Урок внеклассного чтения в 8 классе по повести Василя Быкова "Обелиск"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Урок направлен на формирование у обучающихся патриотических чувств,связанных с омыслением событий Великой Отечественной войны, воспитание гордости за страну и его героев. На уроке используется презентация,посвящённая  творчеству писателя, кадры из художественного фильма "Обелиск,а также звучит песня В.Высоцкого "На братских могилах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obelisk.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести Василя Быкова «Обелиск»

Тема «Обязанность быть человеком» (слайд1)

Цели: развитие навыков исследовательской работы с текстом, умения формулировать свою точку зрения и отстаивать её; способствовать формированию у обучающихся патриотических чувств, связанных с осмыслением событий Великой Отечественной войны; воспитание гордости за страну и его героев.

Оформление: выставка книг Василя Быкова, презентация, песня Владимира Высоцкого «На братских могилах», фрагменты художественного  фильма «Обелиск»

Но и мертвые мы будем жить в частичке вашего счастья: ведь мы вложим в него свою жизнь.

Ю. Фучик

1.Учитель.События Великой Отечественной войны с течением времени не теряют своего значения. Неслучайно писатели и поэты, публицисты и драматурги вновь и вновь возвращаются к этой теме. В разные периоды истории нашего Отечества она раскрывалась по- разному.

Для  литературных  произведений первых военных лет было характерно стремление писателей к эпическому охвату и осмыслению действительности.В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет.

Именно к этому периоду относится и творчество В.Быкова. Несмотря на то, что большинство его повестей посвящены теме войны, они значительно отличаются от произведений других авторов. Писателя в первую очередь интересуют не столько эпизоды войны, сколькопсихология героев, а также мотивы, определяющие их поступки. Расцвет творчества писателя пришелся на 60-70-е годы 20 века, и нравственная проблема становится ведущей в его творчестве. Именно в это время увидели свет такие крупные произведения, как «Сотников»,  «Дожить до рассвета», «Волчья стая», и другие. В наибольшей степени проблема нравственного выбора отражена в повести В.Быкова «Обелиск»,в которой автор рассказывает о непростой,трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остаётся истинным героем, хотя официально таковым и не был признан.

Познакомимся поближе с повестью В.Быкова «Обелиск»,рассмотрим идейно -художественные особенности повести, выясним, как в трудное время человек до конца остается Человеком.

2.Рассказ  ученика о  писателе. (слайд 2)

3.Аналитическая беседа по повести «Обелиск»

  • Где и когда  происходит действие повести?
  • От лица кого ведется повествование?

( два рассказчика- приезжий журналист и бывший учитель, зам.роты партизан Тимофей Ткачук)

  • Где находится завязка основного действия?

(На поминках между Ксендзовым и Ткачуком разгорелся спор: достоин  ли учитель Алесь Иванович Мороз, чтобы его имя было высечено на обелиске.)

Рассмотрим реплики

Ксендзов говорит:

-  Ну в самом деле, что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца? Защитил он кого? Что было бы, если бы каждый партизан поступил так, как Мороз?

Ткачук:

-Убил немца или не убил?.. Он сделал больше, чем если бы убил его.Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно.( слайд 3)

  • Кто прав в этом споре? Ответим на этот вопрос, когда узнаем, каким же человеком был Алесь Иванович Мороз.
  • Какие эпизоды из довоенной жизни Алеся Ивановича вам запомнились?

(-Родом он с Могилёвщины, уже 5 лет учительствовал после окончания педагогическоготехникума. Как учитель он стремится к тому, чтобы его ребята  теперь поняли, что они люди, не быдло, не какие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные  граждане. Ион делал из них не отличников учёбы, не послушных зубрил, а прежде всего людей. В этом он видел свою наипервейшую педагогическую обязанность.

-Алесь Иванович буквально борется за каждого ученика.Двух девочек – близнецов мать – вдова забрала из школы: дескать обувь плохая и ходить далеко.Но он купил девочкам по паре ботинок – стали учиться. Когда ночи стали длинными, забоялись девочки ходить через лес, Мороз стал провожать их до дому.

-Павлика Миклашевича  Алесь Иванович взял к себе, т.к.  отец избивал сына.  Но прокурор вынес решение, что  мальчик должен жить у отца. Вот (ученик зачитывает по тексту) «Миклашевич – старший в длинном красном кожухе ведёт по шоссе Павлика. Атмосфера напряжённая, детвора на нас не смотрит, а милиционер молчит. Мороз просто оцепенел. Те двое далековато уже отошли по аллейке и тут видим останавливаются, отец тормошит сына за руку, тот  начинает вырываться, да куда там – не вырвешься. Потом Миклашевич одной рукой снимает с кожуха ремень и начинает бить сына. Не дождавшись, когда уйдут с чужих глаз. Павлик вырывается, плачет, детвора во дворе шумит, некоторые поворачиваются в нашу сторону с упрёком в глазах – чего-то ждут от своего учителя.Конечно, ждут, чтобы он заступился. И что же ты думаешь? Мороз вдруг срывается с веранды и, хромая, через двор – туда. «Стойте,- кричит,- прекратите избиение!»

Миклашевич и впрямь остановился, перестал бить, сопит, зверем смотрит на учителя, а тот подходит, вырывает Павлову руку из отцовской и говорит: «Вы у меня его не получите!Понятно?»

-В трудные годы, когда  заново создавались школы, почти ничего не                хватало, особенно учебников. Мороз нашёл в заброшенной панской усадьбе сундук с книгами. И больной Алесь Иванович читает ребятам Л.Н.Толстого. Авторитет у учителя в Сельце был большой. Дети табуном ходили за ним. Коля Бородич решил второй год  ходить в 4-ый класс, лишь бы к Морозу.

  • Чем объяснить, что на страницах повести часто упоминается имя Толстого?(В.Быков берёт у Толстого постановку нравственных проблем, описание психологического состояния человека, его диалектику души)
  • Какимпредстаёт перед нами Алесь Иванович в эти довоенные годы?(А.И.Мороз – представитель новой власти в Сельце. Он честен, решителен, интеллигентен в высоком смысле этого слова, делает своё дело добротно.Не было ничего более важного и нужного,чем та ежедневная, скромная работа тысяч безвестных сеятелей на этой  духовной ниве. Мороз был одним из тех,кто сделал для людей многое, подчас на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи.)
  • Почему же он остался работать при немцах? Ответьте по тексту, как  это  объясняет сам Алесь  Иванович? («Если вы имеете в виду мое теперешнее  учительство, то оставьте ваши сомнения.Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы - будут оболванивать их они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется»).
  • Где развитие повести, достигает кульминационного момента? (Когда Морозу ,ушедшему в лес, к партизанам, пришлось вернуться к своим ребятам, которых схватили фашисты и потребовали, чтобы пришел учитель, тогда, мол, отпустят его учеников.  Алесь Иванович знает, что фашисты обманут, что и ему и ученикам его грозит неминуемая гибель. Но он идет к своим ученикам: они так верят ему.  Он не может их обмануть, он всю жизнь учил их добру и справедливости. Мороз погиб вместе с учениками, совершив свой незаметный, многим не понятный подвиг, за которым стояла большая правда отношений между людьми, верящими друг в друга. Главное в подвиге Мороза – это то, что умирали ученики его с верой в людей, в своего учителя до последнейминуты поддерживающего их.)
  • Мороз знал, что ребята решились на диверсию? (Нет)
  • К чему привело это самовольство ребят?  (к гибели:  суровые испытания  выпадают на долю ребят, беззаветно преданных своему наставнику.В плену у немцев, даже  под пытками, никто из них не говорит об Алесе Ивановиче, не предаёт его).

4.Чтение наизусть отрывков из повести.

 -Мороз с ребятами в плену.

« Хлопцы еще в амбаре упали духом, когда услышали за дверьми голос Алеся Ивановича. Решили – схватили и его. Кстати, до самого конца никто из них иначе и не думал – считали, не уберегся учитель, ненароком попался к немцам. И он им ничего о себе не сказал. Только подбадривал. И сам старался быть бодрым, насколько конечно это ему удавалось. Говорил, что жизнь человеческая очень несоразмерна с вечностью и пятнадцать лет или шестьдесят -  все не более чем мгновение перед лицом вечности. Еще говорил, что тысячи людей в том же Сельце рождались, жили, отошли в небытие, и никто их не знает и не помнит никаких следов их существования. А вот их будут помнить, и уже это должно быть для них высшей наградой – самой высокой из всех возможных в мире наград.

  Наверно, это все- таки мало их утешало. Но то, что рядом был их учитель, их всегдашний Алесь Иванович, как- то облегчало их незавидные судьбы. Хотя, конечно, они бы многое, наверно, дали, чтобы он каким- нибудь образом спасся».

- Спасение Павлика Миклашевича (слайд – кадры из фильма «Обелиск»).

«Так подошли к леску с тем мостком. Мороз все молчал, а тут тихонько так спрашивает у Павлика:  «Бежать можешь?»  Тот сначала не понял, посмотрел на учителя: о чем он? А Мороз снова: « Бежать можешь? Как крикну, бросайся в кусты». Павел догадался. Вообще-то бегать он был мастак, но именно был. За три дня в амбаре без еды, в муках и пытках умение его, конечно, поубавилось. Но все-таки слова Алеся Ивановича всесили надежду. Павлик заволновался, говорил, аж ноги задрожали. Показалось тогда, что Мороз что-то знает. Если так говорит, то, наверное, можно спастись. И хлопец стал ждать.

А лесок вот он уже – рядом. За дорогой сразу же кустики, сосенки, ельник. Правда, лесок- то не  очень густой, но все- укрыться можно. Павлик тут знал каждый кустик, каждую тропку, поворот, каждый пенек.  Такое волнение охватило парня, что, говорил, вот-вот сердце разорвется от напряжения. До ближнего кустика оставалось шагов двадцать, потом десять, пять. Вот уже и лесок- ольшаник, елочки. Справа открылась низинка, тут вроде полегче бежать. Павлик смекнул, что, наверно, именно эту низинку и имел на примете Мороз. Дорога узенькая, на фурманку, не больше, два полицая идут впереди, двое по сторонам. В поле они держались чуток подальше, за канавой, а тут идут рядом, рукой дотронуться можно. И, конечно, всё слышат.Наверное, поэтому Мороз и не сказал больше ни слова.Молчал,молчал, как крикнет: «Вот он, вот – смотрите!» А сам влево от дороги смотрит,плечом и головой показывает, словно кого-то увидел там. Уловка не бог весть какая,но так естественно это у него получалось, что даже Павлик туда же глянул. Но только раз глянул, да как прыгнет, словно бы заяц в противоположную сторону, в кусты, к низинке, через пеньки, сквозь чащобу - в лес.

Несколько секунд  он всё- таки для себя вырвал,полицаи прозевали тот самый первый,самый решающий момент, и парень оказался в чаще. Но спустя три секунды кто-то ударил из винтовки, потом ещё.

Двое бросились по кустам вдогонку, поднялась стрельба.

Бедный, несчастный Павлик! Он - то не сразу и сообразил, что в него попали. Он только удивлялся, что это так ударило его сзади промеж лопаток. И отчего же не вовремя подкосились ноги. Это его больше всего и удивляло, подумал, может,  споткнулся. Но встать он уже не смог, так и вытянулся на колючей траве в прошлогоднем малиннике».

5.Продолжение беседы.

  • На чьей стороне вы будете в спореКсендзова и Ткачука? (Ткачук прав, ведь Мороз ценою собственной жизни подтвердил правоту своих нравственных  принципов).
  • Почему повесть называется «Обелиск?» Найдите его описание:«…был виден знакомыйобелиск с пятьююношескими именами на чёрной табличке…», «это был приземистый бетонный обелиск в оградке из штакетника, просто и без лишней  затейливости сооружённый руками каких-то местных  умельцев. Выглядел он более чем скромно… не было в нём и следа заброшенности или небрежения… чуть выше человеческого роста обелиск несколько раз менял свою окраску…Теперь же он был серым…, неизменной оставалась лишь чёрная металлическая табличка с пятью именами школьников, совершивших известный в нашей местности подвиг в годы войны. Я уже не вчитывался в них, я их знал на память. Но теперь удивился, что тут появилось новое имя – Мороз А.И., которое было не очень умело выведено над остальными белой масляной краской».
  • В чём своеобразие подвига, совершённого А.И.Морозом? (Ученики высказывают свою точку зрения).

Учитель. Добровольная сдача Мороза немцам может быть расценена разными читателями по-разному. Этот поступок Алеся Ивановича сообразован с требованиями его личной совести, с его пониманием своего человеческого и учительского дома: он не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час. И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя

  • Чему учит повесть?( В.Быков пишет о войне,  о человеке на войне, писателю важно не только показать психологию человека в крайних обстоятельствах ,но через судьбу и подвиг героя повлиять на истинность чувств, нравственность современников.

6.Звучит песня В.Высоцкого « На братских могилах».  ( видео-слайд).

      7.Домашнее задание. Сочинение. «О чём рассказал мне памятник».

                                                Прочитать  «Дожить до рассвета»и др.повести.

 Использованная  литература.

Василь Быков. Избранное.М.Издательство «Олимп»,2002

Ю.Фучик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....