Главные вкладки

    Разработка открытого урока по природоведению "Человек и окружающая среда" 5 класс.
    план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

    Шавалиева Екатерина Владимировна

    Данный материал представлен в виде конспекта урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chelovek_i_okruzhayushchaya_sreda.docx47.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шавалиева Екатерина Владимировна, учитель  биологии МБУ СОШ №71.

    Урок по природоведению 5 класс: «Человек и окружающая среда».

    Цель урока: Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы, а также о здоровье человека и способах его укрепления. Сформировать понятие о факторах среды.

    Задачи:

    • доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье;
    • создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
    • создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
    • формировать мотивацию природоохранной деятельности;
    • учить составлять экологические алгоритмы, находить и исправлять ошибки в этих алгоритмах;
    • развивать речь, обогатить словарный запас;
    • развивать логическое мышление; активность, самостоятельность;
    • формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава;
    • воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.

    Оборудование: ПК, проектор, презентация, карточки, тесты.

    Междисциплинарные связи: экология, география.

    Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, анатомия, физиология.

    Организационный момент:

    • Приветствие;
    • Подготовка класса к работе;
    • Мотивация учебной деятельности
    • Сообщение темы, цели занятия.
    • Изложение нового материала.

    Ход урока

    1. Организация класса. Эмоциональный настрой на урок. Организация учеников на восприятие материала, создание положительного эмоционального фона. Приложение-слайд № 1.

    Прозвенел звонок,

    Начинается урок!

    Я, ты, он, она -

    Вместе дружная семья.

    Улыбнись соседу справа,

    Улыбнись соседу слева.

    Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением!

    И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

    Если только улыбнуться,

    То начнутся чудеса –

    От улыбок прояснятся

    И глаза, и небеса.

    Ну-ка взрослые и дети,

    Улыбнитесь поскорей,

    Чтобы стало на планете

    И светлее, и теплей!

    2. Введение в урок. Мотивация к изучению новой темы (создание достаточного информационного поля, которое позволит изобретать) Звучит спокойная музыка.

    Итак, мы – на уроке окружающего мира. Наш урок будет необычный, сегодня мы - юные исследователи. Нам предстоит составить формулу здоровья и выяснить, что такое «экологическая безопасность».

    3. Фронтальная работа. Подведение к определению понятия «здоровье».

    Давайте все вместе прочитаем поговорку, которую вы видите на доске: "Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял". Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его? Подберите слова, которые на ваш взгляд характеризуют здорового человека. (Ответы учащихся.) Приложение-слайд № 2.

    Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Приложение-слайд № 3.

    4. Самостоятельная работа, её обсуждение. Создание ситуации, способствующей самостоятельному поиску решений проблемы.

    Поняв, что такое здоровье, мы можем указать факторы, которые его укрепляют. В тетрадях в виде словосочетаний набросайте алгоритм того, что нужно делать каждому человеку, чтобы оставаться здоровым:

    • четкий режим дня
    • правильное питание
    • полноценный сон
    • гигиенические процедуры
    • высокая двигательная активность, чередование различных видов деятельности
    • постоянное общение с природой
    • непринятие вредных привычек

    Приложение-слайд № 4.

    5. Демонстрация образца (формулы здоровья). Сравнение, обобщение, создание ситуации успеха.

    • Можно ли ваши ответы отнести к данным категориям?
    • Согласны ли вы с данной формулой?

    Приложение-слайд № 5. На интерактивной доске при обсуждении делаются соответствующие надписи.

    6. Музыкальная физкультминутка. Разрядка, переключение на другую работу.

    7. Работа со словарем и интернет ресурсами для определения понятия «экологическая безопасность». Осуществление навыков поисковой работы.

    А сейчас мы – исследователи. Работа со словарями и поиск в сети интернет.

    • От какого слова образовано прилагательное ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ? (Экология – экос – от греческого дом, логос – учение; наука о нашем общем доме)
    • А что такое ЭКОЛОГИЯ? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой).
    • Что изучает ЭКОЛОГИЯ? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями).
    • Что же такое экологическая безопасность? (Это защита от вредного воздействия испорченной, загрязненной окружающей среды).

    Приложение-слайд № 6.

    8. Проблемная ситуация.

    Доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье; воспитание чувства осознания единства с окружающим миром, экологической культуры, бережного отношения к природе.(Звучит спокойная музыка)

    - Жизнь на Земле – это удивительный мир, полный красок и переживаний. Какой он, наш мир, какого цвета, чем он наполнен?

    - Я уверена, вы готовы к работе.

    Демонстрация слайдов, сопровождающаяся пояснениями учителя. Приложение-слайд № 7.

    Байкал — самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро — крупнейшая сокровищница пресной воды. Приложение-слайд № 8.

    Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах. Приложение-слайд № 9.

    - Лес – это легкие нашей планеты. Приложение-слайд № 10.

    - Почва – поверхностный слой суши. Главным ее свойством является плодородие, за счет чего и возможно существование всех живущих на суше организмов и человека.

    - Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (да)

    - Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не изменять природу).

    - Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

    - Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты. Приложение-слайд № 11.

    - Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства. Приложение-слайд № 12.

    - Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе. Приложение-слайд № 13.

    - Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите. Приложение-слайд № 14.

    - Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. Приложение-слайд № 15.

    - Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди. Приложение-слайд № 16. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.

    - Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

    Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Она переживает сегодня большие потрясения. Часто звучат слова: неблагоприятная экология, экологическая катастрофа, экологический кризис. Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!

    9. Самостоятельная работа. Создание ситуации, способствующей самостоятельному поиску решений проблемы, дать представление об ответственности человека за состояние природы.

    - На доске вы видите несколько недописанных фраз, попробуйте их дописать. Тогда у нас получатся правила бережного отношения к природе. (Звучит спокойная музыка.)

    • Сортируя мусор,… сохраняешь леса.
    • Починив подтекающий кран, …бережёшь воду.
    • Изучая природу, … узнаёшь, как ее сберечь.
    • Охраняя растения, …бережёшь чистый воздух.

    Приложение-слайд № 17.

    10. Обращение к теме урока. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, подведение итогов работы на уроке.

    - Молодцы, ребята! Вы предложили свои пути решения некоторых экологических проблем. И мы надеемся, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

    А главное – своими действиями не наносить ей вреда. От нас зависит состояние природы, а от природы наше здоровье и наша жизнь.Тема сегодняшнего урока звучит так: «Человек и окружающая среда». Приложение-слайд № 18.

    11. Домашнее задание, рефлексия. Итог, выражение собственного через рисунок, рефлексия.

    • Какую задачу ставили?
    • Удалось решить поставленную задачу?
    • Каким способом?
    • Какие получили результаты?

    Звучит спокойная музыка. Приложение-слайд № 19.

    - Теперь представьте себе, что над вами висит чудесная звезда. Это – ваша звезда, она принадлежит вам. Представьте себе, что вы озарены светом этой звезды, светом экологической радости… И этот свет насквозь пронизывает вас…Теперь приложите свои руки к своему сердцу.

    - Представьте, что вы, как и эта звезда, тоже излучаете лучи экологического света, и что этот свет рассеивается по всей нашей планете… Будем беречь нашу планету!

    - Попытайтесь к следующему уроку с помощью рисунка выразить вашу экологическую радость.

    - Спасибо всем присутствующим! До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка открытого урока математики по теме: "Уравнения" 5 класс

    план конспект открытого урока математики 5 класс по теме  :  "Уравнения" + презентация...

    Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

    Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

    Разработка открытого урока по математике "Обыкновенные дроби", 6 класс.

    Разработка открытого урока по математике "Обыкновенные дроби" (6 класс). Цель урока: повторение теоретического материала по данному разделу, формирование знаний по пройденной теме, развитие познавател...

    Разработка открытого урока по математике для учащихся 6 класса по теме: "Раскрытие скобок"

    Открытый урок по математике для учащихся 6 класса. Тема "Раскрытие скобок". Тип урока: урок рефлексии. Вид урока: урок путешествие....

    Методическая разработка открытого урока английского языка в 9 «Б» классе «Проблемы окружающей среды» «Environmental Problems»

    Цели урока:Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи;Осуществить метапредметные связи (биология, география);Создать код экологических правил;Развивать коммуникативные навыки;Продолжи...