Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести Крапивина "Всадники со станции Роса"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Афанасьева Татьяна Александровна

Данная разработка поможет провести урок внеклассного чтения, а презентация, содержащая богатый иллюстративный материал, заинтересует учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

  

 

РАЗРАБОТКА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ

 «ВСАДНИКИ СО СТАНЦИИ РОСА»

В. П. КРАПИВИНА – ПОВЕСТЬ О…»

 

Автор

учитель русского языка и литературы

 МБОУ Лаишевской средней

 общеобразовательной школы № 2

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

Афанасьева Татьяна Александровна

Лаишево

Цель урока: раскрыть содержание повести В. П. Крапивина «Всадники со  

                       станции Роса».

Задачи: - учить пересказывать и анализировать произведение;

                - воспитывать чуткого внимательного читателя;

                - пробудить у детей желание проявлять смелые и благородные    

                  поступки;

                - воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Домашнее задание к уроку: 1) прочитать повесть В. П. Крапивина  

                                                      «Всадники со станции Роса» и другие  

                                                      произведения автора;

                                                      2) индивидуальные задания:

                                                      а) выступление от имени В. П. Крапивина;

                                                      б) пересказ эпизодов из повести «Всадники  

                                                          со станции Роса»;

                                                      в) пересказ эпизода из повести «Звездный  

                                                           час Сережи Каховского»;

                                                      г) выразительное чтение финального

                                                           отрывка из повести «Звездный час    

                                                           Сережи Каховского».

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

   - На окраине Свердловска есть ничем не приметное здание, но оно хорошо известно всем юным свердловчанам. Каждый день здесь собираются начинающие моряки и фехтовальщики, журналисты и барабанщики. Они приходят в свой клуб с гордым названием «Каравелла». И хотя Свердловск находится далеко от моря, у клуба есть свои яхты, на которых ежегодно совершаются походы, есть свои лесные палаточные лагеря, живущие по строгим армейским законам. Но не это в первую очередь привлекает сюда ребят. «Каравелла» - это клуб товарищей, единомышленников, смелых и честных людей. Честь и справедливость - главные качества, которыми должен обладать каждый член клуба. Равнодушие и трусость - главные враги каравелльцев. (демонстрируется слайд № 3).

   Руководит этим клубом вот уже 1961 года журналист, писатель и замечательный человек Владислав Петрович Крапивин (демонстрируется слайд № 4).

   Работая в отряде, В. П. Крапивин наблюдал за ребятами, за тем, как под влиянием работы клуба меняются их характеры, записывая, запоминая. И вот вышла в свет его трилогия «Мальчик со шпагой» с главным героем Сережей Каховским (демонстрируется слайд № 5).

   II. Индивидуальное выступление ученика.

   - Владислав Петрович Крапивин писал: «Когда журнал «Пионер» печатал повести об этом мальчике – Сереже Каховском, - в редакцию приходили письма. Мальчишки и девчонки писали Сереже, просили его адрес, очень хотели с ним подружиться.

   А отвечать пришлось мне. Дело в том, что такого Сережи, по фамилии Каховский, я не знал. Кто-то из читателей, наверное, обидится: «Значит, нас обманули!» Нет, ребята, просто в книгах не описывается в точности, как случалось в жизни. Ведь и художник, когда рисует картину, не делает ее похожей на фотоснимок.

   Сережи Каховского не было. Не было и отряда с названием «Эспада». Но все время, когда я писал «Мальчика со шпагой», рядом со мной, вместе со мной рос и работал, шагал через поражения и радовался победам такой же, как «Эспада» отряд – отряд юных моряков, юнкоров и фехтовальщиков. Я точно знаю: не будь этих ребят – не было бы и «Мальчика со шпагой».

 

    III. Знакомство с законами отряда «Каравелла».

 Учитель: 

   - В программе «Каравеллы» названы законы, по которым живет отряд. Давайте их зачитаем (демонстрируется слайд № 6).

Ученики зачитывают:

   -Я вступаю в бой с любой несправедливостью, подлостью, жестокостью, где бы я их не встретил.

    -Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то другой раньше меня.

    -Смелость - это то, когда человек боится и всё- таки не сворачивает с дороги.

   -Я никогда не должен пройти мимо плачущего ребёнка.

Учитель:

   - Исходя из этих законов, были сформулированы принципы, по которым живут члены отряда (демонстрируется слайд № 7).

Ученики зачитывают:

   -Открытие.

            Становление.

                    Вмешательство.

   

   IV. Слово учителя.

   - Один секрет открыл Сент – Экзюпери много лет назад: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Крапивин не забыл. Он открывал вместе с мальчишками неведомые острова, материки, новые планеты. И чердаки, лесные поляны за огородами поселка Уктус сухопутного Свердловска. Попадал в штормы, бури, кораблекрушения. Придумывал героев – мальчишек и растил живых мальчишек, совсем не книжных и совсем не героев. Растил так, чтобы сравнять их с теми, «придуманными», в главном: в вечных понятиях дружбы, верности, достоинства.

Учитель:

   -Чему он учит своими книгами? Каким качествам?

Ученики:

   - Он учит ребят мужеству, правдивости, готовности прийти на помощь слабому.

Учитель:

   -И учит не только ребят из отряда «Каравелла». О верной ребячьей дружбе, благородстве, честности пишет он книги. А какие из них вы знаете?

Ученики:

   - «Валькины друзья и паруса»

«Та сторона, где ветер»

«Тень каравеллы»

«Далекие горизонты»

«Баркентина с именем звезды»

«Алые перья стрел».

   V. Викторина по произведениям В. П. Крапивина.

(Демонстрируются слайды № 8 - 12).

  1. Из какого рассказа эти строчки: «Про викингов рассказал мне Сережа Волошин, рассудительный и спокойный человек 12 лет. Я жил тогда в подмосковном городке, и Сережа был моим соседом». («Бегство рогатых викингов»)
  2. Что такое Прямая Стрела? И кто дал такое название? (Это хребет, где лежит поселок Стрелогорск. Так назвали его древние жители гор, смелые всадники).
  3.  «В этот день было сделано открытие: лучше всего Антошка успокаивается под песни старшего брата. Мамины песни – тоже ничего, но действуют они когда как».

Как зовут этого старшего брата и из какой книги эти строчки? (Кирилл Векшин из книги «Колыбельная для брата»).

  1. Из какой книги эти строчки и кто поет эту песню?

У горниста Алешки Снежкова

Отобрали трубу золотую.

Говорили, что сам виноват он:

По утрам потихоньку, без спросу

Подымался Алешка с кровати,

Шел на берег по утренним росам.

Разносился сигнал его странный

Над чащобою спутанных веток,

Над косматым озерным туманом,

Под оранжевым флагом рассвета…

Может, снится, как эхо сигнала

В теплый воздух толкнулось упруго

И за черным лесным перевалом

Разбудило далекие трубы…

Захрапели встревожено кони,

Развернулись дугой эскадроны –

И склонились тяжелые копья,

И поднялись над строем знамена.

В чистом небе рассветная краска,

Облаков золотистые гряды,

Словно в сказке, но вовсе не в сказке

Вылетают на поле отряды.

Мчится всадников черная россыпь

Сквозь кустарник, туманом одетый,

По холодным предутренним росам

Под оранжевым флагом рассвета.

(«Всадники со станции Роса». Поет песню вожатый Костя).

  1. Послушайте стихотворение (читает ученик). Герой какого произведения его сочинил?

Начинается ветер,

И большие деревья

Шумно встряхивают плечами,

Прогоняют последний сон.

А простыни на веревках

Громко хлопают и полощут.

Кажется им, что они – паруса.

Я подумал, что хорошо бы

Сделать парус из этих простынь

И поставить его на лодку.

Только мне не дадут.

Взрослые думают,

Что без паруса жить можно,

А без простынь нельзя никак…

(Яшка Воробей из книги «Та сторона, где ветер»).

  1. Здесь спрятаны названия парусников из книг В. П. Крапивина. Что это за парусники?

1.

2.

 

(1 – «Африка» из книги «Та сторона, где ветер»

  2 – «Капитан Грант» из книги «Колыбельная для брата»).

  1. Из какой книги эти строчки: «Кондукторша проснулась, как только в вагон вошел мальчик.

- Бери-ка билет. Ну, живенько.

Мальчик сунул руку в карман куртки. Потом пошарил в карманах брюк. Он не нашел трех копеек и молча повернулся, чтоб уйти». Как зовут главного героя? (Славка из книги «Звезды под дождем»).

  1. А теперь посмотрите небольшую сценку. Определите, отрывок из какой книги проинсценирован (демонстрируется слайд № 13).

Сережа: Отдайте мяч!

Дзыкина: Петя –а! Петя-а! (Из открытого гаража появляется Петя.) Вот, опять в клумбу засобачили, шпана проклятая. (Петя осторожно взял мяч за тонкий ремешок шнуровки).

Сережа: Здесь общая земля, а не ваш участок. Теперь из-за ваших цветов не играть здесь что-ли?

Петя: Чей?

Сережа: Общий. Отдайте, мы же не нарочно. Мы по полтиннику собирали на этот мячик.

Петя: По полтиннику. Свои полтинники вы, значит, любите. А когда люди труд вкладывают, землю роют, вам, значит, наплевать. (Свободной рукой вытаскивает из кармана складной нож. Оскалившись, открывает зубами узкое лезвие, прижимает мяч к животу и нацеливается ножом на него как на арбуз. Сережа резким ударом кулака снизу вверх выбивает мяч).

Петя: Ах ты, шкура! (Хватает Сережу за руку у плеча.)

Дзыкина: Петенька! Ножик убери, ножик. Скажут, что с ножиком на мальчишку, потом не докажешь. (Петя протягивает ей ножик).

Сережа: (Медленно смотрит на пальцы, вцепившиеся в его руку) Ну-ка отпустите. Вы мне рубашки не стираете. (Петя отпускает. Сережа поводит плечом, словно отряхивая след от пальцев, уходит прочь).

Дзыкина: Шибко грамотные стали.

Петя: Все равно узнаю. И фамилию узнаю, и где живет.

Сережа: Второй подъезд, квартира 19. («Звездный час Сережи Каховского»)

 

  VI. Анализ повести «Всадники со станции Роса».

Учитель:

   - Кто герои крапивинских произведений? О чем они мечтают?

Ученики:

   -  Герои всех произведений Крапивина – подростки, мечтающие о дальних странствиях, каравеллах, рыцарских подвигах.

Учитель:

   - Да, и все эти ребята -  рыцари, но не закованные в латы рыцари из древних легенд. Это сегодняшние защитники правды, добра и справедливости. Об этом же повесть «Всадники со станции Роса». Расскажите, как Сережа Каховский оказался один ранним утром на станции.

Подготовленный ученик: (демонстрируется слайд № 14).

   - Сережа ушел из лагеря. Сначала ему там нравилось, особенно костры, где вожатый Костя пел свою песню про маленького горниста. Но потом Костя уехал, а в лагере было скучно, каждый день одно и то же.

   Однажды вечером Сережа рассказал ребятам свою сказку о всадниках, а «мушкетеры» начальника лагеря стали смеяться, дразнить его, настраивать против него других. Сережа написал письмо отцу, в котором просил приехать за ним. Вдруг на линейке он услышал, что начальник лагеря говорит о его письме, которое было вынуто из почтового ящика и прочитано. Сережа не выдержал и крикнул, что читать чужие письма – подлость. Тогда начальник раскричался: «Раз тебе наши порядки не нравятся, убирайся из лагеря». Сергей дождался утра и ушел на станцию – ждать поезда.

Учитель:

   - Согласны ли вы с тем, что читать чужие письма непорядочно? А вы сами читаете чужие письма, сообщения?

   - Кто дал Сереже наглядный пример того, что нельзя читать чужие письма?

Ученики:

   - Отец, он сжег письма, адресованные его покойной жене.

Учитель:

   - Чужие письма не читают без разрешения. Это непорядочно и нечестно. Наш герой не потерпел этой подлости и ушел из лагеря.

   - А можно ли считать Сережин уход из лагеря бегством, дезертирством?

Ученики:

   - Он ушел не из трусости. Он не смог стерпеть несправедливости взрослого, сильного человека. Наверное, проще было бы смириться, остаться, затаив обиду, дотянуть до конца лагерной смены. Но Сережа не может вынести подлости. Он еще мал, чтобы прямо вступить в бой за справедливость, доказать свою правоту: силы слишком неравны, но его уход из лагеря – это борьба.

Учитель:

   - И вот Сережа на станции Роса ждет поезда, чтобы уехать в город. Какие события происходят с мальчиком на станции? С кем он встречается?

Рассказ подготовленного ученика о встрече с Ноком (демонстрируется слайд № 15).

Учитель:

  - С чего начинается знакомство Сережи и Нока?

Ученики:

   - С заботы. Он понимает, что собака голодна.

Учитель:

   - Почему Сережа решает взять собаку с собой, увезти в город?

Ученики:

   - Сережа чувствует свою ответственность за судьбу Нока. Он даже остается на станции, когда проводница не пустила собаку в поезд.

Учитель:

   - С кем еще встречается Сережа?

Рассказ ученика о Станиславе Андреевиче (демонстрируется слайд № 16).

   - На станции он встретился с физруком Станиславом Андреевичем, который приехал на станцию затем, чтобы вернуть Сережу в лагерь. Это очень нехороший человек. Вначале он разговаривает с Сережей добродушно, но это показное добродушие сменяется угрозами и злобой, когда он видит, что ему не удастся увезти Сережу в лагерь. Он насильно схватил Сережу за локоть. «Пальцы физрук – сильные, с белыми волосинками и короткими ногтями – схватили тонкую руку мальчика с каменной прочностью». Но Сережу спас Нок.

Учитель:

   - А кто такой Алексей Борисович, чем он занимается? (демонстрируется слайд № 17).

Ответы учеников.

 Учитель:

  - Мы не знаем, какой журналист Алексей Борисович, но какие качества его характера позволяют думать, что он хороший человек?

Ответы учеников.

Учитель:

   - Чем заслужил Сережа уважение журналиста?

Ученики:

   - Его привлекло доброе отношение к людям.

Учитель:

   - Мы многое можем сказать о человеке, если узнаем, к чему он стремится, о чем мечтает. У Сергея есть своя дорогая и заветная сказка. Вспомним ее.

Подготовленный ученик пересказывает сказку (демонстрируется слайд № 18).

Учитель:

   - Можем ли мы назвать сказку Сережи ненужной выдумкой, фантазией, враньем, как говорили в лагере?

Ученики:

   - Нет, потому что в этой сказке воплотилась романтическая мечта Сережи о добре и справедливости.

Учитель:

   - Почему Сережа возмущен и обижен, когда вожатая просит рассказать у лагерного костра сказку «про каких-то волшебников, говорящих верблюдов, лошадей»?

Ученики:

   - Сережина сказка не похожа на обычные сказки, она особенная, необыкновенная. Она живет в душе мальчика как заветная мечта. А разве мечту можно открыть всем?!

Учитель:

   - Почему же Сережа однажды все-таки рассказал о всадниках?

Ученики:

   - Это был особенный вечер. Ночные рассказы создали обстановку доверия, взаимопонимания. Кругом были товарищи, и Сережа решил подарить им свою сказку.

Учитель:

   - Почему именно о всадниках сочинил Сережа свою сказку – мечту? Может быть, понять это нам поможет рассказ Сережи о своей фамилии? Вспомним его.

Ученики:

   - Дедушка Сережи был красным конником, бойцом, командиром в годы гражданской войны. Взятый в красный отряд по городом Каховкой, он стал носить фамилию Каховский, считая, что если началась новая жизнь, то и фамилия должна быть новая. Сережа никогда не видел деда, но гордился его боевым прошлым. Красные конники, герои гражданской войны стали всадниками Сережиной сказки – мечты.

Учитель:

   - Как же случилось, что всадники действительно приходят Сереже в трудную минуту?

Рассказ ученика о студентах из сторойотряда, которые пришли на помощь (демонстрируется слайд № 19).

Учитель:

   - Итак, произошло чудо. Сказка воплотилась наяву. Но из последующих объяснений Алексея Борисовича мы узнаем, что чуда не было. Что спасло Сережу от унижения и насилия?

Ученики:

   - Помощь хороших и добрых людей.

Учитель:

   - Но почему Алексей Борисович решил рассказать об это мальчику? Может быть, было бы лучше, если бы Сережа сохранил свою веру в чудо?

Ученики:

   - Человек не должен надеяться на чудеса, ведь не только Сережа может попасть в трудную ситуацию. Ведь кому-то другому может понадобиться помощь.

Учитель:

   - Да, вы правы. Что же тогда делать? Вспомните, что советует Алексей Борисович мальчику: «Будь всадником сам. Не обязательно на коне и в шапке со звездой, не в этом главное». А что, по-вашему, значит быть всадником?

Ученики:

   - Значит, поступать по справедливости, уметь видеть, кому сейчас плохо,

помогать слабому.

 Учитель:

   - Всадники – это те, кто видит чужую беду и готовы прийти на помощь, кто живет по законам чести и справедливости, правды и добра. Настоящий человек не должен быть зрителем, он должен быть строителем и борцом, он должен быть всадником. А как вы думаете, сможет ли Сережа стать настоящим всадником?

Подготовленный ученик пересказывает эпизод из книги «Звездный час Сережи Каховского» о столкновении с бандитами.

Ученик зачитывает финальный отрывок из книги «Звездный час Сережи Каховского», где отряд «Эспада» награждает капитана Каховского именной шпагой.

VII. Итог урока.

Учитель:

   – А теперь вернёмся к теме урока, ведь мы ещё не решили о чём эта повесть.

Из слов, что вы видите на экране, выберите подходящие, на ваш взгляд, для характеристики произведения (демонстрируется слайд № 20).

Ученики:

   - О достоинстве, о чести, о доброте, о борьбе за справедливость.

VIII. Вывод.

Учитель:

   - Все герои Крапивина так или иначе – борцы. И каждый из них – мальчик со шпагой. Все они больше всего на свете ценят человеческое достоинство, твердость мнений и смелость поступков. И я надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока многие из вас постараются жить по тем законам, которые выбрали для себя члены отряда «Каравелла» (демонстрируется слайд № 21).

IX. Домашнее задание (демонстрируется слайд № 22).

Написать сочинение – миниатюру на тему: «Хотел бы я иметь такого друга, как Сергей, и почему?»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....