Бунин И.А. Рассказ "Косцы" как поэтическое воспоминание о Родине.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

 Eлена Юрьевна Соколова

Материалы к уроку литературы в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin_i.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Бунин И.А. Рассказ "Косцы"  как поэтическое воспоминание о Родине.

Время было к вечерне. Огнями заката

Догорали поля. По дороге небес

Табуны облаков – золотые телята –

Промелькнули домой за коричневый лес<…>

Это было в России… Быть может - в Раю…

И.А.Британ

I.  Слово о писателе.

1. Чтение статьи учебника.

2. Слово учителя. И.А.Бунин был прежде всего русским человеком бесконечно любившим Россию. Он категорически не принял Октябрьскую революцию 1917 года и в 18-ом году уехал из Москвы  в Одессу.  В начале 1920 года он покинул Родину, отправившись сначала в Стамбул, а затем во Францию, с которой будут связаны последующие годы его жизни. Он продолжает писать и в эмиграции, пишет о России, о русских людях. В 1933 году он становится  Нобелевским лауреатом, премию ему вручают «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».

Он по-прежнему ненавидит большевистское правительство СССР и бесконечно предан России. Когда, оккупировавшие Францию фашисты предлагают ему сотрудничество, он, оказавшись на грани нищеты, всё равно отказывается работать на немцев. И с нетерпением ждёт новостей с Восточного фронта и искренне радуется победам Красной Армии. И тоскует по Родине…

Эта ностальгия во многом выразилась в рассказе «Косарь», написанном ещё в начале эмиграции в Париже.

II. Чтение и комментирование отрывков из рассказа.

  1. Читаем до слов «Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу…»

Словарная работа

 Колея -  след от колеса на дороге. Глубокая колея.

 Портки- то же, что штаны.

Кумачовый - ярко-красный, цвета кумача, сделанный из кумача.

Ластовица - вставка подмышками, мужской верхней рубахи, обычно отличного от самой рубахи цвета или другого материала.

Почему такими нарядными были рязанские мужики-косари?( До революции покос был праздником для крестьян. И отправлялись на покос нарядные, весёлые, с песнями. Посмотрите фрагмент из фильма «Тихий Дон». )

  1. Читаем до слов «Теперь они пели…».

Просмотр сцены косьбы из «Тихого Дона».

  1. Давайте внимательно послушаем, о чём пели косари?  Чтение до слов «Они подвигались без малейшего усилия…»

Вспомните, пожалуйста, чем отличается эпос от  лирики? Чего больше в этом отрывке – повествования или чувства? Как правильнее назвать эту часть – рассказом или стихотворением? А разве бывают стихотворения в прозе? Какие чувства, испытываемые героями рассказа, услышавшими пение косарей, описывает автор (а как вы думаете, является ли автор рассказчиком, ведь повествование ведется от первого лица?)? (Восхищение красотой пения, чувство родства с этими людьми-тружениками, чувство любви к России, чувство покоя, радости…)

Сколько раз в этом отрывке повторяется слово прелесть? (6 раз). Россия, русский, родина? (5 раз).

Что хочет передать Бунин словом прелесть? И почему целых 6 раз?! (В этом слове не только восхищение Россией, её людьми, её природой, но и тоска по родине, по утраченной Родине, именно поэтому в отрывке так часто звучат слова «Россия», «Родина», «русский». И чувство ностальгии усиливается анафорой. Что это, кстати, такое?)

 Обратите внимание на то, как Бунин ещё называет Родину, найдите контекстный синоним. (Наш общий дом .) А что такое песня? (Песня – душа России.) И как чувствует себя её душа? (Хорошо, спокойно и любовно.)

С чем связана песня? О каком духовном кровном единстве пишет автор? Обратите внимание на синтаксический приём, который писатель активно использует в этом отрывке, - это однородные члены предложения. (Кровное родство , « которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью».)

  1. Чтение до слов «В чем ещё было очарование этой песни…»

С кем и с чем прощается в песне её герой?  Почему Бунин пишет о «неизбывной радости» от этой песни, несмотря на её безнадёжность?

Читаем дальше: « В том, что человек все-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадежность. «Ах, да все пути мне, мо́лодцу, заказаны!» — говорил он, сладко оплакивая себя. Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги». То есть душе русской не страшно ничего, да и ничего не может случиться с народом, который так любит, так поёт, так трудится.

  1. Читаем рассказ дальше до слов «Еще одно, говорю я, было в этой песне…»

О чем хочет сказать Бунин в этой части рассказа?( Мы знаем, что он – в начале своего пути на чужбине. Он верит в то, что Россия всегда будет с ним – и с ними. Он верит в сказочную силу Матери Сырой Земли, Земли Русской, в ключи вечно живой воды. В Божье прощение.)

  1. Читаем рассказ до конца. Какой композиционный  прием использует автор в произведении? Прием антитезы, противопоставления. Что чему противопоставлено? Жизнь до – жизни после. До чего?  После чего?

Какое чувство испытывает рассказчик до последнего абзаца? Каким настроением пронизана эта часть произведения?

Как меняется настроение рассказа? Найдите, эпитеты в первом предложении абзаца. Почему Бунин называет эти дни «уже бесконечно далёкими – и невозвратимыми»? Что безвозвратно потеряно? (Исчезла Русь сказочная , «миновала и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел Божьему прощению»). Что исчезло? (Кровное духовное единство – и за это нет Божьего прощения ни одним, ни другим.) Почему это произошло, что стало причиной не просто потери родины, но и разобщенности с теми, кто был, как казалось, её частью? (Бунин прямо не называет причину, но мы понимаем, что Революция и Гражданская война, когда не просто бедные воевали с богатыми, а брат пошел на брата, стали причиной краха великой Государства Российского, той сказочной Руси, о которой пишет покинувший Родину автор.)

  1. О чем же рассказ Бунина? Что он заставил вас почувствовать? На эти вопросы вы письменно ответите дома.

III.  Прочитайте про себя стихотворение Ильи Александровича Британа, поэта тоже оказавшегося в изгнании во Франции и погибшего в 1942 году в фашистском концлагере. Вы, наверное, заметили, что эпиграф к уроку взят из этого произведения. Подумайте, что объединяет прочитанный вами рассказ Бунина и это стихотворение.

 

Время было к вечерне. Огнями заката

Догорали поля. По дороге небес

Табуны облаков - золотые телята

Промелькнули домой за коричневый лес.

Тихо ныл коростель; а во ржи перепелка

Отвечала ему. Задремали цветы.

Серебрилась роса. Из туманного шелка

В молодых камышах холодели пруды.

Плыл сиреневый звон. Аромат на поляне,

Тяжелея, дрожал. Возвращались стада.

Торопливо, без слов проходили крестьяне.

Где-то плакал ребенок. Блеснула звезда.

Кто-то песней смеялся. Позвали кого-то.

Шла слепая старуха в избушку свою.

И покой, и отрада. И грусть, и забота. -

Это было в России… Быть может, - в Раю…

(Конечно же, ностальгия – тоска по Родине, утраченному Раю.)

А теперь прослушайте песню на эти стихи в исполнении удивительной русской певицы Евгении Смольяниновой.

Список использованных источников:

  1. http://dic.academic.ru/
  2. http://webkind.ru/text/596492016_982584516p656455819_text_pesni_vechernyaya-st-ili-britana.html
  3. http://muzozo.ru/musi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

И.Бунин в воспоминаниях современников

Материал к  биографии И.Бунина...

Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс

Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека приз...

Поэтические акварели И.Бунина

Данный урок - один из серии уроков по теме «Природа в изображении русских писателей». Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на усвоение приемов анали...

Конспект урока по литературе «Поэтический образ Родины. А. Блок «На лугу», «Ворона». И.Бунин «Сказка».(учебник-хрестоматия Авт.-составит. Т.Ф. Курдюмова)

*Урок направлен на расширение знаний учащихся о великих русских поэтах 20 века;*обучить частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование исследуемого текста;*совершенств...

Урок-исследование. Диалог с поэтическим текстом. (И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»)

Урок-исследование помогает- познакомить учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста, расширить знания о средствах выразительности;- развивать потребность интеллектуальной активности ...

«Судьбы наших близких в судьбе Родины» (Воспоминания о блокаде Ленинграда)

Разработка сценария внеклассного мероприятия «Судьбы наших близких в судьбе Родины» (Воспоминания о блокаде Ленинграда) основана на научно-исследовательской деятельности группы обучающихся...