Народная словесность (часть 1)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Фольклор. Весенне-летние и осенние календарные обряды. Поэзия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_slovesnost.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Народная словесность

Урок 1-2 Весенне-летние и осенние календарные обряды. Поэзия.

  1. Весенне-летние обряды и обрядовая поэзия у русских.

Наступает ожидаемое обновление Природы. Человек должен совершить особую миссию по отношению к природе. К самому себе. Новый цикл сельскохозяйственных работ человек украсил множеством ритуальных действий и поэтическими песнями. За масленицей следует обряд «заклинания весны». Заклинание весны начиналось в марте. Хоровые переклички девушек должны были ускорить приход весны.

«Весна, весна красная!

Что нам принесла?»

Или

«Весна, весна красная!

Приходи к нам с радостью,

С великой милостью»

Это песни-заговоры. Они замыкают зиму и отмыкают землю. Выпускают траву. Выпекалось обрядовое печенье «жаворонки». Поднимаясь на высокие строения, дети подбрасывали фигурки, произнося заклинания: «Жавороночки! Летите в поле, Несите здоровье!» По печенью гадали. Христианство сильно повлияло на народные праздники. После масленицы начинался 7-ми недельный пост. Перед пасхой. Церковь запрещала шумные игры. Между масленицей и пасхой три дня – средокрестье (середина поста), вербное воскресенье (последнее перед пасхой воскресенье), чистый четверг. В эти дни народ совершал определенные обрядовые действа. В середине поста готовили печенье «кресты». Этот обрядовый хлеб должен был способствовать посеву, новому урожаю, дать силу земле. Печенье ели сами, кормили скотину и оставляли на земле. Печенью придавали магический смысл. По крестам гадали. Происходило весеннее колядование. Вызов дождя был одним из важных компонентов весенних аграрных обрядов. В вербное воскресенье освещали в церкви вербу, которой приписывали чудесные свойства. Вербу держали в доме, ею хлестали близких, произнося: «Верба хлест-бей до слез». Освещенной вербой выгоняли скот в поле в Егорьев день. Вербу считали в народе оберегом, лекарством, иногда принимали внутрь. Верба первая покрывалась почками – первая возвещала о приходе настоящей весны. «Чистый» четверг отмечался многими народами и славянскими, и европейскими. Люди умывались, купались. Желая увеличить очистительную силу такой воды, в нее опускали серебро. Готовили четверговую соль. Считали ее целебной. Иногда просто ставили на стол. Это был оберег. В чистый четверг готовились к пасхе: убирали дома, красили яйца. Пасха – большой праздник в церкви. Делали в пасху:

  1. Приготовление обрядового хлеба «паски» (пасха – позднее название) – один из способов заклятия плодородия.
  2. Действия с крашеным яйцом (яйцо- символ зарождения новой жизни) – пасхальные яйца ели, дарили друг другу, подавали нищим.
  3. Хороводы, качания на качелях, пение, игры.
  4. Культ предков, поминовение усопших совершалось во вторник на фоминой неделе (неделя, примыкающая к пасхальной), в народе называется радуницей (от корня «рад» - блестящий, просветленный); было и другое толкование «род».

Хороводные песни сопровождали почти все праздники. Среди обрядов были волочебные обходы, волочебные песни, обряд «окликания» молодых, вьношные песни, егорьевские обряды (первый выгон скота). Существовал и особый обряд, связанный с посевом яровых. Сев надо было начать в счастливый день (но не в понедельник). В одних местах сеяли в чистый четверг, в других – 1 мая. Существовало много суеверий по этому поводу (например, не давать никому взаймы перед севом). Первый сев для крестьян – праздник, к которому серьезно готовились после масленицы. Приводили в порядок орудия труда, семена. Перед выездом в поле крестьянская семья собиралась за столом, на него ставили хлеб и соль. Некоторое время сидели молча, потом вставали и молились. Затем ехали в поле. Перед первой запашкой пахарь мылся, одевался во все чистое. Освещенные на пасху хлеб, печенье брались с собою в поле. Съедались пахарем. Оставляли в земле. Иногда произносили заговоры. Торжественно отмечали троицу и семик. Эти праздники связаны с культом растительности. Это обряды с березой. Завивали березу в семик. В четверг на седьмой неделе после пасхи, семик – седьмой. Это девичий праздник. Обычай совершали так: рано делают различные яства: яичницу, сочни, драчены, лапшу. Вся стряпня делается вскладчину. В особой избе. Продолжается до двух часов пополудни. После этого все девушки, нарядившись в лучшие платья, украсившись лентами и цветами, гурьбой идут в лес и, избрав густую, развесистую березу, начинают ее завивать. Завивали венки по-разному. Скручивали ветки вроде венка.  Перевязывали лентами березу. На троицу приходили развивать березу. Обязательным элементом была трапеза. Часто первая ложка давалась березе. Хороводы. Песни. Береза должна была передать свою силу земле, воде.  Трогательно воспевали березу. Любовный мотив преобладал: гадания о любви, замужестве. С культом света, солнца, всего живого связан праздник Ивана Купалы, который отмечается 24 июня. Солнце достигло своей наивысшей силы, и потому природа особенно могуче проявляет  свою чудесную силу: роса целебна, трава лечебна, вода очистительна  (отсюда купание, обливание, чтобы стать красивыми и сильными). Расцветает папоротник, здоровье и силу дает огонь, добытый людьми в купальскую ночь, сокровища, скрытые в земле, легко даются опытному человеку. В этот день отмечается рождение Иоанна Крестителя. Не случайно, что в Иванову ночь гадают девушки о своей судьбе. Распространенными в купальскую ночь были хождения с березой, украшенной лентами (культ дерева – олицетворение весны и лета). Устраивалась девичья (девушки готовили кашу и обходили с ней вокруг поля и съедали). После праздника Ивана Купалы наступало самое трудное время – сенокос и жатва. Народ совершал обрядовое прощание с летом – отпевание Ярилы (Костромы). Само название – Кострома – происходит от слов «костра», «кострика», что означает мохнатую верхушку трав и колосьев, то есть созревающие семена, символизирующие жизнь. Значение обряда – помочь созреванию урожая. С похоронами Яриоы заканчиваются летние хороводы и гуляния. Совершалось много ритуалов в процессе самого труда. В них был потаенный смысл. Заговаривали огурцы, чествовали сноп. Землю благодарили за урожай.

  1. Весенне-летние и осенние обряды у европейцев.

Полный расцвет природы, праздник зелени и цветов отмечается европейскими народами 1 мая. Среди цветов полезными считаются боярышник, ландыш, клевер. Французы до сих пор считают, что ландыш приносит счастье. Многие ритуальные действия, совершаемые 1 мая, имели аграрный смысл. В Греции принято в этот день плести венки, используя злаки и ветки плодовых деревьев, пучки пшеницы, проса, ветку фигового дерева с плодами. Веточку миндаля и граната, прибавляли чеснок. Гирлянды вывешивали перед домом. Венок висел целый год. Обряд установления майского дерева или столба. Дерево очищали от веток и украшали лентами, злаками. Водили хороводы. Сверху привязывали живого петуха. Ярко отмечают европейцы день летнего солнцестояния (у русских – Иван Купала, у западноевропейских народов – Сен-Жан, Св. Ян). Главная роль  отводится огню. Зажигают костры. Факельные шествия. Это следы солярного культа. В Испании, Великобритании, на Оркнейских островах обычай разводить костры. Европейцы верили в очистительную силу огня. Прыжки через костер, хождение по углям, окуривание скота и людей. В Шотландии в костер бросают кости скота (обряд). Особое место занимают обряды с водой. Обычай вызывать дождь. В Греции 20 июля, в Югославии между 23 апреля и 29 июня, в Болгарии – между пасхой и троицей. Обычай состоял в следующем: группа девочек во главе с пеперудой (нагой девочкой, закутанной в зелень, шла по деревне и полям. Участницы пели песню о бабочке (пеперуда по-болгарски значит «бабочка»). Бабочка летит на небо к богу и просит дождя, который принесет обильный урожай. Под песню пеперуда танцует с подскоками, как бы порхая, а хозяйки обливают ее водой и одаривают. В Югославии перед обходом села процессия шла на кладбище. Существовало поверье, что предки помогут. Европейцы верили в очистительную силу воды: купание, обливание, катание по росе, умывание росой. Центральное место занимают обряды с последними колосьями. Дух зерна. На уроке можно отработать материал по теме: «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники».

  1. Некоторые элементы весенне-летних и осенних обрядов у народов Восточной Азии (китайцы).

Центральное место занимает праздник Холодной пищи и Чистого света. Прощание со старым огнем и возложение нового. Дата считается по Солнцу (через 105 дней после зимнего солнцестояния – 5 апреля по европейскому календарю). Название Цинмин (Чистый свет). В основе лежит легенда о Цзе Цзытуе, верном оруженосце принца царства Цзинь (6 век).  «Оскорбленный неблагодарностью господина, Цзе Цзытуй стал жить отшельником в горах. Когда же правитель вспомнил о нем, принялся звать его на службу, тот ответил отказом. Тогда правитель приказал зажечь лес, но честный человек предпочел смерть от огня. Правитель был так тронут, что приказал народу в память о герое гасить огонь в очагах в годовщину смерти». Этот праздник связывают и с земледельческим циклом. Нарушивших запрет поддержания огня в очаге в это время ожидало наказание в виде ливня, градов. Постепенно срок запретов сокращался. Во время этого поста китайцы ели ячменную или просяную кашу, овощи, символизирующие приход весны. Из рисовой муки делали фигурки ласточек (жаворонки у русских). Было принято дарить раскрашенные яйца. Яйца – символ плодородия. Связь с пасхальными обычаями русских. Обновленный огонь должен принести людям счастье, потому эти дни были днями любви, днями выбора жениха и невесты. Праздник сопровождался шумными играми, спортивными поединками (петушиные бои, перетягивание каната). Распространены были качели (сравните с русскими). Поминали предков. Праздник Цинмин часто называли Праздником подметания могил (русская радуница). Китайцы считали, что мертвые, возвратившись в лоно природы, матери-земли, обретают семена новой жизни и оберегают семена новой жизни, обеспечат благополучие живущих. Похороны называли «возвращением в гору» (хуань шань), а посещение могил предков – «поклонением горе» (бай шань). Предкам приносили жертвы из баранины, курятины и свинины. Каждая семья имела свое кладбище рядом с полем. Летний праздник – Истинной середины (Иван Купала) – 5 день пятого месяца. Начало ян – кульминация роста светлого, активного и начало отступления силы ян перед темным началом инь. Это торжество силы янь. Потому китайцы стараются обезопасить себя от жары, от насекомых, болезней. Их волнует судьба риса. Основная зерновая культура Китая. В это время сеют рис. Отсюда обряды вызывания дождя и предотвращения засухи. Существовало поверье, что ребенок, рожденный в этот период, принесет несчастье, браки тоже будут несчастливыми. Обереги и талисманы должны оградить людей. Собирали травы в это время, считая, что они обладают магической силой. Проводили состязание «лодок-драконов». Цель состязания – вызвать дождь. Очистить людей от дурных поветрий и обеспечить плодородие. Праздник Середины осени отмечали после окончания уборочных работ. Благодарили землю за плодородие. Праздник был связан с культом Луны. Луна в китайской мифологии – символ женского начала и стихии воды. Готовили лунные лепешки из пшеничной или рисовой муки с миндалем, апельсиновой кожурой, тыквенными семечками. Поверхность лепешек украшали разными фигурками. Лунная жаба, заяц. Китайцы приносили в жертву 13 таких лепешек. Сложены они были стопкой и символизировали «полный лунный год» и  «полный круг счастья». Это и сплоченность и довольство в семье. Вечером праздничного дня били поклоны Богине луны. Это делали дети и женщины. Лунная госпожа была хранительницей секрета вечной жизни, а ее присутствие среди людей в эту ночь могло вдохнуть в них новые силы. Другие ритуалы: возжигание благовоний, жертвоприношения богам, медиумные сеансы, игрища, изготовление игрушек.

3 урок. Обобщающий урок по теме «Круглый год в календарных обычаях   обрядах». Выявить и обобщить конкретные знания по теме.

4 урок. Обобщающий урок по теме «Наиболее значимые символы в календарных обычаях, обрядах и обрядовой поэзии (русских и других народов).

Вопросы:

  1. Солнце в календарных обычаях и обрядах;
  2. Огонь в календарных обычаях и обрядах;
  3. Земля в календарных обычаях и обрядах;
  4. Вода в календарных обычаях и обрядах;
  5. Растительность в календарных обычаях и обрядах;
  6. Пища в  календарных обычаях и обрядах;
  7. Дары и жертвы в обычаях и обрядах;
  8. Ряжение в календарных обычаях и обрядах;
  9. Приметы в календарных обычаях и обрядах;
  10. Символические действия в календарных обычаях и обрядах и их смысл;
  11. Символические слова, произносимые при совершении действий в календарных обычаях и обрядах;
  12. Во имя чего совершаются символические действия и произносятся магические слова в календарных обычаях и обрядах.

Смысл совершаемого заключается в заботе об общине, семье и отдельном человеке, в заботе о сохранении связи Человека с Природой, выполнении своей великой человеческой миссии по отношению к окружающей Природе, которая вечна. Человеком, пытающимся не потерять свою первозданную связь с природой и людьми, движет любовь, в самом высшем понимании этого слова. На следующем уроке написание сочинения: «Живая природа в календарных обычаях и обрядах».  Можно предложить тему более сложную «Вещее слово в календарных обычаях и обрядах»

Дополнение

Семицко-троицкие песни

Пойдем, девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я, молодешенька,

Весь год веселешенька!

Купальские песни

Иван да Марья

В реке купались.

Где Иван купался,

Берег колыхался,

Где Марья купалась,

Трава расстилалась.

Девицы цветы щипали

Да у Ивана пытали:

«Что это за цветы?»

«Это цветы Купалы.

Девицам – умывалы,

А пареньям – воздыханья!»

Похороны Костромы

Костромушку да наряжали,

Девки весну провожали.

Пройдет весна да троица,

Все заботы скроются!

Жнивные песни

Жали мы жали,

Жали, пожинали,

Жнеи молодые,

Серпы золотые,

Нива долговая,

Постать широкая;

По месяцу жали,

Серпы поломали,

В краю не бывали,

В краю не бывали,

Людей не видали.

Рассказ Мельникова-Печерского о посиделках (из романа «На горах»)

«Заводи зазывную! – вдруг крикнула пряха из Шишинки. – Пора! Может, парни давно у ворот, да не слыша зазывной, на двор нейдут».  Зашуршали веретена, громко девки запели. Тетка Акулина суетливо бегает взад и вперед по избе, прибирая в ожидании гостей разбросанные вещи.

- Заводите, заводите, красные девицы, - говорит она, - скликайте пареньков, собирайте молодцов!

Поют девицы зазывную:

«Летал голубь, летал сизый,

Летал сизый по взгорью,

Искал голубь, искал сизый

Соей сизыя голубки»

Акулина Мироновна из красного угла переташивщи стол направо от входа в избу, покрыла его столешниками и расставила тарелки с вареной брюквой, солеными огурцами, моченым горохом, орехами, подсолнухами, городецкими пряниками, жомками, маковниками, избойной, сушеной черникой и другими лакомствами. Тут же ставлены были ломтями нарезанная солонина, студень, рубцы, соленый судак, вареный картофель. Собрались парни. Начали петь песни. Звонко пели девки, громко подпевали парни. Пели сначала песни семейные, потом веселые, дело дошло до плясовых. На славу, ровно на показ, ловчей и бойчей всех других отплясывал Илья, всех величавей павой выступала, всех красивей плечами подергивала, задорней поводила глазами и платочком помахивала Лизавета. Каждый пляшет, каждая голосит развеселую. Пошла изба по горнице, сени по полатям – настоящий содом.

Рассказ Мельникова-Печерского о встрече весны (в романе «В лесах»)

По деревне стоном стоят голоса. Весенние хлопоты подоспели: кто борону вяжет, кто соху чинит, кто в кузнице сошник либо полицу порековывает – пахота не за горами. Не налюбуются пахари на изумрудную зелень, охрани тебя, матушку, небесный царь! Уроди, господи, крещеным людям вдоволь хлебушка!» - молят мужики. Бабы да девки тоже хлопочут: гряды да огороды копают, семена на солнце размачивают, вокруг коровенок возятся и ждут, не дождутся Егорьева дня, когда на утренней заре святой вербушкой погонят в поле скотинушку, отощалую, истощенную от долгого зимнего холода, голода. Молодежь работает неустанно, о веселье забывает. Парни, девки весну «окликают». Ребятишки босиком, в одних рубашонках, по-летнему кишат на улице, бегают по всполью – обедать даже не скоро загонишь их. Жмурясь и щурясь, силятся они своими глазенками прямо смотреть на солнышко и, резво прыгая, поют ему весеннюю песню. О хороводах. «До солнечного восхода раздаются звонкие песни и топот удалых плясок на тех праздниках. Кроме дней обрядных, лишь только выдается ясный, тихий вечер, молодежь, забыв усталь дневной работы, не помышляя о завтрашнем труде, резво бежит веселой гурьбой на урочное место и до свету водит там хороводы, громко припевая, как «вокруг города Царева ходил гулять царев сын». Слышатся в тех песнях помины про Дунай-реку, про тихий Дон, про глубокие омуты днепровские, про широкое раздолье Волги-матушки, про московскую реку Смородинку».

На Пасхе усопших не поминают

Таков народный обычай, так и церковный устав положил. В великий праздник Воскресенья нет речи о смерти, нет помина о тлении. Но в русском народе верят. Верит народ, что весенний гром гремучий каждую весну поднимается от долгого сна и, сев на коней своих, - сизые тучи – хлещет золотой вожжей – палючей молоньей Мать-Сыру-Землю. Мать-Сыра-Земля от того просыпается, молодеет, красит лицо свое цветами и злаками. Все оживает – и поля, и луга, и темные рощи. Животворящая небесная стрелка будит и мертвых в могиле. Встают они из гробов и, незримые земным очам, носятся середь оставшихся в живых милых людях. Слышат гробные жильцы все, видят все, что люди на земле делают, слово только молвить не могут. Как не встретить дорогих гостей? Как не помянуть? Радуются они. Радуется и все живое племя, расставляя снеди на могилах, для совершения тризны. От того и день зовется «Радуницей».

Рассказ Шейна

Этот древний обычай совершается так: рано готовят девушки, кто желает участие принять в обряде яичницу, сочни, лапшу. Все делают вскладчину. До трех часов пополудни. После этого, нарядившись в лучшие платья, украсившись лентами и цветами, идут в лес. Выбирают красивую березу. Начинают ее завивать. Шелковый поясок перевязывают березу  у корня. Все делают молча. Нарядив березу, поют песни. Придя домой, съедают сделанное ранее. Расходятся по домам. В народе говорят, что завивать березу – большой грех, потому это держат втайне. (канун Троицына дня). В Троицын день все ходят к обедне. Девушки после церкви надевают лучшие платья, на голову надевают свежие березовые венки и идут развивать березу. Садятся в кружок вокруг березы. Кто-нибудь срубает березу и устанавливает ее посреди кружка. Девушки подходят к березе и украшают ее лентами, цветами. Далее шествие девушек парами, а посредине несут березу. Обносят дерево вокруг всей деревни. На одной из улиц ставят ее и водят хороводы. Тут к ним присоединяются к ним парни. В промежутках песен играют в лапту, потом девушки приглашают к себе на ужин парней. После ужина поют песни на улице до поздней ночи. Затем бросают березу в реку, венки срывают с головы и тоже бросают в реку. Ленты, которыми завивают березу, сохраняются девушками для перевязывания венчальных ветвей.

Рецепты изготовления ритуальных блюд

  1. Колядки. Их готовят из пресного теста (мука ржаная 1кг, вода или молоко 500 гр, соль 8 гр) пресное ржаное тесто раскатывают, режут на квадраты, края загибают, защипывают углы так, чтобы получилась плоская коробочка. Ее наполняют различными фаршами и выпекают. Фарши для колядок: творог растирают с яйцами и сахаром; вареный горячий картофель толкут и разводят молоком, добавляют яйца, сметану и перемешивают; к клюквенному варенью добавляют муку.
  2. Кутья пшеничная. Целые зерна пшеницы перебирают, моют, заливают холодной водой (6-7 л на 1 кг), варят до размягчения и откидывают. Мед разводят с водой, заливают сваренную пшеницу, доводят до кипения и охлаждают. (пшеница или пшеничная крупа 60 г, мед – 200г, вода – 800г)
  3. Жаворонки. Из дрожжевого опарного теста раскатывают жгут. Сворачивают его узлом, одному концу жгута придают вид головки птицы и из изюма вставляют глаза. Другой конец формуют в виде хвоста, расплющив его и сделав надрезы. (мука 60 гр, сахар 7,5 г, сметана 20г, яйцо 10г, соль, вода)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм(часть первая)

Эта презентация ознакомительного характера.  Подходит для 4-5 класса, изучающих на уроках ИЗО основы русского искусства. Целиком презентации включает в себя три типа русского костюма и орнамент. ...

Разработка погружения 2 к программе «Словесность». Модуль 1. ТЕМА: "Волшебная сила слова. Слово как часть речи. Имя прилагательное".

Методическая разработка одного из погружений авторской программы "Словесность" (Т.В.Гаммершмидт, Ю.А. Зуевой). Интерес к материалу может быть быть вызван в связи с тем, что преподавание предмета ведет...

Программа "Уроки словесности в 10 -11 классах" ( 1 часть)

Программа по русской словесности предназначена для проведения уроков русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе. В ней раскрывается основное содержание учебной деятельности на уро...

Народная словесность

Календарные обряды и обрядовый фольклор...

Курс "Народная словесность"

Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор...

"Словесный фольклор как феномен народной художественной культуры Белгородчины"

Цель мастерской: коснуться глубинных слоёв духовной жизни личности, формировать у слушателей способность и готовность искать и находить собственную дорогу духовных ценностей....

«Русская словесность в 3-х частях» (модулях) Часть 2

Данное учебное пособие для разновозрастных учебных групп в составе 7-9 классов общеобразовательных организации с разновозрастным обучением....