Добро и Зло в рассказах А. И. Куприна «Детский сад» и «Чудесный доктор».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Банникова Елена Александровна

Конспект урока литературы по рассказам Александра Ивановича Куприна "Чудесный доктор" и "Детский сад".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема: «Добро и Зло в рассказах А. И. Куприна «Детский сад» и «Чудесный доктор».

Тип урока: урок целевого применения усвоенного.

Вид урока: размышление.

Форма обучения: общеклассная.

Задачи:  

  • освоение понятий Добро и Зло;
  • расширение и углубление знаний об особенностях создания литературного образа; о роли  эпизода и художественной детали в создании образа, о значении финала;
  • определение роли автора в произведении.
  • развитие познавательного интереса;

Оборудование: портрет А. И Куприна; репродукция иконы Владимирской Божией Матери; плакат с надписью: "Даны мне руки – протягивать каждому обе…" М. Цветаева; сердечки, вырезанные из бумаги белого и черного цвета (к белым сердечкам с обратной стороны подклеен картон), аптечные весы.

Учебная литература:

  • Учебник "Литература. 6 класс". Автор – составитель Г. С. Меркин.
  • УМК "Вокруг тебя – Мир…"

Подготовительная работа: подобрать русские народные пословицы о добре и зле.

Эпиграф к уроку:

«Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее».

                                                                                                   Илья Шевелев.

  1. Организационный момент.

II. Эмоциональный настрой учащихся.

-Вглядитесь в репродукцию иконы Владимирской Божьей Матери. Что на ней изображено?

-Какие мысли рождает у вас образ Богородицы?

-Почему Она не воспрепятствовала беде?  

- В самые трагические минуты русские люди, чувствуя эту великую Любовь,  обращаются к образу Богородицы, прося ее «денно и нощно», шепча горячие слова молитвы:

Учитель выразительно читает:

Милосердия двери отверзи нам,

Благословенная Богородице,

надеющиеся на Тя да не погибнем,

но да избавимся Тобою от бед:

Ты бо еси спасение рода христианского…

  1. Ознакомление с темой урока.

Название темы урока закрыто.

-Мы просим милосердия свыше, а можем ли быть сами милосердными? Современный ученый Илья Шевелев утверждает: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее». Прав ли автор слов?  Кого больше: добрых или злых людей? В этом нам поможет разобраться Александр Иванович  Куприн и герои его рассказов «Чудесный доктор» (УМК "Вокруг тебя – Мир…") и «Детский сад» (Учебник "Литература. 6 класс. Автор:  Г. С. Меркин.

-Ребята, что несут в мир люди милосердные? Образы этих людей мы представим белыми сердечками, которые будем складывать на этой чаше весов. А - черствые? Их злым и черным сердцам отведем вторую чашу.

-Догадались, какой теме будет посвящен разговор? (Учитель открывает название темы урока, учащиеся делают записи в своих тетрадях)

III. Работа с текстом рассказа А. И. Куприна "Чудесный доктор" (УМК "Вокруг тебя – Мир…").

-Легко отличить Зло от Добра, когда оно проявляется явно: преступление, убийство. Но очень часто оно скрывается под обычной человеческой личиной. Как же тогда его распознать? Обратимся к рассказу А. И. Куприна "Чудесный доктор".

1. Характеристика героев рассказа.

-Кого из героев рассказа можно считать воплощением Зла? (Хозяина, который уволил Мерцалова с работы и оставил его семью без пропитания)

-Какое качество он проявляет?  

а) На доске и в тетрадях делается запись:

"Слагаемые Зла": бездушие, черствость, равнодушие, невнимание, грубость, эгоизм, жадность и т. д.  (Заполняется в ходе беседы)

-Можно ли считать бездушие слагаемым Зла? Положим черное сердце на чашу весов.

-Кто ещё из героев, выступает носителем Зла в рассказе? -Чем объясняли свой отказ те, к кому обращался Мерцалов?    

б) Выборочный пересказ фрагментов текста.

-К какому поступку приводят бедность главного героя рассказа, его семейные проблемы, равнодушие окружающих?  

  -Можем ли мы осуждать этого человека?

-Кто же заслуживает осуждения?  

-Как вы думаете, надо ли ждать, пока тебя попросят о помощи?

-Какой урок преподносит нам Куприн?

2.  Микровывод.

Надо всегда быть чуткими и внимательными друг к другу, уметь вовремя сказать теплое слово, ведь доброе слово сказать – посошок в руку дать. Необходимо вовремя поддержать, протянуть руку помощи. Надо спешить делать добро, не разбирая кому. Ведь может оказаться, что помощь требуется уже тебе самому.

IV. Сопоставление сюжетных линий рассказов А. И Куприна "Детский сад" и "Чудесный доктор".

-На прошлом уроке, узнав историю И. С. Бурмина, главного героя рассказа "Детский сад", вы обнаружили сходство его судьбы с судьбой  Григория Мерцалова.  Что позволило сделать такой вывод?

Краткий пересказ сюжета рассказа.

-Какие еще слагаемые Зла вы увидели?

V. Продолжение работы с текстом рассказа А. И. Куприна "Чудесный доктор". (УМК "Вокруг тебя – Мир…").

-Посмотрите, сколько злых сердец! Неужели существует сила, способная их перевесить? Есть ли у Куприна герои, олицетворяющие Добро?

1.  Характеристика образа профессора Пирогова.

-В какой момент появляется Чудесный доктор в рассказе? -Почему незнакомец присел на скамью рядом с Мерцаловым? -Можно ли считать чуткость одной из добродетелей?

а) Заполнение таблицы "Слагаемые Добра":

чуткость, терпение, умение понимать, любовь к ближнему и т. д.

-Что удержало профессора после озлобленных криков Мерцалова?

-Найдите строки, показывающие, как доктору удалось успокоить Мерцалова и расположить к разговору?

б) Выразительное чтение эпизода.

-Что повлияло на смену поведения героя?

в) составление таблицы (таблица заготовлена до урока)

Отметим эти качества в таблице, которая поможет нам сопоставить двух людей одной профессии, но по-разному выполняющих свое дело.

Врач из рассказа "Чудесный доктор"

Врач  из рассказа "Детский сад"

г) анализ эпизода.

-Обратимся к эпизоду «Чудесный доктор у Мерцаловых». Прочитайте его выразительно.

-Что заставило Елизавету Ивановну подняться и выполнить все, что говорил доктор?

-Вспомните, дает ли писатель речевую характеристику другому доктору? Какая она?

-Для чего Куприн обращает внимание на эту деталь?

-Прочитайте фрагмент рассказа «Чудесный доктор», показывающий, какие сиюминутные перемены внес доктор Пирогов в дом Мерцаловых.

д) выборочное чтение.

-Как назвать качество, проявленное профессором?

-Вернемся в подвал к Бурмину. Какое участие в судьбе Сашеньки принял врач?

е) краткий пересказ.

-Как автор оценивает пр. Пирогова? А доктора из рассказа «Детский сад»?

«святой»

«ангел» _________________________ «енотовый доктор»

«чудесный»

-Почему употреблено выражение "енотовый доктор"? Для чего автором введена такая деталь?

-Какое противопоставление этому поступку мы видели в другом рассказе?

-О чем это говорит?

-Итак, я должна положить на чаши весов по сердцу. Что произошло? Почему уравновесились чаши?  

-Какой добрый след оставил пр. Пирогов?

2. Микровывод: Совершая маленькое доброе дело, мы приносим в мир много света, необходимого для существования человечества. Добро, которое мы сделаем, не умрет, даже если мы забудем про него. Ведь то, что делается от сердца, делается в итоге всегда для себя. Не зря народная пословица гласит: "Доброе дело два века живет". Профессор Пирогов стал для семьи Мерцаловых не просто добрым врачом, вылечившим больную девочку. Он стал добрым светочем, лучом, озарившим жизнь бедных детей и оставившим в их сердцах самое главное – веру в великую силу любви и добра.

VI. Характеристика главного героя рассказа "Детский сад".

-И. С. Бурмину не повезло, как герою рассказа «Чудесный доктор».  Не встретил он того великодушия со стороны людей, которое могло спасти его Сашеньку.

Значит, в рассказе нет персонажа, достойного называться добрым?

Прочитайте эпизод «Осуществление мечты Бурмина»

-Какие чувства он вызывает у вас?

-Подумайте, что хотел сказать Куприн?

-Значит, есть "светлый" образ в рассказе "Детский сад"?

На второй чаше весов оказывается всего два "белых" сердца, но они перевешивают множество "черных" сердец.

-Почему несколько добрых сердец перевесили множество черствых, злых сердец?

VII. Подведение итогов урока и домашнее задание.

1. Обсуждение эпиграфа к уроку.

-Завершая наш урок, хочу  вновь обратиться к словам И. Шевелева, взятыми мною эпиграфом к уроку. Отражают ли они идею нашей беседы? А какие эпиграфы вы хотели бы предложить?

(Учащиеся предлагают примерные эпиграфы к уроку: "Добро не умрет, зло пропадет", "Доброе дело два века живет", "Доброе дело крепко", "Доброе дело без награды не останется".)

-Прекрасные пословицы! Сколько мудрости и выразительности! Я хочу предложить эпиграфом слова М. Цветаевой:  «…Даны мне руки - протягивать каждому обе…»

-Как вы их понимаете?

2. Домашнее задание.

Я прошу вас дома ещё раз поразмыслить над вопросом "Что значит быть добрым человеком?" и отразить ответ в сочинении – миниатюре. Я заканчиваю урок с надеждой и верой в то, что вы будете добрее, пересилите любое Зло своей Любовью, а своим милосердием поможете ближнему. Света и Добра вам.

VIII. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"

Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....

Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...

Конспект урока по литературе в 6 классе "Твори добро" по рассказу Куприна "Чудесный доктор"

Конспекты уроков литературы и русского языка для уроков в 6 и 8 классах...

Аннотация к уроку литературы в 6 классе "Твори добро!"(по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор!")

Конкурсное испытание "Урок" в рамках заочного  регионального этапа конкурса "Учитель -профи". Аннотация к уроку литературы в 6 классе "Твори добро!"( по рассказу А.И...

Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".

Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...