Календарно-тематическое планирование по чтению для 5 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Чепурная Лариса Ивановна

 Календарно-тематическое планирование по чтению для 5 класса по программе В.В. Воронковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл чтение 5 класс52.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:                                                                                                       Утверждено:

ШМО протокол №__ от «_________» 2013г.                                                  Директор СОШ:

Руководитель ШМО_______/Харина Л.А./                                                   ___ /Серовицкая Н.Н./

Согласовано:

Зам. директора по УВР______ /Бабынина Л.А./      

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЖАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРИСТЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному языку и чтению и развитию речи

 

для 5  класса

(адаптированная основная общеобразовательная

программа для детей с умственной отсталостью)

2013-2014 учебного года

                           Учитель:

                                                          Чепурная Лариса Ивановна

Пояснительная записка

      Рабочая программа по чтению  предназначена для   развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Планирование составлено на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) Учреждений VIII вида: Сб. 1. / под. ред. В.В. Воронковой.  Учебник: З.Ф. Малышева «Чтение» 5 класс для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Москва «Просвещение» 2013г.

ЦЕЛЬ:  

развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения  и понимание, осмысление  и пересказ содержания художественных произведений.

  • Формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.
  • Развитие речи и мышления учащихся: отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;  кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику; адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы и обобщения, с т.ч.эмоционального плана.
  • Воспитывать  и развивать социальную адаптация в плане общего развития;
  • Воспитывать положительные нравственные качества.

ЗАДАЧИ:

  • формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
  • развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
  • развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

      В 5  классе ведётся работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Изучение тем имеет следующие особенности:

  • разнообразие изучаемого содержательного аспекта каждой темы,
  •  цикличность,
  • концентричность,
  • преемственность тем,
  • их связь с Н.Р.К.

Формы организации учебного процесса.

         В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

          В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

          Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

       Половина детей, обучающихся на 2-й ступени, как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают  с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - устные сочинения-характеристики героев;

      - развитие художественной фантазии у детей;  

     - придумывание финала, опираясь на развитие  событий.

           Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и  умений учащихся.  

           Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

           Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

Обучение построено на принципах:

принцип коррекционной направленности в обучении,

принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,

принцип научности и доступности обучения,

принцип систематичности и последовательности в обучении,

принцип наглядности в обучении,

принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

             Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Типы урока:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
  • Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
  • Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи

Методы и приёмы  обучения:

    Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста по предполагаемым вопросам;

   продолжение текста;

   выразительное чтение;

   чтение наизусть;

   чтение по ролям;

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух;

- читать «про себя», выполняя задания учителя»;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений.

 

Календарно-тематическое планирование

на 2013-2014 учебный год

Предмет  родной язык и чтение и развитие речи 5 класс.

Количество часов:

всего – 136 ч.

в неделю – 4 ч.

I четверть (36ч.)

№п/п

Тема урока

Количество часов

Тип, вид занятий

Дата проведения

примечание

1

Считалки, заклички - приговорки, потешки.

1

изучение нового материала

2

Пословицы и поговорки, загадки

1

закрепление изученного

3

Обобщение по теме «Устное народное творчество»

1

комбинированный урок

4-5

«Никита Кожемяка» русская народная сказка

2

комбинированный урок

6

«Как наказали медведя» тофаларская сказка

1

изучение нового материала

7-8

«Золотые руки» башкирская сказка

2

комбинированный урок

9-10

«Морозко» русская сказка

2

комбинированный урок

11-12

«Два мороза» русская сказка

2

комбинированный урок

13

«Три дочери» татарская сказка

1

изучение нового материала

14

Вн. чтение Сказки Бажова «Малахитовая шкатулка»

1

комбинированный урок

15-19

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне» (отрывок наизусть)

- 1 часть (чтение и анализ)

- 2 часть (чтение и анализ)

- 3 часть (чтение и анализ)

-4 часть (чтение и анализ)

- работа по содержанию

5  

комбинированный урок

20-25

По Д.Мамину –Сибиряку «Серая Шейка»

- 1 часть (чтение и анализ)

- 2 часть (чтение и анализ)

- 3 часть (чтение и анализ)

-4 часть (чтение и анализ)

- 5 часть ( чтение и анализ)

- работа по содержанию

6

комбинированный урок

26

Обобщение по теме «Сказки»

1

изучение нового материала

27

Вн. чтение Сказки

А.С. Пушкина

1

комбинированный урок

28

Г.Скребицкий «Июнь»

1

изучение нового материала

29

И.Суриков «Ярко солнце светит» (наизусть)

1

изучение нового материала

30-33

А.Платонов «Июльская гроза»

- 1, 2 часть (чтение и анализ)

- 3,4 часть (чтение и анализ)

- работа по содержанию

 4

комбинированный урок

34

А.Прокофьев «Люблю березку русскую» (наизусть)

1

изучение нового материала

35

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату»

1

изучение нового материала

36

Вн. Чтение Сказки народов мира

1

комбинированный урок

II четверть- 28ч.

№п/п

Тема урока

Количество часов

Тип, вид занятий

Дата проведения

примечание

1

По Г.Скребицкому «Сентябрь»

1

изучение нового материала

2

По И.Соколов-Микитову « Золотая осень»

1

изучение нового материала

3

К.Бальмонт « Осень» (наизусть)

1

изучение нового материала

4

Г.Скребицкий «Добро пожаловать»

1

изучение нового материала

5

В. Астафьев «Осенние грусти»

1

изучение нового материала

6

И.Бунин «Первый снег» (наизусть)

 1

изучение нового материала

7

Обобщение по теме «Осень»

1

изучение нового материала

8-10

Ю.Яковлев «Колючка»

- чтение

- работа по содержанию

- пересказ

3

комбинированный урок

11-13

Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»

- чтение

- работа по содержанию

- пересказ

3

комбинированный урок

14-16

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

- чтение

- работа по содержанию

- пересказ

3

комбинированный урок

17-19

В.Медведев «Фосфорический» мальчик»

- чтение

- работа по содержанию

- пересказ

3

комбинированный урок

20-21

Л.Воронкова « Дорогой  подарок»

2

комбинированный урок

22

Я. Аким «Твой друг»

1

изучение нового материала

23

Обобщение по теме «О друзьях –товарищах»

1

изучение нового материала

24

Вн.чтение   Г.Скребицкий «Лесной голосок», «Догадливая синичка»

1

комбинированный урок

25

«Ворона и лисица»

1

изучение нового материала

26

«Щука и кот»

1

изучение нового материала

27

«Квартет» (отрывок наизусть)

1

изучение нового материала

28

Обобщение по теме «Басни И.Крылова»

1

изучение нового материала

III четверть - 40ч.

№п/п

Тема урока

Количество часов

Тип, вид занятий

Дата проведения

примечание

1-2

Н.Хмелик «Будущий олимпиец»

2

комбинированный урок

3

О.Бондарчук «Слепой домик»

1

изучение нового материала

4-6

В.Осеева «Бабка»

- чтение

- работа по содержанию

- пересказ

3

комбинированный урок

7-8

А.Платонов «Сухой хлеб»

2

комбинированный урок

9-10

В.Распутин «Люся»

2

комбинированный урок

11

В.Брюсов «Труд»

1

изучение нового материала

12

Р.Рождественский

1

изучение нового материала

13

Обощение по теме «Спешите делать добро»

1

комбинированный урок

14

Вн. чтение Н.Носов

«Фантазеры», «Огурцы», «Веселая семейка»

1

комбинированный урок

15

Ф.Тютчев «Зима» (наизусть)

1

изучение нового материала

16

Г.Скребицкий «Декабрь»

1

изучение нового материала

17

К.Бальмонт «К зиме» (наизусть)

1

изучение нового материала

18

Г.Скребицкий «Всяк по своему»

1

изучение нового материала

19

С.Есенин «Поет зима- аукает»

1

комбинированный урок

20

С Есенин «Береза» (наизусть)

1

изучение нового материала

21

А.Пушкин «Зимняя дорога» (наизусть)

1

изучение нового материала

22

Обобщение по теме «Зима»

1

изучение нового материала

23

Г.Скребицкий «Март»

1

изучение нового материала

24

А.Толстой «Вот уж снег последний…» (наизусть)

1

изучение нового материала

25

Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»

1

изучение нового материала

26

Г.Скребицкий «Весна-красна»

 1

изучение нового материала

27

Г.Скребицкий «Грачи прилетели»

1

изучение нового материала

28

Г.Скребицкий «Заветный кораблик»

1

изучение нового материала

29

Г.Скребицкий «В весеннем лесу»

1

изучение нового материала

30

А.Толстой «Весенние ручьи»

1

изучение нового материала

31

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами»

1

изучение нового материала

32

А.Блок «Ворона»

1

изучение нового материала

33

Е. Серова « Подснежник» (наизусть)

1

изучение нового материала

34-35

И.Соколов- Микитов «Весна»

  2

комбинированный урок

36

И.Бунин «Крупный дождь…»

1

изучение нового материала

37

С.Есенин «Черемуха душистая…» (наизусть)

1

изучение нового материала

38

Я Аким «Весна, весною, о весне»

 1

изучение нового материала

39-40

Обобщение по теме «Весна»

2

комбинированный урок

IY четверть -  32ч.

№п/п

Тема урока

Количество часов

Тип, вид занятий

Дата проведения

примечание

1-2

Н.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

2

комбинированный урок

3-5

А.Толстой «Желтухин»

- чтение

- работа по содержанию

- пересказ

3

комбинированный урок

6

К.Паустовский «Кот Варюга»

1

изучение нового материала

7-8

Б.Житков «Про обезьянку»

- чтение

- работа по содержанию

- пересказ

2

комбинированный урок

9

Э.Асадов «Дачники»

1

изучение нового материала

10

Ф.Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны»

1

изучение нового материала

11

С Михалков «Будь человеком»

1

изучение нового материала

12

Обобщение по теме «О животных»

1

комбинированный урок

13

По О.Тихомирову «Москва собирает войско»

1

изучение нового материала

14

По О.Тихомирову «Куликовская битва»

1

изучение нового материала

15

По С.Алексееву «Рассказы о войне 1812 года»

«Бородино», «Ключи», «Конец похода»

1

изучение нового материала

16

Н.Некрасов «Отрывок из поэмы «Мороз,  Красный нос»

1

изучение нового материала

17-18

А.Куприн «Белый пудель»

- чтение

- работа по содержанию

- пересказ

2

комбинированный урок

19

Л.Жариков «Снега, поднимитесь метелью»

1

изучение нового материала

20

Ю.Коринец «У могилы неизвестного солдата»

1

изучение нового материала

21

Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа»

1

изучение нового материала

22

Вн.Чтение

1

комбинированный урок

23-24

В.Гюго «Гаврош»

2

комбинированный урок

25-27

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

- чтение

- работа по содержанию

- пересказ

3

комбинированный урок

28-29

С.Лагерлеф «Чудесное путешечтвие Нильса с дикими гусями»

- чтение

- работа по содержанию

- пересказ

2

комбинированный урок

30-31

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

2

комбинированный урок

32

Обобщение изученного за год

1

комбинированный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по чтению 3 класс

Календарно-тематическое планирование по чтению 3 класс...

Календарно-тематическое планирование по чтению 9 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Учебно- тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням. 1 уровень(для учащихся 1-2 группы) - это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объёме програм...

Календарно - тематическое планирование по чтению (7 класс)

Календарно - тематическое планирование по чтению  (7 класс)...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...