План- конспект урока по теме: "Человек славен добрыми делами"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Ооржак Буянмаа Доржуевна

Анотация к уроку по обществознанию по теме"Человек славен добрыми делами"

Основа ФГОС- системно- деятельностный подход, который предпологает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей учащихся, воспитание и развитие качеств личности отвечающих требованиям информационного общества. Разработка урока нацелена на оеализацию этих требований. Урок разработан к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф Ивановой, в соответсвии с требованиями ФГОС. Урок сопровождается презентацией. Материал урока позволяет учащимся оценить значение добра оценить значение добра в жизни человека, осознать важность золотого правила нравственности. Урок нацелен на формирование умений анализировать учебную и дополнительную литературу, делать выводы воспитывать стремление к проявлению заботу о своих близких, умение общаться. На уроке используются различные формы и методы работы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся.

Элементы игровой технологии и ИКТ применяемая на уроке  позволяют, формировать такие компетенции, как умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств, умение оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их  устранения. 

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом (обучает учащихся ставить и адресовать вопросы). Поэтому условием проведения этого урока является владение учителем технологией диалога.

 На уроке достигается осмысление учебного материала всеми учащимися. Тема и цель урока обозначены, указаны образовательные, развивающие, воспитательные задачи. на уроке был выдержан высокий темп работы. Сочетая различные формы работы: коллективная, парная, индивидуальная развивается умение учащихся работать в группе и предъявлять результаты своей деятельности, выделять главное и устанавливать причинно- следственные связи делать выводы и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Человек славен добрыми делами54.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
Человек славен добрыми делами

(Тема урока)

ФИО учителя: Ооржак Буянмаа Доржуевна

 Должность: Учитель обществознания

Класс: 6

Цель урока:

  1. сформировать представление учащихся о добре, доброте и добрых делах;
  2. развивать умение работать в группах, понимать значение конкретных поступков, умение приводить конкретные примеры добрых дел; 3) способствовать воспитанию добрых чувств, сочувствия, сострадания, готовности поддержать того, кому нужно помочь и т.д.

Предметные результаты : подвести учащихся к пониманию термина «добро», как категории этики, постепенному наполнению этого понятия конкретным содержанием, путем объяснения того, что значит быть добрым, кого называют добрым, каково главное правило доброго человека, в чем суть доброго отношения.

Метапредметные результаты: использовать возможности урока для развития нравственной рефлексии, оценки своих действий, поступков, отношения к окружающим, оценки различных жизненных ситуаций, действий других людей с нравственных позиций; уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения .

Личностные результаты: воспитать навыки доброжелательного поведения, способность сочувствовать, сопереживать, поддерживать того, кому нужно помочь.

Тип урока: открытия нового знания

Форма урока: урок- путешествие

Формы работы учащихся: беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание», 6 кл, компьютер, мультимедиапроектор, иллюстрации, контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс/ Сост. А.В.Поздеев. М.: ВАКО,20011

Структура и ход урока

Время

Ход урока

Демонстрации

Примечание

1

1 мин

Организационный момент

Раздать карточки, листы самооценивания

2

7 мин

Мотивационно- целевой этап

Презентация

3

25 мин

Изучение новой темы

Презентация, карточки, карта маршрута, учебники, макеты человечка

4

1 мин

 Домашнее задание

5

5 мин

Подведение итогов урока, оценивание знаний

  1. итоги
  2. оценивание знаний

Листы самооценивания

6

1 мин

Рефлексия

«Сердечки»

  1. Организационный момент

- Добрый день ребята! Добрый день всем присутствующим на нашем уроке! С добрым февральским настроением начинаем изучать новую главу «Нравственные основы жизни».

2. Мотивационно- целевой этап

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, нам необходимо восстановить пословицы, из которых потерялись слова.

«… (Доброе) слово человеку – что дождь в засуху»

«Худо тому, кто … (добра) не делает никому»

«Час в (добре) побудешь, все горе забудешь»

«Бедного обижать, себе … (добра) не желать»

«В ком… (добра) нет, в том и правды мало»

«Кто живет в … (добре), тот и ходит в серебре»

«Жизнь дана на …(добрые) дела»

- Какие слова из пословиц потерялись, вы заметили? Какое слово повторяется в этих пословицах? (Слово «добро»)

- А теперь угадайте ребус, чтобы найти тему нашего урока?

(Отгадывание ребуса: «Человек славен добрыми делами»)

- Тема нашего урока как называется?

-Что мы должны рассмотреть?

-О чем мы должны узнать в течение нашего урока?  (ответы учащихся)

- Чтобы усвоить тему нашего урока, мы совершим путешествие по дороге Добра. И в конце мы  узнаем, что такое добро, кого считают добрым человеком, какие дела считаются добрыми, научимся совершать добрые дела. Чтобы попасть на этот город, мы должны проехать пять станций с заданиями.

- Хотите стать добрыми? (Ответы: Да)

- В течение урока вы будете оценивать на этих листочках свои знания баллами. В каждой станции вы должны получить по одному баллу. И в итоге вы должны заработать пять баллов.

- Итак, отправимся на путешествие в страну Доброты. В добрый  путь.

3. Изучение новой темы

Первая станция – «Словарная»  (работа со словарем Ожегова)

1 группа.

- Что такое добро, на ваш взгляд, ваши идеи.

2 группа.

-  Как вы считаете, какими качествами должен обладать добрый человек?

3 группа.

- Найдите  антонимы  слова доброта.  (противоположные слова).

4 группа.

-  Найдите  синонимы слова доброта. (близкие по смыслу, значению слова).

- Таким образом, мы,  поработав со словарем, можем сказать, что доброта - это  отзывчивость, душевное расположение  к людям, стремление делать добро другим.

- Запишите себе в тетрадь определение понятия доброты.

Нам легче стало идти дальше, хоть наш багаж пополнился новыми  словами, но со знанием всегда легче идти. Пока идем по дороге, я вам расскажу о том, что на вопрос, что такое добро и зло искали ответ наши далекие предки. И свои размышления оставили нам в назидание в пословицах и поговорках.

Итак, мы дошли до станции « Вежливые слова».

- Давайте сыграем игру.

- А теперь,  я вам раздам карточки, где вы должны закончить предложения  вежливыми словами.

1 группа

Придумано кем- то просто и мудро-

при встрече здороваться: … (Доброе утро!)

Зазеленеет старый пень,

 Когда услышит … (Добрый день!)

2 группа

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь: … (Здравствуйте!)

Растает ледяная глыба

От слова доброго … (Спасибо!)

3 группа

Когда бранят за шалости,

Мы говорим: … (Прости, пожалуйста!)

И во Франции, и в Дании

Говорят, прощаясь: … (До свидания!)

4 группа

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья!)

Чтобы делать добро,

надо начать делать… (добро).

- Таким образом, мы с вами можем сказать о том, что много теплых, добрых слов в нашей речи. Добрые слова может согреть душу вселить уверенность.

- Мы переходим к следующей станции «Читательская».

Народная мудрость заключена и в сказках и притчах.  Ведь в народных сказках добро всегда побеждает зло (так и в жизни должно быть). Какие сказки с такими концами вы знаете?  («Морозко», «Гуси – лебеди», «Золушка», «Балыкчы Багай-оол», «Дон-Хоожук» и др.)

- А теперь поработаем с учебниками.

- Послушайте сказку «Счастливый принц» (работа с учебником – текст на стр. 86)

- А теперь вам задание: каждая группа задает один вопрос другим группам, а другие группы отвечают.

(ответы учеников)

- Почему Принц плакал, ведь его же называли счастливым? (Почувствовал угрызения совести)

«Принц заплакал потому, что ему наконец – то открылась правда. Раньше, при жизни, он наслаждался привычными дворцовыми развлечениями и был вполне счастлив, но счастье оказалось иллюзорным. Он ничего не знал о подлинной жизни своего королевства, скорби и нищете народа.

- Почему Принц решил помогать людям? (Потому что у него появилось чувство сострадания к судьбам несчастных жителей его города.

 Картина которая открылась ему сверху, когда он уже стал статуей, потрясла его, пронзила его сердце: в нем родилось сострадание, а вместе с ним и искренне желание помочь людям. Может быть, именно теперь он стал по – настоящему счастливым.

- Какое чувство испытывала ласточка? (Чувство сострадания испытала и Ласточка. Она преисполнилась жалости, увидев, что Принц плачет, и, поняв причину его страданий, стала искренне помогать ему).

- Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу? (Своей жизнью)

- Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? ( Сделав доброе дело она ощутила тепло).

- О каких же добрых чувствах говорится в этой сказке? (Сочувствие, сострадание)

- Вы наверно устали совершая путешествие,  поэтому отдохнем и давайте,  сделаем физминутку.

- Перед вами персонажи из сказок. Если увидите положительного героя, то танцуем руками вверх, а если отрицательного – то танцуем вниз руками. Спасибо, садитесь!

- Продолжим наше путешествие.

- Итак, добрыми бывают не только поступки, но и слова. Ведь не всегда человек может помочь делом, помочь можно и словом. Когда человеку плохо, сказать, что все  у него получится, что все будет хорошо.

- Итак,  мы дошли до следующей станции «Добрый человек».  На этой станции мы задержимся подольше. Ведь нам надо выяснить, каким должен быть добрый человек, какими мы должны стать.

Добрым человеком быть нелегко. Надо учиться, им быть. Ведь доброта творит чудеса - делает человека красивым, сильным.
Итак, ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК?

Слайд «Добрый человек». Давайте, представим, какой он, на ваш взгляд, каким он должен быть?

Творческое задание «Добрый человек» 

- Перед вами лежит макет человечка. Ваша задача дать ему имя, одеть человечка, и наделить его определенными человеческими качествами. 

– Удалось ли придумать идеального человечка?

– В чем вы видите идеальные черты?

Вывод: добрый человек, это тот, который делает доброе дело, думает больше о других, чем о себе.

Я верю, что вы будете жить по законам добра, приходить другим на помощь. Ведь добрые дела живут века. Человека ценят за доброе сердце и добрые поступки. Спешите делать добро, не ждите, когда его сделают за вас другие. Идите по дороге Добра. Ведь добро должно победить все то зло, которое есть на земле.  

- 2017 год в России объявлен, каким годом? (Ответы: Год экологии)

Мы должны отнестись бережно не только друг к другу, но и к окружающей нас природе.

- По тувинскому обычаю, что мы не должны совершать по отношению к природе? (Ответы: не загрязнять воду, воздух, не сорить, не зажигать костры, не срывать красивые цветочки и т.д.)

- А теперь последняя станция «Конечная». Мы уже приехали в город «Добра». Это наш красивый город Доброты. Я тоже попала в этот город и стала доброй. Я всем дарю по одному баллу, т.к. вы все работали на уроке.

4. Домашнее задание.

- А сейчас, откройте дневнички, записываем домашнее задание. Каждая группа будет работать с отдельными заданиями.  Та группа, которая набрала большое количество баллов – напишут мини-сочинение про доброту; а остальные группы поработают со сказкой «Счастливый принц» в учебнике и с  рубрикой про ученого А.Д. Сахарова.

- Итак, мы с вами проехали все станции. И сейчас нам необходимо подытожить наш урок.

- А теперь,  ребята, оцените свою работу на уроке, подсчитайте набранные баллы, и  переведите их в оценки.

-Кто получил сегодня пятерки, поднимаем руки, а кто получил  четверки и кто получил тройки.

Если набрали 5 баллов – оценка «5»

                       4 балла – оценка «4»

                   3 балла – оценка «3»

- Я думаю, что все хорошо проработали, и поэтому никто не получает «2».

5. Итог урока.

- Завершая  наш урок, давайте запомним несколько правил, пользуясь которыми мы станем по- настоящему добрыми.

1. Помогать людям

2. Защищать слабого

3. поделиться последним с другом

4. Не завидовать

5. Прощать  ошибки другим

Помните, чтобы быть добрым, нужно стараться:

- не наступить, а уступить;

- не захватить, а отдать;

- не кулак показать, а протянуть руку;

- не спрятать, а поделиться;

- не кричать, а выслушать;

- не разорвать, а склеить.

 - Ребята, благодарю Вас за работу, вы все замечательно справились, мне очень приятно было с вами работать.

6. Рефлексия

- Если урок вам понравился, поднимаем сигнальные карточки красного цвета, если не понравился – синего цвета.  Пусть ваша доброта поселится в других сердцах.

Всем большое спасибо за урок, до свидания!

 

Учени____ 6 класса

МБОУ «Саглынская СОШ»

Ф.И.____________________

Лист само оценивания.

  1. Станция «Словарная»  

  1. Станция  «Вежливые слова»

  1. Станция «Читательская»

  1. Станция «Добрый человечек»  

Итоговая оценка