урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

milena_sultanova

" У этого человека по крайней мере три злодейства на душе". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pikovaya_dama_konspekt.doc45 КБ
Office presentation icon pikovaya_dama.ppt1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

На изучение произведения мы отводим два урока, однако обращение к нему будет вестись и в дальнейшем - на зачёте по теме "Русский романтизм 19 века" и на сочинении, где одной из предложенных тем станет тема" Принцип романтического двоемирия в повести А.С.Пушкина "Пиковая дама".

Мы предлагаем вашему вниманию 2-й урок по изучению произведения.

Чтобы была понятна его логика, проведём краткий экскурс по основным вопросам, рассматривавшимся на первом уроке.

Тема первого урока: "Принцип романтического двоемирия. Роль фантастики в произведении. Основной конфликт и этапы его развития".

На данном занятии была определена тематика и проблематика произведения, отмечены типы художественной условности: жизнеподобие и фантастика. Были рассмотрены основные этапы развития конфликтов (внешнего и внутреннего). Тип композиции. Закончен же разговор на уроке был обсуждением вопроса: "Как сложилась судьба персонажей повести, кроме Германна, знавших тайну трёх карт? " - в результате которого учащиеся приходят к выводу, что все эти персонажи совершают сделку с дьяволом и несут наказание.

Домашнее задание ко второму уроку носит опережающий характер.
1. Проведите аналогии, найдите черты сходства и различия в жизненных принципах и судьбах Чарткова, героя повести Н.В. Гоголя "Портрет", и Германна.
2. Определите жизненное кредо Германна. Соотнесите его с обывательской и романтической концепцией мира.
3. Какую роль в раскрытии характера Германа играют его взаимоотношения с Лизой?
4. Прокомментируйте высказывания Германа: "Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее". "Я готов взять грех ваш на свою душу", и Томского: "… у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля".
5. Как сложилась бы судьба Германна, выпади туз?

Индивидуальные задания
1. Покажите использование приёма романтической иронии в произведении.
2. Выполните рисунок "Внутренний мир Германна".

Конспект урока.

Тема: " У этого человека по крайней мере три злодейства на душе".

Эпиграфы к уроку:

Я не в состоянии жертвовать необходимым в
надежде приобрести излишнее.
Я готов взять грех ваш на свою душу.
… у него профиль Наполеона, а душа
Мефистофеля.

1. Подготовка восприятия
Об этом персонаже дважды разные герои повести произносят страшные слова: " У этого человека по крайней мере три злодейства на душе…".
Как такое определение заставит относиться к человеку?
Как правило, ученики отвечают: "Оттолкнёт, заставит задуматься над его загадкой, захочется разобраться, что творится в его душе и какие злодейства её отягчают".

2. Поиск ключевых слов темы. 
Учащиеся выделяют слова ''душа'' и'' злодейства''.

3. Формулировка целей и задач исследования на уроке. 
Чаще других звучит ответ: "Нам предстоит заглянуть в душу Германна, попытаться понять причины его поступков, определить, какие злодейства он скрывает? ".

4. Сопоставление алгоритма разрешения цели урока.
Учащиеся определяют, что необходимо

  • сформулировать жизненные принципы Германна
  • рассмотреть его отношение к любви (любовь - своего рода испытание для человека)
  • посмотреть, как характеризуют персонажа его высказывания, какое впечатление складывается о нем у окружающих
  • поразмышлять, заслуженное ли наказание он несёт.

5. Исследовательская, творческая работа с текстом.

а) Жизненные принципы Германна. Соотношение их с романтической и обывательской концепцией мира.
В ответах учеников звучит: "Германн - сын немца, перенявший от отца расчётливость". Расчёт, трудолюбие и умеренность - "три выигрышные карты героя". Его жизненная позиция заключена во фразе: '' Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее'' (записывается как первый эпиграф к уроку). Это человек сильных страстей, которые он в себе пытается подавлять. Поставив цель - упрочить независимость, он идёт к ней любыми средствами.
Счастье герой видит в богатстве. Материальные ценности являются для него главными, но для их обретения он не идёт на риск: вступает в карточную игру только тогда, когда уверен, что знает выигрышные карты. Рассчитывает всё, даже непредсказуемое.

б) Испытание героя любовью.
Русские писатели очень часто проводят своего героя через испытание любовью.
Какую роль в раскрытии внутреннего мира Германна играют его взаимоотношения с Лизой?
Ответ учащихся состоит из пересказа-анализа эпизодов, связанных с взаимоотношениями Лизы и Германна. Девятиклассники делают вывод, что Германн играет любовью. Расчёт у него везде, даже во взаимоотношениях с девушкой. Любовь - нравственная категория - используется как средство достижения материальных ценностей.

в) Исследование высказываний персонажей.
Человека характеризует его поступки, но не менее интересны и слова, сказанные в минуту откровения, душевного порыва. В качестве второго эпиграфа к уроку мы взяли высказывание Германна: "Я готов взять грех ваш на свою душу". Когда и кому он её произносит? Графине. Прокомментируете слова Германа.
Ответ учеников. Человек стремится очиститься от греха, чтобы быть ближе к Богу, чтобы обрести прощение и блаженство после смерти. Германн же готов отягчить свою душу грехом, т.е. во имя денег приблизить себя к дьяволу.

Сопоставление с другими произведениями русской и зарубежной литературы может быть рассредоточено по уроку. При обсуждении данного вопроса уместно упомянуть об Иване Северьяновиче Флягине, герое повести Н.С Лескова "Очарованный странник", который убивает женщину, которую любит, чтобы она не совершила самоубийства. Тем самым он жертвует собой, чтобы другой человек не нёс на себе смертного греха. Германн же готов на жертву ради денег. Следующий вопрос, обсуждаемый на уроке,- отношение к Германну окружающих.

Учитель открывает третий эпиграф урока и просит прокомментировать высказывание Томского: "…у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля".

Ответ учащихся: Наполеон - воплощение стремления к власти, пример того, как человек может возвыситься с самых низов.

Мефистофель - искуситель, обольститель, дьявол. Германн обольщает Лизу, пытается обольстить графиню.

Элемент психологической разгрузки.

Обращение к индивидуальному заданию учащихся, которые должны были представить свои рисунки, изображающие внутренний мир Германа, и прокомментировать изображенное.

Сопоставление Германна и Чарткова, героя повести Н.В. Гоголя "Портрет".

Ответ учащихся: Чартков и Германн, оба берут деньги, предложенные дьяволом, оба имеют возможность не воспользоваться этими деньгами, но не хотят этого сделать. Оба сходят с ума - наказание за сделку с дьяволом. "Чем страшно это наказание? "- этот вопрос необходимо задать учащимся, чтобы показать, что отступление от нравственных норм, духовных ценностей заслуживает самое страшное наказание. Потеря разума - потеря себя как человека, отчуждение от людей, муки совести.

Уместно также задать ещё один вопрос: "Как сложилась бы судьба Германна, выпади туз?" И, рассматривая предлагаемые учащимися варианты, привести их к мысли, что подмена человеческих ценностей не может оставаться безнаказанной.

6. Обобщение по уроку 
Возвращаясь к высказыванию Томского, ставшему темой урока, учитель просит сформулировать: Какие же "3 злодейства" лежат на душе Германна.
Как правило, учащиеся называют:'' Убийство души, убийство (невольное) графини, убийство веры в любовь''.

"Пиковая дама" - романтическое произведение, неотъемлемой частью которого является романтическая ирония. Учащийся, готовивший индивидуальное задание, показывает, как жизнь смеется над человеком, когда он пытается реализовать свою мечту, перевести свой идеальный мир в мир реальный. Лиза, бедная родственница, тяготившаяся своей зависимостью, воспитывает в конце повести свою бедную родственницу. А не напоминает ли эта ситуация её прошлое? Германн, попытавшийся реализовать своё желание быть богатым и счастливым, сходит с ума. От размышлений о романтической иронии учитель переходит к посткоммуникативной фазе урока.

Реальная жизнь смеётся над человеком, его суетными стремлениями, и, кажется, не стоит бросать вызов судьбе.

Но "Чекалинский снова стасовал карты; игра пошла своим чередом". И кто, с вашей точки зрения, сможет выиграть в этой игре с судьбой.

Это и будет вопросом домашнего задания, на который учащиеся будут отвечать письменно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»

Слайд 2

Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.

Слайд 3

Об этом персонаже дважды разные герои повести произносят страшные слова: " У этого человека по крайней мере три злодейства на душе…". Как такое определение заставит относиться к человеку?

Слайд 4

Цель урока: Заглянуть в душу Германна, попытаться понять причины его поступков, определить, какие злодейства он скрывает?

Слайд 5

Германн жизненные принципы его отношение к любви заслуженное ли наказание он несёт. какое впечатление складывается о нем у окружающих

Слайд 6

Жизненные принципы Кто по происхождению Германн и как его происхождение отразилось на его жизненных принципах? Почему он не играет в карты? Какова цель его жизни? В чём он видит своё счастье?

Слайд 7

Испытание героя любовью Русские писатели очень часто проводят своего героя через испытание любовью. Какую роль в раскрытии внутреннего мира Германна играют его взаимоотношения с Лизой? Расскажите, как складывались его отношения с девушкой Любит ли он Лизу?

Слайд 8

Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее. Я готов взять грех ваш на свою душу.

Слайд 9

"Я готов взять грех ваш на свою душу". Когда и кому Германн произносит эту фразу? Прокомментируйте слова Германна. Человек стремится очиститься от греха, чтобы быть ближе к Богу, чтобы обрести прощение и блаженство после смерти. Германн же готов отягчить свою душу грехом, т.е. во имя денег приблизить себя к дьяволу.

Слайд 10

Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее. Я готов взять грех ваш на свою душу. … у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля.

Слайд 11

Прокомментируйте, как вы понимаете фразу: "…у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля".

Слайд 12

Наполеон - воплощение стремления к власти, пример того, как человек может возвыситься с самых низов. Мефистофель - искуситель, обольститель, дьявол. Германн обольщает Лизу, пытается обольстить графиню.

Слайд 13

"Пиковая дама" - романтическое произведение, неотъемлемой частью которого является романтическая ирония. Жизнь смеется над человеком, когда он пытается реализовать свою мечту, перевести свой идеальный мир в мир реальный. Лиза, бедная родственница, тяготившаяся своей зависимостью, воспитывает в конце повести свою бедную родственницу. А не напоминает ли эта ситуация её прошлое? Германн, попытавшийся реализовать своё желание быть богатым и счастливым, сходит с ума.

Слайд 14

Какие же "3 злодейства" лежат на душе Германна? Убийство души, убийство (невольное) графини, убийство веры в любовь

Слайд 15

Как сложилась бы судьба Германна, выпади туз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Урок литературы "А.С.Пушкин "Пиковая дама"

Урок «Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы» помогает учащимся узнать историю создания повести, понять её нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя. Учащиеся учатс...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Три злодейства. ( Урок по повести А.С.. Пушкина «Пиковая дама»)

УМК Г.И.Беленького.       Тема урока:  Три злодейства.   ( Урок по  повести А.С.. Пушкина  ...

Интегрированный урок в 9 классе "Мир"Пиковой Дамы"

Этот урок поможет совершить  экскурс в историю создания повести Пушкина "Пиковая Дама", глубже окунуться в мир этой увлекательного произведения......

Программа образовательного модуля и технологическая карта урока "О доблестных рыцарях и прекрасных дамах".

Тематический образовательный модуль "О доблестных рыцарях и прекрасных дамах" (страничка литературы и технологии) - включает короткую пояснительную записку, общую структуру модуля, задачи, знания, уме...

Эссе по повести Л. Улицкой «Пиковая Дама»

Эссе было написано в рамках самообразования при обучении на онлайн-курсах....