Литературно-музыкальная композиция "Есенин. Спасибо, что живой"
проект по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Братишко Виктория Валерьевна

Проект как продолжение урока литературы, он развивает его тему, раздвигает его границы и выводит ученика на новый уровень читательской компетентности. Он не привнесен извне, а рожден уроком и тем состоянием души, когда хочется, чтобы “прекрасное мгновенье” было продолжено.

Сценарий – наше совместное творчество, на рождение которого может уйти месяц, иногда больше. Он создается под определенных детей и дорабатывается от репетиции к репетиции. Все сценарии написаны нами. Мы никогда не пользуемся готовыми методическими рекомендациями, потому что интонация написанного материала должна родиться в ходе работы, быть естественной и индивидуальной. Персонажи выбираются в соответствии с конкретными детьми, иногда разных возрастных категорий, с учетом их потребностей, желаний, способностей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Информация к работе на тему

Творческий проект

«Литературно-музыкальная композиция

 «Есенин. Спасибо, что живой»

Секция конференции: литературоведение

Авторский коллектив работы: 

Дармограй Никита ,Терешков Сергей, ПисаревЕвгений, Сидоренко Константин, Павлова Елизавета, Клевцов Алексей ,Машков Кирилл, Бакаткина Ксения, Матвеев Георгий

Руководители: 

Братишко Виктория Валерьевна, Аникина Ирина Владимировна, учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школы № 32 им. С.А.Лавочкина»  города Смоленска.

Название работы:

«Есенин. Спасибо, что живой»

1.Тип мероприятия: метапредметный с включением внеклассной проектной деятельности

 2. Форма : литературно-музыкальная композиция

3. Предмет: литература.

4. Класс: учащиеся 11, 9,6 классов, владеющие навыками работы в малых группах.

5. Формы работы:  индивидуальная, система малых групп.

6. Технология:  метапредметная технология

Оборудование :

Презентация  со слайдами по биографии С. Есенина, видеоматериалы,

 Декорации

Развиваемые компетенции:

  • Ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать целевые и смысловые установки)
  • Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)
  • Учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание, анализ, синтез)
  • Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)
  • Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)
  • Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие, духовное и эмоциональное развитие)

Формирование УУД:

1)предметные:

  • понимание литературы как особого способа познания жизни,
  • формирование потребности в чтении

2)метапредметные:

  • умение планировать пути достижения целей,
  • овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
  • формирование информационной культуры личности ученика,
  • формирование навыков творческой деятельности,
  • умение работать в группе, умение эффективно сотрудничать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; владение навыками самопрезентации  

3)личностные:

  • формирование морали и нравственности и приобщение к морально-нравственным ценностям через анализ текста,
  • духовное развитие через работу с текстом,
  • формирование эмоциональной сферы через «проживание» текста

       

Цель работы:

  • формирование исследовательских и творческих умений, практических умений и навыков  в процессе расширения представления о личности поэта Есенина и о его творчестве;
  • постижение художественного мира писателя через раскрытие  темы Родины как основной в творчестве Есенина, знакомство с  преемниками художественной манеры поэта Сергея Есенина.
  • воспитание любови  к классической литературе, формирование духовно – нравственных ценностей,  способствование созданию единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи

Задачи работы:

  • Познакомиться с творчеством С. Есенина и В. Маяковского
  • Изучить стихотворения современных поэтов на тему родины и природы
  • Найти в творчестве наших современников стихотворения, которые продолжают художественную манеру Есенина
  • Создать сценарий музыкально-литературной композиции  и выступить на сцене в рамках Недели Литературы и городских Литературных чтений

( время выступления ограничено 10- 12-ю минутами)

        ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ: ноябрь-декабрь 2015 года

          ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ: групповая, индивидуальная

        ЭТАПЫ И СРОКИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

Этап работы

Содержание работы

Сроки выполнения работы

Ответственные

1. Подготовка и планирование работы, распределение времени и сферы деятельности

планирование и организация работы в группах

ноябрь

руководитель проекта, руководители групп

2. Подготовка и планирование

1.Изучение творчества Есенина

ноябрь

Дармограй Никита

Павлова Елизавета

 3. Подготовка и планирование

Изучение творчества современных поэтов( по материалам Интернета)

ноябрь

Клевцов Алексей

Фомин Владислав

4. Подготовка и планирование

Подбор музыкального сопровождения

ноябрь

Сидоренко Константин,

Писарев Евгений

5. Подготовка и планирование

Продумывание костюмов героев

ноябрь

Бакаткина Ксения

6.Монтаж

Написание сценария

декабрь

Терешков Сергей

Дармограй Никита

Сидоренко Константин

6.Оформление

Подведение итогов работы над проектом, создание декораций, видеоряда, результаты и выводы работы

декабрь

Все группы

7. Представление отчёта и оценка работы

выступление –показ мини-спектакля «Есенин: спасибо, что живой» в рамках Недели литературы и   городских Литературных чтений

декабрь

руководители проек та, руководители групп

8.Самооценка

и взаимооценка, рецензирование

На городских Литературных чтениях четыре участника проекта получили грамоты за высокое исполнительское мастерство. Дармограй Никита (роль Сергея Есенина)

Писарев Евгений

(роль Маяковского)

Терешков Сергей (роль ведущего поэтического поединка)

Матвеев Георгий (роль юного начинающего поэта)

декабрь

Жюри фестиваля

Выводы:

Проект как продолжение урока литературы, он развивает его тему, раздвигает его границы и выводит ученика на новый уровень читательской компетентности. Он не привнесен извне, а рожден уроком и тем состоянием души, когда хочется, чтобы “прекрасное мгновенье” было продолжено.

Сценарий – наше совместное творчество, на рождение которого может уйти месяц, иногда больше. Он создается под определенных детей и дорабатывается от репетиции к репетиции. Все сценарии написаны нами. Мы никогда не пользуемся готовыми методическими рекомендациями, потому что интонация написанного материала должна родиться в ходе работы, быть естественной и индивидуальной. Персонажи выбираются в соответствии с конкретными детьми, иногда разных возрастных категорий, с учетом их потребностей, желаний, способностей.

Творческий проект способен увлечь каждого, нужно только правильно подобрать роль для ребенка.  Это очень важно. Каждому нужно предложить интересный материал, который подчеркнет его творческую индивидуальность или раскроет потаённое, ещё неизвестное большинству.

Репетируем индивидуально, роль выстраиваем долго, понимая, что у каждого своя творческая траектория. Но роль должна быть выстроена идеально и исполнена безупречно. Это одна из главных заповедей участника нашего творческого проекта.

Каждый участник знает только ту часть проекта, в которой он занят. Сводятся вместе мини-проекты один раз – на генеральной репетиции, когда роли только пунктирно обозначаются. Поэтому премьерный показ – это открытие не только для зрителя, но и для каждого участника.

Используем весь творческий потенциал: танцуем, поем, играем на музыкальных инструментах.

В спектаклях звучит много хорошей музыки. Музыка в наших проектах – еще одно действующее лицо. Качественная компьютерная фонограмма - непременное условие успеха.

Серьезный подход к подбору сценических костюмов.

Основные этапы работы над проектом

Первый этап – ввод в проект. Рождение вдохновения, творческого стремления, положительной мотивации. Формулирование темы, уточнение целей, вовлечение всех, кто откликнулся. Большой проект разбивается на мини-проекты, сформировываются группы.

Второй этап – исследовательский. Каждый участник самостоятельно выстраивает свою часть общего дела. Прочитывается необходимая литература, дополнительные исследования. Нужно знать все о времени и пространстве представляемого спектакля и эпизода, в котором ученик будет принимать участие, о персонажах, которые будут введены, об историческом контексте и культурологическом аспекте. Пишется и редактируется сценарий.

Третий этап – мини-проекты собираются в единый проект – литературно-музыкальное представление, осуществляется совместная деятельность всех групп; интерпретируются роли, идет режиссерская работа, готовятся афиши, программы, декорации.

Четвертый этап – презентация проекта (премьерный показ). Это праздник, который дарит “вечную радость” сотворчества.

Пятый этап – рефлексия.

Участие во всех этапах работы над проектом, в основе которого лежит творческое постижение и интерпретация произведений русской классической литературы, позволяет прикоснуться к огромному образовательному, нравственному и духовному потенциалу, заложенному в ней. В результате проектной деятельности учащиеся применяют актуализированные знания и приобретают новые, осваивают разные сферы человеческой деятельности, находят работу по способностям и потребностям, раскрывают творческий потенциал. Личностно - ориентированная технология творческого проекта направлена на самореализацию личности ученика. Главная цель осуществления через внеклассную работу большого творческого проекта по литературе – это формирование читательской компетенции ученика, способного к полноценному восприятию слова в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Творческий проект по литературе становится эффективным средством воспитания и развития личности.

Литературно – музыкальная композиция, на наш взгляд, воспитывает читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за себя и свою Родину.





Предварительный просмотр:

 Литературно-музыкальная композиция

«Есенин. Спасибо, что живой»

Действующие лица:

Есенин – Дармограй Никита

Маяковский – Писарев Евгений

Ведущий дуэли – Терешков Сергей

Поэт №1 – Сидоренко Константин

Поэт №2 – Клевцов Алексей

Поэт №3 – Фомин Владислав

Поэт №4 – Павлова Елизавета

Лев Протасов, молодой начинающий поэт – Матвеев Георгий

Ведущие композиции – Машков Кирилл, Бакаткина Ксения

Зрительный зал – зрители, пришедшие на фестиваль (перед началом выступления ведущий команды обращается к зрителям с просьбой сыграть в массовке роль зрительного зала)

Вступление

Звучит музыка(вступление).На фоне музыки начинаются слова ведущего

Ведущий 1:

Русь.  Россия.  Родина.   В этих  звуках есть что - то от рассвета,   от вольного степного ветра,  от шума  тайги с посвистом птиц,  от   веселого всплеска  волны на  реках и озерах,  от рокота синих морей и океанов …           В  этих сладостных звуках есть что – то от истока, истока жизни, нарастающего и бегущего то в солнечных  просветах,  то в туманных дебрях истории.

    Ведущий 2:  Русь. Россия. Родина. Каким измерением измерить ее? Мерить ли великими людьми, мудрецами,  героями, поэтами или художниками?   На это не хватит одной жизни.  Мерить ли  по векам,  по нашествиям врагов  ее, по датам ли ее побед?  На  это мало и ста жизней. Мерить ли ее великими реками – работягами  с городами  и селами,  что лепятся к ним, как гроздья к виноградной лозе?  А  если мерить ее поясами времени, то насчитаем одиннадцать поясов, а это значит, что за одни сутки Россия встречает одиннадцать рассветов и справляет одиннадцать новогодних праздников.        Да, она огромна, неизмерима. 

Ведущий 1: 

Ох, и есть за что. Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью!

    Ведущий 2:  Любовь к Родине…Любить свою Родину, верить в её великое будущее учит нас Настоящий поэт.  Есть ли поэт без Родины? Какую пользу может принести Родине поэт?

Ведущий1:

Родина, Россия была для поэта Сергея  Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то». Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее он берёг заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

Слайд. Начало эпизода «Поединок»

Основная часть

Инсценировка сцены «Поединок: Есенин и Маяковский»

На сцену выходит Маяковский

М: В наше материалистическое время тот поэт, кто полезен

Е:(крик из зала) А я считаю, что в любое время полезен тот, кто поэт! 

Публика в зале реагирует (шум, крики)

Знаешь, почему я поэт? .– У меня родина есть! У меня – Рязань!  «Ищи родину! Найдешь – пан! Не найдешь - все псу под хвост пойдет! Нет поэта без родины!»

(аплодисменты в зале)

М: Только вот вопрос, товарищ Есенин, кто поэт , а кто нет.

Е: Время покажет, товарищ Маяковский!

М: Покажет!

Вед: Так чего же мы ждём, товарищи: Вот они, вот они ваши судьи! Предлагаю поэтическую дуэль! Маяковский – Есенин!

Е: Сами напросились!( Есенин идёт из зала на сцену под аплодисменты и крики публики)

Вед: Поэтическая дуэль: Маяковский – Есенин! Тише товарищи, тише. Правила дуэли: каждый выстрел – не более одного четверостишия! Господа дуэлянты, пожмите друг другу руки!!! ( под крики публики жмут руки)

Вед: Тише, товарищи, тише! Кто будет первым?
М: Я уступаю!

Вед: Сергей Есенин!

Е:            Быть поэтом - это значит то же,

               Если правды жизни не нарушить,

               Рубцевать себя по нежной коже,

               Кровью чувств ласкать чужие души

(аплодисменты в зале)

Вед: Маяковский, прошу!

М: Как вы смеете называться поэтом,

 Вы, серенький, чирикать, как перепел!

Сегодня нужно кастетом

Роиться миру в черепе!  

(аплодисменты)

Е: Мне грустно на тебя смотреть,

Какая боль, какая жалость.
Знать только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой осталась!

М: Я хочу ответить любителю женщин ( Есенин смеётся)

  Довольно жить законом,

Данном Адамом Евой

Клячу -историю загоним!

Левой! Левой! Левой!

Зал скандирует:

 Левой! Левой! Левой!

Левой! Левой! Левой!

(Есенин свистит! в зале бурные аплодисменты)

Е: Пока вы туту орали, я думал, стоит ли тут перед вами душу свою открывать. Ладно, Бог с вами (хотя Бог нынче не с вами)

Слушайте, товарищи без вкуса!

Начинает читать

Ведущий: Товарищи, вы нарушаете условия дуэли!

Шум в зале.

М: Тише. Пусть читает!

Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот - и веселый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

 

Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

(Начинает фоном звучать музыка)

 

Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.

 

Дар поэта - ласкать и карябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черной жабой

Я хотел на земле повенчать.

 

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились -

Значит, ангелы жили в ней.

 

Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной, -

 

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

В зале тишина. Потом зал взрывается аплодисментами

Ведущий:

-А что,товарищи, есть среди современного поколения поэты, которые  любят родину так, как любил её Есенин?

На сцену поднимаются поэты (стихи подобраны так, чтобы зритель почувствовал в них есенинскую традицию - глубокое и щемящее чувство родины )

Первый поэт (Все стихотворения поэтов 21 века, по материалам Интернета)

Мой край 
Мой край родной, где я подолгу не был, 
а всё ж не забывал его красу, 
где рожками бодает месяц небо 
и звёзды пьют вечернюю росу. 

Где по утрам туман над речкой тает 
идёт к колодцу с вёдрами народ 
и где мальчишки воробьиной стаей 
в сияньи брызг несутся через брод. 

Где потный труд с рассвета до заката, 
и вновь земля с утра зовет: "Пора!", 
где хлеборобы, мужики, солдаты, 
как в бой, свои выводят трактора. 

Где женщины добры, где реки сини, 
где в соловьиной трели стынет грусть, 
где в каждом звуке слышится: "Россия", 
и отголоском долетает: "Русь". 

Второй поэт

С наслаждением пью, на родимом крылечке,
Свежий воздух зари, как берёзовый сок,
А пушистый туман обнимается с речкой
Еле слышен довольный её голосок.

Солнцем пахнет от клевера, мёдом от кашки,
И умылась спросонья росою трава,
Строят глазки в лугах озорные ромашки
И кружится от счастья моя голова.

На ступеньках тепло от родного порога,
Вместе с эхом кукушка считает года,
Словно жизнь не простая петляет дорога,
Из деревни в заносчивые города.

 

Третий поэт

А кто-то прожил свои дни, не заметив 
(а, может, ему это вовсе не надо?), 
как пахнет трава под росой на рассвете, 
как ветры гоняют курчавое стадо, 
как в небе ломается молнии росчерк, 
как луч припозднившийся гладит вершины… 
Кому-то привычней, удобней и проще 
в асфальтовой сети, сжигающей шины. 
Но мне невозможно без запахов горьких, 
без птиц, что плывут в бесконечности синей, 
без этой девчонки-берёзки на взгорке, 
без этой страны, что зовется Россией. 
Мне с нею делить своё счастье и беды. 
Не где-то вдали, за чужою границей - 
на этой земле, где лежат мои деды, 
хочу я увидеть счастливые лица. 

Четвёртый поэт

Родина 
Родина! С полями, перелесками, 
с бором вековым, где ветер тих, 
с тёмными загадочными фресками 
в храмах позаброшенных твоих, 
с чистыми, нечистыми, но - силами, 
с правдой, поднимавшею в бои, 
со святыми отчими могилами, 
с верой и неверием твоим, 
с пышностью дворцов и недостроями, 
с тем, что мы снесли и возвели, 
с пахарями мирными, с героями 
и с апрельским стартом от Земли, 
с зимней стужей, с ливнями осенними, 
вековечной грусти не тая, 
со святой надеждой во спасение, 
ты, что б с нами не было - моя! 

И какие б беды не пророчили, 
и какая б не грозила рать, 
ты - одна моя Отчизна, Отчина, 
мне в тебе и жить, и умирать. 

Пятый поэт

Автор: Лев Протасов 10 лет

Поэты выстраиваются полукругом

Видеоролик о Есенине по песне на слова Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья!»

Музыка

Все уходят со сцены

Конец

Послесловие

Ведущий обращается в зал:

- Уважаемые зрители! Может быть, среди вас есть любители поэзии Сергея Есенина? Мы приглашаем вас выйти на сцену и прочитать несколько строчек из стихотворений этого замечательного русского поэта. Мы полагаем, что этот шаг и есть показатель нашей настоящей любви и уважения к творчеству великого поэта.

Звучит стихотворения в исполнении учеников

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле

 «Сергею Есенину»

       А.Волгин

      Не жалею, не зову, не плачу….

Какое нужно горькое презренье,

Чтоб, вены вскрыв, спокойно сесть к столу

И кровью написать стихотворенье

В самоубийственно – мучительном пылу?

И боли ран не чувствовать за болью

Души, тоскующей по глади и тиши?!

Мы виноваты все… Мы посыпали солью

Ранения мятущейся души…

В стране, убившей молча Гумилева,

Где умер Блок и «иже с ним» -

Еще один учитель слова

Ушел из жизни молодым…

Нет сил дышать… Печаль.… И тяжела задача:

Зачем у нас не в силах жить поэт?...

Жалею, и зову, и плачу

О том, кого уж больше нет

 

     

    

               

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Вечной памятью живы!"

Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности н...

«Не хороните меня живой...»: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству М.И. Цветаевой.

Конспект внеклассного мероприятия по изучению творрчества М. Цветаевой...

Литературно-музыкальная композиция "Высоцкий. Спасибо, что живой"

Мероприятие посвящено большому поэту современности, талантливому исполнителю авторской песни, гениальному актеру театра на Таганке, известному киноактеру. Проводилось в связи с празднованием 75-летия ...

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ» К 9 МАЯ.

Выступление агитбригады к празднику 70-летия Победы на 7 минут. Сценарий составлен на основе казачьих песен....

Литературно-музыкальная композиция по творчеству В. С. Высоцкого "Спасибо, что живой"

Целью этой встречи  является – изучение творчества Высоцкого, его авторской песни, как уникального явления, развитие взглядов на вечные  философские вопросы бытия, которых касался Владимир С...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Страниц живых прикосновенье…» (Школьный этап конкурса «Живая Классика»)

Сценарий литературно-музыкальной композиции«Страниц живых прикосновенье…»(Школьный этап конкурса «Живая Классика»)Оформление зала: Плакат «Живая классика», п...

Литературно-музыкальная композиция "Память о них жива".

     .... Нужно ли говорить, каков вклад выдающихся людей в развитии культуры народа? Он бесценен! Тем более, если он выпестован частицей души, способной все принять, осмыслить и...