«Не рождается зло от добра и обратно, Различать их нам взгляд человеческий дан» ( по рассказу А.Платонова «Юшка») Конспект урока по литературе в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Урок литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_a.platonova_yushka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Не рождается зло от добра и обратно,

Различать их нам взгляд человеческий дан»

( по рассказу А.Платонова «Юшка»)

Конспект урока по литературе в 7 классе

Снеткова Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ СОШ №1 г.Покрова

Петушинского района

Владимирской области

Задачи:

  1. Формировать отношение к событиям и героям рассказа, их оценку; выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении мира и человека в рассказе , раскрытие авторского замысла;

  1. Развивать речь детей за счет развернутых аргументированных ответов, лексический запас слов : кроткий, блаженный и других;

  1. Воспитывать чувства сострадания, умение быть внимательным и открытым другим людям, недопустимость жестокости по отношению к живому существу.

Ход урока:

Эпиграф: Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. ( А. Н. Радищев)

  1. Прослушивание песни. Никольский Константин «Музыкант»
  2. Слово учителя:

- Добро и зло , лютая ненависть и святая любовь… как разнообразны чувства людей и какие разные сами люди : несчастные и счастливые, нежные и жестокие… Посмотрите портретный ряд. Вы не найдете ни одного похожего лица. А за каждым из них свой характер, судьба, эпоха.  Как это увидеть?

- А что значит, быть непохожим на других? Легко ли быть непохожим? Что чувствует такой человек?

- Встречались ли вам герои произведений, не имеющие сходства с окружающими их  людьми ?

 -И в прочитанном вами дома рассказе А. Платонова вы также встретились с героем , отличающимся от других людей. Это Юшка.

- Что почувствовали вы, читая рассказ?

 Чем вас взволновал герой этого рассказа? Что  запомнилось?

Цель нашего урока: от языка произведения, художественно- языковой формы подойти к раскрытию идейного содержания, авторскому замыслу.

  1. – Случайно ли называется  рассказ?

       –Итак, мы прочитали первые строчки. Вы чувствуете, что здесь присутствует автор? Как?

-  И именно глаза автора передают нам образ главного героя, причем, не сразу называя его по имени. ( постепенное приближение: старый на вид человек,  он,  Ефим,  Юшка)

 -Используя текст, опишите Юшку,

Внешние черты героя _ это основа его характера, и Платонов подробно описывает образ. Но что является главным в этой характеристике? ( неостывающие слезы, белое тело- словно душа сквозь мирскую оболочку)

  1. Попробуйте охарактеризовать его одним словом (запись на доске, Работа со значением слов и происхождением)
  2. Что не согласуется в описании Юшки и той жизни , кот. Он вел? ( слабые руки _ тяжелая работа)

Работа  со значением слова «юшка» (словарь Даля)

  1. Какие чувства вызывает у вас такой образ?
  1. А как относятся к нему окружающие?  Дети? ( чтение отрывков)
  1. Как вы понимаете значение слова «терзать»? Попробуйте дать определение с помощью синонимов. ( Запись: терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить)

Работа со словарем.

В словаре С. Ожегова «терзать»: 1 . Разрывать на части . 2. Мучить нравственно.

-   В каком значении использует это слово Платонов.( Первое значение – согласуется с именем- кровь, незаживающая рана. Второе   - проявление отношения детей)

  1. Почему дети, которые только начинают жить и ,значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они от него ждут?
  2. В отрывке 3 раза встречается слово «правда».
  3. Дети не могут поверить , что такой человек ,как Юшка может быть живым, ведь он не как все.
  4. Какие чувства испытывает при этом Ефим? Какие у вас возникли чувства?

  1. – Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые ,чем дети, люди?
  1. Вас что-то удивило в предложении, начинающем отрывок? ( « взрослые ругали их…» хочется продолжить6 «за такое отношение к Юшке»  но этого нет)
  2. Как объясняет автор такое отношение?
  3. Прав ли Юшка., когда говорит Даше: «  Меня , Даша, народ любит»?
  4. Почему он испытывает не возмущение, а жалость?
  5. Как перекликаются слова Даши6 «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие!» с началом рассказа?

  1. Мучительно жить Ефиму среди людей, в городе, И он находит место, где ему хорошо, где он не скрывает своей любви к живым существам .Это природа,

Путешествия в человеческие сердца и сознание, в самое потаенное на свете, происходят с непременным обращением Платонова к природе  с населяющим ее миром насекомых и животных. Все они вместе с травой и облаками выступают у него как сопроводители основных персонажей.  

  1. Что влечет героя в природу? ( безлюдье)

Чтение описания природы

  1. В чем необычность восприятия героем природы?( живет по своим законам как  единый организм, частью которого становится  Юшка)
  2. Задействованы все чувства6 обоняние( благоухание). Зрительные образы, слух, осязание – что это дает нам?
  3. Что необычное во фразе « смотрел в облака»…( использует предлог в , а не на) . Что может видеть в них Юшка?
  4. Что позволяет увидеть живую природу Платонова?( прием олицетворения)

Рассматриваются иллюстрации.

-     В природе герой даже видит образ близкий ему.( работающие кузнечики)

  1. Но почему он старался не дышать на них?( впитывая в себя людскую злобу и не возвращая ее, он боялся, наверное , занести эту заразу в прекрасный чистый мир)
  2. В одном предложении можно увидеть единение героя с миром природы. «Он склонился…»     В главных частях – действия Юшки, в придаточных  - мир природы, соединяют собой обособленные обстоятельства – чувства Юшки : забота и сострадание.

  1. В каких предложениях дается описание состояния человека ? (легко, в покое и тепле дремал, не чувствовал недуга, больная грудь отдыхала , «шел весело дальше, как здоровый человек» - именно сейчас Платонов дает возраст Юшки – 40 лет)

  1. В отличие от этого ,как описывается состояние в то лето, когда он не пошел? (болезнь мучила его тело и истощала его, брел )

  1. Мы подошли к самому трагическому эпизоду рассказа. И начинается он предложением «веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним..»

Обычное действие, Платонов передает глаголом. Но именно с этого момента что-то изменяется в повествовании. Обратите внимание на вид глаголов , встречающихся до этого. Они почти все несов. вида. Основное значение несов. вида – длительность и повторяемость действия , незаконченность. Встречающиеся глаголы сов.вида – поругает, возьмет хворостину, погонится, отозвался злом, развесил, испортить.( о Юшке, но не принадлежат ему), отбежали. Отойдите ( о детях, но не принадлежат им)

  1. Во второй части Платонов передает действия героев глаголами сов. Вида( и Юшки, и людей) Почему?
  2. Доводят дело до конца, Юшка вдруг изменяется.
  3. Разговор начинает прохожий. Как строится его первая фраза – по типу вопр. предложения , но нет ?   Потому-то он и не ожидал, что Юшка ответит. Но произошло то, чего все люди   хотели видеть: Юшка осерчал( ср. дети  «начинали серчать»)
  4. Почему автор не называет убийцу человеком? Что он хочет показать? Откуда взялась сила для удара?
  5. Прохожий называет Юшку в начале разговора «блажной». В русском языке есть слово однокоренное этому -  «блаженный». Значение этих слов?

Работа со словарем.  Блажной – взбаломошный, неуравновешенный, сумасбродный.          Блаженный – в вышей степени счастливый, глуповатый.

  1. Какое из них действительно подходит для характеристики Юшки в 1 части? А в сцене с прохожим?

  1. Признали ли люди Юшку своим? Раскаялись?

  1. -  Что происходит в городе после смерти Юшки? Последствия того, что выпал из общества 1 человек?
  1. Почему?  (исход символичен и поучителен)
  2. Чего не сумели сделать люди?( обращение к эпиграфу.    Увидеть человека в другом!)
  3. Но этим рассказ не заканчивается. Людям дается шанс изменить себя.(приезд девушки) Вот он росток добра, сохраненный Ефимом. Какое чувство вселяет в нас этим Платонов ?

  1. Итоги.
  1. Что должен сделать каждый, чтобы быть человеком?
  2. Пройдя путь нравственного очищения ,прозрев сердцем, увидеть человека в другом.
  3. С помощью чего доносит до нас эту мысль Платонов? ( язык, худож. средства произведения смогли затронуть самые глубинные струны души и в нас зазвучала песня, возможно, именно такая - …….
  4. Непохожий  - от греческого «путь, дорога» Юшка прошел свой путь страдая и радуясь. А как вы думаете, что значит быть непохожим?

Д\З – Написать творческую работу на тему «Что значит быть непохожим7»

Список использованной литературы


1.  Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2001

2.  Коровина В.Я.  Литература 7 класс.- М.: Просвещение 2005

3.  Ожегов С.И. Словарь русского языка под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.:»Русский язык»,1989.


Использованные дополнительные материалы

  1. Никольский К., песня «Музыкант» ( сл. и  муз. Никольского К.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тема человеческого труда в рассказе А. Платонова "Никита"

В данной презентации представлена разработка урока, на котором отрабатываются различные умения и навыки работ с текстом. Умение находить авторскую характеристику образов и предметов. Прививается интер...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе,8 класс "Свет добра и духовности" по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Цель:а)систематизация и обобщение знаний по комедии «Ревизор»; б) показать мастерство Гоголя-драматурга в изображении героев комедии.Вид урока: урок-семинар.Методы работы: 1) пре...