Тема добра и сострадания в рассказе А.Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_dobra_i_sostradaniya_v_rasskaze_a.platonova.doc783 КБ

Предварительный просмотр:

Тема добра и сострадания в рассказе А. Платонова «Юшка».

Урок литературы в 7 классе

Цели урока:

расширение знаний обучающихся о Платонове и его рассказе «Юшка»;

развивать умение работы с текстом (отбирать необходимый материал); развивать речь обучающихся;

воспитание доброго отношения к человеку; формирование нравственных качеств личности: доброты, милосердия, сострадания.

Оборудование урока: портрет писателя; учебник по литературе с текстом рассказа Платонова «Юшка»; сочинение – миниатюра; иллюстрация с изображением человека.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя:

- Урок сегодня необычный: много гостей, незнакомых людей. Наверное, кто-то чувствует себя неуютно… Люди придумали много способов, чтобы улучшить себе настроение. Кто-то улыбается, кто-то вспоминает солнце и лето, кто-то доброе, пушистое существо (собаку, кошку), кто-то любимую игрушку, а может быть, просто порцию мороженого…

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минутку, улыбнитесь, расслабьтесь и мысленно скажите себе: «Мне хорошо… У меня всё получится…»

Мы знаем, как от добрых, хороших слов и дел возникает прекрасное человеческое чувство- доброта….

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта- это солнце, которое согревает душу человека. М.Пришвин, известный русский писатель сказал: «Всё хорошее в природе - от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека».

2. Восприятие, осознание, осмысление.

- Настало время сообщить тему сегодняшнего урока. Может быть кто-то уже догадался, о чем пойдет речь на уроке? Как бы сформулировали тему? (Обучающиеся предлагают свои варианты.)

(Учитель совместно с обучающимися формулирует тему и оформляют записи в тетради (тема на доске может быть записана заранее, а потом ее только открыть)):

Тема добра и сострадания в рассказе А. Платонова «Юшка».

Учитель:

- Как бы вы определили задачи урока, исходя из темы?

(Предстоит вспомнить и расширить знания о писателе; раскрыть нравственное содержание понятий доброта, милосердие, сострадание.)

Учитель:

- А. Платонов утверждал: «Всё возможно –и удастся всё, но главное – сеять души в людях».

Я уверена, что и нам удастся сегодня на уроке реализовать задуманное…

С этой оптимистичной ноты и начнём.

Беседа с обучающимися.

- Что вы помните о Платонове?

(Сообщение о писателе.)

На урок я пришла не одна. Познакомьтесь…(учитель показывает классу иллюстрацию с изображением пожилого человека)

- Какой дедушка изображен на рисунке?

(Добрый, внимательный, заботливый, улыбающийся…)

- Ребята, а как вы думаете, легко ли обидеть человека?

(Вспомните, как обижаете друг друга на переменах, когда злитесь, хотите сделать больно кому-то….)

- Как можно изобразить на рисунке то, что мы будем обижать этого человека? (Рисовать ,мять, рвать края бумаги…)

- Изменился ли человек? Как?

- Можно ли исправить то, что мы сделали? Как? (Разглаживают рисунок, пытаются стереть то, что было ими дорисовано…)

- Смотрите, дедушке уже лучше. Но стал ли ты таким, каким был вначале (прежде)? Почему?

(Боль остаётся в душе очень долго, никакие извинения, приятные слова не могут её сгладить. Помните: «Словом можно убить, словом можно воскресить».)

- Ребята, какое отношение имеет это к нашему уроку?

(Герой рассказа - Юшка…)

- Вспомните, пожалуйста, главного героя рассказа. Какие «штрихи» к его портрету вам удалось собрать, готовясь дома к уроку? (Стр. 121 – 122 в учебнике.)

Обучающиеся отвечают.

- Какая деталь в портрете Юшки, на ваш взгляд, самая важная?

(«глаза… белые как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы»)

- На последней художественной детали портрета Юшки остановимся. Глаза - зеркало души…

- Какова душа Юшки, его внутренний мир?

(«Странная» доброта героя, нравственность, чистота, что–то детское, наивное…)

- Ребята,  как вы думаете, почему в глазах Юшки «всегда стояла влага, как неостывающие слезы»?

(Ответы обучающихся. Душа плачет...)

- Обратимся к тексту. Прочитайте, как относились дети к Юшке? (Стр.122.)

- Обратимся к тексту. Прочитайте, как относились взрослые к Юшке? (Стр. 123 – 124.)

- Почему Юшку не любят все от мала до велика?

(Ребята должны вспомнить эпизоды, где рассказывается об отношении стариков, взрослых и детей к Юшке.)

- Самые светлые страницы рассказа…Был ли Юшка счастлив? (Стр.124 – 125.)

- Анализ кульминации рассказа. (Стр.125 – 126.)

- Изменилось ли что-нибудь после смерти Юшки? (Стр.126.)

- Почему людям без Юшки стало грустно?

- Почему после смерти от стал Ефимом Дмитриевичем?

(Людям без Юшки стало хуже. Он стал Ефимом Дмитриевичем, потому что появился человек, приемная дочь, которая с любовью относится к Юшке и продолжает его дело – совершает добро.)

- Ребята, а вам жаль Юшку? Поднимите руки те, кто, как и столяр, может сказать мысленно: «Прости нас, Юшка!»

- Что общего между горьковским Данко и Юшкой?

(В легенде о Данко безымянный человек наступил на гордое сердце. А в рассказе «Юшка» веселый прохожий, тоже безымянный, посмеялся над Юшкой. В легенде Горького: « Люди, радостные, не заметили смерти Данко и не видели, что рядом с трупом Данко пылает сердце». В рассказе «Юшка»: «Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся». Хотя Юшка был через некоторое время замечен столяром, но мы можем сказать, что они уходят из жизни незамеченными. Один гордый и смелый. Другой тихий, терпеливый и очень добрый.)

- Предлагаю обратить ваше внимание на мастерство писателя. Он не заканчивает рассказ на смерти Юшки. Что мы узнаем в концовке произведения?

(История сироты.)

- Как вы думаете, почему эта история помещена в конце рассказа?

(Ответы обучающихся. Добро побеждает зло… Добрые дела не умирают…)

- В Библии сказано: «Побеждай зло добром». Юшка тоже победил людское зло своим добром, правда, после смерти…

В.Чалмаев говорил: «Платонов – всегда собеседник… Он весь в отдалении, не над человеком, а у человеческого сердца». Надеюсь, вы, ребята, это почувствовали, а добрый, кроткий Юшка задел сердце каждого. Какой след оставил рассказ в вашей душе, вы написали в сочинениях – миниатюрах. Поделитесь своими впечатлениями. (Цитаты из сочинений обучающихся.)

Добро! Оно какое?

Зеленое иль голубое?

А может, сладкое, как груша?

А можно ли его нам скушать?

Потрогать, принести к нам в класс

И тем порадовать всех нас.

Все это можно, если каждый

Добро в душе своей несет,

Всегда поддержит и поможет,

И успокоит, и поймет.

Когда поступок каждый в жизни

Не обожжет лицо стыдом,

Когда идете к людям с верой,

Когда идете к ним с добром.

Пусть вам всегда добра желают

И в малом деле, и в большом.

И жизнь светлее только станет,

Коль к людям ты идешь с добром.

3. Подведение итогов урока.

- Помните, пожалуйста, о том, о чем мы сегодня говорили. Граница между светом и тенью – ты, по утверждению С.Ленца.

«А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… молитесь за обижающих и гонящих вас… и так будьте совершенны…»

(Юшка живет по библейским заповедям. Нравственный, чистый человек.)

Вывод: горестный и одновременно светлый рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие необходимые чувства, как доброта и сострадание.

4. Домашнее задание (одно или несколько заданий на выбор обучающегося):

1. Написать письмо Юшке.

2. Нарисовать иллюстрацию к рассказу Платонова «Юшка».


Выдержки из сочинений – миниатюр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОСТРАДАНИЕ. По рассказам Л.Андреева «Кусака» и А.Платонова «Юшка». 8 класс

УРОК-МАСТЕРСКАЯ  в  8  классе.    СЛОВЕСНОСТЬ:  ЛИТЕРАТУРА-РУССКИЙ.Цели урока.1. Обеспечить усвоение роли художественного текста в процессе обучения по техноло...

План урока на тему: "Е.И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»."

Урок литературы в 5 классе. Изучение творчества Е.И.Носова. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». ...

Презентация. Устный журнал на тему: "Добро или преодоление трудностей". По рассказу Л.А. Кассиля "Зелёная веточка".

В презентации созданы слайды о жизненном пути Л.А. Кассиля и о том, как начал своё творчество. Дана учащимся таблица для анализа рассказа "Зелёная веточка"....

Проблема равнодушия и сострадания в рассказе Е.И.Носова "Кукла"

В процессе работы на уроке учащимся предлагается поразмышлять над прочитанным рассказом Е.И.Носова "Кукла" и проблемами равнодушия и сострадания, которые в нем отражены...

Тема. Добру человек у человека учится. Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести И. Евсеенко «Вторая учительница». (после изучения рассказов В.М.Шукшина «Крепкий мужик», «Мастер»)

Разработка урока литературы в 9 классе  Учитель.  Давайте, ребята, подумаем, о чём эта повесть: об учителе, о школе, о религии, о человеческих отношениях? Ученик. По-моему. Эта пов...

Конспект дистанционного урока литературы в 7 классе по теме: "Из зерна добра - цветок доброты" (по рассказу А.Платонова "Юшка")

На данном уроке происходит знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым; осмысление содержания рассказа «Юшка»; размышление о природе любви к ближнему, о добре и ...