В.В. Маяковский
статья по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Поэма "Облако в штанах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mayakovskiy_vladimir_vladimirovich.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Маяковский Владимир Владимирович

Поэт Маяковский вырастал из рамок футуристов. Поэт, которому суждено было стать провозвестником и певцом революции. Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию юный Владимир Маяковский. А ему сразу же навязали амплуа литературного хулигана, а он – чтобы не кануть в безвестность – поддержал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Критика издевалась над его желтой кофтой, которая была вызовом благонамеренной публике. Но появилась от бедности, нечего было надеть на выступления, кроме черной заношенной блузы. А на самом деле Маяковский был раним и застенчив. Это он прикрывал своею грубоватыми шутками. Маяковский сохранял рыцарское благородство по отношению к тем, кто когда-то ему помог, кого он любил. Двадцатилетний Маяковский взорвал тишину символизма. Произвел действие налетевшей бури. Начало было скандальным. В 22 года он предъявил поэму «Облако в штанах». На него судьба возложила задачу – стать поэтом революции, поэтом нового общества, поэтом будущего. Он нес эту ношу почти 10 лет, она оказалась непосильной. Почему же так рано износилась «машина» души поэта? В стихах молодого поэта поражали необычное содержание и поэтическая новизна. Поражали фантазии поэта, гиперболы и пластика образов. Метафоры. Маяковский хотел быть поэтом толпы. Но еще не различал ее социальный состав. Как футурист он проповедует эстетику «сам овитого» слова, элитарную эстетику, а на самом деле вступает в противоречие с нею. Мир не раскрывает тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает:

Послушайте!

Ведь если звезды

Зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

Несоответствие мечты и действительности порождали вопросы. Родились стихи «Нате!». Поэт в зрелую пору не любил выносить на люди душевную смуту. Но – душа выдает себя, она радуется и ликует, негодует и кровоточит. Бездушная поэзия – не поэзия. Клокочущая душа молодого поэта, выплеснула в грубых и исполненных огромной внутренней силы поэтических строках, заставила прислушаться к ним. Маяковский пришел в поэзию по флагом футуризма. Преодолевая эстетические условности футуризма, он вмешивался в ход жизни, разрушая представления о поэте как небожителе, олимпийце, затворнике, в тоске и рефлексии ожидающем вдохновения. С началом первой империалистической войны Маяковский некоторое время переживает общий патриотический настрой, просится добровольцем в действующую армию (его не взяли из-за политической неблагонадежности). Но уже в 1915 году его позиция меняется, трагедию войны он выражает в стихотворении «Я и Наполеон», «Вам!». Эти стихи вызвали лицемерные сетования газет. В Одессе Маяковский влюбился с первого взгляда в юную Марию Александровну Денисову, девушку сильного обаяния и  характера. Влюбился безответно, и уже в вагоне читал приятелям первые строки поэмы. Затем был большой перерыв, война отодвинула этот замысел. И когда наступило прозрение относительно войны, он понял, что готов продолжить поэму. Любовная драма перерастала в драму жизни. Тема любви не исчезла из поэмы. Но это чувство уже не автономно, оно приобретает характер социальной драмы. Моля о любви чистой, без корысти – всю страсть поэт переносит на буржуазное мироустройство. В нем он видит зло, искажающее мораль, искажающее искусство. Он бросает вызов самому богу. Страдание и отчаяние толкают героя поэмы к бунту, и страдания его выплескиваются на такой мощной лирической волне, которая способна затопить человека, увлекая его в поток невиданных страстей. В поэме бурлит молодая кровь, символика утверждает наступательную мощь молодости.  Анти буржуазный бунт Маяковского в этой поэме был также и бунтом против салонного искусства. Искусство в его концепции, вытекающей из смысла поэмы, приобретает общественный, нравственный характер. Любовная драма, служащая завязкой поэмы, необычна.  В любовном треугольнике нет преуспевшего счастливого соперника, которого полюбила Мария. Ее украли и прельстили богатством, деньгами, комфортом. В треугольнике третьим «персонажем» включен буржуазный жизнепорядок, где отношения между мужчиной и женщиной основаны на выгоде, корысти, купле-продаже, но не любви. Здесь Маяковский типизирует явление, уходит от действительности, так как Мария вышла замуж позже. И ее брак не был по расчету. Поэма «Облако в штанах» была закончена в 1915 году. В это время Маяковский познакомился с Лилей Юрьевной Брик. Он читал ей поэму полностью, попросил посвятить ей произведение. Так на поэме, которая родилась из одной драмы любви, появилось имя «Тебе, Лиля». А это персонаж другой любовной драмы, заполнившей многие годы поэта. Почему? Почему он мог написать поэму об одной женщине и посвятить ее другой? Маяковский объяснил это так, что, когда писалась поэма, он увлекался другими женщинами. Почему поэта так странно названа? Маяковский был у цензора, который спросил о названии «Тринадцатый апостол», Маяковский ответил, что будет нежным мужчиной, как облако в штанах. После издания поэмы полностью (она была урезана до этого издания), Маяковский не стал менять названия. Поэма 22-летнего Маяковского покушалась на основы буржуазного мира и предсказывала скорый приход революции, в образ исполинской мощи раскрывала трагедию личности в условиях извращенной морали, раскрывала, демонстрировала новую выразительность, новые возможности русского слова в звуке, пластике, множественности смыслов. К Маяковскому стали присматриваться символисты. А вот массовая критика газетного толка не сумела понять поэмы «Облако в штанах», учинила очередную расправу над поэтом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про это, про любовь (В.Маяковский и Лиля Брик) Презентация к уроку по лирике В.Маяковского в 11 классе

Данная работа может быть использована на уроке литературы в 11 классе при изучении любовной лирики Владимира Маяковского. В работе содержится интересный материал об отношениях поэта с Лилей Брик....

СТИХОТВОРЕНИЕ В.В.МАЯКОВСКОГО «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» в 7 классе.

Цель урока — познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэ­зию как явление искусства, наметить пер­с...

Интерактивный тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче"

Интерактивная презентация-тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче". Данную презентацию можно использовать как и...

"Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"

Урок литературы в 7 классе "Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"...