План-конспект урока на тему: «Человек и окружающая среда»
план-конспект занятия по экологии (6 класс)

Викентьева Олимпиада Васильевна

Ты посмотри,
Как любит нас Природа,
А мы не замечаем
Этой красоты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_i_okr_sreda.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии МБОУ «Новобайбатыревская СОШ»  Яльчикского района ЧР

Викентьева Олимпиада Васильевна

План-конспект урока на тему: «Человек и окружающая среда»

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся о цветущих весенних растениях
  • продолжить развитие экологического мировоззрения и формирование умений и навыков поведения в природе.

Задачи урока:

  • повторить экологические правила поведения людей в природе;
  • развивать речь, внимание, наблюдательность;
  • воспитать сознательное и бережное отношение к природе.

Оборудование и оформление:

  • запись голосов птиц, компьютерная презентация “Первоцветы”;
  • бумажные весенние растения (прострелы, ветреницы, купальницы), листы бумаги оформляются бумажными растениями, имитируя весеннюю поляну;
  • столы (стоят полукругом).

Ход урока

1. Организация класса.

Класс делится на группы по 5 или 6 человек, учитывая желания детей. Каждая группа садится за свой стол.(Презентация)

2. Основная часть урока. (Слайд №3)

Ты посмотри
На голубое небо,
На солнце, озеро,
Деревья и цветы.

Ты посмотри,
Как любит нас Природа,
А мы не замечаем
Этой красоты.
(С. Епифанцев)

 Сегодня я предлагаю совершить виртуальное путешествие. (Слайд №4 Видеофильм в лесу) Представьте себе, что мы в солнечный весенний день пришли на поляну. Что мы слышим? (Пение птиц). В природе все просыпается, но кое-где еще сохранился снег, набухают почки на ветках деревьев и кустарников, совсем скоро появятся первые нежные, хрупкие весенние цветы. Какие растения мы видим на нашей “поляне”? (Ответы учеников уточняются и если ученики затрудняются ответить, вводятся названия учителем: купальница азиатская, прострел широкоцветный, ветреница лесная.)

А теперь мы познакомимся и полюбуемся первыми распустившимися цветами. Что же за растения, цветы которых так восхищают нас после долгой холодной зимы?(Презентация Первоцветы)

Какие растения мы относим к первоцветам?

  • Медуница неясная, адонис весенний, фиалка собачья, пролеска дубравная и лесная, ландыш майский, пострел широколистный и т.д.

Вот мы с вами и вступили в весенний лес, пока еще прозрачный, полный света.

Большая часть этих растений размножается семенами. А значит, если сорвешь всего один цветок, то уже через несколько лет в лесу не вырастет десятков растений.

Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки.
Это мы срывали без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”

 От нас с вами зависит, чтобы раноцветущие растения не только не попадали в рюкзаки, но и в списки редких и охраняемых растений, как это уже произошло с немалым количеством видов.

Оказывается, защищать цветы нам нужно от самих себя. (Слайд №5) И как же их защищать? Учащиеся предлагают способы защиты)

Для этого существует очень много разных способов. (учащиеся называют способы защиты)

  • больше узнавать о жизни растений,
  • рассказывать другим,
  • создавать заповедники,
  • в школе организовать акцию “В защиту первоцветов”,
  • налагать штраф на тех, кто их срывает.

Учитель: Ребята, назовите какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают) 

(Слайд №6)

Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Растения используются ещё и для лечения. Лекарственные растение. Вы какие лекарственные растения знаете Например

Подорожник большой (семейства Подорожниковые). По-другому подорожник называют семижильником, порезником. Авиценна считал, что “он чрезвычайно хорош для язв… Листья его вяжут…, препятствуют кровотечению”

В средние века его применяли при заболеваниях легких, желудка, как противолихорадочное средство.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Учитель: Ребята, послушайте небольшой рассказ, который называется «Отдохнули» (Слайд №7)

Был солнечный прекрасный день, и дядя Гоша решил пойти в лес за грибами. Войдя в лес, он увидел большое количество красивых цветов, и тюльпан лесной, и ландыш, и колокольчик. От такой красоты закружилась голова, и он решил сорвать букет. Потом решил немного отдохнуть и разжег костер но, увидев красивую птицу, побежал за ней. А за костер и забыл.

Вдруг он услышал странный шум, что это Петя и Вася, пришли в лес отдохнуть и послушать музыку. От их музыки, все звери и птицы разбежались в стороны. Дядя Гоша, насобирав грибов, направился домой. Впереди была река, увидев ее он, захотел искупаться, но пройдя к ней, увидел на берегу и рваный башмак, и шину от машины, и бутылку разбитую, и ржавую банку. А рядом маленькие мертвые рыбки. Зато на противоположном берегу была большая труба, из которой выбрасывались сточные воды, сблизь лежащего завода.

Учитель: Назовите причины сокращения в природе численности растений и животных, используя рассказ (Учащиеся перечисляют причины сокращения растений и животных.)

Учитель: (Слайд №8) Пожалуйста, ведите себя аккуратно в гостях у природы! Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет, консервная банка более 30, полиэтиленовый пакет - более 200, стекло - более 1000 лет.

Давайте, ребята проверим, как вы умеете заботиться о природе и ее обитателях?

Я предлагаю вам ответить на вопросы несложного теста, из которого будет понятно ваше отношение к природе. (Слайд №9-14)

Тест “Умеешь ли ты охранять природу”

Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, все равно не угадаешь, да и результат будет неверным.

Вопрос №1.

Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?

Выбери один из трех ответов:

1очко – полюбуюсь на него и пойду дальше;

3 очка – засушу его для школьного кабинета биологии;

5 очков – осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.

Вопрос №2.

Ты нашел гнездо с птенцами. Что ты сделаешь?

3 очка – покормлю птенцов;

5 очков – позову ребят, чтобы они тоже посмотрели;

1 очко – буду наблюдать издали.

Вопрос №3.

Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?

5 очков – пойду, но буду собирать очень осторожно;

3 очка – не пойду и других не пущу;

1 очко – сначала расспрошу об этом учительницу биологии.

Вопрос №4.

После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?

3 очка – взял бы с собой, чтобы сдать или выбросить в мусор в городе;

5 очков – отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился;

1 очко – закопал бы в землю.

Вопрос №5.

Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

3 очка – почти все знаю и всегда ее охраняю;

1 очко – кое-что знаю, но хотел бы знать больше;

2 очка – я люблю природу, но мы еще этого не проходили.

Итак, у тебя получилось пять ответов. Сложи их вместе. Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.

Группа 1 – те, кто набрал от 5 до11 очков.

Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, Но и умеешь ее охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать побольше.

Группа 2 – те, кто набрал от 12 до 18 очков.

Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе, и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.

Группа 3 – те, кто набрал от 19 до 25 очков.

Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты еще знаешь немного.

Честно говоря, есть еще одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зеленую лесную поляну. И предложенные ответы в нашем тесте не для них. Потому что этот маленький тест для тебя, юный друг природы.

Пусть цветы на нашей Земле радуют тебя и восхищают своей неповторимостью и красотой нетронутой вами. (Слайд №15)

Ребята, скажите, пожалуйста, что я держу в руках? Правильно, Красная книга. Человек, кичась своими научными достижениями и технологическими новшествами объявил себя царем природы и правит, нарушая все традиции и законы. Еще в 50-х годах разумные люди забили тревогу, а сейчас просто необходимо звонить во все колокола.

Многие виды флоры и фауны исчезли с лица Земли.

А вот и Красная книга.

Красная книга - красная!
Значит природа в опасности.
(Б. Дубровин)

Учитель:

Красную книгу называют Документом совести. Главное практическое значение - выявление и учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть: для их сохранения нужны специальные меры защиты.

В России первая Красная книга была издана в 1978 году, в ней две категории:

А - виды, находящиеся под угрозой уничтожения, Б - редкие виды.

А в 1984 году вышло второе доработанное издание, в которой присутствуют 5 категорий, сходные с категориями в международной Красной книге.

За сбор и уничтожение одного экземпляра редкого и исчезающего  вида растения занесенную в Красную книгу исчисляется 705 рублей.

В Красную книгу из первоцветов занесены Ландыш майский, Адонис весенний, все виды рода Ветреницы, все виды рода Ирис, Купальница Европейская,  Медуница мягкая, Прострел раскрытый, все виды Хохлатки.

Мы прочитаем вам стихотворение, а вы объясните, как вы его понимаете. (Слайд №16)

Время нашей экскурсии подходит к концу, и мы хотим поделиться всей красотой со своими родителями и друзьями. Что делаем в этом случае? (Собираем цветы для букетов.)

А теперь представим, что мы стали на год старше и снова идем на нашу поляну. Что изменилось на ней? (Нет цветущих весенних растений.) А что с ними случилось? (Собрали в букеты, вытоптали.)

А почему же они не выросли из семян? (Собрали букеты во время цветения и семена не смогут образоваться, а если и попадут из других мест, то зацветут через несколько лет.)

Почему не слышим пение птиц? (В результате рассуждений на доске записывается цепь питания.)

Мы можем снова поместить бумажные растения на “поляну”, с ними ничего не произошло за год. (На доске восстанавливается “поляна”.) А что становится с живыми цветами, собранными для букетов?

(Слайд №17) А сейчас мы составим синквейн

Синквейн(с франц.)- пять. синквейны состоят из 5 строк.

1 строка - название синквейна.

2 строка – 2 прилагательных.

3 строка – 3 глагола.

4 строка – фраза на тему синквейна.

5 строка – существительное.

(Слайд №18)

Например:

 1)    ЛИСТ.
2) овальный, красивый.

 3) фотосинтезировать,   зеленеть, опадать.

 4) Лист- вегетативная часть растения.

5) Орган

А сейчас составим синквейн к объектам природы: лес, озеро, поляна и закрепляем их на доске.

Учитель: Посмотрите, как прекрасна наша природа!

3. Закрепление и обобщение.

Мы не ставили цели уничтожить цветущие растения, но стали причиной их исчезновения на нашей “поляне”. Купальница и ветреница имеют корневища, это помогает им выживать. Но часто ли вы встречаете эти красивые растения в окрестностях города? Почему?

Как нужно себя вести, что бы прекрасные уголки природы оставались неизменными? (Ходить по тропинкам, не рвать цветов.) Но как быть, если хочется поделиться своими впечатлениями с друзьями, родителями? (Сделать рисунки, фотографии, собрать семена и вырастить на своей клумбе.)

4. Домашнее задание.

Приготовить страницу электронной книги о цветах, туда можно поместить легенды и стихи о цветах, рисунки или фотографии. Составить проект листовки призывающей сохранять красоту природы.

А теперь ребята подумайте. Побывав на такой виртуальной экскурсии, что полезного для себя мы получили? Для своих детей, внуков в каком виде хотите оставить природу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Система и окружающая среда"

Разработка урока по информатике по теме "Система и окружающая среда" с презентацией. Карточкой самостоятельной работы....

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.

Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...

Разработка урока на тему "Организм и окружающая среда" 11 класс

Бинарный урок (90 минут) расчитан на профильные 10 -11 биологические классы, изучающие раздел "Развитие организма" или разлел "Экология"....

План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".

Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...

Презентация к уроку по теме:Химическое загрязнение окружающей среды.

В представленной работе рассматриваются вопросы загрязнения почвы,загрязнение вод, загрязнение  атмосферы и пути решения проблемы....

Конспект к теме Человек и окружающая среда география 10 класс

Конспект к теме Человек и окружающая среда география 10 класс...