Проблема равнодушия и сострадания в рассказе Е.И.Носова "Кукла"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

В процессе работы на уроке учащимся предлагается поразмышлять над прочитанным рассказом Е.И.Носова "Кукла" и проблемами равнодушия и сострадания, которые в нем отражены

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Проблема равнодушия и сострадания  в рассказе Е.И.Носова «Кукла».

Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа  Е.И.Носова «Кукла».

Задачи:

Образовательные:

1)     актуализировать и обогатить знания учащихся о личности писателя;

2)     познакомить учащихся с творческой манерой писателя;

3)     показать, какие проблемы поднимает Е.Носов в рассказе «Кукла» («Акимыч»);

4)    научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с событиями, описываемыми в рассказе.

Развивающие:

1)     совершенствовать навык выразительного чтения;

2)     развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

1)     воспитывать в детях отзывчивость, чуткость, стремление беречь все живое на Земле;

2)     формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

3)     воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.

Ход урока

I.Оргмомент.

II.Слово учителя (3 мин)

Учитель:

- Прежде чем мы с вами начнем беседовать о прочитанном рассказе, расскажу вам одну историю, а вы попробуйте понять, о чем она.
          В одной больничной палате лежали два человека. Оба были тяжелобольными. Кровать одного из них находилась у окна, а другой больной лежал у двери, где не было света. Один постоянно в окошко смотрел, другой мог видеть лишь стены. И тот, что лежал у двери, попросил другого рассказать о том, что видно тому из окна. Этот человек рассказал ему, что видит ясное небо, зеленые деревья, гуляющие парочки и даже кошку. Человеку, который лежал у двери, стало обидно, что он не может сам этого видеть, он считал себя обделенным.
         И вот, однажды, тому, кто лежал у окна, стало внезапно очень плохо, что он даже не смог дотянуться до кнопки, чтобы вызвать медсестру, а его сосед вполне мог это сделать, но он только усерднее закрыл глаза. И человек умер.
        Утром пришла медсестра, чтобы поменять постель после покойного. И тот, что лежал у двери попросил, чтобы теперь его положили у окна. И когда он ,наконец, посмотрел в окно, то увидел…. глухую стену…. Он был потрясен, рассказал медсестре о синем небе, о зеленых деревьях, о том, что слышал раньше от своего соседа по палате…. А медсестра ему сказала, что сосед его был слепым. «Тогда зачем он мне всё это говорил, зачем врал?!»- удивился человек. «Он старался утешить вас…»- тихо ответила медсестра.

- Итак, как вы думаете, о чем этот рассказ? (о человеческой жестокости и сострадании, о равнодушии и неравнодушии).

-Вы самостоятельно познакомились с рассказом Е.Носова «Кукла». Скажите, находит ли отражение то, о чем я вам сейчас рассказала  в этом рассказе? (в этих рассказах прослеживает общая проблема человеческого равнодушия и сострадания)

- Как бы вы определили тему нашего урока? (Проблема равнодушия и сострадания в рассказе Е.И.Носова «Кукла») (слайд 1)

III.Работа по теме урока (30 мин)
1.Практическая работа в группах (5 мин)

Учитель:
- Какие впечатления вызвал у вас рассказ Е.И.Носова «Кукла»?
(ответы детей)

-  Какую роль играет описание природы в начале рассказа?
(Класс делится на 2 группы, каждой предлагается фрагмент пейзажной зарисовки, который ученики должны внимательно перечитать, проанализировать, найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, и по возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос).

 Учащиеся первой группы отмечают, что предложенная им для анализа  пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают  радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через них гармонию в природе.

Учащиеся второй группы говорят о том, что вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») –  усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном  хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли –  «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

2.Работа с текстом (3 мин)

Учитель:

– Как Акимыч воспринимает то, что происходит в его родном селе? (Как личную трагедию)
– Расскажите об Акимыче. (Рассказчик говорит о том, как он познакомился с Акимычем, как много их объединяет.«На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич».
«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо».)

Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? (Куклу. «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах».)
Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глумился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».) 

– Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? Давайте найдем в тексте жуткое  слово, которое писатель использует для яркого выражения переживаний героя.

(Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я  человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растерзанная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Акимыч решил похоронить куклу. Для этого он выкопал настоящую могилку, охапкой сена выстлал днище ямы, аккуратно положил туда куклу, сверху прикрыл охапкой сена и только тогда закопал. 
Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)

- Обратите внимание на это слово «человечина». Мы привыкли часто слышать и употреблять в совей речи слова «говядина», «баранина»….но «человечина»… Что означает это слово в речи героя?        (это слово выражает ужасное последствие войны – искалеченный человек, трупы, разорванные части тела…)

- В рассказе прослеживается еще одна важная тема – тема войны. Писателю очень близка эта тема, потому что он сам был ее участником. (слайд 2)

3.Слово о писателе (2 мин)

Носов ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, некоторое время получал пособие как инвалид. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах. В своих произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия.                          (слайд 3)

«Война в произведениях  Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета» (Ю.А. Дворяшин).                                          (слайд 4)

 «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», –  писал Носов в своей автобиографии. Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать. Такое отношение к земле было характерно с древних времен, оно нашло отражение ещё в «Слове о полку Игореве». Известно, что город Курск, близ которого родился будущий писатель,  упоминается в этом памятнике древнерусской литературы.                 (слайд 5) 

«А мои куряне – хоробрые воины, –   говаривал князь Всеволод…, –  под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены».

                                                                     4.Работа со словарем (2 мин)
– А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к своей земле, природе? (Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени.)
– Только ли к природе равнодушен человек в рассказе «Кукла»? 
(Нет. Кто-то сжег шалаш Акимыча. Рассказчик даже испугался, жив ли его старый приятель.)

– Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? (У него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, он возмущен равнодушием людей. Героя отличает сострадание к кукле как к живому существу) 
– Толковый словарь  Д.Н.Ушакова дает такое определение:      
(слайд 6)
РАВНОДУШИЕ, равнодушия, мн. нет, ср. Состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Отнестись с равнодушием к чему нибудь. Проявить полное равнодушие к чему нибудь. 

СОСТРАДА́НИЕсострадания, мн. нет, ср. Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем,несчастьем другого человека. Испытывать глубокое сострадание к кому-нибудь. Из чувства сострадания.Вызвать, возбудить сострадание в ком-нибудь.

5.Работа в группах (3 мин)

Какие можно подобрать синонимы к этим словам? Первая группа работает со словом «равнодушие» , а вторая со словом «сострадание»
(равнодушие - безразличие, безучастность, наплевательское отношение, бесчувственность, черствость, душевная слепота; Сострадание-жалость, сочувствие, участиегуманность

милосердие, соболезнование,  сердобольностьсердоболиесожаление)

6.Беседа (5 мин)

- Итак, мы с вами увидели, на сколько может быть равнодушным, бессердечным человек. Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? («Нынче многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Большое зло начинается с малого. Самое страшное – привычка к святотатству, равнодушие.) 

.– В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название? 
(Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.) 

– Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла». (слайд 7)

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась, 
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала... 
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала 
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась, 
Руки раскинула, ясные очи закрыла... 
На человека ты, кукла, вполне походила!

(Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения. )

7.Выразительное чтение текста (10 мин)

C. 174 – Кто ж их знает…

IV.Подведение итогов урока (5 мин)

– Е.И. Носов советовал включить в новый учебник рассказ «Кукла» как произведение острое, проблемное. Согласны ли вы, что вопросы, поставленные автором, действительно актуальны? Какие нравственные уроки дает нам писатель Евгений Носов?

(Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах,  которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию. Такую же, как автор рассказа «Кукла», дающий пример беззаветной любви к родной земле, людям, живущим на ней. Эта любовь чувствуется даже в том, что писатель использует в своем рассказе слова и выражения, характерные для жителей Курской области: дурнишник, белокопытник, стрелолист (названия растений), язь (вид речной рыбы), гусак, взгорок, «гукает кирзачами», «телогреечка внапашку» и другие. (Здесь можно поработать над отдельными словами, объяснить их значение.)

«...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости... о том, как жить и что делать...» (И. Баскевич.)

– Ребята, а вы в своей жизни были свидетелями такого человеческого равнодушия и сострадания? А может быть, вы вспомните моменты из фильмов?

(ответы детей ) (слайд 8)

V.Рефлексия (3 мин)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

(слайд 9) VI.Домашнее задание (1 мин)

Для всего класса:

  • прочитать рассказы Е.И. Носова «Радуга».
  • нарисовать иллюстрацию к любому прочитанному рассказу писателя.

Индивидуальнье задание:

  • написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказах Е.И. Носова».



Предварительный просмотр:

Карточка для 1 группы

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков,и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали
ощущение праздничности и радости бытия».

Карточка для 2 группы

«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи...
Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

        

Олицетворение – один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.(«Луна хохотала, как клоун»).
Эпитет – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета (Серебряные коньки, шелковые кудри.)
Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.( как - встал, как столб.  точно - он пролетел мимо, точно пуля.  будто - будто смерч вырвался из-под колес. словно - ты, словно командир, рапортуешь; похожий - ).

Рефлексия

сегодня я узнал _________________________________________________________________________

было интересно_________________________________________________________________________

было трудно____________________________________________________________________________

я понял, что____________________________________________________________________________

урок дал мне для жизни__________________________________________________________________

мне захотелось__________________________________________________________________________

Рефлексия

сегодня я узнал _________________________________________________________________________

было интересно_________________________________________________________________________

было трудно____________________________________________________________________________

я понял, что____________________________________________________________________________

урок дал мне для жизни__________________________________________________________________

мне захотелось__________________________________________________________________________

Рефлексия

сегодня я узнал _________________________________________________________________________

было интересно_________________________________________________________________________

было трудно____________________________________________________________________________

я понял, что____________________________________________________________________________

урок дал мне для жизни__________________________________________________________________

мне захотелось__________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема равнодушия и сострадания в рассказе е.Носова «кукла»(« акимыч ») Урок-размышление.

Слайд 2

Евгений Иванович Носов (1925—2002) — русский и советский писатель. Родился в с.Толмачёво Курской области

Слайд 3

« Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета» Ю.А. Дворяшин .

Слайд 4

«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию» Е.И.Носов.

Слайд 5

Памятник Е.И.Носову в Курске Скульптор Владимир Бартенев

Слайд 6

Толковый словарь Д.Н.Ушакова равнодушия , мн. нет, ср . Состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Отнестись с равнодушием к чему - нибудь . Проявить полное равнодушие к чему - нибудь . сострадания, мн. нет, ср. Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Испытывать глубокое сострадание к кому- нибудь . РАВНОДУШИЕ, СОСТРАДА́НИЕ,

Слайд 7

К. Случевский «Кукла». Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась, Стукнулась глухо о землю и навзничь упала... Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась, Руки раскинула, ясные очи закрыла... На человека ты, кукла, вполне походила!

Слайд 8

Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… я почувствовал, что… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 9

Домашнее задание Для всего класса: прочитать рассказ Е.И. Носова «Радуга » нарисовать иллюстрацию к любому прочитанному рассказу писателя. Индивидуальное задание: написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказах Е.И. Носова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы мотивно-жанровой структуры в рассказе А. П. Чехова "Именины".

Статья посвящена проблемам мотивно-жанровой структуры рассказа А. П. Чехова "Именины". В художественном мире А. П. Чехова рождаются, взаимодействуют в пределах одного текста образы-отражения нескольки...

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М.Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

Данная разработка урока может быть использована на уроке внеклассного чтения в 11 класс, а также при проведении бинарного урока литературы и истории (при необходимости доработать)...

СОСТРАДАНИЕ. По рассказам Л.Андреева «Кусака» и А.Платонова «Юшка». 8 класс

УРОК-МАСТЕРСКАЯ  в  8  классе.    СЛОВЕСНОСТЬ:  ЛИТЕРАТУРА-РУССКИЙ.Цели урока.1. Обеспечить усвоение роли художественного текста в процессе обучения по техноло...

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева Кусака.МОУ СОШ №15г. Жуковский учитель Суркова Ирина Николаевна

Познакомить с тестом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока.Расширять активный запас слов учащикся, объясняя значения этических терминов.Способствовать воспитанию добр...

«Проблема массового героизма в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого».

В пособии обобщены наработки современной методической науки, а также личный опыт в подготовке суворовцев к восприятию прозаического текста, творческого осмысления, отбора необходимых для достижения це...