М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Восточное сказание
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Пономаренко Наталья Владимировна

Методы и методические приемы:

1) по источнику  приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (презентация); практические (анализ текста, выполнение заданий по указанию);

2) по способу деятельности учащихся:  информативно – рецептивный  (учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимает, осмысливает);  репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение)

Оборудование:  презентация к уроку, учебник, Дневник одного произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_palmy.docx59.9 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

1.    Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

-Вы начать урок готовы?

-Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

---(У вас на столе лежит «Дневник одного произведения» с ним сегодня мы будем работать и всё в него записывать. А чтобы вам было удобно все страницы у него определённого цвета)

2. Актуализация опорных знаний.   

---Ребята, послушайте  отрывок из автобиографического стихотворения. Кто его автор?

Он не имел ни брата, ни сестры.

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он каждому сомненью сердце предал.

И, презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить миф воздушный

И в нём терялся мыслию послушной.

На экране:       - Чей портрет вы видите?                (Портрет М.Ю. Лермонтова)

3. Определение  тему и цели урока.

- Тема урока М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Восточное сказание.

- Кто может предположить цель урока?

 (- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта  Михаила Юрьевича Лермонтова.  Расширим свои представления о творчестве  Лермонтова, обогатим себя знанием и пониманием еще одного его произведения)

 --Откройте дневник прочтите тему М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Восточное сказание.

4.   Словарь литературоведческих терминов

- Почему поэт написал  подзаголовок к нему – «Восточное сказание»?

(Сказание это - прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом,   облеченное в литературную форму, письменную или устную. 

---Жанр своего произведения Лермонтов обозначил так –баллада. 

Баллада  это произведение, в основу которого положена легенда, народное предание, историческое, героическое событие, фантастическое явление или просто какой-то необычный или таинственный случай. (В.А.Жуковский «Кубок»,«Светлана»)

--Поскольку баллада – лироэпическое произведение, в ней есть сюжет.

- Что такое сюжет? Сюжет – это последовательность и связь событий в художественном произведении.   СЮЖЕТ – РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ.

5. Изучение нового материала 

--Сегодня мы прикоснемся к далекому от нас миру Востока. Посмотрите на карту,   как далеко от нас Аравийская пустыня. Скажу сразу, что поэт там никогда не бывал, однако, как и многие его современники интересовался миром Востока.

-  Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта).                                           Представить полную картину происходящего нельзя, не представив климатических условий аравийской земли и роли трёх пальм.

1.Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо)

2. Как здесь передвигаются люди? (на верблюдах)

3. Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис)

4. Какие деревья там растут? (пальмы)(150-200лет растёт финиковая пальма) 

5.Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (родник)

6. Слово учителя. Всю  жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в лирике. Автор словно вовлекает нас  в свои размышления.

Проблемный вопрос

- Давайте познакомимся с произведением,  попытаемся определить   О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?

7. Чтение баллады  (Учебник стр. 152)

8.  Беседа о первичном восприятии.

-  Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение?(Песок, три пальмы, ручей)

- Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение? (Грусть, печаль, удивление, недоумение)

- Что чувствовали вы, слушая это стихотворение? (Жара, прохлада ручья, летучий горячий песок…)

- Так  О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?   Проблемный вопрос

                       (В дневнике записать предположения, гипотезы)

На доске записали несколько(2-3 шт) Давайте проверим наши предположения? Что для этого нужно  сделать? (Проанализировать текст)

9. Работа над содержанием баллады

- На сколько частей можно разделить текст?

(1. Пальмы

2. Караван

3. Пепел)

10. Беседа по вопросам.

-Кто является главным героем стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей"). 

- Какими вы увидели пальмы в этом стихотворении? ( «Гордые», «роскошные листья», «сень зеленых листов»)

-Как поэт описывает ручей? («Журча», «пробивался водою холодной», «влаге студёной»)

--Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья? (Ручей для пальм это жизнь, потому что растения не могут жить без воды; пальмы для ручья тень, чтобы вода была студеной).

- Как проходит жизнь пальм и ручья? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники).

--Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).

- Что требовали от Бога пальмы?  (Пальмы ничего не требовали от Бога, они просто ощущали неудовлетворенность жизнью)

 РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме  выражать недовольство, обиду.

- Как называют свою судьбу пальмы?           (“святой приговор”)

--С кем сравнивает пальмы Лермонтов?                (С живыми людьми).

-- Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили,  давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).

---С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

- Какой прием лежит в основе их изображения?   (прием олицетворения)

- Что такое олицетворение? (Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу).

   - Прием олицетворения позволяет автору перевести разговор на новый уровень –  уровень  человеческих отношений.   Он усиливает эмоциональность строк, вызывает  у читателя острое чувство жалости).

-- Что разрушает покой и гармонию в природе, которыми наполнены первые строфы стихотворения? (Появление людей).

11.  Работа в группах     В 4-7 строфах Лермонтов описывает приближающийся к пальмам караван. Какие слова создают звуковую картину и какие зрительную?

КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне).

1 группа  - найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

2 группа: – какими звуками сопровождает поэт стихотворение? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

3 группа – с помощью каких сравнений автор помогает понять происходящее? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий). Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим

4 группа – какими словами автор передает движение? (шел, взрывая песок; мотаясь, висели; Конь на дыбы поднимался порой, прыгал, как барc, подходит, шумя, неслись…)

ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.

ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.

ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.

ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, коврами.
Арабы - народ 

---Что мы узнаем дальше из стихотворения? Как пальмы и ручей принимают своих гостей?  (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).

--Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).

--Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно)

--Вслушайтесь еще раз в строки (изобразительно-выразительные средства)

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

- Какие звуки повторяются? (Повторение  согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ)

- С какой целью употреблена аллитерация. ( Помогает услышать тупые мелодичные удары топора по корням упругих деревьев)

-  Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор,  хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?")

--Перечитайте восьмую строфу. Обратите внимание на восклицательный знак. (“И пали без жизни питомцы столетий!”).

“Пали”... - Когда уместно употребление этого слова? (Так говорят о погибших на поле боя воинах).

-  Какие же чувства скрывает это слово? (Скорбь, печаль, боль...).

  - Что означает выражение  питомцы столетий? («питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков)

- Итак, пальмы названы питомцами столетий. - ( Пальмы веками росли,  столетия их взрастили. Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм.  Итак, пальмы названы «питомцами столетий». Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ.

--- Записываем определение в дневнике.

- Ребята, давайте прочитаем  первую и последнюю строфы. ( Строфа - определенное кол-во строк,  объединенных общей рифмой).

- Какой прием использует поэт, чтобы мы лучше представили себе ситуацию? Лермонтов использует приём антитезы  – противопоставления. (Это  помогает читателю ярче представить себе ситуацию)

--- Записываем определение в дневнике.

--Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).

 Урочный  свой путь- обыкновенный, определённый;  (Араб наклонился к луке- выступающий изгиб переднего  края седла)

(Проро́к (от прорицатель) —  В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю)

--Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).

-  Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).

--Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, злой, безрассудный, безответственный, жестокий, эгоистичный поступок).

-- Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным)

--А вы оправдываете этих людей? Почему?

12. Подведение итогов урока 

-Давайте вернемся к вопросу:  О чем же размышляет Лермонтов?

(- Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе.

Перечитаем начало стихотворения:

Три гордые пальмы высоко росли…

-  Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?

(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь».   Жизнь для себя достойной не назовешь.)

- Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели.

Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии.

---Современно ли лермонтовское стихотворение? Приведите свои примеры из жизни? (Да, потому что оно касается взаимоотношений человека и природы: жестокие по своей натуре люди часто не ценят того, что дарит им окружающий мир, и склонны уничтожать свою хрупкую планету ради сиюминутной выгоды или собственной прихоти).

- Так как же надо жить?

- Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.

- «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!

Ценность жизни – это тоже философская тема…

13. Рефлексия

Что же вы главное поняли на сегодняшнем уроке?

Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о себе, но и об окружающем мире и людях;

стремиться к достойной жизни;

быть добрыми;

ценить жизнь.

14. Притча.  Ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него  - жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет что  нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. И открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце".

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и спросил его:  - Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках.

15. Домашнее задание

Научиться  выразительно  читать балладу

Задание по выбору: нарисовать иллюстрацию к балладе или написать мини – сочинение на тему «Какое впечатление произвела на меня баллада «Три пальмы».

        

Тема урока:     М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы».

Методы и методические приемы: 

1) по источнику  приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (презентация); практические (анализ текста, выполнение заданий по указанию);

2) по способу деятельности учащихся:  информативно – рецептивный  (учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимает, осмысливает);  репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение)

Оборудование:  презентация к уроку, учебник, Дневник одного произведения

Учебные универсальные действия:

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи;  оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;  пользоваться разными видами чтения;  извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план стихотворения);

Регулятивные:  самостоятельно формулировать тему урока и цели; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя; анализирует собственную работу.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; оформлять свои мысли в устной речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение работать в команде.

Межпредметные: география, ИЗО, русский язык

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организа-ционный момент

1 мин

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

-У вас на столе лежит «Дневник одного произведения» с ним сегодня мы будем работать и всё в него записывать. А чтобы вам было удобно все страницы у него определённого цвета

Садятся на свои места, показывают своё настроение

Личностные: самоопределение

3.Актуализация опорных знаний.

Постановка учебной проблемы.

3 мин

Ребята, послушайте один отрывок из автобиографического стихотворения. Попробуйте угадать кто его автор. 

Он не имел ни брата, ни сестры.

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он каждому сомненью сердце предал.

И, презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить миф воздушный

И в нём терялся мыслию послушной.

Вступают в диалог с учителем.

Регулятивные: формулировать тему

Определение темы урока и целей урока.

3 мин

Кто может предположить тему урока?

- Каковы цели нашего урока?

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта  Михаила Юрьевича Лермонтова.  Расширим свои представления о творчестве  Лермонтова, обогатим себя знанием и пониманием еще одного его произведения

Откройте ваши Дневники одного произведения и прочитайте тему урока «М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы».

- Почему поэт написал  подзаголовок к нему – «Восточное сказание»?

(Сказание это - прозаическое повествование

 с историческим или легендарным сюжетом,   облеченное в литературную форму, письменную

 или устную. 

---Жанр своего произведения Лермонтов обозначил так – баллада. 

Баллада – это произведение, в основу которого положена легенда, народное предание, историческое, героическое событие, фантастическое явление или просто какой-то необычный или таинственный случай. (В.А.Жуковский «Кубок», «Светлана»)

--Поскольку баллада – лироэпическое произведение, в ней есть сюжет.

- Что такое сюжет? Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении.  

Формулируют тему урока вместе с учителем.

Автор определяет жанр произведения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном происхождении.

Регулятивные: формули-ровать тему и цели урока, иметь способность к целеполаганию.

4. Изучение нового учебного материала.

3 мин

-Сегодня мы прикоснемся к далекому от нас миру Востока. Посмотрите на карту,   как далеко от нас Аравийская пустыня. Скажу сразу, что поэт там никогда не бывал, однако, как и многие его современники интересовался миром Востока.

-  Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта).                                                                Представить полную картину происходящего нельзя, не представив климатических условий аравийской земли и роли трёх пальм.

1.Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо)

2. Как здесь передвигаются люди? (на верблюдах)

3. Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис)

4. Какие деревья там растут? (пальмы)

5.Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (родник)

Вступают в диалог с учителем.

Автор определяет жанр произведения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном происхождении.

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения

Постановка проблемного вопроса

Всю  жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в лирике. Автор словно вовлекает нас  в свои размышления.

- Давайте познакомимся с произведением,  попытаемся определить   О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?

 Чтение баллады  (Учебник стр. 152)

Беседа о первичном восприятии.

-  Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение?(Песок, три пальмы, ручей)

- Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение? (Грусть, печаль, удивление, недоумение)

- Что чувствовали вы, слушая это стихотворение? (Жара, прохлада ручья, летучий горячий песок…)

- Так  О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?   Проблемный вопрос

(В дневнике записать предположения, гипотезы)

На доске записали несколько(2-3 шт) 

На доске записали несколько гипотез

Погружение в текст

6 мин

Давайте проверим наши предположения? Что для этого нужно  сделать?

- На сколько частей можно разделить текст?

(1. Пальмы

2. Караван

3. Пепел)

Беседа по вопросам.

-Кто является главным героем стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей"). 

- Какими вы увидели пальмы в этом стихотворении? ( «Гордые», «роскошные листья», «сень зеленых листов»)

-Как поэт описывает ручей? («Журча», «пробивался водою холодной», «влаге студёной»)

--Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья? (Ручей для пальм это жизнь, потому что растения не могут жить без воды; пальмы для ручья тень, чтобы вода была студеной).

- Как проходит жизнь пальм и ручья? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники).

--Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).

- Что требовали от Бога пальмы?  (Пальмы ничего не требовали от Бога, они просто ощущали неудовлетворенность жизнью)

 РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме  выражать недовольство, обиду.

- Как называют свою судьбу пальмы?           (“святой приговор”)

--С кем сравнивает пальмы Лермонтов?                (С живыми людьми).

-- Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили,  давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).

---С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

- Какой прием лежит в основе их изображения?   (прием олицетворения)

- Что такое олицетворение? (Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу).

   - Прием олицетворения позволяет автору перевести разговор на новый уровень –  уровень  человеческих отношений.   Он усиливает эмоциональность строк, вызывает  у читателя острое чувство жалости).

-- Что разрушает покой и гармонию в природе, которыми наполнены первые строфы стихотворения? (Появление людей).

Формулируют тему, основную мысль стихотворения, записывают.

Красота природы и гармонии человека с природой.

Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии.

Читают значения слов.

Подтверждают ответы примерами из текста.

Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию, составлять план

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией.

Выполнение поискового задания

6 мин

Работа в группах     В 4-7 строфах Лермонтов описывает приближающийся к пальмам караван. Какие слова создают звуковую картину,  какие зрительную?

КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне).

1 группа  - найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

2 группа: – какими звуками сопровождает поэт стихотворение? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

3 группа – с помощью каких сравнений автор помогает понять происходящее? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий). Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим

4 группа – какими словами автор передает движение? (шел, взрывая песок; мотаясь, висели; Конь на дыбы поднимался порой, прыгал, как барc, подходит, шумя, неслись…

Выполняют работу в группах, представляют результаты исследований.

Происходит волшебное событие: сразу появляется караван вслед за укором пальм небу, однако, это событие и реалистично: подробно и очень детально описан караван -вереница верблюдов, пестрые ковры, «черные очи красавиц», их «смуглые ручки».

Записывают определение в тетрадь.

Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию ( составлять план);

Коммуникативные:оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией.

Новый материал

---Что мы узнаем дальше из стихотворения? Как пальмы и ручей принимают своих гостей?  (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).

--Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).

--Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно)

--Вслушайтесь еще раз в строки (изобразительно-выразительные средства)

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

- Какие звуки повторяются? (Повторение  согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ)

- С какой целью употреблена аллитерация. ( Помогает услышать тупые мелодичные удары топора по корням упругих деревьев)

-  Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор,  хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?")

--Перечитайте восьмую строфу. Обратите внимание на восклицательный знак. (“И пали без жизни питомцы столетий!”).

“Пали”... - Когда уместно употребление этого слова? (Так говорят о погибших на поле боя воинах).

-  Какие же чувства скрывает это слово? (Скорбь, печаль, боль...).

  - Что означает выражение  питомцы столетий? («питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков)

- Итак, пальмы названы питомцами столетий. -     ( Пальмы веками росли,  столетия их взрастили. Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм.  Итак, пальмы названы «питомцами столетий». Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ.

--- Записываем определение в дневнике.

- Ребята, давайте прочитаем  первую и последнюю строфы. ( Строфа - определенное кол-во строк,  объединенных общей рифмой).

- Какой прием использует поэт, чтобы мы лучше представили себе ситуацию? Лермонтов использует приём антитезы  – противопоставления. (Это  помогает читателю ярче представить себе ситуацию)

- Записываем определение в дневнике.

--Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).

 Урочный  свой путь- обыкновенный, определённый;  (Араб наклонился к луке- выступающий изгиб переднего  края седла)

(Проро́к - в религии: избранник Бога на земле)

--Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).

-  Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).

--Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, злой, безрассудный, безответственный, жестокий, эгоистичный поступок).

-- Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным)

--А вы оправдываете этих людей? Почему?

Записывают определение в тетрадь.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, работают в парах, высказывают свою точку зрения, обосновывают её.

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

6. Подведение итога

5 мин

-Давайте вернемся к вопросу:  О чем же размышляет Лермонтов?

(- Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе.

Перечитаем начало стихотворения:

Три гордые пальмы высоко росли…

-  Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?

(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь.)

- Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели.

- Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии.

---Современно ли лермонтовское стихотворение? Приведите свои примеры из жизни? (Да, потому что оно касается взаимоотношений человека и природы: жестокие по своей натуре люди часто не ценят того, что дарит им окружающий мир, и склонны уничтожать свою хрупкую планету ради сиюминутной выгоды или собственной прихоти).

- Так как же надо жить?

- Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.

- «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!

Ценность жизни – это тоже философская тема…

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, работают в парах, высказывают свою точку зрения, обосновывают её.

Личностные: умение  чувствовать красоту выразительность речи, потребность в чтении.

Познавательные: пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию в тексте

Познавательные: строить рассуждение.

Регулятивные: в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

9. Рефлексия

5 мин

Что же вы главное поняли на сегодняшнем уроке?

Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о себе, но и об окружающем мире и людях;

стремиться к достойной жизни;

быть добрыми;

ценить жизнь.

Притча.  Ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него  - жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет что  нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. И открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце".

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и спросил его:  - Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках.

Вступают в диалог с учителем, делают выводы.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают отношение к процессу познания.

10. Домашнее задание

1 мин

Научиться  выразительно  читать балладу.

Задание по выбору: нарисовать иллюстрацию к балладе или написать мини – сочинение на тему «Какое впечатление произвела на меня баллада «Три пальмы».

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Три пальмы". Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Интегрированный урок литературы и физики на тему стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Сделан анализ художественно-изобразительных средств, примененных в стихотворении. По физике разобран раздел ...

Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. "Три пальмы"

Конспект урока составлен с учётом спицифики работы сдетьмис ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха)...

Конспект урока по литературе в 6 классе М.Ю. Лермонтов "Три пальмы"

Методическая разработка урока по  литературе...

Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."

Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях  русских поэтов 19 века.  М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."...

Презентация у уроку литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Три пальмы"

Презентация сдержит иллюстративный материал, позволяющий более полному восприятию произведения...

Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме: "Восточное сказание М. Ю. Лермонтова "Три пальмы"

Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме "Восточное сказание М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы")

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы") содержит интересный наглядный материал, по...