рабочая программа по литературе 8 класс (ФГОС)
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Письменных Елена Алексеевна

по учебнику Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_fgos_8_klass.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе, 8 класс

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по литературе ( 5 -11 классы, базовый уровень),  авторы В. Я. Коровина, В. И. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина, под редакцией В. Я. Коровиной.

(см. –  "Программы общеобразовательных учреждений. Литература,

5 - 11 классы" под редакцией В. Я. Коровиной, М., "Просвещение", 2006,

с. 40 – 48).

Программой, и Учебным планом  предусмотрено на изучение курса 70  часов ( 2 часа в неделю ).

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5 – 9 и 10 – 11 классы).

Внутри первого концентра три возрастные группы ( 5 – 6, 7 – 8 и 9 класс).

Вторая группа ( 7 – 8 классы) владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Поэтому на уроках больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Главной идеей Программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жесткость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой и жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем. В 8 классе – взаимосвязь литературы и истории.

Основные виды устных и письменных работ.

Устно:

  • правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
  • устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
  • развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная );
    отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
  • подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста ( сказки. частушки, рассказа, сценки и т.д. );
  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений ( в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д. );
  • использование словарей ( орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., каталогов.

Письменно:

  • письменный развернутый  и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;
  • создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев ( групповая характеристика ), двух герое ( сравнительная характеристика );
  • создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;
    создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного );
  • создание письменного оригинального произведения ( сказки, частушки, рассказа );
  • свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 8 классе.

Произведения для заучивания наизусть.

  • Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор);
  • А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);
  • М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);
  • Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);
  • Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);
  • А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);
  • О Родине и родной природе ( 2 – 3 стихотворения на выбор).

Основные умения и навыки

1. Введение. Русская литература и история.  – 1 час  

  • знать о тесной связи истории и литературы,
  • видеть отражение в литературе истории русского народа.

2. Устное народное творчество 2 часа  

  • усвоить изобразительные средства народного языка; выражения в жанре патриотических и освободительных стремлений народа;
  • видеть отражение в литературе истории русского народа.

3. Житийный жанр в древнерусской литературе  – 3 часа

     ( внеклассное чтение  - "Шемякин суд")                                                           

  • видеть отражение в литературе истории русского народа;
  • знать житийный жанр, автобиографическую литературу.

  4.  Из литературы 18 века.

    4.1.  Д. И. Фонвизин  – 2 часа

                          ( + 1 на развитие речи )

  • определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев;
  • уметь выделять основной конфликт;
  • знать особенности драматургического произведения;
  • уметь давать характеристику героям в сопоставлении.                                            

  5. Из литературы 19 века    

       

  5.1.  И. А. Крылов 

               ( Внеклассное чтение – И. А. Крылов "Басни" ) – 1час

  • понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;
  • единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка.

  5.2. К. Ф. Рылеев  – 1час

  • осваивать понятия традиции;
  • образ автора в художественном произведении;
  • уметь выразительно читать  произведение наизусть;

 5.3.  А. С. Пушкин.

( Внеклассное чтение – А. С.Пушкин «Пиковая дама» ) – 8 часов

                                                                                                                ( + 1 на развитие речи )

  • понятие о языке художественных произведений;
  • определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев.

5.4. М. Ю. Лермонтов  – 3 часа

                          ( + 1 на развитие речи )

  • знать особенности стихотворной речи; роль важнейших эпизодов в развитии темы  произведения, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев.

 

5.5. Н. В. Гоголь

                 ( Внеклассное чтение – Н. В. Гоголь  «Шинель» ) – 5 часов 

  • знать особенности драматургических произведений; сатиру и юмор в драматургии; характеристику главных героев комедии; групповую характеристику;
  • уметь читать произведение по ролям.

5.6. М. Е. Салтыков-Щедрин  – 1 час 

                                                 ( + 1 на развитие речи )

  • понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;
  • единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка;
  • знать понятия: "сатира", "юмор", "эзопов язык", "гротеск";
  • знать содержание глав романа "История одного города";
  • уметь определять социальное и общечеловеческое в произведении;
  • повторить понятие "аллегория".

5.7. Н. С. Лесков  – 1 час 

  • усвоить понятия "характер и судьба";
  • понимать традиции русской литературы в творчестве Н. Лескова;
  • знать содержание произведения.

 5.8. Л. Н. Толстой

( Внеклассное чтение – Л.Н. Толстой «Отрочество» ) – 2 часа.

  • уметь соотносить понятия «композиция» и «сюжет» произведения;
  • распознавать антитезу как способ построения произведения;
  • обнаруживать авторское отношение к изображаемому;
  • уметь сопоставить поведение одного героя в разных обстоятельствах.

5.9. А. П. Чехов  – 3 часа.

  • понимать особенности творчества писателя;
  • усвоить понятия: "произведения малого жанра", "сатира", "юмор", "роль художественной детали".

6. Из литературы 20 века.  

6.1. И. А. Бунин  – 1 час.

6.2. А. И. Куприн – 1 час.

            ( + 1 на развитие речи )

  • знать основные вехи жизни и творчества писателя;
  • знать основные мотивы его произведений; понимать нравственную проблематику творчества писателя.

6.3. А. А. Блок

( Внеклассное чтение – А. А. Блок "На поле Куликовом" ) – 1 час.

6.4. С. А. Есенин  – 2 часа.

  • знать особенности стихотворной речи;
  • уметь анализировать стихотворения с позиции идейно-тематического содержания и художественных особенностей;
  • выразительно читать наизусть.

6.5. И. С. Шмелев – 1 час.

6.6. Писатели улыбаются – 3 часа

-      определять тему и нравственные проблемы произведения;

 -     выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями;

 -     выразительно читать изученные произведения;

 -     самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений;

  • пересказывать фрагменты произведения.               

6.7. А. Т. Твардовский

( Внеклассное чтение – А. А. Платонов "Возвращение" ) – 3 часа.

  • осваивать понятия традиции;
  • образ автора в художественном произведении;
  • уметь выразительно читать  произведение наизусть;
  • усвоить понятие «образа собирательного»; тему «большой» и «малой» Родины.

6.8. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов – 1 час 

                                                                                                               ( + 2  на развитие речи )

  • усвоить понятие исторической памяти народа;
  • понимать проблему истинной человечности; роль воображения в художественном творчестве.

6.9. Русские поэты о Родине, родной природе – 1 час

-  определять тему и нравственные проблемы произведения;

 -  выявлять функциональную роль изобразительно-выразительных средств;

 -  выразительно ( наизусть ) читать стихотворения;

- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений.

7. Из зарубежной литературы

    ( Внеклассное чтение – Дж. Свифт "Путешествие Гулливера", В. Скотт "Айвенго") – 4 часа

У.Шекспир – 2 часа

  • уметь выделять основной конфликт;
  • знать особенности драматургического произведения;
  • уметь давать характеристику героям в сопоставлении.                                    

Ж.-Б. Мольер  – 2 часа

  • уметь выделять основной конфликт;
  • знать особенности драматургического произведения;
  • уметь давать характеристику героям в сопоставлении.                                            

     Развитие речи – 7 часов

  • уметь выразительно читать художественные произведения;
  • уметь пересказывать текст или отрывок из него подробно, выборочно, сжато;
  • уметь давать устный и письменный развёрнутый ответ на вопрос
  • рассказывать о литературном герое, давать характеристику героя ( групповую, сравнительную);
  • уметь давать отзыв на прочитанное произведение, звукозапись, актёрское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
  • уметь готовить сообщение, доклад на литературную тему;
  • уметь свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
  • уметь использовать словари различных типов
  • уметь писать сочинение-миниатюру, сочинение на литературную тему и свободную тему небольшого объёма.

Внеклассное чтение – 9 часов

  • развивать свой интерес к чтению;
  • знать русскую и зарубежную литературу в пределах возраста;
  • уметь правильно подбирать литературу для чтения.

Календарно-тематическое планирование

 (70 часов) к учебнику В.Я. Коровиной

Дата

Тема

Требования к уроку

Текущий контроль

УУД

Межпредметные связи

1

Итоги летнего чтения. Знакомство с учебником-хрестоматией. Русская литература и история

Показать учащимся особенности тесной связи истории и литературы; вызвать интерес учащихся к изучению литературы; познакомить с учебником-хрестоматией по ред. В.Я.Коровиной

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

История

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Музыка

2

Русское народное поэтическое творчество. Исторические песни. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях; раскрыть особенности художественной формы произведений УНТ.

Опрос. Выр. чт.

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.                                                                                                                       - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Музыка. История

3

Лирические и хороводные песни. «В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты, ночка, ты, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…»

Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Отражение различных сторон жизни в частушках. Разнообразие тематики частушек

Раскрыть особенности содержания и художественной формы лирических и хороводных песен.

Пересказ или выр. чт, 2-3 частушки

Проверочная раб. по УНТ

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

История

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

История

4,5

Житие как жанр древнерусской литературы. Великий князь Александр Ярославич как историческая личность. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие. Защита русских земель от вражеских нашествий и набегов. Бранные подвиги Александра Невского. Духовный подвиг самопожертвования Демократическая литература. «Повесть о Шемякином суде»

Дать понятие о древнерусской литературе; помочь учащимся осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы. Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра; раскрыть историческую основу "Жития Сергия Радонежского"

Раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского.

Пересказ фрагментов жития Сергея Радонежского

-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с      

использованием учебной литературы.

-Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

История

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII В.

6

Д. И. Фонвизин. "Недоросль" (сцены).

Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии. Подвести учащихся к мысли, что комедии не только высмеивает невежество, но и указывает на основное зло тогдашней жизни: крепостничество и произвол властей.

Сообщение

-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с      

использованием учебной литературы.

.

История, ИЗО

7,8

Практикум. Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль".

Р. Р. № 1. Подготовка к домашнему сочинению "Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века".

Домашнее сочинение №1

Развитие у школьников умений обосновывать свое мнение о произведении и его героях.

Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

Выр. чт. отрывка

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.                                                                                                                       - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

История, ИЗО

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА

9

И.А. Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Осмеяние самонадеянности, зазнайства.

Выразительное чтение наизусть

Расширить имеющие знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.

Выр. чт. наизусть

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.                                                                                                                       - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

ИЗО

10

К.Ф. Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. Оценка  дум современниками. «Смерть Ермака» - произведение русского гражданского романтизма. Историческая тема думы. Предводитель казаков Ермак Тимофеевич – романтический герой Рылеева. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке

Познакомить с личностью К. Ф. Рылеева; дать понятие о думе; раскрыть связь думы с русской историей; вызвать желание учащихся изучать историю Отечества.

Выр.чт. наизусть

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

История

11

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?

Сообщение, краткий пересказ

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

История, география

12

А.С. Пушкин. «История пугачевского бунта» (отрывки). Пушкин – первый историк пугачевского восстания. «Капитанская дочка»

Познакомить с творческой историей написания "Капитанской дочки".

План статьи, пересказ отрывка

-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с      

использованием учебной литературы.

История, география

13

Гринев: жизненный путь героя.

Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева

Вопросы  с.211-212

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.                                                                                                                       - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

14

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой; выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять, в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает; систематизировать

Вопросы  с.211-212, выр. чт. сцены

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

15

Изображение народной войны и ее вождя.

Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами; продолжить работу над художественными особенностями повести.

Вопросы  с.211-212, выр. чт. сцены

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

16

Образ Пугачева в романе "Капитанская дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Обобщение и систематизация материала, рассмотреть глубину и обаяние личности Пугачева.

Вопросы  с.211-212, задание по гр.

-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с      

использованием учебной литературы

История

17

Р. Р. № 2. Подготовка к сочинению  по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

Домашнее сочинение №2

Развитие связной речи учащихся, умения выразить свое отношение к предложенным темам.

План рассказа о Гриневе или Пугачеве

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

18

Литературная игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" ( урок обобщения и контроля).

Углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

История

19

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта; выявить сходство судьбы М. Ю. Лермонтова с судьбой А. С. Пушкина; проанализировать стихотворение "Кавказ".

Выр. чт. наизусть стих в прозе

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.                                                                                                                       - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

История

ИЗО, география

20-21

Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.

Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Цитатный план, выр. чт. наиз. 6 или 8 гл.

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

История

ИЗО, география

22

Р. Р. № 3. Обучение сочинению  по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри" Классное сочинение №1 

Подготовка к домашнему сочинению, обучение работе над композицией сочинения, развитие умения мотивировать свой ответ.

23

Н.В. Гоголь. О замысле, написании и постановке «Ревизора». Афиша комедии, замечания для -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с      

использованием учебной литературы актеров

Повторить известные сведения о Н. В. Гоголе; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии.

Сообщение

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.                                                                                                                       - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

ИЗО, история

24

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор".

Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к роковой ошибке.

Выр. чт. по ролям

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

ИЗО, история

25

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.

Получить представление о характере Хлестакова; понять, что такое Хлестаковщина.

Выр. чт. по ролям

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

ИЗО, история

26

Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Страх перед ревизором как основа комедийного действия; работа над художественными особенностями пьесы; систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысла эпиграфа комедии.

Выр. чт. по ролям

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

ИЗО, история

27

Практическая работа по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор".

Проверка знаний учащихся, систематизация и обобщение; подготовка к домашнему сочинению.

Выр. чт. по ролям Вопр.11 на с. 345

-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с      

использованием учебной литературы

28

Внеклассное чтение "Шинель"

Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.

29

М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. "История одного города" (отрывок).

В доступной форме познакомить с отрывком из главы "О корени происхождения глуповцев".

Терминологический опрос

-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с      

использованием учебной литературы

ИЗО

30

Р. Р. № 4. Обучение анализу эпизода из романа "История одного города".

Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.                                                                                                                       - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

31

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений".

Познакомить с биографическими сведениями о Н. С. Лескове; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека.

См. чтение

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.          

  - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.                                                                                      

ИЗО

32

Л.Н. Толстой: страницы биография. Рассказ «После бала»

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; историей создания рассказа "После бала".

Сообщение

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.          

  - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

История, ИЗО

33

Художественные особенности рассказа «После бала». Образы повествователей. Художественное время. Зеркальная композиция. Система образов и персонажей. Конфликт рассказа

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни.

План рассказа

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.                                                                                                                       - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

История, ИЗО

34

Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Историзм литературы

Выявить философский смысл рассказа, обучение навыкам групповой работы.

Выступл. уч-ся

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.          

  - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.                                                                                      

35 36

А.А. Фет «Первый ландыш». А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…». Ф.И. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет», «Осенний вечер». Чтение стихотворения наизусть

Вопр. 7 на с.40

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.          

Музыка, изо

37

Р.Р.№5 Анализ лирического стихотворения

Выр. чт.

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.          

38

А.П. Чехов: «Мое святое святых…». Трилогия. «Человек в футляре». «Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. Образы собеседников

Познакомить учащихся с личностью А. П. Чехова, подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения.

Беседа

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.          

  - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.                                                                                      

39

«О любви»: «футляр» ложно понимаемого долга. Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Любовь как проверка свободы человека от лжи перед самим собой. Проблема свободы в трилогии

Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на разные жизненные ситуации; обучение аналитическому пересказу.

План-характеристика

-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с      

использованием учебной литературы

40

Р.Р.№6 Классное сочинение №2 (обучающее) по рассказам А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

-Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

-Использовать речь для регуляции своего действия

41

Вн.чт. «Крыжовник». «Футляр» примитивного благополучия. Развитие образов собеседников

Выявить философский смысл рассказа, обучение навыкам групповой работы.

Сообщение

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.                                                                                      

-Использовать речь для регуляции своего действия

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ В.

42

 И.А. Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «темные аллеи». Рассказ «Муза»

Познакомить учащихся с жизнью и судьбой Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности; разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа, выявить своеобразие бунинского подхода к теме любви.

Выр. чт.

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.          

  - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.                                                                                      

История, география, ИЗО

43

А.И. Куприн: страницы биографии. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа "Куст сирени"

Выр.чт., сообщ.

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.          

  - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.                                                                                      

История, география, ИЗО

44

Р.Р.№7  Классное сочинение №3 "Что значит быть счастливым?" (по рассказам  Бунина, Куприна).

45

А.А. Блок – выдающийся русский поэт-символист. «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. Стихотворный цикл «На поле Куликовом»

Краткое знакомство с жизнью поэта; выделение в его творчестве исторической темы

Раскрыть вопрос о соотношении в цикле "исторического" и "современного", об ответственности каждого перед родной страной

Сообщ., выр. чт. наиз.

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.    

История, ИЗО.

46

С.А. Есенин как поэт-лирик. Драматическая поэма «Пугачев»

Познакомить (кратко) с жизнью и творчеством поэта, историей создания поэмы "Пугачев", выявить, каким Пугачев предстает у Есенина и А. С. Пушкина в "Капитанской дочке"

См. чт.

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.    

История, ИЗО, музыка

47

 И.С. Шмелев «Как я стал писателем». М.А. Осоргин «Пенсне». Теффи «Жизнь и воротник». Мир вещей. М.М. Зощенко «История болезни». Отрывки из «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом»»

Познакомить с биографией писателя; задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения

Пересказ

-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с      

использованием учебной литературы

История, ИЗО, музыка

48

М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе "Пенсне".

Познакомить учеников с жизнью М. А. Осоргина, вызвать интерес к его творчеству; выявить своеобразие рассказа "Пенсне"

49

Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий.

Познакомить учащихся с произведениями Тэффи, Аверченко; приобщить к восприятию сатиры и юмора; выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения.

-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с      

использованием учебной литературы

50

Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Жизнь и воротник", М. Зощенко "История болезни".

Помочь понять, как создается юмористическое произведение, и научиться понимать юмор и сатиру в художественном произведении.

51

А.Т. Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Теркин». Возникновение замысла. Главы «От автора», «На привале», «Перед боем»

Познакомить учащихся с фактами биографии

 А. Т. Твардовского, с творческим замыслом "Василия Теркина"

Словар. работа, выр. чт.

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.          

  - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.                                                                                      

История, ИЗО, музыка

52

«Василий Теркин». Главы «Переправа», «О войне», «Теркин ранен», «О награде»

Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина, анализ глав произведения; контроль знаний учащихся.

Выр. чт.

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.    

 - Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

История

53 54

Главы «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?» Чтение наизусть.

Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина, анализ глав произведения; контроль знаний учащихся.

Выр. чт.

  - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.    

 - Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

55

 «Василий Теркин» - лироэпическая поэма. Образ автора. Сюжет и композиция. Язык поэмы читателями-фронтовиками. Любимые главы

 Р.Р.№8  Домашнее сочинение №3 «Теркин – кто же он такой?»

Познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав.

Пересказ с цитированием

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.          

  - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.    

 - Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.                                                          

История

56

А.П. Платонов «Возвращение». Ключевые образы рассказа.Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны

Познакомить учащихся с биографией А. Платонова; выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения.

Беседа

-Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

-Использовать речь для регуляции своего действия

57

Стихи и песни о ВОВ

Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души людей; совершенствование навыков выразительного чтения

Выр. чт.

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.    

История, ИЗО, музыка

58

В.П. Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни довоенного времени в рассказе

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, вызвать интерес к его произведениям; проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие; работать над образами бабушки и учителя.

Сообщ.

-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с      

использованием учебной литературы

59

«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжет. Уклад сибирской деревни довоенного времени в рассказе. Яркость и красочность языка Астафьева. Рассказы из книги в.П. Астафьева «Последний поклон»

Отзыв о др. рассказах

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.          

  - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.                                                                                      

60

В.П. Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни довоенного времени в рассказе

Сообщ.

-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с      

использованием учебной литературы

61

 

Р.Р.№9  Домашнее сочинение №4 «ВОВ в произведениях писателей ХХ века»

Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

-Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

-Использовать речь для регуляции своего действия

62

Лирика поэтов ХХ века. Анализ одного из стихотворений. Н. Заболоцкий, Н. Рубцов.

Выр. чт., анализ

-Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

-Использовать речь для регуляции своего действия

63

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; помочь осмыслить прочитанное

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

64 65

У. Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности

Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе. Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.

Чтение, беседа

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.          

  - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.                                                                                      

История, ИЗО, музыка, география

66 67

Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа.

Познакомить учащихся с творческой биографией Мольера; дать начальное понятие о классицизме; познакомить с историей создания комедии; смысл и образы комедии; интрига в пьесе.

Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа.

Познакомить учащихся с творческой биографией Мольера; дать начальное понятие о классицизме; познакомить с историей создания комедии; смысл и образы комедии; интрига в пьесе.

История, ИЗО, музыка, география

68

Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера"

Расширение круга чтения, развитие навыков групповой работы.

Внеклассное чтение № 8

Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера"

Расширение круга чтения, развитие навыков групповой работы.

История, ИЗО, музыка, география

69

В. Скотт. "Айвенго".

Познакомить с жизнью и творчеством В. Скотта, выявить своеобразие "Айвенго" как исторического романа, сопоставить его с романом А. С. Пушкина "Капитанская дочка"; помочь детям разобраться в том, с какой точки зрения писатель рассматривает историю, как сплетаются в романе история и вымысел.

Внеклассное чтение № 9.

В. Скотт. "Айвенго".

Познакомить с жизнью и творчеством В. Скотта, выявить своеобразие "Айвенго" как исторического романа, сопоставить его с романом А. С. Пушкина "Капитанская дочка"; помочь детям разобраться в том, с какой точки зрения писатель рассматривает историю, как сплетаются в романе история и вымысел.

История, ИЗО, музыка, география

70

Заключительный урок

Итого: 70 ч., из них по развитию речи: 9ч.

                                        Сочинений: классных – 3ч.,

                                                              домашних – 4ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...