Литературная композиция на тему "Пушкин и лицей"
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

В литературной композиции на тему "Пушкин и лицей"  собран материал о юности поэта, его лицейских друзьях и литературном творчестве. Данный материал может применяться и на уроке (7 класс) и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_v_litsee.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная композиция.

Пушкин в лицее. Мир юного поэта.

Составитель: учитель русского языка и литературы Масловская В.В.

1.

19 октября 1811 года.

2.

“Постановление о лицее”

Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной.

Сообразно сей цели лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников, знаниями и нравственностью своей общее доверие заслуживающих.

Лицей в правах и преимуществах своих равняется с Российскими университетами.

3.

Вы помните, когда возник лицей,

Как царь открыл для вас чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием межцарственных гостей…

(Из ст. “Была пора, наш праздник молодой…)

4.

Пущин “Записки о Пушкине”

Смело, бодро выступил профессор политических наук Куницын…

По мере того, как раздавался его чистый, звучный и внятный голос,

Все оживлялись, и к концу его замечательной речи слушатели были уже не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклонном положении к говорившему.

5.

Куницын. Раздался голос Отечества, в недра свои вас призывающего.

Из родительских объятий вы поступили ныне под кров сего священного храма наук…

Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина.

Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями.

6.

19 октября - день рождения и А.С.Пушкина не менее значительный чем настоящий день его рождения. Этот день духовного рождения поэта.

7.

19 октября, лицей - это и есть прежде всего, образ полнокровной и, главная, одухотворенной юности. Тут щедрость - щедрость от богатства душевного. Тут святая, чисто юношеская надежда и потребность отдать, а не взять, поделиться. а не утаить.

8.

Тут и безоглядное озорство - от избытка сил.

Тут первичная привычка свободы и чести, совести и мужества.

9.

Тут первоначальный запас идеалов и верность идеалам.

10.

В конечном счете тут культура, та культура, без которой нет достоинства, нет “самостояния” человека…

11.

У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть, своё “19 октября”, хоть час от него, хоть минута.

Из книги Карякина “Лицей, который не кончается”.

12.

Распорядок дня.

13.

Подъем по звонку в шесть часов.

14.

От 7 до 9 класс, то есть учебные занятия.

15.

Сразу после чая - первая прогулка до десяти часов.

16.

Вы помните то розовое поле,

Друзья мои, где красною весной,

Оставя класс, резвились мы на воле.

И тешились отважною борьбой?

Граф Больо был отважнее, смелее,

Комовский же - проворнее, быстрее,

не скоро мог решиться жаркий бой.

Где вы, лета, забавы молодой?

17.

От 10 до 12 класс.

Затем опять послеобеденные занятия.

18.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И Кюхельбекерно и тошно!

19.

После ужина до десяти часов - отдых, развлечения.

20.

По средам и субботам бывало вечернее танцевание или фехтование.

21.

Каждую субботу - баня.

22.

В десять вечерняя молитва и сон.

23.

Первый директор лицея, Василий Федорович Малиновский, замечательный человек.

Умный, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцера не заводили (он появился позднее),

телесных наказаний не было. Василий Федорович хочет занять, просвятить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России.

24.

Товарищи! Сегодня праздник наш.

Заветный срок! Сегодня нам, давече,

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирных чаш. -

Вы собрались, мгновенно молодея,

Усталый дух в минувшем обновить,

Поговорить на языке лицея

И с жизнью вновь свободно пошалить.

(А.С,Пушкин, 19 октября 1825 года)

25.

Время идет. День за днем.

И вот уже появились первые стихи.

26.

“Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили.

Жаль, что не могу припомнить этого первого поэтического лепета”, - восклицает Пущин.

27.

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел:

28.

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

29.

Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

30.

И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И в гроб сходя, благословил.

31.

Пушкин “Державина я видел только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1816 году на публичном экзамене в Лицее.

32.

О публичном экзамене было заранее объявлено в газете.

33.

Лицеист: “Это был экзамен – смотр, чему научились за три с лишним года, ибо достигли середины

34.

Пушкин: Державин был прижизненной легендой. «Как мы узнали, что Державин будет к нам, все мы волновались… Экзамен наш очень его утомил… Наконец, вызвали меня.

Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошёл до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

35.

О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам страшась, дивился мир;

36.

Пушкин: “Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять, меня искали, но не нашли.”

37.

Учиться еще два года.

38.

На стене карцера начата поэма “Руслан и Людмила”. Пушкин - полноправный член веселого литературного общества “Арзамас”.

Знакомство с Чаадаевым. Начало дружбы.

39.

Припомните, о други, с той поры,

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Игралища таинственной игры,

Металися смущенные народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то Славы, то Свободы,

То Гордости багрила алтари.

40.

Май. 1817 год. Санкт-Петербургские ведомости приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царского Лицея.

41.

Прощайте, братья, руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на долгую разлуку

Быть может, здесь сроднила нас.

42.

Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье

Гремит нам: «Шествуйте, сыны! »

43.

Директор, Егор Антонович Энгельгардт надевает им на пальцы чугунные кольца - символ крепкой дружбы, и они становятся “чугунники”.

44.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова

Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...

Литературная композиция "Лицей, который не кончается"

Литературная композиция "Лицей, который не кончается" предназначена для проведения Дня памяти Пушкина или лицейского дня в школе....

Музыкально-литературная композиция ко Дню Победы «У войны не женское лицо?..»

Литературно-музыкальная композиция «У войны не женское лицо?..» посвящена празднованию годовщины победы над фашистской Германией. Цель мероприятия: воспитание эмоционально - ценностного, патриоти...

Литературно-музыкальная композиция " У ПОБЕДЫ женское лицо!"

Материал разработан на основе регионального компонента....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"

quot;Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял е...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ Экскурсия, в форме историко-литературной композиции, посвящённая теме «История в лицах». «Молодинская битва, 1572 год. Михаил Иванович Воротынский - русский воевода, выдающийся полководец

Цель: привлечь внимание уч-ся к одному из самых ярких событий  эпохи Ивана Грозного - Молодинской битве, которая произошла на территории Лопасненского края и имела большое значение в истории стра...