Обобщающий урок по сказу Н.С. Лескова "Левша" (6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Полькина Ирина Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по сказу Н.С. Лескова "Левша"

Цели:

Обучающие:

  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа;
  • увидеть авторское отношение к персонажу произведения;
  • раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;
  • учить школьников анализу литературного произведения;

Развивающие:

  • развивать навыки аналитического чтения произведения;
  • развивать творческие способности учащихся и устную речь;
  • развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
  • воспитывать чувство сострадания.

Оборудование:

Портрет Н.С. Лескова; выставка книг по Лескову, иллюстрации к сказу; на доске - эпиграф к уроку; презентация, мультфильм.

Там, где стоит "левша",

надо читать "русский народ".

Н.С. Лесков

I. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие с Левшой – главным героем сказа и возьмём в путь знания, полученные на предыдущих уроках.

Цель нашего путешествия: осмыслить идейно-художественное содержание сказа, учиться анализировать литературное произведение, раскрыть талант и мастерство главного героя, его судьбу; сделать выводы.

II. Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?

III. Теория литературы.

Что называется сказом?

Сказ (от "сказывать") - особый тип повествования, который строится как рассказ определенного лица. Сказ передает особенности речи рассказчика.

Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Что лежит в основе любого сказа?

В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи – сказителя.

IV. Как возник замысел «Левши»?

Замысел «Левши» возник из поговорки «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал», или эта пословица в старых сборниках записана так «Туляки блоху подковали». Существуют фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз.

V. Словарная работа.

 Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность. Вы когда читали, то наверняка обратили внимание на новые, необычные слова сказа. Назовите их.

 Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;

 Кизлярка – виноградное кислое вино;

 Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;

 Дансе – танец;

 Мелкоскоп – микроскоп;

 Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;

 Тугамент – документ;

 Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;

 Грандеву – встреча, свидание;

 Долбица – таблица.

- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?

(Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания).

VI. Давайте вспомним, кто из реальных исторических лиц упоминается в сказе и какую роль играет? Какие исторические события упоминаются?

(Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814-1815гг. Поездка Александра I и Платова в Лондон — исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 года, названное «смятением» при восходе на трон Николая I).

Какими показаны Александр Павлович и Николай Павлович?

(Александр Павлович был человеком слишком мягким. Он не верил в свой народ, в то, что русские люди тоже талантливые. Ему казалось, что в России все хуже, чем в других странах.

У государя Николая Павловича характер был совсем другой. Он верил в русских мастеров, надеялся на них. Знал, что они ничуть не хуже заморских. И они не подвели царя).

А что общего?

(Но и государь Александр Павлович и Николай Павлович мало заботились о своем народе. Они не интересовались, как им живется, в каких условиях они работают).

VII. Это мы и видим, когда читаем историю Левши.

Проанализировав историю Левши, мы должны ответить на вопрос:

Какая серьезная проблема поставлена Лесковым в Левше?

Когда появляется главный герой сказа?

Каким изображается Левша?

(Этот герой появляется только в 6 главе, среди трёх самых искусных тульских оружейников: «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Лучший мастер – косой, да ещё левша! Его глаза настолько «пристрелявши», что никакой «мелкоскоп ему не нужен». О жизни Левши можем судить по выдранным волосам).

Зачем Платов взял с собой в Петербург Левшу?

(Платов не поверил мастерам, решил, что они ничего не сделали и обманули его. Вся эта ситуация случилась по недоразумению: мастерам хотелось похвалиться тонкой работой, они не открывали Платову секрет блохи, а тот рассердился ещё и потому, что своими «куцапыми» пальцами «никак не мог ухватить ни блохи, ни ключика». Мастера же обиделись и решили открыть секрет самому государю. Тогда Платов и схватил Левшу, кинул «к себе в коляску в ноги», «Сиди, - говорит,  - здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь»).

Как вы назовёте действия Платова?

(Произвол, беззаконие, неуважение к простым людям. Мало того, он увозит Левшу без «тугамента»).

Чтение по ролям эпизода «Левша на царском приеме» (гл.13).

 - В чем сумели русские мастера превзойти англичан?

(Выполнили очень тонкую работу без «мелкоскопа», подковали блоху).

- В чем заключалась работа самого Левши?

(«Мельче этих подковок работал: гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может»).

- Как наградили Левшу за его удивительное мастерство?

 (Платов ему 100 рублей дал и попросил прощение, «что волосья отодрал». Левшу отправили к англичанам, чтобы «показать работу и каковые у нас в Туле есть мастера». Платов в дорогу прислал «кислярки»).

Просмотр отрывка из мультфильма «Левша» («Левша в Англии»).

Блиц-вопросы:

1) По какой книге изучал Левша грамоту в России? (по псалтирю да по Полусоннику)

 2) От чего отказался Левша, не захотев знакомиться с английской девушкой? (от «грандеву – это дело господское, а нам нейдёт, и если в дома, в Туле, узнают надо мною насмешку сделают»).

 3) Какой науки не знал Левша совсем? (арифметики).

 4) Кто сопровождал Левшу в Англию? (Особый курьер, который на все языки учен)

 5) Где поселился Левша в Англии? (курьер в гостинице в номер посадил)

 6) В какой город Англии привезли Левшу? (в Лондон)

 7) Кому обещали посылать деньги англичане, если бы Левша остался у них? (его родителям)

 8) Что предложили английские мастера Левше, чтобы он, оставшись в Англии, стал удивительным мастером? (большую образованность дадим)

 9) Что обещали английские мастера показать Левше в Англии? (разные заводы)

 10) Каким путем вернулся Левша в Россию? (морским, по Твердиземному морю)

 11) Какое чувство свойственно героям Лескова: Левше, Платову, государю Николаю Павловичу? (патриотизм, гордость за родину)

Ответы на вопросы «Трагическая кончина Левши».

 Развязка сказа трагична. Левша, вернувшись в Россию, умирает. Вспомним его путь домой.

 Почему англичане стараются напоить Левшу?

( Англичане хотят выведать секрет тульских мастеров).

 Чем удивляет Левша англичан?

(Им не верится, что Левша не знает арифметики, что все делает «левой рукой», не желает и отказывается остаться в Англии (от денег, от образования, от благополучной жизни).

 Почему Левша заскучал в Англии и заторопился домой?

 Осматривая старые ружья, разгадывает тайну английского оружия. Перед своей смертью Левша велит передать государю, «что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся».

Какие качества Левши проявляются в этих эпизодах?

(Патриотизм, преданность своему делу и родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество).

Почему английский «полшкипер» держал пари с Левшой?

(Он хотел выведать, какой секрет везёт в Россию Левша, и поэтому решил его напоить. Так до самого Петербурга никто никого перепить не смог).

Какова судьба участников пари после прибытия в Петербург?

(Англичанина привезли в посольский дом, позвали к нему лекаря и аптекаря, те лечили его и ухаживали за ним. Левшу же, у которого «тугамента» не было, отвезли в полицейский участок, «в квартал», «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам, но его нигде не принимали, в конце концов привезли в «простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают»).

 Почему предсмертные слова Левши не передали государю?

 (Военный министр граф Чернышев показан самоуверенным и недалеким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ Левши, и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской кампании).

 Кто виноват в страшной судьбе Левши?

 Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, не умеющие ценить таланты.

 Платов: Левша «без тугамента» покинул страну. (Это сыграло роковую роль в его судьбе.)

 Николай Павлович: дав распоряжение отправить Левшу в Англию, вскоре забывает о нем.

 Гениальный мастер был по существу убит. Он не прельстился предложениями англичан, а стремился на любимую родину, где его ждала смерть.

Теория литературы.  Контраст – прием, помогающий раскрыть главную идею произведения.

- Попробуйте найти контрасты, т.е. резкую противоположность. Это специальные приемы, которые использует Н.С. Лесков. А я помогу вам.  (Один учащийся работает у доски)

а) Гениальность, мастерство с одной стороны и ……   (невежество с другой стороны)

б) Имея такой талант, будучи таким мастером,……           (Левша нищий)

в) Левша любит свой народ. Умирая, думает о Родине …..(бездушное отношение властей к нему, лжепатриотизм, безразличие к делу.

Вывод: Не верховная власть озабочена честью и судьбой русских людей, Родины, а простые тульские мужики. Они берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И на таких людях держится земля русская.

Итог урока. Возвращение к проблемному вопросу.

 Самой серьезной проблемой, поставленной Лесковым в «Левше», является проблема невостребованности русских талантов. Гении умирали в бедности, так и не использовав дарованный им свыше талант.

 Левша является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по курсу геометрии в 11 классе. Урок -игра

Урок предназначен для обобщения материала изучения геометрии в игровой форме в целях совершенствования логического подхода к решению задач по геометрии....

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Обобщающий урок по сказу Н.Лескова "Левша".

Цель урока - вспомнить основное содержание сказа, обсудить основную проблематику произведения, продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного текста, навыков проектной работы. На ...

Обобщающий урок по сказу Н.С. Лескова "Левша"

На данном уроке используются приемы театральной педагогики: ролевая игра (суд над литературным героем) и ролевая игра (конференция)....

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....