конспект урока "Человек славен добрыми делами"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Разенкова Наталья Михайловна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_slaven_dobrymi_delami.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания  -6 класс

«Человек славен добрыми делами»

(Тема урока)

  1. Цель урока:

Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,

Воспитательная- формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Развивающая-формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.

  1. Задачи:

Личностные:

Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,

учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Метопредметные:

Развивать умение работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности.Развивать умение обобщать, делать выводы.

Предметные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло», «Золотое правило морали»

  1. Тип урока: открытия нового знания
  2. Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.
  3. Необходимое техническое оборудование:Учебник «Обществознание», 6 кл, компьютер, мультимедиапроектор.
  4. Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

Мотивации

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. 
Учитель проверяет готовность детей к уроку.

Здравствуйте. Я рада вас всех видеть на уроке.

Посмотрите в окно, светит яркое солнце, поют птицы чувствуется приближение весны.

-Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Достаётся не дёшево

Счастье трудных дорог...

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог? (Л. Татьяничева)

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова: задание 1. 

Жизнь дана на …(добрые) дела.

Мир не без …(добрых) людей.

Истинное … (добро) всегда просто.

… (доброе) слово человеку – что дождь в засуху.

Приветствуют учителя и друг друга

 (выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку)

Личностные, направленные на нравственно-этическую ориентацию

Коммуникативные

3

2

Актуализация

Читается сказка

(приложение №1)

Организует диалог с учащимися по вопросам:

О чем эта сказка? Каких добрых людей ты встречал? Кого называют добрым?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения

Познавательные, общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта, Коммуникативныеслушают мнение др.учеников

4

3

Выявление места и причины затруднения

Добрые поступки или люди?

Работа с притчей об императоре, который любил птиц(Приложение №2):

Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок?

Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока.

Проблемный вопрос:

Легко ли быть добрым и что для этого необходимо?

Слушают

Осмысление, диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему, цель и задачи урока.формулируют проблему урока.  Записывают тему урока и проблемный вопрос в тетрадь

Личностныенаправленные на нравственно-этическую ориентацию

Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, целеполагание, планирование, прогнозирование,)

Коммуникативные

Познавательные

(общеучебные, формулирование проблемы)

5

4

Построение проекта и выхода из затруднения

Запишите число и тему урока: Человек славен добрыми делами. СЛАЙД № 1

Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

На какие вопросы мы сегодня

Булем искать ответ.

Слайд №2План урока

  1. Что такое «ДОБРО» и «ЗЛО»
  2. Почему люди ценят добро?

3.    Золотое правило морали.

4.Что необходимо для того, что бы быть добрым?

Определяют способ и средства построения нового знания

Составляют план работы на уроке

Познавательные

(самостоятельное создание способов решения проблем)

Регулятивные логические рассуждения планирование, прогнозирование

Коммуникативные

5

5

Реализация построенного проекта

Ребята, а где можно взять понятие этих слов.

( толковый словарь)

Работа над понятием «добро»

Какие ассоциации вызывает у вас это понятие? Запишите слова– ассоциации к слову «добро» или нарисуйте, как вы его себе представляете

Что для вас добро?

!!! Запишите в тетради свое определение понятия ДОБРО

Работа над понятием ЗЛО

Что такое зло?!!! Запишите слова– ассоциации к слову «зло» или нарисуйте, как вы его себе представляете.

 Запишите определение понятия ЗЛО.

Молодцы, хорошо.

Почему люди ценят добро?

- Организует чтение сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» по ролям и дискуссию по вопросам к сказке, с. 192-193

Самостоятельно выполняют задание (мама, дом, здоровье, красота, мир и т.д.)

отвечают

ДОБРО

все то, что помогает человеку и  обществу жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок

Самостоятельно выполняют задние:

ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру

Читают текст по ролям и отвечают на вопросы

Познавательныеобщеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта

Личностныенаправленные на нравственно-этическую ориентацию,

Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы,

8

А сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прошлое.

Организует работу с главным правилом доброго поведения:

Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать о «золотом правиле морали».

Читают текст на с.: рубрика «Путешествие в прошлое»

Слайд №4

2

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Беседа по Вопросам:

- Какие поступки можно назвать добрыми?

- Чему учит нас золотое правило?

- Почему главное правило морали называют золотым?

- Почему это правило живет много тысяч лет?

- Считаешь ли ты себя добрым? А почему? Чтобы ты сделал для этого.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, определяют правила доброго поведения

Познавательныеобщеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта и прочитанного текста

Личностныенаправленные на нравственно-этическую ориентацию,

Регулятивные (смысловое слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, Коммуникативные

4

7

Включение в систему знаний и повторения

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное.

?  Объясните, что лично вы относите  к полезному, приятному и истинному добру. (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)

 ?  Легко ли быть добрым человеком? Почему? Что для этого необходимо? (необходимо преодолеть себя ….)

Заполняется таблица (Работа в парах)

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, делают выводы

Подводят итог урока

Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, планирование, прогнозирование,)

коммуникативные(участие в продуктивном диалоге,самовыражение: монологические высказывания разного типа.)

Познавательныеобщеучебные

Личностные

направленные на нравственно-этическую ориентацию

5

8

этап рефлексии учебной деятельности

Давайте представим, какой он, на ваш, взгляд, добрый человек. Каким он должен быть?

А сейчас мы поработаем группами.

Перед вами макет человечка. Ваша задача: дорисовать человечка, каким вы его хотите видеть, наделите его человеческими качествами.

Какой мы делаем с вами вывод:

Добрый человек, это тот, который делает доброе дело, думает больше о других, чем о себе.

Молодцы, ребята!

Рисуем макет человека.

Беседа по вопросам

Выбор д/з

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Личностные

направленные на нравственно-этическую ориентацию

7

9

Ребята, наш урок подходит уже к концу, и я хотела бы вместе с вами сделать итог этого урока, составив  синквейн- стихотворение, состоящее из 5 –ти строк.

На первой строке записываем одно слово: - существительное

( о ком мы с вами сегодня говорили?) Человек

2. два прилагательных

( человек какой?)

Добрый, отзывчивый

3. три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна

Человек добрый что делает?

Помогает, защищает

4. Давайте возьмем золотое правило  морали: « Не желай никому того, чего не желаешь себе»

5.слово- резюме, личное отношение учащегося к теме

( Доброта)

Ребята, а как вы думаете  для чего нужна нам эта тема? Где мы будем использовать золотое правило морали.

По жизни.

Ребята, а что вы сегодня узнали нового на уроке?

Цели, которые мы ставили в начале урока выполнили?

Хорошо, молодцы!.

Слайд№5

Заключение:

Запишите домашнее задание: п.10, вопросы

2

Приложение №1.Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

Приложение №2Притча об императоре, который любил птиц

Когда-то жил император, который любил птиц.

Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец.  Он увидел во дворце голубей и спросил:

-Зачем столько птиц?

Император ответил:

-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми

-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов?- спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал,- признался император .

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.

- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра- плохо. Но добро без ума- не лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек славен добрыми делами" урок обществознания 6 класс

Разработка урока обществознания в 6 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова "Человек славен добрыми делами" с презентацией и приложениями...

Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."

Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."...

Конспект урока "Человек славен добрыми делами", обществознание, 6 класс.

Конспект урока "Человек славен добрыми делами", обществознание, 6 класс....

конспект урока "Человек славен добрыми делами"

План-конспект урока по обществознанию 6 класс. УМК Л.Н.Боголюбов и др. Цель: выяснить какого человека можно назвать добрым, в чем состоит доброе дело и выяснить суть золотого правила морали...

План- конспект урока по теме: "Человек славен добрыми делами"

Анотация к уроку по обществознанию по теме"Человек славен добрыми делами"Основа ФГОС- системно- деятельностный подход, который предпологает разнообразие организационных форм и учет индивидуа...

Конспект урока обществознания "Человек славен добрыми делами" 6 класс

Конспект урока обществознаня по теме "Человек славен добрыми делами". 6 класс...