмитриевич, жестоко контуженный, попал в плен к гитлеровцам.

Об условиях жизни в плену написал сам Константин Воробьев. Причём концентрационный лагерь у него был не один. Он несколько раз бежал, и его при поимке убивали. Но Константин Воробьев - писатель бессмертный, а человек живучий - выживал. Едва закрывались раны, бежал снова. Наконец получилось. Попал в партизанский отряд. Стал подпольщиком. Повесть о зверствах в концлагерях он написал тогда же, скрываясь на конспиративных квартирах. Он назвал её «Дорога в отчий дом». В названии этом прозвучала главная мечта всей его жизни. Но первую публикацию, состоявшуюся только через сорок лет, в 1986 году, журнал «Наш современник» окрестил иначе - более ёмко и цельно: «Это мы, Господи!». По мере чтения, сквозь всю ничем не прикрытую на страницах этой книги бесчеловечность войны и плена с мясорубкой судеб и характеров, где кровоточит каждая буква, у читателя неожиданно вырастает и обретает крылья неистребимое чувство гордости за свою страну, за свою армию, за свой народ. Сила не в описании зверств, как бы говорит Воробьев-писатель, а в том, что ни при каких обстоятельствах нельзя терять облик человеческий.

Константин Воробьев - писатель настоящий. Его перечитывают, даже если любят только позитив. Просто чувствуют - так надо, ЭТО забывать нельзя.

Повесть «Крик», знаменитая «Убиты под Москвой», а также сказание о довоенной сельской жизни «Алексей, сын Алексея» - это те повести, что принесли настоящую известность.

Каждая повесть живёт собственной жизнью и является свидетельством величия человеческого (советского!) характера, которое проявляется даже в самых невыносимых жизненных реалиях. Целый ряд послевоенных повестей о сельской жизни, несмотря на ярлык «сентиментального натурализма», любят и читают до сих пор.

Умер Константин Дмитриевич Воробьев 2 марта 1975 года в Вильнюсе. В 1995 году писателю присуждена премия имени Преподобного Сергия Радонежского, в 2001-м - премия Александра Солженицына, в Курске открыт памятник писателю, имя К. Д. Воробьёва носит средняя школа № 35, в Курске же его именем названа улица, а на малой родине писателя, в селе Нижний Реутец, открыт музей.

Ведущий. Вот и закрыта последняя страница нашего устного журнала. Хочется вспомнить слова французского писателя В. Гюго: «Всюду, где есть пашня, всюду, где есть ум человеческий, должна быть книга».  Пройдут века, а книга останется рядом с человеком, как друг, который никогда не оставит ни в горе, ни в радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция " Человек читающий..."

Читательская конференция для учащихся 8 класса...

Читающий школьник: миф или реальность?

Настало время, когда массовую литературу действительно следует вывести из оценочной парадигмы в исследовательскую. С. Леонтьева в статье «Почему в школе надо читать Франкенштейна?»  пишет: «…огул...

Интеллектуальная игра "Мама, папа, я-читающая семья"

Эта игровая программа посвящена Книжкиной неделе...

Родительское собрание "Мама, папа, я - читающая семья".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «МАМА, ПАПА, Я - ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ» ЦЕЛЬ: воспитание нравственно здоровой и духовно богатой личности в счастливой, здоровой и крепкой семье; прививать традиции сем...

Проект "Папа, мама и я- читающая семья"

Проект по организации сотрудничества " ученик- учитель- библиотекарь"...

Конкурс чтецов «Да здравствует человек читающий!»

Конкурс чтецов «Да здравствует человек читающий!» проводится среди учеников начальной школы для сохранение культурного наследия общества воспитанием  любви к книге; формированием позитивного отно...


 

Комментарии

Крюкова Мария Николаевна

Устный журнал знакомит с творчеством курских авторов: автора "Слова...", И.Богдановича,А.Фета, Е.Носова, К.Воробьева.

Коренева Надежда Николаевна

Люблю все, что касается Курского края. Спасибо, Мария Николаевна!