Урок нравственности "Постарайтесь творить всякие добрые дела"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Урок нравственности по древнерусской литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nravstvennosti_8_klass.docx46.56 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Урок нравственности  (8 класс)

Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела».

«Поучение» Владимира Мономаха.

Цель: продолжить знакомство учащихся с духовной литературой;

     способствовать развитию умений работать с художественным  и

     литературоведческим текстами,

     способствовать развитию самостоятельности творческого мышления

     учащихся;

     прочитать фрагменты «Поучения « Владимира Мономаха, выявить

     общенравственный смысл и христианские традиции произведения.

Оборудование: портрет Владимира Мономаха., карта «Киевская Русь

    в ХI-ХII веках», записи на плакатах с цитатами из «Поучения Владимира  

    Мономаха», тексты   для анализа ( текст Д.С. Лихачева, отрывки

    из   Священного писания, тексты «Поучения»);

    мультимедийная презентация

                                                ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие. Эмоциональный настрой.

          Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Слово учителя (художественное чтение)

           Сотворился плач великий  в земле нашей. Опустели села наши и города наши… Одних ведут в плен, других рассекают саблями, иных в отместку убивают мучительной смертью, другие трепещут, видя эти убийства пленных…  Взяв город, половцы повели в свои кочевья… измученных, печальных , костенеющих от холода, голодных, со скорбными лицами и почерневшими телами…» - так описывает летописец, очевидец событий, печальные последствия половецкого набега на Русь конца Х1 века. Половцы безнаказанно разоряли русские области, и во всей земле слышался только грай воронов. По степному бездорожью, прямо через бескрайние степи, оставляя на земле глубокие борозды от колес, половецкие кибитки поспешно двигались к морю. Обессиленные голодом, изнемогая от жажды, раня босые ноги о камни, пленники окончательно выбились из сил. Пощады не было никому. Иногда, видя, сто человек совсем выбился из сил, его убивали ударом копья. Однако в расчетах хана было доставить на невольничий рынок возможно большее количество рабов, и поэтому орда останавливалась на краткие ночлеги. Одна женщина прижимала к груди самое дорогое, что у нее было, - грудного ребенка. Но она чувствовала, что дитя ее уже не живет. Маленькая душа уже взлетела теплым дыханием на небеса. Женщина завыла, как ранены зверь, устремляя взоры к бесчувственному небу. Один из половцев схватил мертвого младенца и швырнул его в чертополох. Мать кинулась за ним со страшным криком, но ее схватили за руки…

       -Гибель наша пришла! Гибель! – тихо причитали люди.

       В толпе плелся монах, как можно было судить по его черному одеянию, превратившемуся в жалкое рубище. Он сокрушался :

       -Лукавые подожгли наш монастырь и все истребили огнем. Что теперь ждет нас в неведомой стране? Горе нам! Но это – кара христианам за прегрешения! В наказание послал Бог нам эти испытания. Увы, опустели наши города, а поля заросли волчцами,  стали обиталищем для диких зверей…

 - Как вы думаете, почему страдала земля Русская?

              (Русские князья ссорились между собой, превращая   ссоры

              в разорительные войны. Для вооруженного решения своих  распрей  

              некоторые из князей приглашали и нанимали половецкие войска. Эти

             новые кочевники,  вторгшиеся с востока на Русь, раньше жили

             в степях между русскими землями и Черным морем.)

- К чему вела непрерывная борьба между князьями?

                     ( К постепенному обособлению земель и разделению Киевской Руси на «отчины», которые все более превращались в самостоятельные государства. Конечно, раздробленность Руси ослабляла способность противостоять внешним врагам.)        

- А были среди князей благочестивые, которые боролись за объединение, сплочение великой державы – Руси?

               ( Великий князь Владимир, его сын, тоже великий князь ,

                Ярослав Мудрый; великий князь Всеволод; его сын Владимир

                Мономах, великий князь.)

3. Объявление темы урока, постановка  целей урока

         О великом князе Владимире Мономахе мы и поговорим сегодня.

Тема сегодняшнего урока «Постарайтесь творить  всякие добрые дела». 

 Мы продолжим знакомство  с духовной литературой; прочитаем  фрагменты из «Поучения» Владимира Мономаха, постараемся  выявить и понять  общенравственный смысл и христианские традиции произведения.

  4.Работа над эпиграфами к уроку   (Слова Д.С. Лихачева и Владимира Мономаха) - Эпиграфами к уроку не случайно станут слова Владимира Мономаха и слова человека, имя которого неразрывно связано с древнерусской литературой. Дмитрий Сергеевич Лихачёв – переводчик, исследователь  и знаток древнерусской литературы, великий мыслитель, настоящий патриот.

       Нравственность едина  во все века и для всех людей.  Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.(Д. С. Лихачев)

    Уклонись от  зла,  сотвори добро, найди мир и отгони зло,

 и живи во веки веков.(  Владимир Мономах) 

  • Выделите ключевые слова в каждом из высказываний. (Нравственность, добро, мир)
  • Пусть на уроке у нас царит мир и добро.                                                                                                      

5.    Чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина:          

                       Да ведают потомки православных

                       Земли родной минувшую судьбу.

                       Своих царей великих почитают

                        За их труды, за славу, за добро…

6.За что же почитал народ Владимира Мономаха?

Индивидуальное сообщение ученика о деятельности Владимира Мономаха ( с использованием презентации, подготовленной совместно

с учителем).  

7. Работа над портретом Владимира Мономаха

  • Обратимся к портрету Владимира Мономаха.

 Каким вы представляете себя великого князя Владимира Мономаха?

  • О чём может сказать имя Владимир Мономах?

Владимир – владелец мира. Корень –мир- показывает принадлежность к знатному роду, Мономах, (в переводе с греческого) – «мономахос» – единоборец.            

  • Почему его так называли?

(Он с ранней молодости стоял на страже русской земли: постоянно бился за неё с половцами и всеми силами старался поддержать мир между враждовавшими князьями. Он не раз созывал князей на съезды и уговаривал их прекратить междоусобные распри, не тратить сил понапрасну. Великим киевским князем он стал в возрасте 60 лет).

- Вот о чём вспоминает старый монах: «Греческий царь снял со своей шеи крест, сделанный из того дерева, на котором был распят Христос, с главы – царский венец и велел принести сердоликовую чашу, из которой пил, веселясь на пирах, кесарь Август. Царь снял также ожерелье, кованное из аравийского золота. И в знак уважения велел митрополиту отвезти все дары великому русскому князю. Наречь его Мономахом и царём всея Руси»

     О чём свидетельствует запись старого монаха?

  1. Владимир Мономах – автор «Поучения». Определение поучения как  жанра древнерусской литературы-    Как вы думаете, в каком возрасте Владимир Мономах написал своё «Поучение»?

Словарная работа

Поучение – один из жанров древнерусской литературы. Как вы понимаете значение слова «поучение»? Подберите однокоренные слова.

Поучение = побуждение к учению.

Определение жанра. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя; он поучал его.

Повторение теоретического (литературоведческого)  материала

  • Когда возникла древнерусская литература, в связи с каким событием?

                                         (ХI век, принятие христианства)

  • На каком языке была написана древнерусская литература и в каком варианте она существовала? (Древнерусский язык. Рукописный вид.)
  • Назовите жанры древнерусской литературы. (Летопись, предание, поучение, хождение, слово, повесть, житие, рассуждение, легенда, похвала, наставление)

9. Композиция и структура «Поучения» Владимира Мономаха

 «Поучение» Владимира Мономаха состоит  из трех частей:

-собственно поучение, обращенное к детям;- рассказ о своей жизни;- письмо Олегу Святославовичу, князю Черниговскому, на глазах у которого

убили юного сына Мономаха Изяслава.

10.Работа с текстом «Поучения» Владимира

  • Чтение подготовленным учеником отрывка из «Поучения» Владимира Мономаха на древнерусском языке.

 Словарная работа (по тексту «Поучения»).

 («Поучение» прочитано школьниками дома. ( Учебник. Литература.  8 класс. (Авт.-сост. А.Г. Кутузов. Глава Духовная литература. Духовная литература и её традиции. Поучение Владимира Мономаха. В сокращении. Перевод Д.С. Лихачёва.)

Что пишет князь в начале своего «Поучения»?

 В старину мертвых в церковь возили обычно на санях. Выражение «сидя на санях» следует понимать только так: готовясь к дальнему пути.

  • Я, худой… - о чём здесь идёт речь – об особенностях телосложения(«стройный» или о нравственной самооценке? Можно ли это определить вне контекста «Поучения»?
  • Слушал эту грамотку… - излишняя ли буква «К» в последнем слоге? Отличается ли оно от слова «грамота» по смыслу?
  • Милостыню подавайте нескудную… - отличается определение «нескудную» от синонимичных ему «щедрую», «богатую»? Каково происхождение старинного слова?
  • Волость – какое понятие прижилось в языке вместо первого?
  • Кроткие  - состоит ли в родстве с «короткими»? Как это узнать?
  • Убогого – в чём смысл этого понятия? Почему оно состоит в родстве со словом «Бог»? Связано ли оно генетически со словом «богатый»?
  • Быть благочестию свершителем – из каких двух слов образовано слово «благочестие»?
  • «Поучение» Владимира Мономаха называют духовным завещанием. Подтвердите эту мысль обращением к тексту.
  • Какова личность Владимира Мономаха? Чем он отличается?  

 ( - образованностью, нравственностью, имеет богатый жизненный опыт, социальный статус. (Найти доказательства в тексте)

  • Что свидетельствует о начитанности, образованности Мономаха?

(Воспитывался на Священном Писании,  святоотеческой и  житийной литературе.     Псалтырь брал всегда с собой в дорогу).

11. Работа по вариантам (с различными текстами))     

1 вариант – текст «Поучения»;

2 вариант – Размышления Д.С. Лихачёва о мировосприятии древнерусского человека;

3 вариант – Цитаты из Священного Писания, выписанные Владимиром Мономахом.

Задание.  Познакомившись с размышлениями Д.С. Лихачева о мировосприятии человека

Древней Руси, обратившись к тексту «Поучения» Владимира Мономаха», к цитатам, которые Владимир Мономах выписал из Священного Писания, укажите из свода нравственных правил те, которым следовал автор и которые он считал обязательными, те, которые лично вам  

кажутся современными.    (Ответы учащихся)

Индивидуальное задание. Используя указанные учителем адреса сайтов в интернете или обращаясь к поисковой системе Jandex, подобрать иллюстративный материал ( портреты князя Владимира Мономаха, репродукции картин, миниатюры из летописей и т.п.) для создания художественной «галереи» по теме «Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха».

hppt: //old-rus.narod.ru/01.thml

hppt://www.monomah.vladimir.ru/picture.thml

hppt: //znat.narod.ru/         и др.

Примечание. Задание проверяется учителем в конце урока, материала могут использоваться учителем и другими учащимися при выполнении домашнего задания.  

  1.  Заключительная беседа  с учащимися

-       Какие задачи  общегосударственного порядка  должны решаться правителем в первую очередь? ( Продуманная внешняя и внутренняя политика, забота о церкви, о подданных).

-   Каким нравственным критериям должен , по мнению Мономаха. соответствовать правитель?  ( Образованность, трудолюбие, заинтересованность в делах  и умение их делать, отвага, решительность)

- Какие свойства характера необходимо, по мнению автора,  воспитывать в себе князю?( Милосердие, правдивость и т. д.)

- Какой характер внушаемой Владимиром Мономахом добродетели? («Трудиться, не лениться, выполнять три важных дела: покаяние, слёзы, молитва»).

  • Владимир Мономах – верующий человек? Он истинный христианин? 

(В основе добродетели Владимира Мономаха – огромный   опыт христианской жизни. Христианская любовь не позволяет никого  предавать смертной казни. Владимир Мономах убеждает посещать больных, провожать на кладбище, не забывать говорить приветливые слова. Он внушает гостеприимство, убеждает в том, что нужно постоянно учиться. Говоря о себе, Мономах  не хвалится, во всём видит  промысел Божий.)

  • «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь…» - так сердечно звучат слова Владимира Мономаха.

            - Какие советы Владимира Мономаха вы обратили бы к своим ровесникам?

(… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… соблюдайте своё слово…

… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

… Не пропустите человека, не приветив его.

… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.)

 Подведение итогов 

  • В чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха? Почему просит автор принять «грамотку» «в свое сердце»?
  1. Итоговое тестирование

( Тестирование проводится с использованием сетевой программы Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы в 7 классе. Древнерусская литература. Урок 03.) (Приложение №4)

  1. Рефлексия

? Готовы ли вы принять «грамотку» Владимира Мономаха в своё сердце?

         (Да, всей душой и сердцем. Хотелось бы ещё к ней обратиться.

          Необходимо ещё её прочитать.

          Не знаю, не уверен.)

16.Домашнее задание

Учащимся предлагается самим написать «поучение» брату, другу, сестренке и т. д.,  используя лексику «Поучения».   ( Можно дать учащимся опережающие задания и предложить учащимся в качестве образцов. Показ и чтение творческих работ.)

Задание творческой группе: создать буклеты по теме урока.

Указатель  ресурсов сети Интернет

по теме «Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха»

  1. hppt://www.monomah.vladimir.ru/picture.thml

Древнерусская литература. Антология.

  1. hppt: //old-rus.narod.ru/01.thml

Сайт содержит материалы о Владимире Мономахе и его творчестве: биографические сведения, тексты произведения и т.д.

  1. hppt://festival.1september.ru/
  2. hppt://his.1september.ru/2001/05/2.htm
  3. hppt://methal.vladimir.rode.ru/
  4. hppt://www.somoylova.sch1552.edusite.ru/

Планирование уроков по древнерусской литературе

  1. hppt://www.saratov.fio.ru/finals/works/067/fedoruk.n/

Владимир Мономах (презентация)

  1. hppt: //znat.narod.ru/

Сайт, посвящённый истории правления и биографии великих князей Киевских, Владимирских, Московских

  1. hppt: //www.pisatel.org/old/

Сайт посвящён древнерусской литературе

  1. hppt: //www.drewne.ru/

Древнерусская литература. Образовательный портал

  1. hppt: //www.geocities.com/stoglav/

     Сайт содержит множество произведений среднерусской литературы,

     большое количество информации по русской истории, материалы  

     православной тематики

  1. hppt: //www.krotov.org/library/old/rus.htm/

Размещены памятники древнерусской литературы на церковно-славянском языке

  1. hppt: //old-russian.chat.ru/10fevron.htm/

Сайт древнерусской литературы

  1. hppt: //www.drewne.ru/study/petr.htm/
  2. hppt: //infolio.ast.ru/philol/lichachev/great10.thm/

Д.С. Лихачёв. Великое наследие

                                         Библиография

  1. Головин Н.Н. Моя первая Русская История в рассказах для детей. –

     М., 1992.

  1. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. – М., 1992.
  2. Из истории русского и западноевропейского искусства. – М., 1960.
  3. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М. «Современник», 1993.
  4. Киево-Печёрский государственный историко-культурный заповедник; Фотоальбом. – Киев, 1984.
  5. Книга хождений: Записки русских путешественников XI – XV вв. – М., 1984.
  6. Кудрявцева Л. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. – М., 1991.
  7. Лихачёв Д.С. Национальное самосознание древней Руси (Очерки из области русской литературы XI-XVII вв.).- М.
  8. Осетров Е. Аз – свет миру: Повесть в новеллах о Руси изустной, письменной и печатной. – М., 1989.
  9. Полевой Н. Клятва при гробе Господнем. – М., 1992.
  10. Рассказы о Древней Руси. – М., 1992.
  11. Рассказы русских летописей XII – XIV вв. – М.,1968.
  12. Соловьёва С.М. Об истории Древней России. – М., 1992.
  13. Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. М.Е. Фёдорова, Т.А. Сумникова. – 2-е изд. – М., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творим добрые дела

Ребята пришкольного лагеря «Город детства» при МБОУ «Токурская СОШ» Принимают участие в акции «Творим добрые дела»...

Сценарий отчетного концерта «Творите добрые дела!», посвященный Году Человека труда в Чувашской Республике

Сценарий отчетного концерта «Творите добрые дела!»,посвященный Году Человека труда в Чувашской Республике 1 ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья!    2 ведущая: Добрый  вечер, уваж...

Методическая разработка урока обществознания: «Человек славен добрыми делами» (6 класс)

Цель урока:- подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.Задачи урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правил...

Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела", 6 класс

Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела" посвящена движению волонтеров в России....

Урок обществознания "Человек славен добрыми делами"

Презентация к уроку обществознания в 6 классе на тему: «Человек славен добрыми делами»...

«НЕ ВСЯКОЕ ДОБРО ЕСТЬ ДОБРО» (ПО РАССКАЗУ А. П. ЧЕХОВА «КРЫЖОВНИК»)

В статье осуществлено исследование добра и зла в рассказе«Крыжовник» А. П. Чехова. Результатом исследования стало раскрытиеглавной идеи – перерождение человека в обывателя. Выявлено,...

Конспект урока обществознания "Человек славен добрыми делами" 6 класс

Конспект урока обществознаня по теме "Человек славен добрыми делами". 6 класс...