Урок-суд
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Шаова Любовь Юрьевна

Сегодня мы поведем разговор о замечательной книге А.Приставкина «Ночевала тучка золотая».Эта повесть впервые была напечатана в журнале «Знамя»,1987 г.,№ 34.Она никого не оставила равнодушным, много о ней появилось отзывов.

Писатель,обращаясь ко всем учителям,написал:«Спасибо за высокую оценку моей повести.Нижайший поклон тем,кто прививает интерес к серьезному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Кто виноват в трагедии судеб героев повести          А.Приставкина "Ночевала тучка золотая?"

                                     (Урок – суд )

Цель: 

1. Познакомить с содержанием повести.

2. Воспитывать чувства сопереживания, сострадания.

 3. Формировать собственную читательскую позицию.

 4. Прививать навыки самостоятельного анализа произведения, поступков героев.

5. Продолжать работу над воспитанием интернационализма.

                                                   Ход урока.

                                                                                          «У меня сегодня много дела,

                                                                                           Надо память до конца убить,

                                                                                           Надо, чтоб душа окаменела,

                                                                                           Надо снова научиться жить».

                                                                                                                         А. Ахматова.

1.Вступительное слово учителя:

 Сегодня мы поведем разговор о замечательной книге А.Приставкина «Ночевала тучка золотая».Эта повесть впервые была напечатана в журнале «Знамя»,1987 г.,№ 34.Она никого не оставила равнодушным, много о ней появилось отзывов.

Писатель,обращаясь ко всем учителям,написал:«Спасибо за высокую оценку моей повести.Нижайший поклон тем,кто прививает интерес к серьезному чтению.Учителя-люди святой профессии,перед которой я преклоняюсь…». Что же это за книга,которая так сильно подействовала на читателя?Очень хорошо оценил её Л.Жуховицкий: «Повесть о том,как в конце войны часть детдомовцев из голодного Подмосковья вывозили на Северный Кавказ.Эта идея,вроде гуманная , обернулась,увы, невиданной жестокостью.Ведь в ту же пору с Северного Кавказа преступной волей Сталина отправляли в ссылку целые народы.Часть коренных жителей, не знавшая за собой никакой вины и просто не понимавшая происходящего(да и кто бы понял!),отчаянно цеплялись за дедовскую землю…Солдаты выполняли приказ,уверенные,что наказывают врагов.Горцы сопротивлялись как могли… И в этом братоубийственном безумии закрутило,как щепки в омуте,детей из Подмосковья,сирот и полусирот,бедных зверенышей страшной войны!Звучали выстрелы,гибли люди,Гибли дети…Пересказывать повесть бессмысленно,ее нужно читать.Она реалистична,быт в ней убедителен и точен,кровь выглядит,как кровь,и грязь,как грязь. Финал повести потрясает.Взрослые граждане одной державы,но разных национальностей преследуют,даже убивают друг друга,а дети разных национальностей братаются.Русский мальчик и мальчик-чеченец поочередно спасают друг друга и действительно становятся братьями:по наивному и мудрому детскому обычаю,они,надрезав пальцы,смешивают кровь… Все люди-братья.Мне не легко вспомнить книгу,где эта мысль была бы выражена с такой художественной мощью».

************ (Звучит «Реквием»Моцарта)*****************

I. Представление  судьи, пострадавших, защитников, обвинителей, свидетелей. Это ученики - ассистенты. Остальные учащиеся сидят в "зале суда" - в классе. Защитники и обвинители могут быть представлены группой из 3-4 человек.

 II. Начало заседания суда. 

СУДЬЯ: 

Встать, суд идет". (Все рассаживаются).

• Слушается дело обвиняемых, братьев Кузьминых - Александра и Николая, а также мальчика-чеченца - Алхузура.

1. Братья Кузьмины обвиняются в воровстве.

2. Чеченец - в убийстве Александра Кузьмина.

3. Мальчик Алхузур в соучастии преступления.

• Просим свидетелей и очевидцев ввести зал суда в курс дела.

 III. Свидетели и очевидцы.

 Автор и его помощники рассказывают о жизни Кузьминых - Кузьмёнышей - в Томилинском детдоме.

(Вставка:выступления детей)

      ЖИЗНЬ КУЗЬМЕНЫШЕЙ.

1. Голод.

2. "Рабство" за кусок хлеба" ".

3. Подкоп в хлеборезку.

4. Провал операции.

5. На "Кавказ"

6. Дорога на Кавказ. Воровство на рынке.

7. Странный Кавказ.

8. Воровство на консервном заводе.

9. Работа на подсобном хозяйстве.

10. Налет чеченцев.

11. Гибель Сашки.

12. Знакомство с Алхузуром.

 13. Вместе в одном детдоме.

(Это знакомство "автора" и его помощников с содержанием повести необходимо, так как в зале могут присутствовать учащиеся, не читавшие этой повести. Знакомство с содержанием по данному плану можно оформить как монтаж, под музыку, учащиеся - "авторы" рассказывают близко к тексту).

 Обвинитель:

 Я считаю Кузьминых виновными. Они замыслили украсть в хлеборезке 3 булки хлеба! Да, было голодно, но не они одни голодали: шла воина, страна бедствовала поэтому и в детдоме был голод. Но это не оправдание.

 Защитник: 

Я опровергаю обвинение. Послушайте обвиняемого Николая Кузьмина

 Обвиняемый: 

В детдоме было голодно не только потому, что шла война, а от того, что воровали повара, взрослые детдомовцы-"паханы- и даже директор. Три булки - это по нашим подсчетам – это то, что у нас крали каждый день. Директорский дом от детдомовцев охраняли псы, их нужно было кормить, да еще родственники...А мы из-за голода продавались в рабство: за кусок отданного тебе хлеба ты должен был выполнять разные поручения, иногда опасные.

(Судья вызывает директора детдома.)

 Директор: 

Когда обнаружился подкоп в хлеборезку, я вызвал саперов, то те сказали, что такое нельзя было сделать без техники и специальной подготовки. А я сразу подумал, что это мой детдом, мои чудотворцы сотворили. Они и не такое могли... А Кузьмины были недисциплинированными, да и откуда взяться дисциплине, ведь их родители - государственные преступники - находятся в Сибири, и о них ничего не известно. Мальчики были отданы в детдом очень маленькими. К тому же учились они очень плохо.

Учительница литературы: 

Тяжело было работать с детдомом в военное время. Дети голодные, озлобленные. Как-то читала им о Кутузове, который перед боем ел цыпленка. Кутузов ел нехотя, так как думал о бое предстоящем, а дети чуть не засвистели от возмущения, стали кричать, что писатели вруны, надо же, крылышко не пошло, что они за крылышком куда угодно бы побежали. Кузьмины посещали школу нерегулярно, когда делали подкоп, ходили на урок по очереди: кто в классе, кто копал, непонятно. Они похожи, я их путала. Помню, однажды на уроке читала стих Лермонтова "Утес", а один из братьев был на уроке, так он заявил: "Ни фига себе сочиняют! То про цыпленка, то про тучку, которая ткнулась в утес!" А ведь я объясняла, что это стихотворение - об одиночестве, тоске.

Защитник: 

Бедные дети, боясь разоблачения, они согласились ехать в новый детдом на Кавказ. И не знали, что ехали в опасное место. На Кавказе произошла трагедия: по приказу Сталина выселили народы, в том числе и чеченцев, обвинив их в предательстве,в пособничестве фашистам. Сейчас эти народы восстановили свое доброе имя. а политика, проводимая Сталиным, оценена, как культ личности, эта политика террора репрессий. Многие чеченцы не подчинились приказу, убежали с семьями в горы, прятались там. Но подошедшие войска закидывали в горах детей, стариков, женщин- чеченцев, не захотевших покинуть родную землю....гранатами. Живых чеченцев не вывозили, вывозили трупы. Озлобленные чеченцы мстили тем, кто по приказу Сталина стал расселяться в этих местах: в чужих домах, учреждениях. Под эту месть, пусть неоправданную, попали Кузьмины.

Обвинитель:

 Мы выслушали горячую речь в защиту обвиняемых. Но теперь послушайте пострадавших.

Пострадавшая: 

Я продавала на рынке в Воронеже батоны хлеба и мед. Все свое, хозяйское, так эти братья у меня украли батоны, 2 куска хлеба и 2 куска меда. Я их не смогла догнать, только у одного, запрыгнувшего в поезд последним, штанину оторвала. А догнала бы- то, ... ух!

Защитник: 

Протестую. Прошу слова обвиняемому.

 Обвиняемый Николай Кузьмин:

 В дороге мы голодали, директор получил приказать одеть нас хорошо и выдать пайки на 5 суток, а он с Сашки снял пальто, одел на меня, а мой пиджак одел на Сашку, потом сунул по куску хлеба и все...А тем батоном мы долго питались, выели только мягкую середину, получился сосуд, на других остановках, на рынке мы просили налить в него сметаны или ряженки, потом, не сходясь в цене, плевали, но что-то оставалось, и мы это что-то соскребали пальцами. И мед мы долго ели, а рубаху, испачканную медом, обсосали. Смешно, но было так, был голод... Защитник вызывает свидетеля. Свидетель Регина Петровна, воспитательница детдома на Кавказе. Дети в дороге долго голодали, поэтому воровали. А когда стали подъезжать к Кавказу, то на остановках дети тащили с огородов все: кукурузу, тыкву, (ее жевали как яблоки вместе с кожурой), огурцы, морковь, свеклу, подсолнухи, кабачки, думая, что такие огурцы. Скоро весь эшелон заболел: дизентерия. Были смертельные исходы. Очень сильно заболел и Сашка, его хотели оставить в этом городе, но Коля попросил меня не разлучать их; Я взялась лечить Сашу под свою ответственность.

Судья: 

А воровали ли братья на Кавказе?

Регина Петровна:

 Да, это не удивительно. На 500 человек дали немного и продуктов: муки, мы варили баланду; собирали крапиву, из нее тоже готовился суп. Но скоро и это кончилось, продуктов не давали, и дети перешли на воровство. Хорошо еще, что огороды чеченцев как раз поспели. и дети ели много овощей, фруктов, картофеля. Но соли и хлеба не было.

Судья: Известно, что братья воровали и на консервном заводе?

Регина Петровна

 Я же сказала, дети не доедали, привыкли к этому. боялись что так будет и зимой, когда ни моркови, ни картофеля на огороде, вот и воровали икру и джем про запас.

Защитник:

Я вызываю свидетеля тётю Зину, работницу консервного завода.

Свидетель тётя Зина:

Как сейчас вижу этих голодных ребятишек.Когда я их угостила баклажанной икрой, они не хотели ее есть из-за желтого вида. ж есть они никогда ее не ели. А потом назвали икру "блаженной". Они молниеносно съедали все, что им не давали. Однажды я им несколько банок повидла подряд дала, они только-только на четвертой притормозили, стали есть медленней. И такие маленькие... работали... Как сейчас помню: в первый день, по-воровски, вес детдомовцы из мешка сахар таскали пригоршней скорей в рот Нам жалко... Делали вид, что не замечали.

Судья:

 У меня вопрос к свидетелю Регине Петровне. Как вы не доглядели братьями? На подсобном хозяйстве они были под затеи опекой, под вашей ответственностью?

 Регина Петровна: На подсобном хозяйстве мальчики отъелись, помягчели, очень хорошо и дружно мне помогали: пасли коров, мололи зерна, делали овощные запасы на зиму, для детдома.. У нас было несколько коров; с удоев получали сыр, творог. Все это мальчики с Демьяном, помощником – инвалидом, возили в детдом. В тот трагический день, накануне справив мальчикам первый раз в их жизни день рождения (это было 17октября 1933 год), они повезли как всегда молочные продукты в детдом. Откуда звать, что чеченцы, спустившись с гор, в отместку за гибель своих детей, жён, напали на поселок, детдом, убили директора детдома, жителей и детдомовцев. Знала бы, не отпустила...

 Судья:

 Вызывается свидетель Демьян - помощник на подсобном Почему дети, находящиеся под вашим присмотром, разбежались в разные стороны, вы их не защитили, в результате один убит - Александр Кузьмин?

Демьян:

 Я к мальчикам был привязан очень, полюбил... Смышленые были... А спасти я не мог. Собой закрывать - глупо. И меня и их бы порезали. Я, когда чеченцы налетели на лошадях, крикнул, чтобы прятались в кукурузе, отсиделись, не шевелясь, поодиночке. Александр не побежал, испугался, должно быть, а кукуруза шевелилась, вот и выдала его. Поймали его чеченцы. Порезали. Судья вызывает свидетеля Николая Кузьмина:

Свидетель Николай: 

Я от страха замер в кукурузе, лошадь возле меня вздыбилась, заржала, чеченец дальше помчался, наверное, за Сашкой. Когда он ускакал, то я бросился бежать, споткнулся, упал, потерял сознание и пришел в себя только утром. А потом нашел Сашку на заборе, порезанного, с кукурузой во рту и в животе…

Учитель: Сцена распятия Сашки

 «Колька побежал по улице,прямо к Сашке,а сам подумал,что хорошо бы потихоньку,пока Сашка ловит ворон,это с ним и прежде бывало,зайти со стороны забора да и гаркнуть во весь голос:»Сдавайся,руки вверх –я чечен!»Но на подходе стал замедляться сам собой шаг:уж очень странным показался вблизи Сашка,а чтотв нем было такого странного,Колька сразу понять не мог.То ли он ростом выше стал,то ли стоял неудобно,да и вся егоидолгая неподвижность начинала казаться подозрительной.Колька сделал еще несколько неуверенных шагов и остановился.Ему вдруг стало холодно и больно,не хватило дыхания.Все оцепенело в нем,до самых кончиков рук и ног.Он даже не смог стоять,а опустился на траву,не сводя с Сашки расширенных от ужаса глаз.Сашка не стоял,он висел,он висел,нацепленный под мышками на острия забора,а из живота у него выпирал пучок желтой кукурузы с развевающимися на ветру метелками.Один початок,его половинка,был засунут в рот и торчал наружу толстым концом,делая выражение лица у Сашки ужасно дурашливым,даже глупым.Колька продолжал сидеть.Странная отрешенность владела им.Он будто не был самим собой,но всё при этом помнил и видел.Он видел,например,как стая ворон стережет его движения,рассевшись на дереве;как рядом купаются в пыли вёрткие серые воробьи,а из-за забора вдруг выскочила дурная курица,напуганная одичавшей от голода кошкой.Колька попытался подняться.И это удалось.Он пошел,но пошел не к Сашке,а вокруг него,не приближаясь и не отдаляясь.Теперь,когда он встал напротив,он увидел,что у Сашки нет глаз,их выклевали вороны.Они и щеку правую проклевали,и ухо,но не так сильно.Ниже живота ниже кукурузы,которая вместе с травой была набита в живот,по штанишкам свисала черная,в сгустках крови Сашкина требуха,тоже обклеванная воронами.Наверное,кровь стекала и по ногам,странно приподнятым над землей,она висела комками на подошвах и на грязных Сашкиных пальцах,и вся трава под ногами была сплошь одним загустевшим студнем.Колька вдруг резко,во всех подробностях увидел:одна из ворон,самая нетерпеливая,а может,самая хищная,спрыгнула на дорогу и стала медленно приближаться к Сашкиному телу.На Кольку она не обращала внимания.Он схватил горсть песку и швырнул в птиц.

-Сволочь!Сволочь!-крикнул он.-Падла!Пошла!

Ворона опрыгнула,но не улетела.Будто понимала,что Колькиных сил не хватит,чтобы по-настоящему ей угрожать.Она сидела на дороге чуть поодаль и выжидала.Это стерпеть он не мог.Заорал,завыл,закричал,и,уже ни о чем не помня,как на самого ненавистного врага,бросился на эту ворону.Он погнался за ней по улице,нагибаясь и швыряя вслед песком.Наверное, он сильно кричал-он кричал на всю деревню,на всю долину;окажись рядом хоть одно живое существо,оно бы бежало в страхе,заслышав этот нечеловеческий крик.Но никого рядом не было.Только хищные вороны в испуге снялись с дерева и улетели прочь.А он все бежал по улице,все кричал,швыряя песок, и куски дёрна ,и камни куда придется.Но голос его иссяк,он запнулся и упал в пыль.Сел,отряхивая грязь с головы,вытирая лицо рукавом.И уже не мог понять,что это он кричал и зачем бежал по деревне аж до самого ее края.Едва передвигаясь,он вернулся к телу брата и сел отдышаться у его ног,рядом с кровью.

Все,что делал он дальше,было вроде бы продуманным,логичным,хотя поступал он так,мало что сознавая,как бы глядя на себя со стороны.Отдохнув,он приблизился к Сашке,осклизаязь на густой крови,и,обхватив его руками,принял на себя.Сашка сразу опустился на землю и будто съежился.Кукуруза выпала у него изо рта,рот остался открытым.Колька зашел с головы,взял брата под мышки и поволок в дом,самый ближний к нему.Дверь была оторвана.В сенцах  горкой лежала кукуруза.Он положил брата на кукурузу,накрыл ватником,который висел тут же на гвозде.Потом он поднял дверь и загородил вход,чтобы хищные птицы не смогли проникнуть в дом.Проделав все это и немного отдохнув,Колька направился по дороге к колонии,ни от кого не прячась и не оберегаясь.

**********(Звучит музыка Шуберта «Аве Мария»)*******

 Судья:

 Куда вы дели тело брата?

 Свидетель: Я его на тележке довез до станции, там уложил в волчий ящик, что под вагоном, и отправил в Россию, потому что Сашка с Кавказа всё назад рвался, боялся чеченцев. А со мной, моим сознанием что-то случилось, вот я и сделал это; перед тем, как отправился поезд, долго прощался, разговаривал, как с живым, и потом вернулся в поселок искать, чтобы спасти, Регину Петровну с ее сыновьями.

Судья - Вопрос к Регине Петровне: Почему вы не дождались на подсобном хозяйстве мальчиков?

Регина Петровна: 

Приехал Демьян, сказал, что чеченцы с гор напали, мальчики спрятались в кукурузе. А мне с детьми нельзя оставаться - опасно. Так и было: пахло горелым, дымом, слышались выстрелы. Никогда себе не прощу, что ушла, не дождалась Николая, а ведь он пришёл потом, меня спасать...

Судья: 

(вызывает обвиняемого чеченца Алхузура: )

Как вы стали соучастником преступлений, совершаемых взрослыми?

Обвиняемый Алхузур:

 Убили отца, мать, я остался на попечение выживших жителей села, всегда был с ними. Но я не хотел убивать. Однажды наши мужчины ночью прокрались в детдом и хотели убить Регину Петровну. Уже приставили ей ко лбу ружье, но я ударил по нему и ружье выстрелило мимо. Я плакал, и мои сородичи выгнали женщину с детьми и только потом подожгли ее домик, стоявший отдельно от здания детдома.

Судья: 

(обращается к Регине Петровне и та рассказывает о событиях той ночи...)

 Я даже попала в больницу с нервным потрясением, так испугалась... За детей, себя.

Судья: (обращается к Николаю Кузьмину.)

 Как получилось, что вы и обвиняемый Алхузур познакомились, и даже называете себя братьями?

Свидетель Николай КУЗЬМИН: 

После того, как я не нашел Регину Петровну, остался ночевать в одном из пустынных домиков. Больше ничего не помню. Когда очнулся через несколько дней, возле меня сидел Алхузур. Я его в бреду принимал за брата Сашку, звал его, он говорил, что он "Саск" и кормил меня виноградом, поил... с тех пор он брат мне, вместо Сашки, ведь жизнь мне, больному, спас, а мог убить. А он ухаживал.

 Судья: 

Почему вы не ушли в город, как остальные ребята, после налета чеченцев?

Свидетель Николай: 

Алхузур боялся бойцов, говорил, что они стреляют в чеченцев, поэтому ни он не шел вниз, в долину, ни я не поднимался в горы, куда звал Алхузур, потому что там могли меня убить чеченцы.

Судья: 

ЭТО правда, что на вас покушался чеченец, убивший вашего брата, и ваш друг Алхузур, спас вас?

Свидетель Николай: 

Да. Это было ночью. Чеченец хотел меня застрелить, кричал, зачем я на его земле, в его доме живу. что он сажал все на своей земле, что он родился на ней. А Алхазур плакал и говорил, что я хороший, что я его брат. Тот кричал, что я слежу за ним, а я не боялся, а только, увидев пояс брата на его рыжей бараньей шубе, понял, что это он убил Сашку. Потом я потерял сознание, когда очнулся, рядом сидел Алхазур и плакал. После этого случая мы породнились: стекляшками надрезали на руках кожу и потерлись ранками. Алхазур тогда мне еще сказал: "Ты что-нибудь понимаешь"? Я ответил, что никто не понимает. Алхазур сказал: "Но они же большие, умные..."? А когда нас поймали солдаты и отправили в детдом, то я назвал Алхазура братом Сашкой, и с тех пор мы не разлучались. Один военный приезжал разбираться, кричал, что я вру, что я - беленький, а Алхазур - черный, что мы не братья. А мне все равно: белый, черный. Мы - братья. И нас вместе отправили в детдом строгого режима. Зато вместе.

                                      ( Монолог Кольки.)

«Вот,-сказал,-небось сам слышал,как солдаты,наши славные боевые бойцы говорили…Едет чеченов убивать.И того, кто тебя распял,тоже убьют. А вот,если бы он мне попался,я,знаешь.Сашка,не стал бы его губить. Я только в глаза посмотрел бы:зверь он или человек?Есть ли в нем живого чего?А если бы я живое увидел,то спросил бы его,зачем он разбойничает?Зачем всех кругом убивает?Разве мы ему чего сделали?Я бы сказал: «Слушай,чечен,ослеп ты,что ли?Разве ты не вдишь,что мы с Сашкой против тебя не воюем!Нас привезли сюда жить,так мы и живем,а потом мы бы уехали все равно.А теперь видишь,как выходит…Ты нас с Сашкой убил,а солдаты пришли,тебя убьют…А  ты солдат станешь убивать,и всё:и они,и ты-погибнете.А разве не лучше было бы то,чтобы ты жил,и они жили,и мы с Сашкой тоже чтоб жили?Разве нельзя сделать,чтобы никто никому не мешал,а все люди были бы живые,вон как мы,собранные в колонии,рядышком живем?..»

 *********(Звучит музыка «Грустная мелодия»)**********

Судья задает вопрос Регине Петровне:

 Вас вызывали на опознание личностей мальчиков? Расскажите об этом.

Свидетель Регина Петровна:

 Вызывали. Я сразу поняла, что с одним из братьев что-то случилось, потому что темненький мальчик был не Кузьменыш. Но Коля его упорно называл братом Сашей. Я решила помочь ему и обманула следователя, сказав, что я не очень хорошо помню ребят, ведь в детдоме их было 500. Перед их отправкой в детдом я принесла к поезду веши, подаренные мной мальчикам на день рождения: брюки, рубашки, ботинки. Предложила Коле остаться у нас с Демьяном, остаться с мальчиком. Алхазуром. но Коля отказался.

 Судья спрашивает у обвинителя:

 Нет ли у вас вопросов к обвиняемым?

 Обвинитель:

 Нет. Судья спрашивает то же у защиты.

 Защитник: 

Нет

Судья объявляет: 

Суд удаляется на совещание.

IV. Приговор суда.

Судья выносит свой приговор.

 1. Считать Николая Кузьмина и посмертно Александра Кузьмина -невиновными, т.к. мотивы преступления спровоцированы обстоятельствами, от них не зависящими.

2. Считать Алхазура невиновным, т.к. соучастником преступления не был, а был невольным свидетелем.

3. Считать виновными:

1) Политику, насаждаемую Сталиным в 30-50 годы, осуществляемую многими чиновниками. Не только Сталина, а и весь государственный аппарат того времени считать виновным: а) в искалеченных судьбах мальчиков; б) в гибели Саши Кузьмина; в) в гражданских распрях между дружественными раньше народами. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Заседание суда считать закрытым.

*************(Звучит музыка «Аве Мария»)************


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...