Урок литературы в 7 классе. По повести В.Быкова «Круглянский мост»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Зайниева Эльвера Дамировна

Урок литературы в 7 г  классе

 Тема: « Что же произошло на Круглянском мосту?» (По повести В.Быкова «Круглянский мост»)

 

 Цель:

 Образовательная: построение знаний о поступке через знакомство с художественным текстом.

Развивающая: формирование умения интерпретировать текст на основе анализа ключевых деталей, совершенствование навыков пересказа, чтения, осмысления и построения собственного высказывания.

Воспитательная: осмысление роли ответственности за других в жизни отдельного человека и общества.

Технология: развитие критического мышления.

Тип урока—анализ.

Форма—комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_7_klasse_po_povesti_v.bykova.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 г  классе

(МБОУ лицей №2, г. Дюртюли, учитель Зайниева Э.Д., 18. 04. 2013)

 Тема: « Что же произошло на Круглянском мосту?» (По повести В.Быкова «Круглянский мост»)

 Цель:

 Образовательная: построение знаний о поступке через знакомство с художественным текстом.

Развивающая: формирование умения интерпретировать текст на основе анализа ключевых деталей, совершенствование навыков пересказа, чтения, осмысления и построения собственного высказывания.

Воспитательная: осмысление роли ответственности за других в жизни отдельного человека и общества.

Технология: развитие критического мышления.

Тип урока—анализ.

Форма—комбинированный.

 ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

-На прошлых уроках мы читали и разбирали замечательную повесть М.А. Шолохова «Судьба человека», а дома вы должны были прочитать и ответить на вопросы по произведению В.Быкова «Круглянский мост».

- Скажите, пожалуйста, Что общего у этих произведений? (тема – война). А как называется РАЗДЕЛ, который мы изучаем? («Я и мир: вечное и преходящее» стр 152). Что такое ПРЕХОДящее? (это временное, недолговечное)  и Что такое ВЕЧное? ( это постоянное, неизменное).

-Так в каком мире мы с вами живем? (сложном, противоречивом, постоянно меняющемся).  А ЧТО БЫТЬ ВАЖНЫМ ДЛЯ НАС, ЛЮДЕЙ?( Ни при каких обстоятельствах не забывать, что ты ЧЕЛОВЕК)

-Вспомните дневниковые записи Алексея, нашего друга-студента, от 3 февраля…стр.170.

- Над КАКИМ вопросом он размышляет и над ЧЕМ нам стоит задуматься на уроке? (…Война- это сломанные судьбы, это проверка на прочность человека- физическую и нравственную… Это экстремальная ситуация, в которой человек может проявить свои лучшие и слабые стороны  и тд…).

III. Мотивация обучающихся.

- Ребята, а  как вы считаете, можно ли оправдать подлые поступки человека, пусть даже ради достижения какой-либо благородной цели? ( нет, но все зависит от ситуации).

-  А почему я об этом спрашиваю? (потому что в повести «Круглянский мост» один из главных героев поступил подло, не задумываясь, что от его решения зависит жизнь  человека?)

- Сегодня мы с вами будем работать еще над одним произведением о войне «Круглянский мост». Запишем число в тетрадях 18 апреля

-Почему произведение называется Круглянский мост? (партизаны должны были его взорвать). А почему мост так называется? Как можно назвать тему сегодняшнего урока? (варианты)

«Что же случилось на Круглянском мосту?» (по повести Василя Быкова «Круглянский мост»). 

ЭПИГРАФ К УРОКУ «Меня интересует, в первую очередь, не сама война…но главным образом,. . . » Кто в конце урока сумеет правильно продолжить цитату, тот получит 5.

IV. Деятельность обучающихся по освоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

1) (Показ документального фильма о жизни и творчестве В.Быкова) 2, 55 минуты

 2) - Начинаем работу по тексту.

Перечислите всех героев повести (Степка Толкач, Бритвин, Маслаков, Данила Шпак, мальчик Митя, конь Рослик).  

                                     ( На доске имена всех перечисленных героев)                        

-Краткое содержание в « трех» предложениях. ( Война. Партизанский отряд. Степку зовет на «дело» Маслаков, а это хороший способ доказать отряду, что он –хороший партизан. Вместе  с ними взрывать мост идут еще двое…Но первая попытка не удается, Маслакова тяжело, смертельно ранили, и командование на себя негласно берет Бритвин. Им удается взорвать мост на Кругляны, но это стоило жизней ни в чем не повинных мальчика Мити и коня Рослика. Только в конце повести  у Степки открываются глаза, он понял, что Бритвин, человек бессовестный, ради своей выгоды он способен подставить других, рисковать жизнями других.  И Степа совершает самосуд на ним, повесть заканчивается тем, что Степка Толкач находится под арестом и ждет решения своей участи).

- Так как по-вашему, какую цель ставит перед собой писатель,? (Его цель - не показать войну, а показать человека на войне, его нравственные стороны).                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

-Давайте посмотрим на главного героя—партизана Стёпку. Кто он, какой он? ( работа по тексту стр. 171)

-Мы выяснили, что он добрый, жалостливый, исключительно послушный и исполнительный парень. И вот такой человек в конце повести в упор расстреливает своего товарища по партизанскому отряду. ЧТО  такого произошло на Круглянском мосту? 

V. Первичное закреплений умений по использованию на практике новых знаний.

-Ребята, вам предстоит поработать в группах.

- У меня на столе три предмета. Вы знаете их назначение? Случайны ли они здесь? Кому из героев повести они могут принадлежать? Или с каким из героев каждый из предметов ассоциируется? (Кукла, черные очки, сердце). ПОЧЕМУ?

Кукла- мальчик Митя, потому что он оказался марионеткой в руках Бритвина;

черные очки- Бритвин никогда не смотрел в глаза собеседнику, это говорит о…;

сердце- у главного героя Степки оказалось доброе, благородное сердце…

-  Вот ключевые вопросы, на которые мы должны дать ответ не эмоциями, а только опираясь на текст и авторскую позицию, только на реальном фактическом материале. ( Учитель раздает карточки с вопросами-заданиями)

Работа над первым блоком вопросов

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ «Степка Толкач»

 (1. Рассказать о жизни Степки в партизанских отрядах, о его отношении к службе, к окружающим? Почему он так охотно согласился пойти с Маслаковым на опасное задание?

2. Когда Степка в первый раз заподозрил в Бритвине неладное? Что же привело Степку  к такому поступку? Есть ли герою оправдание?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ «Бритвин»

(1. Каким вы представляете себе Бритвина? Что он за человек?  Какие поступки совершает? Как рассказы о других партизанах помогают нам  понять и представить этого героя?

2. Какие детали в поведении Бритвина отмечает писатель? Как они помогают нам глубже понять этот персонаж?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ «Митя»

( 1. Кто такой Митя? Каковы его жизненные цели?

2. На что пятнадцатилетний мальчик способен пойти ради искупления отцовского греха перед родиной?                                                (физкультминутка)

Работа  над вторым блоком вопросов МИТЯ, БРИТВИН, СТЕПА

VI. Контроль результатов.

-Вроде бы запланированная операция должна получиться и пройти без осложнений…НО…

 - Но что же случилось на Круглянском мосту:  обычная военная ситуация или трагедия? Если трагедия, кто должен за неё ответить и как? Все ли средства решения проблемы хороши?

(Просмотр двух эпизодов из художественного фильма «Круглянский мост»; «Беларусьфильм», 1989). 4 минуты

Ребята, я повторяю свой вопрос: что же случилось на Круглянском мосту: ТРАГЕДИЯ или ОБЫЧНАЯ военная ситуация?

  (ДА, ЭТО Трагедия, потому что погиб ребёнок,  Рослик…чуть не погиб сам Стёпка.

 Это же страшно, когда погибает будущее страны- дети… )

-Да, вы правы, потому что это противоестественно. Обрекая на гибель именно ребенка, Бритвин не просто увеличивает число жертв войны, он убивает ростки самой жизни, ее хрупкое, светлое, беззащитное начало.                                                                     

                 

- КАК вы считаете, Кто виноват в трагедии и должен ли виновный быть наказан?

А) Как вели себя после операции товарищи?                                  

- Они снова не подождали парня.

- Они радовались тому, что взорвали мост.

Б) Что больше всего возмутило Стёпку? – «Маслаков не гнал, ты гнал на мост…»

-Выходит, что мост взорвал сын полицая, а не мы? Стр. 188. Зачитать отрывок.

В) Оправдан ли поступок Стёпки?

 «От бешенства и волнения Стёпка выстрелил в Бритвина…»

На лицах Бритвина и Данилы нет ни боли, ни ужаса, ни вины, ни потрясения. Бритвин обошёлся с Митей расчётливо, как с куклой. Он заранее обрёк ребёнка на смерть, чтобы получить очередную награду и славу.

-Ребята, можно ли оправдать Степку? (Стёпку можно понять, но оправдания ему нет).

- Получается, что он такой же убийца??? -Должно ли на войне быть место гуманизму?

(ДА, человек в любых обстоятельствах должен оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!)

 

- Какая судьба, с вашей точки зрения, ожидает Стёпку? (два варианта ответа, но главное, Что он стал НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ).  (М. Карим « Помилование», судьба Любомира Зуха)

VII. Рефлексия.

-  ТАК какие слова пропущены в высказывании В.Быкова? (нравственный мир ЧЕЛОВЕКА)

ОЦЕНИВАНИЕ

ВЫВОД. Что же волнует  писателей М.Шолохова и В.Быкова? (варианты детей)

-Да, оба писателя, в первую очередь, интересуются нравственными вопросами, связанными с поведением человека в  ситуации выбора, когда в нем способны развиться как худшие, так и лучшие стороны его натуры.

- О чём «вечном» и о чём «преходящем» говорит нам автор повести «Круглянский  мост»? 

ВЕЧНОЕ - доброта, ответственность за выбор, поступки, бескорыстие, любовь к людям- человечность.

Оно, ВЕЧНОЕ,  должно торжествовать над ПРЕХОДЯЩИМ - ожесточением, злобой, корыстью, тщеславием,  равнодушием, войнами и тд .

  - Как бы ни сложилась Степкина судьба, для нас, читателей,  он останется человеком. Повесть В. Быкова - повесть о нравственном мире человека и его выборе.

VIII.  Домашнее задание.

6. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Какая судьба, с вашей точки зрения, ожидает Стёпку?»; выучить стихотворение на с.191


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Что же случилось на Круглянском мосту? (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)

Урок литературы в 7 классе "Что же случилось на Круглянском мосту?" (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по повести Василя Быкова "Обелиск"

Урок направлен на формирование у обучающихся патриотических чувств,связанных с омыслением событий Великой Отечественной войны, воспитание гордости за страну и его героев. На уроке используется презент...

Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести В.Быкова "Обелиск"

Презентация к уроку литературы по повести "Обелиск" с применением системно-деятельностного подхода, технологии проблемного диалога и использованием ЭОР...

конспект урока литературы 7 класс по повести "Тарас Бульба"

Разработка урока литературы  по повести Н.В. Гогол​я "Тарас Бульба". Тема урока " Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"...