Конспект урока обществознания "Человек славен добрыми делами" 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Сойма Елена Александровна

Конспект урока обществознаня по теме "Человек славен добрыми делами". 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Человек славен добрыми делами»

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями (добро,  доброта); выяснить, какого человека можно назвать добрым; исследовать, в чем состоит доброе дело и добрый поступок.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать признаки доброты; вести дискуссию, эвристическую беседу; работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в паре.

Основные понятия и термины: добро и зло, доброта.

Формируемые УУД:

предметные: иметь целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; применять ключевые понятия и рассматривать явления социальной действительности с опорой на эти понятия; расширять оценочные суждения;

метапредметные-

1)коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии её решения; обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений;

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятий;

4) личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент

(слайд 1) Здравствуйте, ребята! Я  рада  вас сегодня видеть. Желаю вам хорошего вам настроения и успехов на уроке!

  1. Мотивационно-целевой этап

Учитель: Ребята, вы знаете, что такое комплимент?

(Ответы детей)

(слайд 2) Комплимент – это любезные, приятные слова, лестный отзыв, похвала.

                                                                                                          (С. Ожегов)

Учитель: Я предлагаю начать наш урок  не совсем обычно, начнем его с комплиментов.  Скажите своему однокласснику  комплимент.

- Ребята, вам не кажется, что у нас в классе  стало  светлее и уютнее? Как вы думаете, отчего? (ответы учеников)

(слайд 3) А теперь, посмотрите отрывок из мультфильма «Просто так».

Вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- Все правильно «о добре». А как  можно узнать, что  человек добрый, что у него доброе сердце?  (по делам, поступкам).

(слайд 4) Тема урока «Человек славен добрыми делами» (записать в тетрадь число и тему урока)

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем нам стоит сегодня поговорить?

(Что такое «добро».  Какими качествами обладает добрый человек? Какие поступки можно назвать добрыми?)

  1. Введение в новый материал

(слайд 5) А теперь давайте послушаем фрагмент замечательной песни из кинофильма «Маленький Мук».

(слайд 6) - О чем эта песня? А как вы понимаете слова «идти дорогою добра»?

IV Работа по теме урока

Ребята,  сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по дороге Добра. Вы согласны? Тогда, в путь!

 (слайд 7)  Первая станция «Словарная».

-Что такое Добро? – этот вопрос интересовал и интересует до сих пор всё человечество.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? 

(мама, семья, любовь, мир, счастье, бабушка, отзывчивость, милосердие, сострадание и т.д.)

Попробуйте сформулировать определение понятия «добро».

Продолжите фразу «Добро – это...»

(учащиеся предлагают свои варианты).

- Ребята, оказывается, непросто  дать определение слову «добро».

- Мы затруднились дать точный ответ. А как  можно получить ответ на этот вопрос? Кто или что поможет нам?  (ответы детей).

- Я  заглянула в словари, и нашла следующее толкование слова «добро».

( слайд 8) Добро – благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина  (В.И. Даль)

Добро - положительное, хорошее, полезное, противоположное злу (С.И. Ожегов)

Добро – все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу. (Т.Ф. Ефремова, лингвист)

Добро - все то, что помогает человеку и  обществу жить, развиваться, процветать, это нечто хорошее, полезное, добрый поступок.

Запишите в тетрадь то определение, которое вам больше понравилось, или сформулируйте собственное.

Объясните, почему вы выбрали именно это определение?

Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите слово «зло»?

Учитель: Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Вопрос: Как вы думаете, что ответил старый индеец?

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопрос: Как вы понимаете смысл этой притчи (главная мысль)

(Отвечая на вопрос внука, старик имел в виду следующее - в каждом человеке есть и хорошее, и плохое, но мы всегда можем выбрать, какими нам быть, на что обратить свое внимание и «какого волка кормить»)

Учитель: Продолжим путь по дороге Добра? Нам легче стало идти дальше, хотя наш багаж пополнился новыми знаниями, но со знанием всегда легче идти.

( слайд 9) Итак, мы оказались на станции «Исследовательская».

Предлагаю вам провести исследование: ознакомьтесь с дополнительными материалами и определите признаки доброты.

Дополнительный материал

(слайд 10) «Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» («Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов)

«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» (В. Сухомлинский)

«А куда ни пойдете, где ни остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего… Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово» («Поучение Владимира Мономаха», около1117 г.)(сострадание, милосердие, добрые слова, стремление помочь )

Учитель: Давайте составим схему. Доброту  изобразим в виде солнышка. «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни от человека», - говорил писатель Михаил Пришвин.

(слайд 11) -В старом русском алфавите, действовавшем до реформы 1918 года, буквы обозначались словами: А –аз (я), Б- буки (буквы, письмена), В- веди (от знать, ведать), Г –глаголь (говорить), Д –добро, Ж – живете (от жить), З – земля, Л –люди, М – мыслите, Т – твердо.

 Посмотрите внимательно на эти буквы, к чему призывала азбука? (Азбука как бы призывала: «Люди Земли, говорите, мыслите и творите добро».)

(слайд 12) Дорога добра нас ждет. Отправляемся дальше? Посмотрите, ребята, мы оказались на станции «Народная мудрость». Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло.  Эту мысль они отразили и в пословицах. Пока мы шли к этой станции, поднялся ветер и пословицы перепутались. Прием «Жокей и лошадь». Вам надо сложить пословицы воедино и объяснить их смысл.( работа в парах).

Доброе слово

и кошке приятно

За добрые дела

         добром платят

Доброе слово лечит,

а злое калечит

Худо тому,

кто добра не делает никому

Кто любит добрые дела,

тому и жизнь мила

«Доброе слово и кошке приятно»- гласит народная мудрость, а как часто мы говорим добрые слова благодарности, любви, признательности? Уж если кошке приятно, то людям это необходимо как воздух! А неразумное, холодное, злое, равнодушное слово может огорчить, обидеть.

(слайд 13)

Физминутка. Динамическая пауза.

(Звучит песня о добре)

-Предлагаю всем встать в круг и взяться за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит от одной ладошки к другой? Поднимем наши руки вверх и представим, что мы строим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась пирамида. Я верю, что впереди у вас много славных дел, и наша пирамида добра будет расти.

(слайд14)

Просмотр фрагмента мультфильма о  Шапокляк.

-Ребята, вы согласны с Шапокляк? Почему?

Учитель: Продолжим наш путь!  Станция «Жизнь дана на добрые дела»

(слайд 15)

Учебник стр. 67. Опережающее задание - сообщение об А.Д Сахарове (Грабовская Соня)

- Можно ли назвать академика А.Д.Сахарова добрым человеком?                                                                                               - Почему вы так думаете?

Добрый  человек- это тот человек, который  совершает добрые дела, но при этом ничего не просит взамен. Волонтеры. (Волонтёр – это человек, который добровольно оказывает безвозмездную помощь людям, нуждающимся в особой поддержке и социальной защите, некоммерческим организациям, государству., волонтёрство – это особый вид деятельности. Добровольцы помогают другим людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, животным, природе)

-Легко ли быть добрым? 

Доброта может быть связана с материальными затратами, когда человек что-то отдает другому человеку, делится тем, что у него есть. Но самое главное – добрый человек делится своим душевным теплом, «отдает свою душу», сопереживает, сострадает, сочувствует человеку, у которого беда, старается ему помочь; подавляет в себе гнев, обиду, желание ответить на грубость грубостью. А это всегда требует от человека огромных усилий. У армянского народа есть такое выражение: « Возьму твою боль». Именно добрый человек берет на себя чужую боль, поэтому и трудно быть добрым.

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

В 2013 году в нашей стране  была учреждена Всероссийская общественно-государственная инициатива «Горячее сердце». Основной ее целью является чествование и выражение признательности детям и молодежи, которые помогают бедным, больным, голодным, пожилым людям, заботятся о детях, помогают попавшим в беду. Это люди,  которые готовы бескорыстно прийти на помощь. Они обладают такими качествами, как: человеческое внимание,  отзывчивость, милосердие и, конечно же, доброта. Ежегодно издается Почетная книга «Горячее сердце» с рассказами о поступках награжденных ребят и деятельности общественных организаций и объединений. Книга также размещена на сайте инициативы в открытом доступе. Также ежегодно на торжественных церемониях проводится награждение.  

 (слайд 16) Ребята, посмотрите, какое большое красивое сердце.  Предлагаю вам сейчас сделать одно общее дело. Давайте наполним это сердце добротой. На маленьких сердечках напишите, пожалуйста,  какое  доброе дело вы обязательно совершите в будущем ( для семьи, для друзей, для общества, для планеты) и прикрепите на наше большое Доброе Сердце. Кто хочет поделиться своей мечтой?

Рефлексия.

(Слайд17) Итак, мы с вами завершаем путешествие. И сейчас  необходимо подвести итог, предлагаю составить синквейн (синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк)  и кратко записать в тетрадь все то, о чем мы сегодня с вами говорили. Работаем вместе, вы записываете со мной:

На первой строчке запишем одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. (О чем мы с вами сегодня говорили?)

На второй строчке напишем два прилагательных (причастия), раскрывающих тему синквейна. (Добро какое?)

На третьей строчке запишем три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. ( Что делает?)

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. (Добро сближает людей)

Пятая строчка – это слово-резюме, личное отношение учащегося к теме. (Радость, счастье и т.д)

1) ДОБРО                                                                                                                  

2) душевное, сердечное

3)исцеляет, помогает, вдохновляет

4) Добро сближает  всех людей.(Добро делает мир лучше)

5) РАДОСТЬ (мир, счастье, любовь)

(слайд 18)  Д/з

1. Составь памятку «Правила доброго человека».

 2.Подготовь рассказ о добром человеке, которого ты встретил в жизни.

Ребята, у вас на столах лежат смайлики:   веселый и грустный. Прошу поднять улыбающийся  смайлик, кому урок показался интересным и занимательным. А грустный, кому урок был неинтересен.

(слайд 19)-Наш урок мы начали с комплиментов, и закончить его я тоже хочу комплиментом в ваш адрес. Вы  любознательные,  озорные и добрые дети. Я всегда с удовольствием иду  в ваш класс. Ребята, благодарю вас за работу на сегодняшнем уроке. Американский писатель Генри Джеймс говорил: «В жизни человека есть три очень важные вещи: это, во-первых, доброта, во-вторых, доброта и, в –третьих, доброта. Ребята,  всегда идите по дороге Добра и  дарите ее людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."

Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."...

Конспект урока "Человек славен добрыми делами", обществознание, 6 класс.

Конспект урока "Человек славен добрыми делами", обществознание, 6 класс....

конспект урока "Человек славен добрыми делами"

План-конспект урока по обществознанию 6 класс. УМК Л.Н.Боголюбов и др. Цель: выяснить какого человека можно назвать добрым, в чем состоит доброе дело и выяснить суть золотого правила морали...

Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на те...

Презентация к уроку "Человек славен добрыми делами"

Презентацию к уроку "Человек славен добрыми делами" в 6 классе  разработала Ооржак Буянмаа Доржуевна учитель обществознания....