Народная словесность
план-конспект занятия по литературе (5, 6 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Календарные обряды и обрядовый фольклор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_slovesnost.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Народная словесность

Календарные обряды и обрядовый фольклор (6 часов)

Уроки 1-2 Введение. Общие сведения о календаре в России.

Календарные обряды проявились в мифологическом представлении народа об устройстве Мира, его воззрения на Природу и Человека. Связь с бытом и трудовой деятельностью народа. Внимание календарю.

Словарь: календарь – способ счисления дней в году, от латинского календы – у римлян 1-й день месяца. Уже в 10 веке летописец писал о славянах: «Черты и резы чтаху и гадаху». В 1958 году археолог Тиханова обнаружила на Волыни языческое святилище 2-4 вв. н.э. академик Б.А. Рыбаков расшифровал «черты» и «резы», нанесенные на глиняные кувшины для воды. Это и есть языческий календарь. Каждому месяцу в году соответствовал рисунок-символ, рассказывающий об изменениях в природе или деятельности земледельца в данный период времени. Например:

Март – весеннее равноденствие;

Апрель – плуг (рало);

Май – ростки растений;

Июнь – знак солнца, время летнего солнцестояния;

Август – колосья;

Сентябрь – пучок пряжи, время обработки льна или конопли;

Декабрь – время зимнего солнцестояния.

Можно предложить работу «О чем рассказал языческий календарь»? Следуя природному календарю, человек внимательно наблюдал за малейшими изменениями в природе, фиксировал и сопоставлял данные разных лет. Так появились древние характеристики месяцев, отражающие суть состояния природы в данное время, ритмически повторяющиеся каждый год. Январь – просинец, февраль – бокогрей, март – протальник, апрель – снегогон, май – травень, июнь – хлеборост, июль – страдник, август – жнивень, сентябрь – хмурень, октябрь – грязник, ноябрь – листогной, декабрь – студеный. Народ дал характеристики не только месяцам, но и большинству дней в году. Например, 4 апреля – Василий-солнечник, парник, капельник; 26 мая – Лукерья-комарница (в Подмосковье появляются комары) и т.п.  народный календарь предсказывал погоду, диктуя приметы по дням и месяцам. Внимание к природе позволяло делать правильные прогнозы о погоде, а, следовательно, помогало земледельцу получать хороший урожай, беречь скотину, заботиться о человеке. Можно дать задание: проследить по дням, насколько верен народный календарь для нашего времени, отметить изменения (на данный год), сделать выводы и написать в конце месяца сочинение по личным наблюдениям. Сделать анализ данных работ на семинаре или устно анализировать в ходе беседы. Такая работа уместна в течение года. Она углубляет развитие речи и познания о природе. Навык самостоятельного научного осмысления материала по личным наблюдениям. Народные праздники. Христианство. Произошли перемены в языческом календаре после принятия христианства. Народные праздники приурочивались к рождеству, пасхе, троице. Дни получили названия чтимых церковью святых. Например, 2 августа – день Ильи-пророка, 16 апреля – день Ирины-рассадницы, 23 апреля – день Егория. Новый год в народном быту (1 марта, 1 сентября, 1 января). Зимние праздники: святки – с 25 декабря по 6 января, рождество (25 декабря), крещение – 6 января, масленица – восьмая неделя перед пасхой. Весенне-летние праздники: пасха – между 22 марта и 25 апреля, иногда в начале мая, Егорьев день – 23 апреля, летние святки – семицкая неделя, троица – воскресенье на семицкой неделе, Иван Купала – 24 июня, петров день – 29 июня. С этими датами связаны календарные обряды.

Урок 3-4 Введение (продолжение). О календарных обрядах.

Календарные обряды ведут свое начало из глубокой древности. До наших дней уцелело мало. Календарный обряд – неотъемлемая часть народного празднества, это установленные традицией символические действия, имеющие магический смысл. Народные празднества связаны с хозяйственной деятельностью и приурочены к временам года. Европейская и восточная традиции. Сопоставление – типология общности в разных культурных традициях. Обрядовая символика – обобщение. У каждого народа свой особый образ Мира (Вселенной). Образ Мира у всех равен. Культурное равноправие народов. Склад мышления данного народа, закрепленного в его словесности. Знакомство с ритуальными песнями. С содержанием, композицией, стилем ритуальных песен развивает навык углубленного литературоведческого анализа текста.

Уроки 5-6 Зимние календарные обряды.

  1. Зимние календарные обряды у русских. В 19 веке русскими учеными были даны  две классификации календарных обрядов. И. Сахаров и Е. Аничков разделили календарные обряды на 4 цикла: зимний, весенний, летний и осенний. Ф. Буслаев и А. Афанасьев на 2 цикла: зимний и летний (два солнцестояния). В купальскую ночь Солнце достигало своей наивысшей силы в году и начинало постепенно убывать. С 22 декабря (самый короткий день в году) начиналось постепенное «воскресение» Солнца (в основе миф о Солнце). Праздник в честь нарастания силы Солнца русские называли колядой и праздновали в конце декабря – начале января. Словарь: коляда – первоначальное производили от «коло» - колесо (напоминает форму солнца) – от колоды, которую зажигают в эти дни. Но позже было установлено, что слово имеет нерусское происхождение. От латинского – в Древнем Риме 1-й день месяца. Христианское название коляды – святки. Новый год во все времена и для всех народов знаменовал обновление Мира (в связи с возрождением Солнца). В эти дни, когда Солнце начинало свой новый годичный путь, когда начинался новый год в природе, а значит, и в жизни человека, связанного с землей, естественно было задуматься о том, каким он будет. Что он принесет природе и человеку. В предугадывании будущего (погоды, урожая..) проходили святки. Определенное магическое поведение должно было способствовать положительному воздействию на будущее. Магические действия, производимые в период святок.

А) Колядование. Парни и девушки у каждого двора «кликали» Коляду (Коляда и Овсень – мифологические персонажи, которые должны были принести обильный урожай и счастье); восхваление всей семьи или хозяина и хозяйки дома. Добрые пожелания и выпрашивание подачки в виде обрядового печенья «коровки» или «козульки», на которую нельзя было скупиться во избежание будущего голода. Прославление в колядках плуга, сохи, оранья, сеянья. Многие песни сопровождались действиями, изображающими земледельческие работы.

Б) Гадание. Гадание и святочные вечера сопровождалось пением подблюдных песен, которые предсказывали будущее: счастье – несчастье, здоровье – болезнь, замужество, богатство – бедность. В основном гадали о любви и урожае. Виды гаданий. Например, гадание при помощи вынимания колец, серег… из чаши с водой с чтением подблюдных песен. Отрывок из гадания «Евгений Онегин» А.С. Пушкина или «Светлана» В. И. Жуковский. Особенно действенными считались гадания в ночь под рождество (25 декабря), под Новый год – васильев вечер (1 января), под крещение (6 января).

В) Поминовение усопших предков.

Г) Принятие ритуальной еды (блинов, кутьи).

Д) Традиционные игры, сопровождающиеся ряженьем в звериные, птичьи образы, в стариков, старух. Все это способствовало украшению новогоднего праздника.

Е) Особое место занимали посиделки.

Знакомство с колядками. Подблюдными песнями. Игровыми святочными песнями. Характер обрядовой песни: песни величальные, корильные, заклинательные, ритуальные, игровые, лирические. Песня: прочитать песню, выделить, кем и как исполнялась (монолог, диалог, хор…), построение песни, художественные средства.

Масленица. Название появилось у русских потому, что в это время ели очень много масляной пищи, блинов. В Масленице сочетаются элементы зимней и весенней обрядности, это праздник проводов Зимы и встречи Весны. Яркий праздник. Особый размах празднования. Зима в народном сознании – смерть, мрак. Потому проводам Зимы и встрече Весны придавалось важное значение. Вопросы наиболее важные: почему масленичные костры зажигались на высоком холме, почему высокими старались сделать и костер, почему высоко поднимали сжигаемые предметы? Люди стремились приблизить огонь к Солнцу, чтобы соединить земной и небесный огонь, тем самым ускорить приближение весны. Костры должны были осветить большее пространство, принести земле свет и тепло. В середину костра вставляли шест с укрепленным вверху его зажженным колесом – солнечным знаком (остатки солярного культа). Горящая бочка или колесо – символы Солнца. На кострах сжигали солому. Солома связана с зерном, хлебом. Солому (отслужившую) возвращали земле, чтобы она возродилась и принесла плоды. Костры часто жгли на озимом поле, а головешки и пепел разбрасывали по всему полю или зарывали в снег. Это способствовало плодородию земли. Позднее сжигали Масленицу – соломенное чучело, куклу в женском образе. Масленичные костры зажигали в последний день масленицы (прощеное воскресенье). В этот день, по обычаю, люди просили прощения друг у друга за нанесенные в течение года обиды. Это был день объединения и очищения людей. Проводы-похороны Масленицы. Поют песни, ритуальный смех, шутовские действия. Ритуальный смех на похоронах Масленицы утверждал Жизнь. Это был своего рода оберег. Последний день еще и называли целовником. Молодые супружеские пары катались на салазках с горы. Прокатывание молодых сопровождалось целованием. Эти поцелуи должны были разбудить природу, содействовать ее расцвету и плодоношению (единение человека с природой, воздействие на природу). Участвуя в обряде молодые пары получали от земли силу, здоровье, укрепляли семью.  Катание с горы – магическое действие. Прикасаясь к земле, человек способствовал ее плодоношению. Катались и на лошадях. Поминали усопших, участвовали в ритуальной трапезе (надо было есть досыта перед великим постом). Рядились. Играли в символические игры (например, взятие снежного городка – разрушение зимней твердыни). Знакомство с масленичными песнями.

  1. Зимние обряды у европейцев. Больше общего, чем различий. Зимние святки всегда встречали нарды Европы. Для них это время предугадывания будущего. Гаданию придают магический смысл. Гадания: будущий урожай и человеческие отношения. Различны способы гадания. Болгары гадают на чаше воды. Девушки целого села (махалы) собиралась вместе у источника воды, у колодца, на перекрестке, зачерпывали в полном молчании ведро воды («немая вода»), ей приписывали магическую силу. В это ведро каждая девушка бросала горсть овса, колечко или букетик со своей меткой. Маленькая девочка вынимала по очереди предметы, под пение особых обрядовых песен: слова песни относились к будущему мужу девушки, чье колечко вынуто. Затем девушки брали понемногу овса и клали под подушку, чтобы приснился суженый. Здесь объединились два русских обычая: гадание при помощи чаши воды и хождение за «тихой водой». Пускали венки на воду. По зеркалу. Колядование. Собирали дары. Исполняли заклинательные песни, величальные и другие. Главное – будущий урожай. «Колядники разносили зеленые ветки, били ими хозяев, обсыпали зерном, орехами, фасолью или рассыпали это все по дому». У многих народов был распространен обряд ритуальной запашки (совершался иногда весной). Ритуальная запашка сопровождалась пением и игрой на музыкальных инструментах. Этот обряд распространен у болгар, чехов, греков, румын, англичан, немцев и других. Самым популярным был карнавал. Он соответствует русской масленице. В основе идея смерти и воскресения природы. Карнавал олицетворен в виде пузатого, веселого человечка с именем Карнавал, дон Карналь, Бахус, Кантрабас и т.п. персонаж этот в виде чучела, куклы, маски олицетворял изобилие, плодородие и вместе с тем смерть. Разжигают карнавальные огни. Поют. Огонь символ магии. Сжигание Карнавала сопровождалось ритуальным смехом. Молодежные игры, забавы, хороводы, танцы, катание, качание на качелях.
  2. Зимние обряды у народов Восточной Азии. Особенности китайцев. Зимние:

- обряд «отправки зимней одежды предкам» (совершался в первый день зимы по лунному календарю);

- празднование дня зимнего солнцестояния (конец 11-го месяца лунного календаря);

- обряды Восьмерки месяца ла (приготовление ритуальной каши лабаджоу из риса, фиников, миндаля, фасоли, слив, орехов, семечек…) первую чашу ставили на алтарь предков, остальное рассылали родственникам, друзьям, подносили нищим – залог будущего обильного урожая;

- за неделю до конца старого года (23-й день 12-го месяца) обряд проводов на небо божества домашнего очага по имени Цзаован Цзаошень. Цзаован был посланцем небесного повелителя. От небесного повелителя зависело благополучие семьи, здоровье, срок жизни каждого человека. В древности это устрашающая внешность, сейчас это вид почтенного мужчины. Изображение хранилось за нишей стены за очагом. Перед отбытием Цзаована зажигали свечи и благовонные палочки, ставили подношения. Сладкие блюда: обрядовое пирожное из клейкой рисовой муки (няньго). Иногда зажигали ветки кипариса и сосны, ассоциирующееся в Китае с долголетием. Старый мужчина произносил заклинание: «Говори побольше хорошего и поменьше плохого». Выносили во двор чучело и сжигали. Могли сжечь и в очаге. Одновременно на крышу дома бросали бобы, горошины, символы изобилия. Затем игры, увеселенья. В это время играли свадьбы. Убирали дома, переставляли мебель, готовили обрядовую еду, дом украшали извне и внутри, писали новогодние надписи. Священным деревом считался персик. Его дерево.  Персиковое дерево оберегает от всех опасностей. «Пусть пребудет в доме 5 видов счастья: долголетие, счастье, плодовитость, почет, богатство» - вот о чем молились и мечтали китайцы. Среди талисманов были декоративные деньги, кипарисовые и сосновые ветки, уголь. Особое значение придавали цветам. Их покупали с таким расчетом, чтобы они расцветали в Новый год. После Нового года сжигали и выбрасывали все объедки. В канун Нового года все мылись в бане для очищения своей плоти и души. Одевались во все новое. В новогоднюю ночь зажигали костры, у которых собиралась вся семья, - символ торжества света и жизни над мраком и смертью. Очищение и сближение людей. Никто в эту ночь не ложился спать. Все оберегали год (шоу суй). Китайцы в наше время следуют этим обрядам. О новогоднем празднике рассказывают картинки, которые составили жанр народного искусства – няньхуа.

Колядки

Пришла коляда

Накануне рождества.

Дайте коровку,

Масляну головку!

А дай бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Подблюдные песни

К свадьбе

Секи, мати, капустку, пеки пироги,

Свят вечер. Свят вечер.

К тебе, мати, гости, ко мне женихи.

К тебе, мати, в лаптях, ко мне – в сапогах.

Кому мы поем, тому с добром,

Тому сбудется и не минуется.

К богатству

Рылся кочеток

На завалинке,

Вырыл кочеток

Жемчужинку.

Кому спели,

Тому добро!

Масленичные песни

Дай тебе господи

На поле – прирост,

На гумне – примолот,

На столе – гущина,

В закромах – спорынья,

Коровы-те дойны,

сметаны-те толсты,

сметану-то снимают,

за окошко бросают,

наши ребята все подбирают!

С праздничком!

Веснянки

Уж ты, пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

На сине море,

Ты возьми

Ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.

Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук    в общеобразовательных организациях  Республики Казахстан в 201...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели

Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...

Народная словесность (часть 1)

Фольклор. Весенне-летние и осенние календарные обряды. Поэзия....

Курс "Народная словесность"

Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор...

"Словесный фольклор как феномен народной художественной культуры Белгородчины"

Цель мастерской: коснуться глубинных слоёв духовной жизни личности, формировать у слушателей способность и готовность искать и находить собственную дорогу духовных ценностей....