конспект урока "Человек славен добрыми делами"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Кочнева Наталья Валентиновна

План-конспект урока по обществознанию 6 класс. УМК Л.Н.Боголюбов и др. Цель: выяснить какого человека можно назвать добрым, в чем состоит доброе дело и выяснить суть золотого правила морали

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока 25, 26                Человек славен добрыми делами.

Цели  и задачи: - познакомить учащихся с понятиями( добро, ,добродетель,

                                 мораль)

                               - выяснить какого человека можно назвать добрым;

                               - исследовать, в чем состоят доброе дело и добрый поступок;

                               - выяснить суть золотого правила нравственности

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать признаки доброты и золотое правило морали; сравнивать социальные объекты, выяснять их общие черты и различия, вести дискуссию, эвристическую беседу, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

предметные: уметь применять золотое правило нравственности, применять ключевые понятия и рассматривать явление социальной действительности с опорой на эти понятия;

метапредметные:

1) коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии ее решения

2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать и обобщать факты, давать определение понятиям

личностные: формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие мира.

Тип урока: открытие нового знания

План урока           I.Изучение нового материала.

  1. Что такое добро. Кого называют добрым.
  2. Доброе – значит хорошее.
  3. Главное правило доброго человека.

Мотивационно-целевой этап.

Когда - то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба , очень похожая на борьбу 2 волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк побеждает?

( вопрос к классу: Что бы вы ответили внуку?)

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы поняли смысл этой притчи?

Тема нашего урока: «Человек славен добрыми делами».

- предположите, о чем сегодня пойдет речь.

- на какие вопросы нам предстоит ответить?

Нам предстоит задуматься о добре, доброте и их роли в жизни человека.

Проблемный вопрос уроков: почему люди ценят  добро?

1.Что такое добро. Кого называют добрым.

Великий французский мыслитель Жан Жак Руссо писал: «Против всего можно устоять, но не против доброты». Говорят, что если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за другого создают основу человеческого счастья.

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «добро»? ( высказывания уч-ся)

Чтобы лучше понять смысл этого слова обратимся к сказке.

Задание: внимательно прочитай п. 1 и ответьте не опросы к тексту ( стр. 87).

- что обнаружил принц после смерти?

- что такое доброта?

Задание: исследуем дополнительный материал и определим признаки доброты

           ( работа в группах).

                         Дополнительный материал( раздать )

        Доброта это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ( « Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

      «Ничто не обходится нам так дешево и не цениться  так дорого, как вежливость и доброта» (М.  Сервантес)

       «Чем человек умнее и добрее, тем  больше он замечает добра» (Б.Пакаль)

       «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»

                                                                             ( Л.Н.Толстой)

       «Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» ( В.Сухамлинский)

( обсуждение выполнения задания)

Послушайте пословицы о доброте ( метод. Стр. 181)

- Чему нас учат пословицы о доброте?

  • Хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей
  • Шутить по-доброму
  • Не спешить обвинять другого в чем-то, пока не разберешься в причинах его поступка
  • Быть скромным

- Как вы думаете, кто такой добрый человек? Какого человека вы назвали бы добрым?

Задание: прочитайте материал рубрики «Жил на свете человек» ( стр. 87)

  1. Можно ли назвать академика А.Д.Сахарова добрым человеком? Почему ты так думаешь?
  2. Добрый человек и добренький – это одно и тоже? Свой ответ объясни.
  3. Чем добрый человек отличается от добренького?

Послушайте рассказ «Строгое добро и мягкая добренькость»

  1. Кто оказался полезным для своих друзей: строгий Хомяк или добренькая Мышка?
  2. Строгость и требовательность должны присутствовать в воспитании? Почему?

2.Доброе – значит хорошее.

Добрыми могут быть чувства ( назовите их)

Добрыми могут быть и дела

  1. Как вы думаете, какому человеку живется легче: доброму или злому? Почему?
  2. Что легче: совершать добрые дела или принимать добро?
  3. Нужно ли платить за добро? Чем?
  4. А чем платят за зло?( рассуждаем: если платить злом, то …; если платить добром, то …)

В начале урока я приводила слова французского мыслителя Ж.Ж.Руссо

«Против всего можно устоять, но не против доброты».

  1. Каков смысл этих слов?

Выслушайте фрагмент сказки « Тигр и путник» ( мет. Стр. 185)

  1. Почему путник решил помочь  тигру? Была ли его помощь бескорыстной?
  2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
  3. Предположите, чем закончилась сказка?

(Продолжить сказку)

  1. Чему учит нас эта сказка?

( нужно поверить в добро и начать совершать добрые поступки)

Задание: работая в группах, разработайте проект «Список добрых дел, которые вы можете сделать»

( Проверка  выполненного задания)

3.Главное правило доброго человека.

Каждому из нас приятнее находиться в обществе добрых людей. Но всегда ли мы при этом бываем добрыми?

Задание: послушайте сказку и ответьте на вопросы.

«Сказочка про счастье».

  1. О чем эта сказка?
  2. Как вы поняли ее смысл?
  3. О каких правилах поведения идет речь ( о морали)
  4. Как ты хочешь, чтобы к тебе относились?
  5. Вспомните золотое правило морали, как оно звучит
  6. Почему правило называют золотым?

Задание: прочитать текст рубрики «Путешествие в прошлое» и ответить на вопрос.

(Дома подобрать пословицы, которые отражают смысл золотого правила морали)

Задание: посмотреть  фрагмент инфоурока «Человек славен добрыми делами» - притча о блудном сыне и ответить на вопрос по картине Рембранта ван Рейна «Возвращение блудного сына»

- Какие чувства библейских персонажей сумел передать художник?

Рефлексия

Итак, давайте озвучим несколько правил, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми:

( высказывание учащихся)

-помогать людям

- защищать слабого

-делиться последним с другом

- не завидовать

- прощать ошибки

ПОМНИТЬ:

  • Не наступить, а уступить
  • Не захватить, а отдать
  • Не кулак показать, а протянуть руку
  • Не кричать, а выслушать

Не разорвать, а склеить

? В чем вы видите пользу добрых дел общества и самого себя?

Дополнительный материал.

        Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ( « Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

      «Ничто не обходится нам так дешево и не цениться  так дорого, как вежливость и доброта» (М.  Сервантес)

       «Чем человек умнее и добрее, тем  больше он замечает добра» (Б.Пакаль)

       «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»

                                                                             ( Л.Н.Толстой)

       «Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» ( В.Сухамлинский)

Дополнительный материал.

        Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ( « Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

      «Ничто не обходится нам так дешево и не цениться  так дорого, как вежливость и доброта» (М.  Сервантес)

       «Чем человек умнее и добрее, тем  больше он замечает добра» (Б.Пакаль)

       «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»

                                                                             ( Л.Н.Толстой)

       «Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» ( В.Сухамлинский)

Дополнительный материал.

        Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ( « Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

      «Ничто не обходится нам так дешево и не цениться  так дорого, как вежливость и доброта» (М.  Сервантес)

       «Чем человек умнее и добрее, тем  больше он замечает добра» (Б.Пакаль)

       «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»

                                                                             ( Л.Н.Толстой)

       «Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» ( В.Сухамлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек славен добрыми делами" урок обществознания 6 класс

Разработка урока обществознания в 6 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова "Человек славен добрыми делами" с презентацией и приложениями...

Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."

Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."...

Конспект урока "Человек славен добрыми делами", обществознание, 6 класс.

Конспект урока "Человек славен добрыми делами", обществознание, 6 класс....

План- конспект урока по теме: "Человек славен добрыми делами"

Анотация к уроку по обществознанию по теме"Человек славен добрыми делами"Основа ФГОС- системно- деятельностный подход, который предпологает разнообразие организационных форм и учет индивидуа...

Конспект урока обществознания "Человек славен добрыми делами" 6 класс

Конспект урока обществознаня по теме "Человек славен добрыми делами". 6 класс...