технологические карты уроков литературы в 5 классе ФГОС по теме"П.П.Бажов Сказы"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Материал будет полезен учителям литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_lit-ra_bazhov_5_kl_office_word.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки № 34 – 35

Класс

5

Учитель

Заливена Оксана Алексеевна

Предмет

Литература

Тема

П.П.Бажов. Сведения из биографии писателя. Путь писателя к сказу.

Цели

1.Ознакомить уч-ся с особой тематикой сказов Бажова, их своеобразием;

2.Учить пониманию художественных образов;

3.Развивать логическое мышление;

4.Прививать трудолюбие, терпение в труде.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные : знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.

Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованию.

Теория литературы

Сказ

Образовательные ресурсы

 http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.lseptember.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subjects.asp?id=10000192

Кусочек малахита, каменная шкатулка (или их изображение).

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Опрос по домашнему заданию

Проводит опрос по д/з.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают одноклассников, дополняют ответы товарищей.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2.Мотивация (самоопределение) к  учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала.

Слово учителя с демонстрацией малахита или изображений камня, изделий из него.

- Как вы думаете, зачем нам сегодня на уроке такая необычная шкатулка?

- Посмотрите на этот камень (достаёт из шкатулки камень). Кто знает, как он называется? Это малахит – полудрагоценный камень. Из малахита делают различные украшения, дорогие предметы обихода – вазы, чаши. Уникальные изделия из малахита выставлены в Петербурге в Эрмитаже и в др. музеях мира. А добывают этот камень на Урале.

«Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель русской тяжёлой промышленности, русской металлургии: ещё при Петре1 возникли здесь первые заводы и рудники» (Л. Скорино)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.Актуализация и пробное учебное действие

Работа над темой урока.

  1. «Давайте познакомимся». (Учитель рассказывает о писателе)
  2. Беседа по статье «Павел Петрович Бажов»

(В основе – вопросы рубрики «Проверьте себя» (с. 57).

  1. Работа со сказом  «Медной горы Хозяйка»

(Комментированное чтение сказа учителем. Далее работа по вопросам 1-4 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 68).

  1. Дополнительные вопросы:

- Что необычного было в облике Хозяйки?

- Почему Степан опасается малахитницы, но не хочет этого показать?

      5. Знакомство с понятиями  сказ и сказка.

         А) чтение и разбор терминов.

          Б) Что в сказке волшебного и что реального? Почему это произведение нельзя назвать сказкой?

Записи в тетрадях

«Хозяйка медной горы» - сказ:

  1. Герои – люди обыкновенные.
  2. Фольклорная первооснова.
  3. Рассказчик – человек из народа.
  4. Волшебство и таинственность – неотъемлемые части повествования.    

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Записывают слова в тетрадь.

Делают записи в тетрадях.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

4.Закрепление изученного материала

1. Вопросы из шкатулки: игра «Почемучка» (Учитель предлагает уч-ся по очереди вынуть из шкатулки вопросы по тексту)

- Почему Медной горы Хозяйка выбрала Степана для ответственного дела?

- Почему герой сразу не узнал Хозяйку горы?

- Почему приказчик наказал Степана?

- Почему Степан отказался от дорогой невесты?

- Почему Хозяйка Медной горы наградила героя?

- Почему надзиратель поменял местами Степана и своего племянника?

- Почему у племянника ничего не получилось?

- Почему приказчик запретил работы на Красногорке?

- Почему богатство не принесло счастья Степану и Настеньке?

2. Теория литературы. (Слово учителя, делает запись на доске)

3. Беседа.

- К какому виду сказов можно отнести сказ «Медной горы Хозяйка»?

- Докажите, что сказитель (рассказчик) – сам из заводских рабочих.

- Какие просторечные слова использованы в сказе?

Вытаскивают по очереди вопросы из шкатулки, зачитывают, отвечают, дополняют друг друга.

Слушают учителя, делают пометки в тетрадях, отвечают на вопросы.

Регулятивные: контролируют уч. действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении уч. задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных уч.-познавательных задач, умеют отвечать на вопросы, комментировать ответы.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Предлагает продолжить предложение

«Сказ П.П.Бажова необычен тем, что…»

Продолжают начатое учителем предложение.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки.

6.Домашнее задание

Подготовьте устный пересказ-описание (близко к тексту) богатств Хозяйки Медной горы и её платья.

Уроки № 36 – 37

Класс

5

Учитель

Заливена Оксана Алексеевна

Предмет

Литература

Тема

Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок»

Цели

1.Продолжить работу над литературным образом.

2. Учить анализу текста с подтверждением цитатами из текста.

3. Прививать ответственное отношение к природным богатствам.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.

Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованию.

Теория литературы

Общее и различное между сказом и сказкой

Образовательные ресурсы

 http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.lseptember.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subjects.asp?id=10000192

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Опрос по домашнему заданию

Проводит опрос по д/з.

- Перескажите близко к тексту, как выглядела Хозяйка у себя в хоромах и что её окружало.

- для чего автор ввёл три раза описание Хозяйки Медной горы?

- Что мы из этого описания узнали?

- Как отразилось на Хозяйке то, что она живёт в горе, среди холодного камня? (Отразилось на характере: она испытывает мало эмоций, относительно холодна в общении.)

- О каких поступках Хозяйки мы знаем?

- Хорошие они или плохие?

- Напишите черты характера Хозяйки (составьте кластер). (Одинокая, справедливая, сочувственная, честная, холодная, обязательная, грустная, редко веселится) ☼

- Докажите цитатами черты характера Хозяйки Медной горы.

- Какова речь Хозяйки?

- Какие интонации вы заметили? Часто она гневается, умеет ли шутить?

- Найдите просторечные слова в её речи, зачитайте. О чём это говорит? (Образ близок обычным людям, автор наделил её такой же речью, как и у простых рабочих.)

- Зачитайте мнение людей о Хозяйке. («От стариков он, вишь, слышал, что Хозяйка эта – малахитница-то – любит над человеком мудровать», «Говорили, что это Хозяйка огневалась за столбы-то, слыш-ко, что их в церкву поставили. А ей это вовсе ни к чему», «вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало».)

- А каково отношение Хозяйки к людям? (Жалеет напарника Степана, плакала), но она охраняет сокровища и не может быть такой. Как люди.)

Отвечают на вопросы учителя, оценивают одноклассников, дополняют ответы товарищей, составляют кластер.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2.Мотивация (самоопределение) к  учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала.

Слово учителя 

- Как составляют характеристику героя? На какие моменты обращают внимание?

(а) место героя в произведении;

б) внешность его;

в) поступки;

г) речь героя;

д) условия жизни;

ж) отношение его к окружающим персонажам и их отношение к герою.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.Актуализация и пробное учебное действие

Работа над темой урока.

- Какое место занимает Хозяйка в сказах? (Через многие сказы проходит этот образ: «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка» и др. Поэтому можно сказать, что она одна из главных героинь произведений – связующее звено между сказами.)

- Как выглядит Хозяйка?

Игра «Кто быстрей найдёт в тексте»

Зачитайте:

а) описание Хозяйки, представшей в начале рассказа перед Степаном;

б) описание Хозяйки, когда она попрощалась со Степаном и убежала.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Записывают слова в тетрадь.

Принимают активное участие в игре, зачитывают описания Хозяйки.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

4.Закрепление изученного материала

Теория литературы (Ученики объединяются в две группы.)

  1. «Давайте вспомним»

1-я группа рассказывает всё, что знает о жанре «сказка», 2-я – о сказе. (Совещание 2 мин.)

  1. Вопросы и задания обеим командам (за каждый 2 б.)

- Чем отличается сказ от сказки?

- Приведите примеры сказок (народных, литературных) и сказов П.П.Бажова.

- Назовите героев сказа «Медной горы Хозяйка».

Работают в группах, выполняют задания.

Регулятивные: контролируют уч. действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении уч. задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных уч.-познавательных задач, умеют отвечать на вопросы, комментировать ответы.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

- Почему простым людям так нравились сказы П.П.Бажова? (В сказах Бажова люди не обогащаются в материальном смысле, они остаются богатыми душевно: порядочными, обязательными, честными, просят себе только столько, чтобы прожить нормально. А при этом весь люд сказов бережёт горное богатство, природные богатства земли не расходует просто так, уважает хранительницу гор Хозяйку. Недаром и зовут её Хозяйкой, а не приказчицей, колдуньей. Хозяйствует она: когда надо отдаст, сколько требуется, но не больше; за труд наградит, за самовольство и растрату большую – накажет. Умеет Хозяйка и любоваться работой русских мастеров, уважает талант, трудолюбие и смелость народных умельцев.)

Отвечают на вопрос учителя.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки.

6.Домашнее задание

1. Прочитать сказ П.П.Бажова «Огневушка– Поскакушка, принести тексты, листы бумаги формата А4, цветные карандаши или краски.

2. Принести любую вещь (её изображение), упоминаемую в сказе.

Урок № 38

Класс

5

Учитель

Заливена Оксана Алексеевна

Предмет

Литература

Тема

В/ч П,П,Бажов. «Огневушка – Поскакушка».

Цели

1.Расширить кругозор уч-ся в работе над внеклассным чтением;

2. Развивать творческие способности при работе в группах;

3. Пробуждать самостоятельность, ответственность.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.

Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованию.

Образовательные ресурсы

 http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.lseptember.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subjects.asp?id=10000192

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Опрос по домашнему заданию

Проводит опрос по д/з.

Игра «Кто это? Что это?» со взаимопроверкой

Комментарий: кто-нибудь из уч-ся показывает вещь, тот, кто быстрее поднимает руку, рассказывает, с чем или с кем  она связана в сказе.

Уголёк, платочек, куколка в голубом сарафанчике, филин, лопатка, берёзовый листик.

Принимают активное участие в игре, оценивают одноклассников, дополняют ответы товарищей.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2.Мотивация (самоопределение) к  учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала.

- Понравился ли вам сказ, который вы прочитали?

- Поднимите руку те, кто хочет прочитать другие сказы П.П.Бажова?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.Актуализация  опорных знаний

- Что мы узнали о П.П.Бажове?

- Какие виды сказов вы знаете?

- Чем сказ отличается от сказки?

- Автором каких сказов является П.П.Бажов?

- Кто из главных героев связывает многие сказы?

- Как звали героев сказа «Каменный цветок»?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы, дополняют ответы одноклассников.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

4.Работа над темой урока

1. Беседа с заданиями

- Кто главные герои сказа «Огневушка – Поскакушка»?

- Почему он так называется?

- Почему так назвали девчушку?

- Сколько раз появлялась Огневушка – Поскакушка перед Федюней? Почему именно столько раз?

- Почему деда Ефима дразнили Золотой редькой, а круги называли редькой? На что похожа редька?

- Зачитайте разговор девчушки с Федюней.

- Почему она не заговорила со старшими?

- Перечитайте, как выбрался Федюня из сугроба. Не кажется ли вам, что не в волшебстве там дело было? (Федюня как будто сам копал: «Сперва Федюнька чуть не упустил лопату из рук, потом наловчился, и дело гладко пошло».)

- Почему Федюня больше доверял деду Ефиму, чем отцу?

- Как наградила за настойчивость Поскакушка Федюню и деда Ефима?

- Как назвали прииск?

- Почему Поскакушка больше не появлялась?

- Чем похожи Огневушка и Хозяйка Медной горы?

Чем они отличаются?

2.«Творческая лаборатория»

1) Презентация работы в группах

Комментарий: Класс объединяется в 4 группы: «художники», «литераторы», «менеджеры», «организаторы выставки».

«Художники» в течение 10 мин. Создают иллюстрацию к сказу: рисуют снег, берёзку, приклеивают изображение Огневушки.(Одновременно работают 3-4 группы).

«Литераторы» выбирают слова из текста, соответствующие иллюстрации.

«Менеджеры» рассказывают о достоинствах картины, рекламируют её, рассказывают о её создании.

«Организаторы выставки» прикрепляют картины к доске.

2) Выставка иллюстраций

- Почему иллюстрации не совсем похожи друг на друга?

- Чем они отличаются?

- Какая иллюстрация вам понравилась больше и почему?

3) Игра «Покажи пантомиму» (по одной пантомиме от группы, совещание – 2 мин.)

- Покажите пантомиму – отрывок из сказа.

Работают в группах, выполняют задания.

Работают в группах, выполняют задание.

Показывают пантомиму.

Регулятивные: контролируют уч. действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении уч. задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных уч.-познавательных задач, умеют отвечать на вопросы, комментировать ответы.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

- Какая группа работала дружнее, слаженнее?

- Чему бы вы поучились у других групп?

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки.

6.Домашнее задание

1. Прочитать сказ П.П.Бажова «Голубая змейка».

2. Индивид. задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема: Добро и зло.

Данный конспект урока написан в соответствии с требованиями ФГОС. Предусматривает предварительное чтение рассказа Ю.Нагибина " Старая черепаха". Урок проводится в форме защиты проектоа....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема урока: С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка.

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цели урока: Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: решать проблемную задачу.Образовательна...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Тема "Образ Родины в лирике 20 века".

Технологическая карта содержит план урока, его цели, прогнозируемые результаты, 6 этапов ведения урока,  методы обучения, формируемые УУД, деятельность учителя и учащихся....

Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...

Технологическая карта урока литературы в 10 классе. Тема: " Петербургские углы. "Униженные и оскорблённые" в романе"

Технологическая карта урока литературы в 10 классе. Тема: " Петербургские углы. "Униженные и оскорблённые" в романе"...