План-конспект урока "Энциклопедия одного стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Нищий»"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Кораблина Маргарита Александровна

Изучение лирических произведений занимает большое место в системе уроков по литературе в каждом классе на протяжении всего времени обучения. Из года в год учащимся становится скучно делать однообразный анализ стихотворения, несмотря на разнообразие поэтов и тематик. В таком случае на помощь учителю-словеснику может прийти данный тип урока, который сочетает в себе наряду с классическим анализом лирического произведения элементы комплексного и филологического анализа текста; обладает своего рода «энциклопедичностью», так как позволяет взглянуть и на внетекстовые элементы, связанные с ним. Например, расширить свои знания в области топографии (рассказ об усадьбе Середниково, Троице-Сергиевой Лавре), о реальных исторических личностях (Е.А. Сушкова, А.М. Верещагина, Д.А. Столыпин, актер С. Лемешев).

Данный урок можно проводить несколькими способами в зависимости от индивидуальных особенностей класса и предпочтений учителя:

1.    В форме рассказа учителя с элементами беседы и индивидуальной работы учащихся на уроке (работа по вопросам, устные и письменные задания для контроля знаний).

 

2.    В форме, когда ученикам заранее раздается материал по подготовке к уроку. Таким образом, в ходе урока монологичный рассказ учителя сменяется выступлениями учащихся:

·      Любовные адресаты лирики М.Ю. Лермонтова

·      Усадьба Середниково в жизни поэта.

·      Троице-Сергиева Лавра как объект истории и культуры России.

·      Основные образы и мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова.

·      Основные мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нищий».

·      Основные образы в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Нищий».

Таким образом, изучение лирических произведений, когда художественный текст рассматривается с разных позиций, позволяет расширить кругозор учащихся не только в данной предметной области (литература), но и затронуть иные не менее важные аспекты изучения смежных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stihotvorenie_nishchiy.ppt2.62 МБ
Файл plan-konspekt_uroka_nishchiy_lermontov.docx48.12 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Кораблина Маргарита Александровна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга

ПЛАН УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

(пояснение к презентации,

материал для учителя)

9 класс

Энциклопедия одного стихотворения.

М.Ю. Лермонтов «Нищий»

Тип урока: изучение нового материала (углубленное).

Цели урока: обучающая: научить выполнять комплексный анализ лирического произведения (стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий»)

Развивающая: развитие коммуникативной культуры учащихся, совершенствование мыслительных операций.

Воспитательная: укрепить навыки умения анализировать художественную реальность.

Задачи урока:

  • Формирование умения работать с новой информацией по теме;
  • Расширить читательский кругозор учащихся;
  • Развитие навыков постановки вопросов и учебных задач.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, портрет М.Ю. Лермонтова, аудио и видеозаписи, стихотворение «Нищий».

Ход урока

Примечание. Данный урок проходит в форме рассказа учителя с элементами беседы и индивидуальной работы учащихся на уроке.

Слайд 1

Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы, целей и задач урока.

Слайд 2

Обратите внимание на то, как выглядел М.Ю. Лермонтов в 1830-е годы (во время написания стихотворения) по мнению художника А. Челышева. Отличается ли он от других известных вам портретов?

Слайд 3

 Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» (чтение стихотворения учителем, либо подготовленным учеником). А теперь прослушайте актерское чтение стихотворения (читает А. Бордуков). Сравните чтение учителем (учеником) и актером. Какие акценты расставляет каждый из читающих? Каковы особенности их чтения?

Слайд 4-5

        Стихотворение написано в 1830 году и посвящено Е.А. Сушковой.

Материал из Лермонтовской энциклопедии: «Сушкова (в замужестве Хвостова) Екатерина Александровна (1812—1868), знакомая Лермонтова, мемуаристка. Знакомство состоялось весной 1830 в Москве у А.М. Верещагиной. Лето 1830 Сушкова проводила под Москвой в имении Большаково, часто посещая Середниково, где тогда гостил Лермонтов. Красивая, умная и ироничная, Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова. С ее именем связан цикл стихов 1830, посвященный преимущественно неразделенной любви».

Слайд 6

        Познакомила Лермонтова с Сушковой его кузина Сашенька Верещагина. Информация с официальной страницы государственного музея-заповедника «Тарханы»: Александра Михайловна Верещагина (1810-1873) — родственница Лермонтова: ее родная тетка по матери, Екатерина Аркадьевна, рожденная Анненкова, была женой брата бабушки Лермонтова Д.А. Столыпина. По отцу А.М. Верещагина была двоюродной сестрой В.А. Лопухиной. Лермонтов познакомился с Верещагиной в 1828 году в Москве. Об их отношениях А.П. Шан-Гирей вспоминал: «Miss Alexandrine, т. е. Александра Михайловна Верещагина, кузина его, принимала в нем большое участие, она отлично умела пользоваться немного саркастическим направлением ума своего и иронией, чтобы овладеть этой беспокойною натурой и направлять ее, шутя и смеясь, к прекрасному и благородному».

Слайд 7

Материал из Лермонтовской энциклопедии: Середниково–  подмосковная усадьба Столыпиных, расположенная на берегу р. Горетовки; теперь в бывшей усадьбе — санаторий «Мцыри». Середниково принадлежало Е. А. Столыпиной, вдове Д. А. Столыпина, который приобрел усадьбу в октябре 1825. В Середникове осталась его большая библиотека. Усадьба создавалась в 1775—1806 при прежнем владельце В.А. Всеволожском. Дом в классическом стиле, с колоннадой и бельведером, по некоторым сведениям, построен И.Е. Старовым. Около дома был разбит большой парк, вырыты пруды, через овраг перекинут белокаменный мост. Свое название усадьба получила от маленького селения, находившегося здесь в 17—18 вв. и принадлежавшего князьям Черкасским. Лермонтов проводил в Середникове летние каникулы 1829, 1830, 1831, возможно, приезжал сюда и летом 1832. Живописная природа, народные песни и сказки, рассказы о войне 1812, впечатления от крепостной действительности — все давало пищу для раздумий поэта. Летом в Середникове собиралось много молодежи. Верстах в 4 от Середникова в Федоровке жила А. М. Верещагина, в Большакове — Е. А. Сушкова.

Слайд 8

Светская кокетка была старше Лермонтова на 2 года и, конечно же, подсмеивалась над неопытной душой поэта. Екатерина Александровна своей насмешкой и холодным равнодушием заставляла Лермонтова всё больше и больше в неё влюбляться.

Слайд 9

Биографы Лермонтова говорят, что когда Лермонтов и Сушкова на одной из прогулок посетили Троице-Сергиеву Лавру, они заметили бледного, иссохшего нищего, которому кто-то вместо хлеба кинул камни.

Примечание. Необходимо дать историческую справку о Троице-Сергиевой Лавре.

Материал из Википедии:        Троице-Сергиева лавра, в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева лавра —крупнейший православный мужской монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Датой основания монастыря принято считать поселение Сергия Радонежского на Маковце в 1337 году. Однако ряд историков считает, что это произошло в 1342 году.

8июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.

В Средние века, в отдельные моменты истории, монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой власти и народа. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время.

Слайд 10

Сама же Сушкова в своих воспоминаниях писала следующее: «На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастие, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!» Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи:. <…>

— Благодарю вас, Monsieur Michel, за ваше посвящение и поздравляю вас, с какой скоростью из самых ничтожных слов вы извлекаете милые экспромты, но не рассердитесь за совет: обдумывайте и обработывайте ваши стихи, и со временем те, которых вы воспоете, будут гордиться вами».

Слайд 11-12

Прослушайте запись с концерта в Колонном зале Дома союзов. 1971 год. Музыка А. Феона. Исполняет Сергей Лемешев. Расскажите о своих впечатлениях. Какие особенности вы заметили? Понравилось ли вам актерское исполнение и почему?

Слайд 13

Что такое мотив стихотворения? Дайте определение.

Мотив – это устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений.

Перечислите основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (Мотивы одиночества, свободы и воли, изгнанничества, действия и подвига, странничества, родины, обмана, покоя сна, пути, любви, смерти, вечности, судьбы).

Слайд 14, 15, 16, 17

Рассмотрим основные мотивы в стихотворении «Нищий».

  1. Мотив неразделенной любви.
  2. Мотив обмана.
  3. Мотив нагорной проповеди (собрание изречений Иисуса Христа в Евангелии от Матфея, преимущественно отражающих моральное учение Христа).
  4. Мотив одиночества.

Для справки: характеристика основных мотивов в творчестве М.Ю. Лермонтова дана в Лермонтовской энциклопедии – http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/.

Слайд 18

Что такое образ в художественном произведении? Дайте определение.

Образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает (http://www.bukinistu.ru/hudozhestvennyiy-obraz.html).

Слайд 19, 20, 21.

Перечислим основные образы стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий»:

  1. Образ нищего.
  2. Образ камня.
  3. Образ обители.

Слайд 22.

Лексика стихотворения.  Лермонтов для написания стихотворения использовал преимущественно «высокую» лексику (врат, взор, глада). А также лексику возвыщенно-эстетического содержания: святая обитель, просящий, подаянье, мольбы, страданье.

Слайд 23.

Композиция – это раздел литературоведения, изучающий построение литературного произведения как целого.

Особенности композиции стихотворения:

Лермонтов в данном стихотворении использует прием параллелизма и развернутой метафоры.

Параллелизм – это соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры — грамматической и семантической.

Развернутая метафора – это метафорическое выражение как образное подобие какого-то сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения.

Одна сюжетная канва интерпретируется двумя линиями.

  1. Первая – это бедняк, который «просит подаянья» и его обманывают, положив вместо хлеба камень.
  2. Вторая –неразделенная любовь Лермонтова, которую он сравнивает с обманутым чувством голодного бедняка. Она, точно также как голод и жажда для нищего опустошает юного поэта, выворачивает душу наизнанку.

Слайд 24

Е.А. Сушковой Лермонтов посвятил целый цикл стихотворений, который в лермонтоведении принято называть «сушковским». В него вошли такие стихотворения как:

«Нищий»

«Благодарю!»,

«Вблизи тебя до этих пор»

«Вверху одна звезда горит»

«Нет! – я не требую вниманья»

«Прости, мой друг!»

«Стансы»

Слайд 25

По некоторым данным на полях черновика стихотворения «Стансы» изображена именно Сушкова.

Автограф стихотворения 'Стансы' (1830) с портретом Сушковой        А.Глассе: «Перерабатывая это стихотворение, он рисует на полях тетради красивую девушку с большими черными глазами, длинными черными волосами и гордой осанкой». 

Слайд 26

Стихотворение «Нищий» занимает одно из центральных мест не только в
цикле стихотворений, посвященных Сушковой, но и во всем творчестве Лермонтова. В его основе, как мы убедились, лежат реальные события из жизни поэта.

Слайд 27

Прослушайте альтернативное современное исполнение стихотворения и сравните его с ранее прослушанными записями.

Слайд 28

Домашнее задание

мини-проект

«Энциклопедия одного стихотворения»

1. Выбрать одно стихотворение М.Ю. Лермонтова.

2. Найти к нему аудио и видеозаписи, иллюстрации и т.п.

3. Сделать мультимедиа презентацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "История одной песни" 5 кл.

Аннотация. Тема урока: История одной песни.Урок проводился 16.09.2011 года в день освобождения города Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков. Это очень значимое событие в жизни города и ...

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по ...

план-конспект урока по анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль..."

Данный урок посвящен анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль.."...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: "М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»".

Урок содержит ссылки на интерактивные ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока....

План-конспект урока по литературе. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф., Трубиной Л.А., Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».Основные виды деят...

План-конспект урока по литературе. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Основные виды деятельности: прослушивание сообщений учащихся об истории создания с...