Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения "Экологические проблемы в повести И.Г. Торопова "Не стреляй в медведя дважды"
    план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

    Шаповалова Евгения Яковлевна

    Урок об отношении человека к родной природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока30.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок внеклассного чтения по коми литературе  (в 8-9 классах)

    Экологические проблемы в повести Ивана Торопова   «Не стреляй                                                        

     в медведя дважды»

    Цели урока:

    1. учить анализировать текст, вчитываться и вдумываться                                         в его содержание;
    2.  учить бережно  относиться к окружающей природе;
    3. учить уважительно относиться к коми литературе.

    Использованное оборудование: компьютер, презентация;                        учебники «Литература Республики Коми» (хрестоматия для 9-11 классов) Сыктывкар 2004 г.

    Ход урока:

    Вступительное слово:  проблемы экологии волнуют  сегодня каждого, кто способен любить и чувствовать природу, беречь её от браконьерства и жестокого обращения.  Страшные лесные пожары, губящие все живое в тайге, разливы нефти в лесу и на реках, плывущая кверху брюхом рыба – таковы последствия «деятельности» чужаков на коми земле.

    Коми писателей  также очень волнует проблема сохранения родной природы,  отношения человека к природе, к малой родине. Не секрет,                          что в парму, в тундру, за лесом, газом и нефтью идут люди-захватчики,                      не думающие о последствиях своей деятельности, о том, что останется                  после них…

              Эта проблема – одна из основных и для творчества коми писателя Ивана Григорьевича Торопова.

    Повесть «Не стреляй в медведя дважды» отмечена острым сюжетом, постановкой очень важной задачи: как сохранить родную природу. Автор призывает людей к деятельной защите окружающей среды.

    Используя прием сопоставления, Торопов показывает, как человек губит природу. Вот перед нами лес Большой бор  ( чтение отрывка из повести стр.144).  Уважительно здоровается с лесом Ондрей-охотник, радуется встрече с ним.

    - Почему «уважительно»?  ( лес для Ондрея – кормилец, воплощение красоты и гармонии)

    - Но вот вмешался человек-захватчик, и читатель видит совсем другую картину ( чтение  отрывка стр. 146)

    - Что будет с лесом?- думает Ондрей и обращается к свой собаке Кащысю, верному другу и неизменному выручателю  в лесу (чтение отрывка стр.147)

    Ондрей пытался бороться с опустошителями, но тщетно, в их руках  сила и власть (чтение отрывка стр. 149).

    - Каким человеком изображается охотник? ( он – хозяин родной земли, защитник леса, человек, воспринимающий себя частью природы)

    Противопоставлены Ондрею-охотнику другие люди: начальник лесоучастка Волков, лесник Куштысев, которые лес не жалеют, губят все подряд; для которых план дороже всего, выполнение его сулит награды и премии, приносит много выгоды. И лесник Куштысев клевещет на Ондрея, ведь тот мешает опустошению леса, выступает против повальной его рубки.  А все эти Волковы и Куштысевы чувствуют себя новыми хозяевами леса.

    Ондрей ищет у леса защиты, успокоения. Он уже однажды пострадал от этих опустошителей.

    - Как пострадал,  чуть не умер Ондрей? (заранее подготовленный  пересказ: попил воды из ручья и  отравился,  ползком добрался до своей избы, надеясь, что дома и стены помогают. Но и там  вместо родного «пывсяна»-охотничьей избушки - он увидел толстый слой золы: сожгли!  И силы покинули Ондрея, он почувствовал ледяное дыхание смерти. Стр. 150)

    - Как спасся в тот раз Ондрей? (зажег огромный муравейник,  собаку отправил за помощью).

    Вот и в этот раз, дойдя до избы, Ондрей снова кланяется ей, уважительно и ласково (чтение отрывка 155).

    Во второй части повести появляется новый герой – настоящий хозяин пармы, леса – медведь. Пути медведя переплетаются с дорогами людей.

    - Почему медведь  зашел на запретную территорию? Ведь он боится людей? (Его выгнали с привычных мест, и большой медведь стал охотиться вместе        с Ондреем, то есть воровать из его ловушек добычу – еду).

    И вот их пути перехлестнулись (чтение отрывка стр. 158 -161).

    - Чем заканчивается повесть? (трагедией: погибают все).

    - Почему погибают все: и медведь, и собака, и человек?

    Слово учителя: природа не выбирает, кто лучше, человек или зверь – для нее все хороши, все нужны. Но когда человек начинает истреблять природу – он сам становится жертвой и гибнет. На такой печальной ноте заканчивается повествование.

    Домашнее задание: написать сочинение-отзыв о повести И.Г. Торопова  «Не стреляй в медведя дважды»

                                        КРОССВОРД НА ЗНАНИЕ ТЕКСТА:

    ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. название речки

    2. лес по-коми

    3.фамилия лесничего

    4. широкий бор по-коми

    5. человек для медведя

    6. фамилия начальника лесопункта

    7. внук Ондрея-охотника

    8. фамилия газетчика

    9. охотничья избушка по-коми

    10. баба-яга из коми сказок.

    По вертикали название медведя  у охотника Ондрея.

    б

    и

    а

    с

    е

    р

    ь

    я

     

    п

    а

    р

    м

    а

    к

    у

    ш

    т

    ы

    с

    е

    в

    п

    а

    с

    ь

    к

    ы

    я

    г

    г

    о

    л

    о

    у

    х

    о

    в

    о

    л

    к

    о

    в

    г

    р

    и

    ш

    а

    т

    у

    г

    а

    н

    о

    в

    п

    ы

    в

    с

    я

    н

    й

    о

    м

    а


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения Опыт прочтения повести Т.Крюковой Ведьма.

    На занятии дети рассуждают о милосердии, о сострадании. Писательница заставляет задуматься об отношениях между сверстниками. Рекомендую для обсуждения во внеурочное время....

    технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

    данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

    Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

    В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

    Урок внеклассного чтения "Взрослые проблемы детей в повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"

    Урок рекомендуется для проведения в 7 классе. Проблемы, обсуждаемые автором, знакомы и понятны современным подросткам. Это дружба, вражда, взаимоотношения с родителями и учителями. Цель урока - воспит...

    Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".

    Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...

    Урок внеклассного чтения на тему "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя.

    Урок литературы рассчитан не только на знание текста произведения, но и развивает  мыслительную деятельность учащихся....