рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Бережная Евгения Васильевна

рабочая программа по литературе, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass_literatura.docx49.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ессентуки

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

русского языка и литературы

Протокол №  1     от 26.08.2016

Руководитель МО___________

Бережная Евгения Васильевна

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора поУВР

Кудинова Елена Давыдовна

«29» августа 2016 года

«УТВЕРЖДАЮ

 Директор _______________

 Чуденцова Ада Алексеевна

 Приказ от 30.08.2016 № 160

       

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «Литература»

Класс: 8

Уровень образования: основное общее образование

(Общеобразовательный уровень)

Срок  реализации программы 2016 - 2017 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего – 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа написана на основании:

  1. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,2011
  2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 3

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  1. Авторская программа: Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с.

Учебник: Г.И. Беленький. «Литература». Начальный курс. 8 класс.: Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В трех частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013

Рабочую программу составила:  Бережная Евгения Васильевна,

учитель русского языка и литературы, специалист первой категории

2016 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета  «Литература»

Выпускник научится:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Основные виды устных и письменных работ учащихся

        УСТНО:

•        правильное, беглое чтение и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;

•        устный пересказ(подробный, выборочный, сжатый, от другого лица, художественный) небольшого отрывка, главы повести, рассказа;

•        развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя(в том числе групповая, сравнительная);

•        отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, иллюстрацию;

•        подготовка сообщений, доклада, интервью на литературную тему;

•        диалог литературных героев(воображаемый, на основе литературных произведений);

•        свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

•        использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и др.)  и каталогов.                                ПИСЬМЕННО:

•        развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением;

•        сочинение-миниатюра;

•        сочинение на литературную и свободную тему;

•        создание рассказа-характеристики одного из героев, двух героев,  группы героев;

•        создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;

•        создание плана будущего сочинения, доклада;

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
      писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части.

Ученик  должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Содержание учебного предмета «Литература»

  1. Введение (1 час)

Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.

Литература как искусство слова. Другие виды искусства. (1 час)

Знать.  Отличие литературы художественной от  научной. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства

Уметь пересказывать научный текст; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Использовать в практической деятельности для использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).

  1. Устное народное творчество. Народные песни (3 часа)

Для чтения и изучения:

Исторические песни. Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». КР №1. Тест по УНТ.

Для самостоятельного чтения: К.Г.Паустовский. «Колотый сахар».

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая» и другие по выбору учащихся). 

Знать. Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы

Уметь  самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Использовать в практической деятельности для совершенствования духовно-нравственных качеств личности.

  1. Русская старина.  Древнерусская литература (6 часов)

Жития. Житие Сергия Радонежского (фрагменты). Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

 «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка.

Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.  

Терминологический диктант.  

Знать. Ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и древнерусской литературы, понимать роль русского слова в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Уметь формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Использовать в практической деятельности для  совершенствования духовно-нравственных качеств личности.                                                                   

  1. Русская литература XIX века (32 ч.)

А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.

Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов.

Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере.

Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.

 Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.

Роль и характер эпиграфов.

Знать. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Теория литературы: образ-характер.

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Понимать роль русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки, написание изложений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

Художественный вымысел в литературе.

Для самостоятельного чтения: А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

КР Сочинение–характеристика образа героя по повести «Капитанская дочка».

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы.

Символический образ тюрьмы и узничества в лирике.

Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении «Завещание», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога.

 «Мцыри». «Мцыри» - любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).  

Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.

 «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский). Чтение отрывка наизусть.

Для самостоятельного чтения:  «Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».

РР. Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Знать/ понимать связь литературных произведений с эпохой их написания.  Роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, находить изобразительно-выразительные средства языка.

Использовать в практической деятельности для написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения,  для выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Н.В.Гоголь.  Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения  изучения:

«Ревизор». Жизненная основа комедии.

Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.

Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок.

 «Ревизор» в театре и кино.

РР. Сочинение – монолог литературного героя. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

Знать. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Теория литературы: драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении. Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней.

Уметь характеризовать героев пьесы, сопоставлять героев, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Использовать в практической деятельности  для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения.

Сочинение – обобщающая характеристика группы героев по комедии Н.Гоголя «Ревизор».

Для самостоятельного чтения:  «Женитьба».

И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.

«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность.

Сложность характера Аси.

Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

Поэтическая атмосфера повести.

Знать. Приемы психологической характеристики героев.

Уметь формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка. Использовать в практической деятельности умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

 Для самостоятельного чтения: «Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Л.Н.Толстой.  Писатель как поборник суровой правды жизни.

 «После бала».  Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Знать. Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения. Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней. Уметь характеризовать героев художественного произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, находить изобразительно-выразительные средства языка. Использовать в практической деятельности для совершенствования духовно-нравственных качеств личности, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки.

Для самостоятельного чтения: «Хаджи - Мурат».

В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и изучения:

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения: «Мгновение».

  1. Русская литература XIX – начала ХХ века (7 ч.)

Урок 44. И.А.Бунин. Лирика и проза писателя.  

Рассказ «Сверчок». Прием противопоставления в рассказе, его значение.

М.Горький. Вера писателя в человека.

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни».

Ее композиция, ритмика, интонационные особенности. «Заветы отца». Смысл сказок Горького.

Знать. Теория литературы: конфликт в художественном произведении.

Уметь  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, совершенствования духовно-нравственных качеств личности.

Вн. чтение: «Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти», «Сказки об Италии»  (по выбору учащихся).

  1. Литература ХХ века (14 ч.)

Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. «Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».

. Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта.

Знать. Юмор. Языковые средства выразительности.

Уметь выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения.

Использовать в практической деятельности для письменного  анализа стихотворения.

К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.

 «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).

Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Знать. Теория литературы: юмор; роль воображения в художественном творчестве. Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней.

Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, писать реферат на литературные (и общекультурные) темы.

Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки.

Для самостоятельного чтения: «Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» (по выбору).

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Василий Теркин» История создания и композиция поэмы.  

  Главы «Переправа», «О награде», «Гармонь».  Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины.

 «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора» Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Вов и наше время.

Знать. Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе -  понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Уметь характеризовать героев поэмы, сопоставлять героев нескольких произведений, находить изобразительно-выразительные средства языка.

Использовать в практической деятельности для совершенствования духовно-нравственных качеств личности, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки, для написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения.

Для самостоятельного чтения: «Василий Теркин» (полный текст).

РР Сочинение по поэме А.Твардовского «Василий Теркин»

В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя. «Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

 «Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.

 «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? Для самостоятельного чтения: «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы (по выбору учащихся). Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».  

 Знать/ Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней.

Уметь  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, писать реферат на литературные (и общекультурные) темы. Использовать в практической деятельности -   отвечать на вопросы по  прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

Тема семьи в русской литературе. Письменный анализ стихотворения.

  1. Из зарубежной литературы (4 ч.)

Литература эпохи Возрождения

В.Шекспир. Слово о драматурге. «Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви.

Знать. Теория литературы: трагедия. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту; вести диалог

Использовать в практической деятельности для формирования эстетического вкуса.

РР –Устное сочинение дискуссионного характера.  «Сила чувства юных героев, их преданность друг другу».

М.Сервантес. Слово о писателе. «Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

Урок 68. Повторение изученного. Рекомендация литературы на лето  (1ч.)

Тематическое планирование

№ раздела

Наименование разделов и тем

К-во часов

Классное Сочинение.

Домашнее

сочинение

ВН/ЧТ

Регион.

компонент

Программа Беленького

(ПБ)

68

Рабочая

программа

(РП)

68

ПБ

РП

ПБ

РП

ПБ

РП

ПБ

РП

1

Вводный. Литература как искусство слова.

1

1

-

-

-

-

-

-

2

Устное народное творчество

3

3

1

1

3

Русская старина

3

6

1

4

Литература 19 века-

32

32

1  А.С.Пушкин

9

12

1

1

1

2  М. Ю. Лермонтов

6

7

1

1

2

  1. Н.В.Гоголь

8

6

1

1

4  И.С.Тургенев

4

3

5  Л.Н.Толстой.

5

4

1

1

1

5

Литература конца 19- начала 20 века-

8

7

1 В. Г. Короленко

2

2

2 И.А.Бунин

2

3

3 А.М.Горький

4

2

6

Литература 20 века

13

14

1 Н,А. Заболоцкий

2

1

1

2 К. Г. Паустовский

3

3

3 А.Т.Твардовский

4

7

1

4 В. М. Шукшин

2

2

1

5 Н. М. Рубцов

2

1

7

Из зарубежной литературы-

7

4

1 У.Шекспир

5

1

2 М. Сервантес Сааведра

1

1

3 П. Мериме

1

2

Обобщающий урок

1

1

ИТОГО

68

68

2

2

-

3

-

7

-

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...