конспект урока "Человек славен добрыми делами"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок обществознания -6 класс
«Человек славен добрыми делами»
(Тема урока)
- Цель урока:
Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,
Воспитательная- формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.
Развивающая-формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.
- Задачи:
Личностные:
Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,
учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;
Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу
Метопредметные:
Развивать умение работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности.Развивать умение обобщать, делать выводы.
Предметные:
Выработать понимание терминов «Добро» и «зло», «Золотое правило морали»
- Тип урока: открытия нового знания
- Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.
- Необходимое техническое оборудование:Учебник «Обществознание», 6 кл, компьютер, мультимедиапроектор.
- Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время (в мин.) |
1 | Мотивации | Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. Здравствуйте. Я рада вас всех видеть на уроке. Посмотрите в окно, светит яркое солнце, поют птицы чувствуется приближение весны. -Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Достаётся не дёшево Счастье трудных дорог... Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? (Л. Татьяничева) Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова: задание 1. Жизнь дана на …(добрые) дела. Мир не без …(добрых) людей. Истинное … (добро) всегда просто. … (доброе) слово человеку – что дождь в засуху. | Приветствуют учителя и друг друга (выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку) | Личностные, направленные на нравственно-этическую ориентацию Коммуникативные | 3 |
2 | Актуализация | Читается сказка (приложение №1) Организует диалог с учащимися по вопросам: О чем эта сказка? Каких добрых людей ты встречал? Кого называют добрым? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения | Познавательные, общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта, Коммуникативныеслушают мнение др.учеников | 4 |
3 | Выявление места и причины затруднения | Добрые поступки или люди? Работа с притчей об императоре, который любил птиц(Приложение №2): Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок? Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока. Проблемный вопрос: Легко ли быть добрым и что для этого необходимо? | Слушают Осмысление, диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему, цель и задачи урока.формулируют проблему урока. Записывают тему урока и проблемный вопрос в тетрадь | Личностныенаправленные на нравственно-этическую ориентацию Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, целеполагание, планирование, прогнозирование,) Коммуникативные Познавательные (общеучебные, формулирование проблемы) | 5 |
4 | Построение проекта и выхода из затруднения | Запишите число и тему урока: Человек славен добрыми делами. СЛАЙД № 1 Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос? На какие вопросы мы сегодня Булем искать ответ. Слайд №2План урока
3. Золотое правило морали. 4.Что необходимо для того, что бы быть добрым? | Определяют способ и средства построения нового знания Составляют план работы на уроке | Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем) Регулятивные логические рассуждения планирование, прогнозирование Коммуникативные | 5 |
5 | Реализация построенного проекта | Ребята, а где можно взять понятие этих слов. ( толковый словарь) Работа над понятием «добро» Какие ассоциации вызывает у вас это понятие? Запишите слова– ассоциации к слову «добро» или нарисуйте, как вы его себе представляете Что для вас добро? !!! Запишите в тетради свое определение понятия ДОБРО Работа над понятием ЗЛО Что такое зло?!!! Запишите слова– ассоциации к слову «зло» или нарисуйте, как вы его себе представляете. Запишите определение понятия ЗЛО. Молодцы, хорошо. Почему люди ценят добро? - Организует чтение сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» по ролям и дискуссию по вопросам к сказке, с. 192-193 | Самостоятельно выполняют задание (мама, дом, здоровье, красота, мир и т.д.) отвечают ДОБРО все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок Самостоятельно выполняют задние: ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру Читают текст по ролям и отвечают на вопросы | Познавательныеобщеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта Личностныенаправленные на нравственно-этическую ориентацию, Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, | 8 |
А сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прошлое. Организует работу с главным правилом доброго поведения: Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать о «золотом правиле морали». | Читают текст на с.: рубрика «Путешествие в прошлое» Слайд №4 | 2 | |||
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Беседа по Вопросам: - Какие поступки можно назвать добрыми? - Чему учит нас золотое правило? - Почему главное правило морали называют золотым? - Почему это правило живет много тысяч лет? - Считаешь ли ты себя добрым? А почему? Чтобы ты сделал для этого. | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, определяют правила доброго поведения | Познавательныеобщеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта и прочитанного текста Личностныенаправленные на нравственно-этическую ориентацию, Регулятивные (смысловое слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, Коммуникативные | 4 |
7 | Включение в систему знаний и повторения | Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное. ? Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде) ? Легко ли быть добрым человеком? Почему? Что для этого необходимо? (необходимо преодолеть себя ….) Заполняется таблица (Работа в парах) | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, делают выводы Подводят итог урока | Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, планирование, прогнозирование,) коммуникативные(участие в продуктивном диалоге,самовыражение: монологические высказывания разного типа.) Познавательныеобщеучебные Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию | 5 |
8 | этап рефлексии учебной деятельности | Давайте представим, какой он, на ваш, взгляд, добрый человек. Каким он должен быть? А сейчас мы поработаем группами. Перед вами макет человечка. Ваша задача: дорисовать человечка, каким вы его хотите видеть, наделите его человеческими качествами. Какой мы делаем с вами вывод: Добрый человек, это тот, который делает доброе дело, думает больше о других, чем о себе. Молодцы, ребята! | Рисуем макет человека. Беседа по вопросам Выбор д/з | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию | 7 |
9 | Ребята, наш урок подходит уже к концу, и я хотела бы вместе с вами сделать итог этого урока, составив синквейн- стихотворение, состоящее из 5 –ти строк. На первой строке записываем одно слово: - существительное ( о ком мы с вами сегодня говорили?) Человек 2. два прилагательных ( человек какой?) Добрый, отзывчивый 3. три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна Человек добрый что делает? Помогает, защищает 4. Давайте возьмем золотое правило морали: « Не желай никому того, чего не желаешь себе» 5.слово- резюме, личное отношение учащегося к теме ( Доброта) Ребята, а как вы думаете для чего нужна нам эта тема? Где мы будем использовать золотое правило морали. По жизни. Ребята, а что вы сегодня узнали нового на уроке? Цели, которые мы ставили в начале урока выполнили? Хорошо, молодцы!. | Слайд№5 | |||
Заключение: | Запишите домашнее задание: п.10, вопросы | 2 | |||
Приложение №1.Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: -Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете. Белка сказала: -Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем. Приложение №2Притча об императоре, который любил птиц Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил: -Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил: -Зачем столько птиц? Император ответил: -У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми -Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец. - Каких птенцов?- спросил император. - У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит? - Об этом я не думал,- признался император . Тогда мудрец сказал: - У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше. - Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил: И добро надо делать с умом. Ум без добра- плохо. Но добро без ума- не лучше. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Человек славен добрыми делами" урок обществознания 6 класс
Разработка урока обществознания в 6 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова "Человек славен добрыми делами" с презентацией и приложениями...
Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."
Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."...
Конспект урока "Человек славен добрыми делами", обществознание, 6 класс.
Конспект урока "Человек славен добрыми делами", обществознание, 6 класс....
конспект урока "Человек славен добрыми делами"
План-конспект урока по обществознанию 6 класс. УМК Л.Н.Боголюбов и др. Цель: выяснить какого человека можно назвать добрым, в чем состоит доброе дело и выяснить суть золотого правила морали...
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс \ Тема урока: «Человек славен добрыми делами»
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс...
План- конспект урока по теме: "Человек славен добрыми делами"
Анотация к уроку по обществознанию по теме"Человек славен добрыми делами"Основа ФГОС- системно- деятельностный подход, который предпологает разнообразие организационных форм и учет индивидуа...
Конспект урока обществознания "Человек славен добрыми делами" 6 класс
Конспект урока обществознаня по теме "Человек славен добрыми делами". 6 класс...