Урок по обществознанию: «Человек славен добрыми делами» (6 класс)
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Разработка урока по обществознанию в форме "круглого стола" для учащихся 6 класса.

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_6_klass_obshchestvoznanie.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Россия, ХМАО – Югра

г. Пыть-Ях, 5 микрорайон Солнечный, д. 5а

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

«Человек славен добрыми делами»

Разработка урока

Предмет: «Обществознание»

6 класс.

Разработчик: Вильданова Эльвира Рашитовна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №5

2018 г.

Тема урока: «Человек славен добрыми делами»

Предмет: «Обществознание»

Аудитория: 6 л класс

Форма урока: «Круглый стол»

Тип урока: ознакомление с новым материалом

План урока

  1. Что такое добро. Кого называют добрым.
  2.  Доброе – значит хорошее.
  3.  Главное правило доброго человека.

Цель урока:

Создание условий для формирования представлений учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное.

Задачи урока:

Личностно-значимая проблема:

Достается недешево

Счастье трудных дорог…

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Научиться:

-отличать добрые поступки от злых; определять понятия добро, милосердие, «нравственность» и «безнравственность».

-работать с текстом учебника, с текстом раздаточного материала; анализировать, сравнивать, высказывать собственное мнение, суждения; приводить аргументы.

-работать индивидуально и в группе, отвечать на поставленные вопросы, выполнить творческие задания

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование урока:

-ПК и мультимедийный проектор;

-цветная бумага, ножницы, клей, маркеры;

-раздаточный материал;

-выставка детских рисунков: «Не хвались серебром, а хвались добром».

Подготовительный этап (опережающие задания):

-выучить стихотворения о доброте;

-нарисовать рисунки по теме: «Мои добрые дела»;

-найти пословицы о добре и милосердии.

Основные понятия:

-добро, доброта, милосердие, нравственность, безнравственность, зло, жестокость.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность».

Получат возможность научиться:

работать с текстом учебника, с текстом раздаточного материала; анализировать, сравнивать, высказывать собственное мнение, суждения; приводить аргументы.

Метапредметные УУД

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные УУД

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Ход урока.

Учитель.

Здравствуйте, уважаемые ребята. Сегодня урок необычный. Урок пройдет в форме «круглого стола».  Будьте дисциплинированны, внимательны и активны на уроке!

Что же поддержит человека во время испытаний?

Послушайте притчу: «По долине жизни идут два путника, каждый – с большой сумой. У одного она тяжелая, так как была полна камней, а у другого – лёгкая, поскольку наполнена только частичками дерева.

Камни – это злые дела человека, а дерево – его добрые поступки.

Вот пришло им время переправиться через быструю и широкую реку испытаний. Тот, у кого сума была набита камнями, сразу же пошел на дно.

А тот, кто всю жизнь собирал малые и большие частички от дерева добра, прижал к сердцу лёгкую суму и как на спасательном круге переплыл эту реку».

Вот, оказывается, что поддерживает человека на трудном жизненном пути – это его добрые дела.

Тема урока: «Человек славен добрыми делами!» (запись в тетради)

План урока  (запись в тетради)

  1. Что такое добро. Кого называют добрым.
  2.  Доброе – значит хорошее.
  3.  Главное правило доброго человека.

Иванова Олеся:

Доброта непременно спасает наш мир,
Помогая расти всем на свете.
Чтобы людям гармонию вдруг обрести,
Своё сердце добром вы согрейте.

Милосердие в душах людских зажглось,
Все познают его, несомненно.
Оно светом своим озарит весь народ,
Даже если зажглось на мгновенье.

Учитель: Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Так это или нет? Конечно, без большого жизненного опыта в этом разобраться непросто. Послушаем, что говорили и писали выдающиеся мыслители прошлых лет:

(на партах у ребят листы с высказываниями великих  мыслителей)

1 ученик: Древнегреческий философ IV в. до н.э. Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье".

2 ученик: Римский философ I века до н.э. Сенека считал: "Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив".

3 ученик: Английский писатель И. Бентал в XVIII в. утверждал: "Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим".

4 ученик: Известный классик русской литературы Л.Н.Толстой писал: "В жизни есть одно несомненное счастье - жить для других".

Учитель: Как вы думаете, почему все эти люди, жившие в разных странах и в разное время, были согласны в одном: человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым? Кажется, всё наоборот: заботься только о себе, ни с кем не делись, "тяни одеяло" на себя любимого - и ты всегда сыт, ты в тепле и счастлив. Но если случится у тебя беда, помогут ли тебе те, от кого ты отделился и отдалился. Как вы думаете?

5 ученик: "Себялюбие - самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево", - И.С.Тургенев.

Швецова Софья:

"Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают: "Доброго пути!" -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

-Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
-Здравствуй! - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим "спасибо"?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Учитель. Итак, что означает слово добро? Доброта? Кого можно назвать добрым человеком? (ответы учащихся)

А что означает слово нравственность? Безнравственность? (ответы учащихся)

Запишем в тетради новые понятия:

Добро-все положительное, хорошее, полезное

Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Безнравственность - зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность,  бездуховность.

Бездуховность- душевная грубость и эгоизм, неспособность человека различать добро и зло.

Учитель. Сейчас работа по группам. Чтение, анализ текста и ответы на вопросы к тексту. Прошу внимания и активности при работе с информацией! Самые активные  ребята в группах за лучшие ответы получат оценки «5»

1 группа: «Награда за доброту» (приложение 1)

2 группа: «История хромого» (приложение 2)

3 группа: «Продаются котята» (приложение 3)

Спиридонова Александра:

Нет ничего вернее доброты:
В ней полнота любви заключена.
Тебя от неожиданной беды 
И оградит, и выручит она.
В метели ежедневной толчеи,
Нет ничего теплее доброты.
Она согреет помыслы твои,
Она растопит ненависти льды.
От слепоты души, от клеветы,
От боли поражающей сердца,
Нет ничего светлее доброты, 
Доверчиво открытой до конца.
Чтение рассказа "Доброта".

Учитель: Совершая добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности. И не получив этого, сами стараются к месту и не к месту напомнить об этом.

Джанакаев Солтаншарип:

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды 
Я в этот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не каждой,
Обо мне напоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка,
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.
(А. Барто)

Учитель: Знакома вам такая картина? А вот пословица говорит: "Получив добро - помни, а, сделав, забудь"; "Доброе слово само себя хвалит".

Проведем конкурс пословиц о доброте. Самые активные участники конкурса будут отмечены положительными оценками!

(говорят ученики)

- Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.

- Про доброе дело говори смело.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Добрые слова дороже богатства.

- В ком добра нет, в том и правды мало.

- Не ищи красоты, ищи доброты.

- Сумел провиниться, сумей и повиниться.

- Доброе слово лечит, злое калечит.

- Торопись на доброе дело, худое само приспеет.

- Добрая слава лежит, а худая бежит.

-Доброта нигде не теряет своего достоинства.

- Доброта без разума пуста.

- Добрые слова дороже богатства.

- За доброго человека сто рук.

- Не хвались серебром, а хвались добром.

- Кто добро творит, тому Бог отплатит.

- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- За добрые дела добром платят.

- Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

- Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Жизнь дана на добрые дела.

Учитель: У русского народа в старину было принято творить "тихую милостыню": В избе богатых крестьян было специальное маленькое окошко, откуда подавали нищим милостыню, чтобы не смущать их своей жалостью. Бабушка посылала внучку к одинокой больной старушке и наказывала незаметно на порог положить подаяние: " Смотри, на глаза людям не кажись:". Сострадание должно быть незаметным, ради помощи другому, а не ради доброй славы о себе. 

Пищик Максим:

Без Доброты нам было б слишком тесно,
Без Доброты нам было бы темно...
Лишь с Добротой способны к Состраданию,
И Милосердию готовы век служить,
И чтобы быть Подобием ... созданью
Необходимо с добрым сердцем жить!

Учитель: Сознание сделанного добра - это уже награда для человека. Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Верно? А вы, ребята, как относитесь к друзьям, да и просто к людям, нуждающимся в чьей-то помощи? Спешите ли вы делать добро, или не любите лишних хлопот и неприятностей?

(ответы учащихся)

Презентация у доски рисунков на тему «Мои добрые дела»

Учитель: Обратимся, ребята к тексту притчи о двух друзьях «Помни добро и забывай зло». Вам необходимо его прочитать и дописать конец притчи.  

(5 минут на выполнение задания)

 Учитель: Золотое правило нравственности гласит: "Относись к человеку так, как хотел бы ты, чтоб к тебе относились". Старайтесь видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! Иногда это хорошее очень трудно увидеть, но этот труд необходим и благороден.

 Делать добро надо учиться. Как учиться? Сказать кому-то доброе слово, помочь товарищу в школе, пожалеть кого-то, покормить бродячего щенка или котёнка, сходить в аптеку для больного, принести хлеба своим домашним, помочь родителям по хозяйству…. Да мало ли добрых дел можно совершать ежедневно? Всем известно, что воспитанный человек проявляет интерес, внимание к другому человеку, сочувствует ему, пытается помочь. Это не просто вежливость, это тоже акт доброты.

Итог урока.

Перед тем как нам расстаться,
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы со всеми.

 Домашнее задание: параграф 10 прочитать, ответить на вопросы к параграфу.

Творческое задание: Создать (нарисовать) «Символ (эмблему) добра»; завести собственный календарь «Что доброго сегодня я сделал?»

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по теме "Человек славен добрыми делами". 6 класс

Практикум по теме "Человек славен добрыми делами". 6 класс...

Методическая разработка урока обществознания: «Человек славен добрыми делами» (6 класс)

Цель урока:- подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.Задачи урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правил...

План- конспект урока по теме: "Человек славен добрыми делами"

Анотация к уроку по обществознанию по теме"Человек славен добрыми делами"Основа ФГОС- системно- деятельностный подход, который предпологает разнообразие организационных форм и учет индивидуа...

Урок обществознания "Человек славен добрыми делами"

Презентация к уроку обществознания в 6 классе на тему: «Человек славен добрыми делами»...

Конспект урока обществознания "Человек славен добрыми делами" 6 класс

Конспект урока обществознаня по теме "Человек славен добрыми делами". 6 класс...