Конспект урока "Восприятие, использование,оценка стихотворения Б.Пастернака "Снег идет""
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Хомушку Мария Романовна

Цель: научить учащихся работать с поэтическим текстом Б.Пастернака, делать интерпретацию, повторить выразительные средства языка, вопистание любви к природным явлениям, умения чувствовать красоту снегопада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sneg_idet.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Восприятие, использование , оценка стихотворения Б. Пастернака  «Снег идет».(11 класс)

Цель: научить учащихся работать  с поэтическим текстом Б.Пастернака, делать интерпретацию; повторить выразительные средства  языка; воспитание любви в явлением природы, умения чувствовать  красоту снегопада .

1)Б .Пастернак  « Снег идет ». Стихотворение написано в 1957г. Делится на две части - пейзажные зарисовки и размышления  автора о смысле жизни , ее быстротечности . Название «Снег идет » определяет тему стихотворения .

    Снег идет . Снег  идет   -   повтор.

С помощью этого приема мы представляем , как на землю падаю т тяжелые хлопья снега , размер стихотворения –хорей

2)  В первой части  : метафоры – олицетворения :

 К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт…

       Природа не умирает  зимой, а лишь засыпает. Об этом напоминают комнатные растения (герань). Повторяющиеся  глаголы показывают движение снежной вьюги, полёта. Здесь  и антитеза: белый снег и  «черной лестницы ступени».

Олицетворение- сравнение:

Словно падает не хлопья,

 А в заплатанном салопе

сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака

 с верхней лестничной площадки

, крадучись, играя в прятки,

сходит небо с чердака.

Салоп- устаревшее слово. Широкое женское пальто особого фасона. Носили в мещанско-купеческой среде.

3) Вторая часть стихотворения. Читаем. Комментируем.  Это размышления лирического героя  о смысле жизни, её быстротечности, конечности. Дни жизни пролетают так же быстро, как пушистые снежинки  за окном. .. Основная мысль в риторических вопросах:

 Или с той же быстротой,

может быть, проходит время?

  Может быть, за годом в год

 следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Кажется, что герой,  наблюдая за снегопадом , сожалеет о прожитой жизни , промелькнувшей , как пушистые снежинки за окном. Может быть ,  не все   удалось  в  его жизни , как хотелось

                                                                Читаем 8 строфу .

Последняя строфа перекликается с первой и со второй частью   стихотворения . повторяющиеся слова  наполняются новым смыслом   « перекрестка поворот»(орук белдири) - это поворот судьбы  (салым-чол) , то, что ждёт нас завтра (амыдыралдын оруу , белдири.)  

   А «убелённый пешеход » - это не просто  человек,  покрытый снежными хлопьями . это убелённый  сединами  , проживший жизнь одинокий странник .  Что ждёт его за поворотом?  Какая судьба?  Об этом размышляет лирический герой.

4)  Отсюда , о чем говорится в стихотворении  Пастернака  « Снег идет »?  Не только об явлении зимней погоды (снегопад), но …    Эти  глаголы  идет,  тянутся  ,   пускается , сходит, смотришь, проходит,  следуют…  - приводят  человека на  размышления о жизни. А движения снежинок … Это жизнь, это судьба человека ,

            А цвет  снега…   Белый снег -это чистота ,  это седина волос , это движение – значит   жизнь .

Д/з : 1) « Снег идет » - прочитать

          2) Интерпретация стихотворения Пастернака  « Любить иных  - тяжелый крест …»

Снег идет , снег идет

К белым звездочкам  в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт

Снег идет , и все в смятеньи ,

Все пускается в полет-

Черной лестницы  ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака

Потому что жизнь не ждет

Не оглянешься  - и святки

Только промежуток краткий

Смотришь, там и новый год.

Снег идет густой- густой

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют , как снег идет ,

 Или как  слова в поэме?

Снег идет,  снег идет,

Снег идет , и все в смятеньи :

 Убеленный  пешеход

Удивленные  растенья

Перекрестка поворот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль..."

Данный урок посвящен анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль.."...

Конспект урока: Выразительное чтение стихотворения Н. И. Рыленкова «Деревья»

Конспект урока: Выразительное чтение стихотворения Н. И. Рыленкова  «Деревья»...

Конспект урока "Сравнительный анализ стихотворений Жуковского, Пушкина, Тютчева"

В ходе урока идет сравнение творческого мастерства поэтов 19 века...

План-конспект урока "Энциклопедия одного стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Нищий»"

Изучение лирических произведений занимает большое место в системе уроков по литературе в каждом классе на протяжении всего времени обучения. Из года в год учащимся становится скучно делать однообразны...

Конспект урока по литературе Стихотворение А.С. Пушкина «Няне»

Конспект  урока по литературе в  МБОУ «Шинерская основная общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики».          Разработа...

конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.

Конспект открытого урока  литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"...