Главные вкладки

    «Не рождается зло от добра и обратно, Различать их нам взгляд человеческий дан» ( по рассказу А.Платонова «Юшка») Конспект урока по литературе в 7 классе
    план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

    Урок литературы в 7 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_a.platonova_yushka.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Не рождается зло от добра и обратно,

    Различать их нам взгляд человеческий дан»

    ( по рассказу А.Платонова «Юшка»)

    Конспект урока по литературе в 7 классе

    Снеткова Ирина Анатольевна,

    учитель русского языка и литературы высшей категории

    МБОУ СОШ №1 г.Покрова

    Петушинского района

    Владимирской области

    Задачи:

    1. Формировать отношение к событиям и героям рассказа, их оценку; выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении мира и человека в рассказе , раскрытие авторского замысла;

    1. Развивать речь детей за счет развернутых аргументированных ответов, лексический запас слов : кроткий, блаженный и других;

    1. Воспитывать чувства сострадания, умение быть внимательным и открытым другим людям, недопустимость жестокости по отношению к живому существу.

    Ход урока:

    Эпиграф: Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. ( А. Н. Радищев)

    1. Прослушивание песни. Никольский Константин «Музыкант»
    2. Слово учителя:

    - Добро и зло , лютая ненависть и святая любовь… как разнообразны чувства людей и какие разные сами люди : несчастные и счастливые, нежные и жестокие… Посмотрите портретный ряд. Вы не найдете ни одного похожего лица. А за каждым из них свой характер, судьба, эпоха.  Как это увидеть?

    - А что значит, быть непохожим на других? Легко ли быть непохожим? Что чувствует такой человек?

    - Встречались ли вам герои произведений, не имеющие сходства с окружающими их  людьми ?

     -И в прочитанном вами дома рассказе А. Платонова вы также встретились с героем , отличающимся от других людей. Это Юшка.

    - Что почувствовали вы, читая рассказ?

     Чем вас взволновал герой этого рассказа? Что  запомнилось?

    Цель нашего урока: от языка произведения, художественно- языковой формы подойти к раскрытию идейного содержания, авторскому замыслу.

    1. – Случайно ли называется  рассказ?

           –Итак, мы прочитали первые строчки. Вы чувствуете, что здесь присутствует автор? Как?

    -  И именно глаза автора передают нам образ главного героя, причем, не сразу называя его по имени. ( постепенное приближение: старый на вид человек,  он,  Ефим,  Юшка)

     -Используя текст, опишите Юшку,

    Внешние черты героя _ это основа его характера, и Платонов подробно описывает образ. Но что является главным в этой характеристике? ( неостывающие слезы, белое тело- словно душа сквозь мирскую оболочку)

    1. Попробуйте охарактеризовать его одним словом (запись на доске, Работа со значением слов и происхождением)
    2. Что не согласуется в описании Юшки и той жизни , кот. Он вел? ( слабые руки _ тяжелая работа)

    Работа  со значением слова «юшка» (словарь Даля)

    1. Какие чувства вызывает у вас такой образ?
    1. А как относятся к нему окружающие?  Дети? ( чтение отрывков)
    1. Как вы понимаете значение слова «терзать»? Попробуйте дать определение с помощью синонимов. ( Запись: терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить)

    Работа со словарем.

    В словаре С. Ожегова «терзать»: 1 . Разрывать на части . 2. Мучить нравственно.

    -   В каком значении использует это слово Платонов.( Первое значение – согласуется с именем- кровь, незаживающая рана. Второе   - проявление отношения детей)

    1. Почему дети, которые только начинают жить и ,значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они от него ждут?
    2. В отрывке 3 раза встречается слово «правда».
    3. Дети не могут поверить , что такой человек ,как Юшка может быть живым, ведь он не как все.
    4. Какие чувства испытывает при этом Ефим? Какие у вас возникли чувства?

    1. – Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые ,чем дети, люди?
    1. Вас что-то удивило в предложении, начинающем отрывок? ( « взрослые ругали их…» хочется продолжить6 «за такое отношение к Юшке»  но этого нет)
    2. Как объясняет автор такое отношение?
    3. Прав ли Юшка., когда говорит Даше: «  Меня , Даша, народ любит»?
    4. Почему он испытывает не возмущение, а жалость?
    5. Как перекликаются слова Даши6 «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие!» с началом рассказа?

    1. Мучительно жить Ефиму среди людей, в городе, И он находит место, где ему хорошо, где он не скрывает своей любви к живым существам .Это природа,

    Путешествия в человеческие сердца и сознание, в самое потаенное на свете, происходят с непременным обращением Платонова к природе  с населяющим ее миром насекомых и животных. Все они вместе с травой и облаками выступают у него как сопроводители основных персонажей.  

    1. Что влечет героя в природу? ( безлюдье)

    Чтение описания природы

    1. В чем необычность восприятия героем природы?( живет по своим законам как  единый организм, частью которого становится  Юшка)
    2. Задействованы все чувства6 обоняние( благоухание). Зрительные образы, слух, осязание – что это дает нам?
    3. Что необычное во фразе « смотрел в облака»…( использует предлог в , а не на) . Что может видеть в них Юшка?
    4. Что позволяет увидеть живую природу Платонова?( прием олицетворения)

    Рассматриваются иллюстрации.

    -     В природе герой даже видит образ близкий ему.( работающие кузнечики)

    1. Но почему он старался не дышать на них?( впитывая в себя людскую злобу и не возвращая ее, он боялся, наверное , занести эту заразу в прекрасный чистый мир)
    2. В одном предложении можно увидеть единение героя с миром природы. «Он склонился…»     В главных частях – действия Юшки, в придаточных  - мир природы, соединяют собой обособленные обстоятельства – чувства Юшки : забота и сострадание.

    1. В каких предложениях дается описание состояния человека ? (легко, в покое и тепле дремал, не чувствовал недуга, больная грудь отдыхала , «шел весело дальше, как здоровый человек» - именно сейчас Платонов дает возраст Юшки – 40 лет)

    1. В отличие от этого ,как описывается состояние в то лето, когда он не пошел? (болезнь мучила его тело и истощала его, брел )

    1. Мы подошли к самому трагическому эпизоду рассказа. И начинается он предложением «веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним..»

    Обычное действие, Платонов передает глаголом. Но именно с этого момента что-то изменяется в повествовании. Обратите внимание на вид глаголов , встречающихся до этого. Они почти все несов. вида. Основное значение несов. вида – длительность и повторяемость действия , незаконченность. Встречающиеся глаголы сов.вида – поругает, возьмет хворостину, погонится, отозвался злом, развесил, испортить.( о Юшке, но не принадлежат ему), отбежали. Отойдите ( о детях, но не принадлежат им)

    1. Во второй части Платонов передает действия героев глаголами сов. Вида( и Юшки, и людей) Почему?
    2. Доводят дело до конца, Юшка вдруг изменяется.
    3. Разговор начинает прохожий. Как строится его первая фраза – по типу вопр. предложения , но нет ?   Потому-то он и не ожидал, что Юшка ответит. Но произошло то, чего все люди   хотели видеть: Юшка осерчал( ср. дети  «начинали серчать»)
    4. Почему автор не называет убийцу человеком? Что он хочет показать? Откуда взялась сила для удара?
    5. Прохожий называет Юшку в начале разговора «блажной». В русском языке есть слово однокоренное этому -  «блаженный». Значение этих слов?

    Работа со словарем.  Блажной – взбаломошный, неуравновешенный, сумасбродный.          Блаженный – в вышей степени счастливый, глуповатый.

    1. Какое из них действительно подходит для характеристики Юшки в 1 части? А в сцене с прохожим?

    1. Признали ли люди Юшку своим? Раскаялись?

    1. -  Что происходит в городе после смерти Юшки? Последствия того, что выпал из общества 1 человек?
    1. Почему?  (исход символичен и поучителен)
    2. Чего не сумели сделать люди?( обращение к эпиграфу.    Увидеть человека в другом!)
    3. Но этим рассказ не заканчивается. Людям дается шанс изменить себя.(приезд девушки) Вот он росток добра, сохраненный Ефимом. Какое чувство вселяет в нас этим Платонов ?

    1. Итоги.
    1. Что должен сделать каждый, чтобы быть человеком?
    2. Пройдя путь нравственного очищения ,прозрев сердцем, увидеть человека в другом.
    3. С помощью чего доносит до нас эту мысль Платонов? ( язык, худож. средства произведения смогли затронуть самые глубинные струны души и в нас зазвучала песня, возможно, именно такая - …….
    4. Непохожий  - от греческого «путь, дорога» Юшка прошел свой путь страдая и радуясь. А как вы думаете, что значит быть непохожим?

    Д\З – Написать творческую работу на тему «Что значит быть непохожим7»

    Список использованной литературы


    1.  Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2001

    2.  Коровина В.Я.  Литература 7 класс.- М.: Просвещение 2005

    3.  Ожегов С.И. Словарь русского языка под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.:»Русский язык»,1989.


    Использованные дополнительные материалы

    1. Никольский К., песня «Музыкант» ( сл. и  муз. Никольского К.)



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Тема человеческого труда в рассказе А. Платонова "Никита"

    В данной презентации представлена разработка урока, на котором отрабатываются различные умения и навыки работ с текстом. Умение находить авторскую характеристику образов и предметов. Прививается интер...

    Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

    Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

    Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

    Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

    Урок по литературе,8 класс. «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»(технологическая карта)

    Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе» Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цели урока: Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтерес...

    Урок по литературе 5 класс Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”

    Урок внеклассного чтения,проводится после изучения творчества В.П.Астафьева в 5 класс по программе Меркина...

    Урок по литературе 8 класс. "Для кого закон писан?" (по рассказу Н. Лескова "Старый гений")

    Данный урок создавался для участия в кокурсе профессионального мастерства "Учитель года Самарской области - 2014"....

    «Мир детства твоего ровесника в рассказе М.А. Шолохова «Нахалёнок» урок по литературе в 5 классе

    «Мир детства твоего ровесника в рассказе М.А. Шолохова «Нахалёнок» урок по литературе Дона в 5 классеЦели: - познакомить учащихся с биографией донского  писателяМ.А. Шолохова;- углубить представл...