Проблема добра и зла (по рассказу Л.Андреева "Кусака")
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Пагмаева Дарима Батожаргаловна

Урок разработан для 5 класса по УМК  Г.И.Беленького

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_kusaka.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема добра и зла.

( по рассказу Л.Андреева «Кусака»).

Разработка урока в 5 классе ( по УМК

Снежневской М.А, Хренова О.М.)

Подготовила:

 Пагмаева   Дарима Батожаргаловна ,

 учитель русского языка

и литературы

Цели урока: познакомить с текстом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока; расширить активный  запас слов учащихся, объясняя значение этических терминов; способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви и благодарности как составляющих понятие «добро», учить видеть и различать добро и зло; способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего желание высказаться.

Подготовка к уроку ( организация домашнего задания к уроку)

  1. Прочитайте рассказ Л.Андреева «Кусака».
  2. Подумайте над вопросами:
  1. Какие чувства вы испытали, прочитав этот рассказ?
  2. Герои рассказа – люди добрые или злые? Обоснуйте свою точку зрения.
  3. Как вы понимаете, что такое добро и что такое зло?
  4. Представьте в образах – рисунках понятия «добро» и «зло».
  1. Индивидуальное задание для ученика – консультанта: посмотреть по словарю толкование слов, указанных учителем, на уроке при необходимости помогать учащимся в объяснении этих слов.

Оформление доски (слова, взятые в качестве эпиграфа):

Мир сотворен, но еще недосказан,

Задан маршрут: через тернии к звездам.

Зло и добро в роковом поединке переплелись.

Человек – посрединке.

                                                            Т.Жирмунская.

                                                 

Ход урока

  1. Подготовка учащихся к восприятию текста.

… Мы в мир пришли, чтобы добро творить,

Чтоб злу дорогу в душу преградить.

Так почему ж бывает коротка?

Тропинка от добра до зла?...

                                                Л.И.Новикова.

В прочитанном четверостишии содержится вопрос, ответить на который мы постараемся в ходе урока.

Добро и зло… Два противоположных понятия, два непримиримых врага, две крайние позиции. В ходе нашего урока мы попробуем понять, где же тот порог, за которым  кончается добро и начинается зло.

  1. Анализ исходных понятий.
  1. Наиболее общее представление о данных категориях.

Прежде всего давайте попробуем разобраться, что такое добро и зло, что скрывается за этими морально – этическими категориями, с помощью которых мы выносим оценку нравственному поведению других людей и собственному. (Ученики объясняют, как они понимают, что такое добро и что такое зло.)

Справка ученика – консультанта

Добро в словарях толкуется как положительное, хорошее, нравственное, достойное подражания, то, что не причиняет зла другим людям.

Зло – нечто дурное, безнравственное, достойное осуждения.

  1. Анализ работы учеников (На стенде представлены рисунки –образы добра – зла, выполненные учащимися; ребята представляют свои работы, объясняя, почему данные понятия ассоциируются у них тем или иным образом).
  2. Добро и зло в литературе.

Мы узнали о том, как вы сами толкуете эти понятия и как толкуются они в словаре. Ваш жизненный опыт, ваши друзья, товарищи, родители, учителя помогли вам сформировать представление об этих сложнейших категориях. А литература ,книги, прочитанные вами, помогают разораться в проблеме добра –зла?

Всегда ли проблема добра и зла решается однозначно?

Давайте посмотрим, как решается данная проблема в рассказе Л.Андреева «Кусака», который вы читали дома самостоятельно.

  1. Беседа по тексту.

- Какие чувства вызвал у вас прочитанный рассказ?

- Рассказ начинается с местоимения она. О ком идет речь?

- Как жила собака? Как складывались ее взаимоотношения с окружающим миром?

-Нуждается ли она в людях? Ведь она живет на свободе, может быть, ей эта вольная жизнь по душе?

- Один раз ее действительно пожалели и приласкали. Кто это сделал и как это произошло?

-Он добрый человек или злой?

 Если мы расстояние между добром и злом условно представим себе в виде прямой, то где –то должна быть та грань, перейдя через которую человек из доброго превращается в злого (учитель рисует на доске прямую, делает схему вместе с учениками):

Добро---------------- Зло

         любовь        скука

         жалость        злоба

        надежда        обида

Как вы понимаете эти слова? (Ученики объясняют, в случае необходимости помогает ученик – консультант).

Справка

Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Жалость – сострадание, соболезнование.

Надежда – ожидание, уверенность в осуществлении чего –то радостного, благоприятного.

Скука – тягостное душевное состояние.

Злоба – тягостное душевное состояние.

Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление ,а также чувство, вызванное таким огорчением.

Ее и потом пытались приласкать ,но в ответ  на содеянное зло в ее сердце тоже поселилась злоба. Как она перешла грань между добром и злом? Что послужило причиной?

Справка ученика – консультанта

Недоверие- сомнение в правдивости, истинности чувств, слов.

Учитель дописывает названное слово в схему.

Добро---------------- Зло

         любовь        скука

         жалость        злоба

        надежда        обида

                                                  недоверие

- Но все же и при такой собачьей жизни она не сломалась. Устроила свою жизнь так, что изредка бывала довольна собой и даже испытала чувство гордости. Как это получалось?

- Но вот на дачу, которую бескорыстно сторожила собака, приехали люди, дачники. Хорошие это были люди? Как вы это поняли?

Действительно, хороший в русском языке – это прежде всего добрый. «Пришли мне чтения доброго» - так писал один новгородец несколько веков тому назад своей жене на берестяной грамоте. Итак, автор утверждает, что приехавшие люди были добрые. Какие он приводит доказательства?

Так что же получается: отправимся мы все на деревню, будем дышать свежим воздухом, любоваться голубым небом – и все станем добрыми, зло исчезнет?

Какова первая реакция добрых людей на злую собаку, оторвавшую подол платья Лели?

Но именно они и приручили собаку. Как?

Каким образом люди лишили собаку  ее непримиримой злобы? Что сыграло свою роль?

Справка ученика – консультанта.

Ласка – проявление нежности, любви ,доброе, приветливое  отношение, нежное отношение.

Учитель дополняет схему.

Добро---------------- Зло

         любовь        скука

         жалость        злоба

        надежда        обида

           ласка                                   недоверие

Собака счастлива, но состояние счастья для нее так непривычно, что приносит боль. Автор говорит нам страшную фразу, которая помогает почувствовать, как настрадалась Кусака за свою короткую жизнь: « Она  долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно от непривычной ласки, как от удара». Как автор показывает, что Кусака счастлива?

Расцвести может цветок. Как же понять эту фразу о душе?

Но все же прежнюю долгую жизнь нельзя забыть. Какие чувства направляют ее в сторону добра, а какие в сторону зла?

Учитель записывает в схему понятия – составляющие добра и зла:

Справка ученика- консультанта

Восторг – большой подъем чувств, восхищение.

Благодарность – чувство признательности к кому –  нибудь за сделанное добро, оказанное внимание.

Страх – очень сильный испуг, боязнь.

Душу собаки переполняют высокие чувства; чтобы выразить свой восторг, любовь, благодарность. Кусака начинала прыгать, кувыркаться, вертеться. Какие слова помогают нам ярче увидеть эти действия?

Какие определения подбирает автор, чтобы показать, как выглядела собака в этой ситуации?

Когда вы видите, что кто –то в проявлении своих  лучших чувств смешон, жалок ,неповоротлив; когда вы видите, что то, что он делает, нелепо и неуклюже…что надо сделать?

Что делают наши «добрые» люди?

Чего они не видят, не замечают?

А дальше следует более чем странная фраза: « Как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали». Почему появляется эта странная параллель: как раньше – так теперь?

Каким одним словом характеризовать поведение людей?

Справка ученика- консультанта

Безразличие – равнодушие, безучастное отношение к кому – нибудь или чему – нибудь.

Учитель добавляет в схему слово безразличие:

Добро---------------- Зло

         любовь        скука

         жалость        злоба

        надежда        обида

             ласка                           недоверие

         восторг        страх

         благодарность         безразличие

И человек, и собака привыкают как к плохому, так и  хорошему. К чему привыкла Кусака за это лето?

Состояние счастья стало привычным для собаки, нормой жизни. Но мир живет по своим законам. Прошло звонкое, веселое лето. Наступила осень. Л.Андреев рисует нам потрясающий образ осени. На что настраивает нас это описание?

Это не случайно. Мы понимаем: лето кончилось, люди должны уехать.  Но как же решается судьба собаки? ( людям жалко Кусаку).

Действительно, Леля трижды повторяет слово жалко. Как она произносит это слово и как меняется ее внутреннее состояние с каждой фразой?

Мы видим, как на наших глазах происходит внутренняя борьба добра со злом в душе Лели. Какое чувство направляет девочку в сторону добра?

А что тянет в сторону зла? ( эгоизм: будет вместо Кусаки другая, лучшая, породистая собака).

Справка ученика – консультанта.

Жалость – сострадание, соболезнование.

Эгоизм – предпочтение личных корыстных интересов.

Добро---------------- Зло

         любовь        скука

         жалость        злоба

        надежда        обида

             ласка                           недоверие

         восторг        страх

         благодарность         безразличие

жалость         эгоизм

Судьба Кусаки решена. Леля и Кусака выходят на шоссе, и вместо сцены прощания, такой естественной и нужной, Л.Андреев дает нам совсем другую сцену. Почему?

И те, и другие несут зло. Что породило это зло? (безответственность)

Справка ученика –консультанта

Безответственность – отсутствие ответственности.

Учитель добавляет в схеме слово безответственность, схема приобретает следующий вид:

Добро---------------- Зло

         любовь        скука

         жалость        злоба

        надежда        обида

             ласка                           недоверие

         восторг        страх

         благодарность         безразличие

жалость         эгоизм

        безответственность

Французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери в одной из своих книг говорил о том, что люди в ответе за тех, кого они приручили. Те добрые люди, о которых мы прочитали в рассказе Л.Андреева, с этой истиной незнакомы. Их безответственность, их неумение и нежелание принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, привели на дорогу, ведущую к злу.

Посмотрите на нашу «дорогу» добра к злу. Понятия диаметрально противоположны, а резкой границы между ними нет. Есть хорошие или плохие поступки, которые мы совершаем, есть добрые лили злые слова, которые мы говорим, есть чувства, которые мы испытываем. Все это вместе и составляет суть понятий «добро» и «зло». Мы с вами благодаря рассказу Л.Андреева лишь частично осознали эти понятия. Мое пожелание: пусть обиды, скука, злоба, недоверие уйдут из вашего сердца, пусть в нем не будет места страху, безразличию и безответственности, и тогда будет гарантия того, что в любых ситуациях останетесь добрыми людьми.

На мир смотрите добрыми глазами,

Чтоб добрым было слово, добрым – труд.

Пусть дураки сочтут вас дураками,

Злодеи малодушными сочтут…

Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,

Пусть в жизни сам злодей не знает зла,

Добро навеки будет богом нашим,

Ему – молитва наша и хвала.      

                                                                  К.Кулиев.

4. Подготовка к написанию творческой миниатюры.

Итак, давайте обобщим все то, о чем мы говорили. Можно ли однозначно ответить на вопрос, который я поставила в начале урока: добрые или недобрые люди, приехавшие на дачу, - персонажи рассказа Л.Андреева?

                                                Варианты заданий

  1. Составьте словарную статью о словах добро,зло.
  2. Напишите маленький рассказ – иллюстрацию «добро» или «зло».
  3. Докажите или опровергните утверждение: « Добро и зло – две стороны одной медали».
  4. Ответьте на вопрос, почему Л.Андреев назвал своих героев «добрыми людьми»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М.Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

Данная разработка урока может быть использована на уроке внеклассного чтения в 11 класс, а также при проведении бинарного урока литературы и истории (при необходимости доработать)...

Открытый бинарный урок по англо-русской литературе "Проблема добра и зла в романе Р.Толкиена "Властелин колец"

Открытый  бинарный урок по англо-русской литературе "Проблема добра и зла в романе Толкиена "Властелин колец"...

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева Кусака.МОУ СОШ №15г. Жуковский учитель Суркова Ирина Николаевна

Познакомить с тестом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока.Расширять активный запас слов учащикся, объясняя значения этических терминов.Способствовать воспитанию добр...

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака»

Конспект урока литературы в 7 классе...

План урока на тему: "Е.И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»."

Урок литературы в 5 классе. Изучение творчества Е.И.Носова. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». ...

Конспект урока "Противопоставление добра и зла в рассказе Н.С.Лескова "Христос в гостях у мужика".

Добро и зло! Между ними происходит постоянная борьба.Человек - виновник зла, но он  же и тот, кто  это зло победит, осуществит один из главных заветов Бога - возлюби ближнего, как самого себ...