Урок литературы в 11 классе "Футуристы и футуризм"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Олефиренко Светлана Николаевна

Урок помогает разобраться в литературных направлениях начала 20 века, дает представление о творчестве поэтов-футуристов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл futuristy_i_futurizm.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

Футуристы и футуризм (урок литературы в 11 классе)

Цели: дать понятие о футуризме; показать взаимосвязь живописи авангарда и русского футуризма, сделать обзор творчества поэтов-футуристов, продолжить работу над умением вдумчиво читать и анализировать поэтический текст, формировать бережное отношение к поэтическому слову.

Оборудование:

романсы А. Вертинского «Танго» , «Магнолия», «Лиловый негр», «Маленькая балерина», «Желтый ангел», «В синем и далеком океане...»;

репродукции картин П.Пикассо «Музыкальные инструменты», К.Малевича «Спортсмены», А. Экстер «Город ночью», «Беспредметная композиция», П. Филонова «Германская война», Д. Бурлюка «Лошадь-молния», Н. Гончаровой «Велосипедист» и др.

Ход урока.

Вступительное слово.

А.Блок говорил: "Неразлучные в России живопись, музыка, проза, поэзия... Вместе они образуют единый мощный поток, который несёт в себе ношу национальной культуры".

В нашем сегодняшнем уроке тоже переплетутся разные виды искусства. На примере живописи, музыки, поэзии мы познакомимся с понятием футуризм, узнаем историю его возникновения и развития в России, познакомимся с особенностями поэтического творчества футуристов.

В начале урока мы вспомним уже известные нам поэтические направления начала 20-го века:

Что было прежде - то и будет впредь,

А то, что было, - человек забудет,

Покуда существует эта твердь,

Вовек под солнцем нового не будет.

                                                    Экклезиаст

Мы живем в начале ХХI века и думаем о том, что он принесёт нам новую жизнь, что в ХХI веке жить так, как жили раньше, нельзя. Наверное, то же самое думали люди, вступая в век двадцатый. Но мудрые слова Экклезиаста говорят о том, что всё повторяется. Мы идём по кругу. Давайте на миг замкнём круг и вернёмся к началу ХХ века:

1. Символизм

Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю...

Я всё уединённое,

Неясное люблю.

Я - раб моих таинственных,     Необычайных снов...

Но для речей единственных Не знаю здешних слов.

                                         3.Гиппиус

• О каком литературном направлении говорится в этом спшхотворении?

• Дайте характеристику символизму (где и когда возник, какова цель, каковы характерные черты символизма)

(Ученики рассказывают об этом направлении по плану: место и время возникновения, цели и задачи, которые ставили перед собой символисты, краткий девиз, характерные черты (в дальнейшем этим же планом пользуются при характеристике акмеизма и футуризма). На доске и в тетради появляется краткая запись:

• возник во Франции во второй половине ХIХ века, в Россию пришёл в 90-х годах; • цель - вывести искусство из глубокого кризиса; • девиз - слова Гёте: "Всё преходяще, есть только символ";

• характерные черты: попытка познать запредельную суть мира, отсюда интерес к мистическому, символическому;

• создание собственного поэтического языка, музыкального в своей основе,
построенного на тончайших, мерцающих смысловых обертонах слова.

2. Акмеизм

Дверь полуоткрыта,

Веют липы сладко...

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.

Радостно и ясно  -

Завтра будет утро,

Эта жизнь прекрасна,

Сердце, будь же мудро

.

                                                                                      А.Ахматова

  • Представителем какого литературного направления была А.Ахматова?
  • Дайте характеристику этому направлению.

Учащиеся характеризуют это направление:

• возникло в России в 1910-е годы;

• цель - вернуть слову зримую точность; • девиз: "Искусство тем прекрасней,

          Чем взятый матерьял бесстрастней -

          Стих, мрамор иль металл". (Т.Готье)

• акмеизм движется от идеи - к конкретному образу, от запредельного - к обыденному, от вечности - к истории, от Вечной Женственности - к мужскому началу; мир снова полон красок, звуков, форм; в произведениях акмеистов -зримая точность, реализм подробностей, достоверность, доведённая до виртуозности

Восхищались: "Символист!" И кивали головами...

Оставлял стан дартныиi лист С нестандартными словами. Задыхались: "Акмеист!"

И качали головами...

В.Малышев.

Горный воздух свеж и чист С настоящими словами. Восклицали: "Футурист! " И стучали головами... Оставлял корявый лист

С нестандартными словами.

Нестандартность на фоне привычного - вот первое ощущение от столкновения с футуризмом.

Футуристы и футуризм - тема нашего урока. Запишите её в тетрадь.

Футуризм отрицал традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии), в поэзии разрушал естественный язык.

Источником футуризма в России является западноевропейское искусство. Посмотрите фрагмент учебного фильма, в котором рассказывается о футуризме в западноевропейской живописи.

Сообщение учащегося.

В России футуризм   на первых порах  проявился в живописи, а только потом - в поэзии. Художественные поиски братьев Д. и Н. Бурдюков, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, А. Экстер, Н. Кульбина, М. В. Матюшина и других 1908-1910 гг. были как бы художественной предысторией русского футуризма.

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, у которого заимствовал цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял многие элементы формы и приемы организации художественного пространства. Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения. Наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет движение - кубофутуризм, стремившийся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени). Близость к «машинной» ритмике произведений русских кубофутуристов (прежде всего,  работ К. С. Малевича того же периода). Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения.

Эстетические взгляды художников - авангардистов:

  • Мы предлагаем освободить живопись от рабства перед готовыми формами действительности и сделать её, прежде всего,  искусством творческим, а не репродуктивным. Эстетическая ценность беспредметной картины в полноте её художественного содержания. Навязчивость реальности стесняла творчество художника и в результате здравый смысл торжествовал над свободной мечтой, а слабая мечта создавала беспринципные произведения искусства - ублюдки противоречивых миросозерцаний. (Журнал «Супремиус», 1919)
  • Я порвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое, за мной, товарищи-авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма. Я победил подкладку цветного неба, сорвав, и в образовавшийся мешок вложил цвета и завязал узлом. Плывите! Белая свободная бездна, бесконечность перед вами. (К. Малевич)
  • Все существующие течения пошлите ко всем чертям и действуйте, как исследователь-натуралист.
  • Знайте, что самое высшее содержание картины - это её сделанность. Это является её высшей ценностью и критерием (П. Филонов)

Итак, мы познакомились с вами с футуризмом в живописи, а теперь поговорим о футуризме в поэзии.

Футуризм в литературе

Сообщение учащегося

В искусстве поэтического слова расцвёл футуризм - течение, родственное формотворческим экспериментам в живописи.

Футуризм как литературное направление родился в Италии. Его теоретиком был известный публицист и философ Ф.Т.Маринетти. Именно ему принадлежат главные идеи футуристических манифестов, воспевающих дерзость и бунт, агрессию и отвагу. В 1909 г. итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал "Первый манифест футуризма", в котором он провозглашал смерть старого искусства и рождение нового, призванного спасти мир. Это новое искусство Маринетти именовал футуризмом (от лат. futurum- "будущее").

Русский футуризм возник как самобытное художественное течение. В то же время кое-что его представители заимствовали и у итальянцев. На сером фоне начала второго десятилетия 20 века русский футуризм был необходим, как смутное предчувствие мировой войны  и неизбежности революции после нее.

Временем рождения русской футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей", его авторами были Д, Бурлюк. В Хлебников и В. Каменский. Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты скоро составили наиболее влиятельную в этом течении группу "кубофутуристов", или поэтов Гилеи. Кроме того, заметными группами были "эгофутуристы"

(И. Северянин, И. Игнатьев. В. Гнедов и др.) и объединение "Центрифуга" (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и и др.). Подобно другим модернистским течениям, футуризм был неоднороден, а полемика внутри футуристических группировок была особенно непримирима.

Футуристы выступили в конце 1912 года с необыкновенно крикливой декларацией-манифестом «Пощечина общественному вкусу», подписанной

 Д. Бурлюком, А Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. Они заявили:

• «Только мы - лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве

• Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов...

• Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности..."

Этии эпатирующие публику тезисы, выражение "ненависти к существовавшему до них языку", презрения к "Здравому смыслу" и "Хорошему вкусу" принесло поэтам скандальную славу и известность.

В манифесте из сборника «Садок Судей» (1913) программа футуристов была конкретизирована:

• отрицание грамматики, синтаксиса, правописания;

• новые ритмы ы, рифмы, размеры стиха;

• новые слова и новые темы;

• презрение к славе: "нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни".

Футуристы осознавали себя представителями антикультуры и на этом пытались строить искусство будущего». Задумано было перестроить русскую словесность, освободиться от «слова как такового», разрушить синтаксис и грамматику в целях беспредельной свободы творца-поэта, изобретателя, фокусника, создать «заумный язык», который есть « грядущий мировой язык в зародыше». Футуристы отрицали категорически весь предшествующий

 поэтический опыт, проповедовали принцип «самовитого» слова, призывали к любованию словом вне зависимости от смысла.

  • В качестве иллюстрации прослушайте стихотворение В. Каменского «Жонглер», которое записано на доске.

Згара-амба. Згара-амба. Згара-амба. Амб.

Амб-згара-амба.

Амб-згара-амба.

Амб- згара- амба.

Амб.

Шар- шор- шур-шир.

Чин-драк -там - дззз.

Шар-диск. Ламп-диск. Брось-диск. Иск-иск-иск-иск.

Пень. Лень. День. Тень.

Перевень. Перемеиь.

Пок. Лок. Док. Ток.

Перемок. Перескок

Рча-рча. Амс.

  1. Почему стихотворение называется Жонглер»?
  2. Как проявляется в нем смысл «самовитого слова»?

«Слово прекрасно само по себе», - считал один из создателей русского футуризма Давид Бурлюк и призывал не увлекаться созданием слов-образов, а «барахтаться в баюкающих, скачущих волнах гласных». В стихах поэтов этого направления часто наблюдается набор гласных. Например, слово «лилия» - безобразно, по понятию футуристов, потому что его истрепали. Придумывается новое словом « еуы» - и лилия вновь чиста и прекрасна. Футуристъг занимались «словотворчеством и словоновшеством», обращались к фольклорно-мифологическим первоначалам, когда язык был «счастью природы, экспериментировали над звуковой графикой, гротескно смешивали стили и жанры.

Об этом мы поговорим чуть позже, а пока запишите краткую характеристику футуризма как литературного направления.

Записать в тетради Краткая характеристика футуризма:

  • Возник в конце, ХIХ века, в России - с 1910-х годов;
  • цель - провозгласить и утвердить новое искусство, искусство будущего;
  • девиз: "А один говорил: «Дыр, бул, щыл!»

        В ожидании гнева Господня".

Е.Рейн

  • характерные черты: разрушение традиций в языке, в форме произведения, желание

дать новое название вещам, словотворчество, коренные сдвиги в поэтическом синтаксисе и ритмике, внимание к звуковой стороне стиха.

Футуристы не церемонились со словом, оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных, разрушенных слов. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии, хотя дальше поэтического контекста слова эти не пошли: "могатырь", "лгавда", "будрецы", "творяне" (Хлебников), "огрезить", "ветропросвист", "грезэрка", "стоэкранно" (Северянин). Тот же Северянин мастерски играет словами, прославляя Ф. Сологуба, введшего его в литературу: "Он - чарователь, чаровальщик, !! Чарун, он - чарник, чародей...".

Похожий эксперимент проводит В Хлебников в "Заклятии смехом" (1910):

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами,

Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных -смех усмейных смехачей!

  • Какие неологизмы использует Велимир Хлебников в этом  тихотворении? Запишите их в тетрадь.

Стихотворение восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор. Была попытка создать особый, "заумный" язык: "Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне- речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями» (декларация футуристов "Слово как таковое"). Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению "речетворцев", обладает определенной семантикой (смыслом).

Знаменито "заумное" стихотворение В. Хлебникова:

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови,

Лиэээй - пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-его соответствий Вне протяжения жило Лицо.

  • Каково значение звуков в этом стихотворении? Что мы слышим, произнося «заумные» слова?

Язык стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использовал живой символ -птиц. (Между прочим, отец Хлебникова был орнитологом.) Этот символ, считал поэт, должен передать движение времени. Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык символизировал связь между народами и континентами. "Заумный" язык для Хлебникова - язык будущего, способный служить объединению людей.

Описывая лицо при помощи «заумного», «всеземлянского» языка, В.Хлебников показывает лицо не в двухмерном и не в трёхмерном пространстве, а как будто бы вне времени и пространства, в движении. Пока звучит пение птиц, человек жив.

 Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922) был в среде своих соратников безусловным авторитетом. Хлебников видел мир с неожиданной стороны, взгляд этот, с одной стороны, по-детски свеж и наивен, с другой - аналитичен. Есть у него стихотворения, совершенно не похожие на "заумь", простые и глубокие:

Мне мало надо!

Краюшку хлеба

И каплю молока.

                                                    Да  это  небо,

                                           Да эти облака!

                  1912

Со времени своего появления футуризм «развлекал» только недальновидных. Строгих ценителей поэзии он беспокоил, как явное разрушение классики. Яростнее всех символистов на футуризм обрушился Бальмонт, а из акмеистов - Гумилев. В. Брюсов же уловил в манере футуристов если не мастерство, то нужность новых форм, ломающих прежние..

Игорь Северянин

В поэзии начала века эгофутурист Игорь Северянин - фигура своеобразная и противоречивая. «Эго» - свидетельство его личной независимости и самостоятельности в языке. Его называли «жеманным», отмечали пристрастие к «безвкусному» содержанию, увлечение иностранными словами и именами, ложную, балаганную красивость, декоративность, вычурность. Он тоже ломал привычные формы, но по-своему.

Чтение и анализ стихотворения И. Северянина. КВАДРАТ КВАДРАТОВ

Никогда ни о чем не хочу говорить...

О, поверь! - я устал, я совсем изнемог... Был года палачом,- палачу не парить... Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог...

Ни о чем никогда говорить не хочу...

Я устал... О, поверь! Изнемог я совсем... Палачом был года - не парить палачу... Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм.. .

Не хочу говорить никогда ни о чем...

Я совсем изнемог... О, поверь! я устал... Палачу не парить!.. был года палачом... Меж поэм и тревог, точно зверь, заплутал...

Говорить не хочу ни о чем никогда! .. Изнемог я совсем, я устал, о, поверь! Не парить палачу! .. палачом был года! ..

Меж тревог и поэм заплутал, точно зверь!..

1910

  • Чем необычно это стихотворение? О чем оно? Почему называется ((Квадрат квадратов»?

Северянин был очень популярен. Когда он читал свои стихи (он называл их «поэзами»), женщины забрасывали его цветами и останавливали уличное движение. Сам он писал, будучи в эмиграции: «Вечный праздник, беззакатное торжество! Цветы! Слава! Влюбленные женщины! И денег - золотой дождь».

Вот мнение современника: «Северянин пошло, безвкусно кривлялся в своих поэзах... У него - сплошное оголтелое издевательство над русским языком, паясничество и непонятность. Квалифицированные критики не признавали его, а славу ему создали истерички-курсистки и восторженные юнцы.

Поэзия Северянина очень музыкальна: Повтор звуков, напевность, игра цвета были характерны и для песен начала ХХ века А. Вертинского (прослушивание песни по выбору): «Танго «Магнолия», «Лиловый негр» , «Маленькая балерина» , «Желтый ангел», «В синем и далеком океане... »).

Песни Вертинского перекликаются со стихами Северянина. В 1910-х годах, когда

на полях Европы уже шли кровопролитные сражения первой мировой войны, а здесь в Петрограде, в «Павильоне де Пари», «расцветали» экзотические, хрупкие, как диковинные цветы, песенки Вертинского, которые казались обреченными на мимолетное существование. Но было что-то подлинное, затрагивающее сокровенные струны сердца в этих неповторимо-личных, подчас сентиментальных, подчас фривольно-шутливых, иногда салонно-изысканных» песнях; было что-то неподвластное Молоху времени, находившее столь разных, но неизменно благодарных слушателей.

Когда Вертинский только начал выступать, уже остро ощущалось приближение невиданных катастроф и неслыханных мятежей. Миру нежных песен приходил конец. Мир маленьких пажей и балерин, фей и сказочных городов, где возникают лишь любовные бури, должен был неизбежно рухнуть. И Вертинский оплакал это крушение. Вертинский мог быть и страстнo-влюбленным, и печально-разуверившимся, и надменно-язвительным, и по-мудрому добрым. Успех его был ошеломляющим. Песни Вертинского были широко известны и популярны: «Маленькая балерина» , «Джимми-пират» , «Танго "Магнолия"», «Желтый ангел», «Над розовым морем», «Фея», «Сероглазый король» , «Пан и Ирена» и другие. Но песни декадентствующего Пьеро не могли звучать в стане большевиков. И волна первой эмиграции смыла артиста вместе с белой армией.

Обобщение учителя

Русский футуризм был многолик, мы убедились в этом. Он по-разному проявился в литературе и искусстве. Такие яркие индивидуальности, как Хлебников, Маяковский, Каменский, Северянин, нашли свой способ самовыражения с помощью системы приемов, названных ими «футуризмом». Но их творчество - шире манифестов и деклараций, хотя новаторские приемы футуристов навсегда остались в их поэзии.

Новаторы слова жили будущим, приближали его в своих произведениях, своими творческими открытииями они обогатили русскую поэзию ХХ столетия.

Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закреплялись разрушительные импульсы футуризма, но в перспективе футуризм послужил и созидательньпи художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе.

Домашнее задание:

Повторить темы: «Символизм», «Акмеизм», «Футуризм»; выучить наизусть (по выбору) стихотворение И Северянина (или другого поэта-футуриста), проанализировать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 11 классе "Владимир Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство."

В  конспекте урока дано представление о раннем творчестве В.В.Маяковского, его новаторском характере. Показано влияние футуризма на творчество поэта, рассмотрен образ лирического героя раннего тв...

Урок литературы в 11 классе по теме "Н.Гумилёв. Футуризм. Поэзия серебряного века"

Урок рассчитан на 2 часа, содержит теоретический материал по футуризму, поэзии Серебряного века, сведения из биографии Н. Гумилёва. Знакомит  с лирическим героем поэзии Гумилёва, с экзотическим в...

Урок литературы в 11 классе по теме «Пощечина общественному вкусу». Футуризм» Часть 1

Урок литературы в 11 классе по теме «Пощечина общественному вкусу». Футуризм». Форма урока - интерактивная лекция с применением мультимедиа-технологии обучения. Интерактивность дает учащимся возможнос...

Урок литературы в 11 классе по теме «Пощечина общественному вкусу». Футуризм» Часть 2

Урок литературы в 11 классе по теме «Пощечина общественному вкусу». Футуризм». Форма урока - интерактивная лекция с применением мультимедиа-технологии обучения. Интерактивность дает учащимся возможнос...

презентация к уроку литературы по теме "В.В. Маяковский и футуризм"

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме "В.В. Маяковский и футуризм"...

Урок литературы в 11 классе "Футуризм как литературное направление".

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления....

Урок по литературе на тему "Русский футуризм начала 20 века"

Урок создан  с целью знакомства учащихся  с футуризмом - одним из самых ярких авангардистских литературных направлений начала 20 века. В разработке показаны отличительные черты, а также...