«Мир Добра и Красоты в сказке Х. К. Андерсена «Чайник».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Банникова Елена Александровна

Данный урок направлен на формирование у учащихся представлений  об истинной красоте, о жизненных ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока литературы 24.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир Добра и Красоты в сказке Х. К. Андерсена «Чайник».

Класс: 6

Тип урока: работа с художественным текстом.

Вид урока: развитие связной речи.

Время проведения урока: 2 учебных часа.

Цель занятия: осмысление проблематики сказки при помощи технологического приема «Чтение с остановками».

Ход урока

I.Стадия вызова.

Дорогие ребята! Сегодняшний урок посвящен вам,  современным «детям телевизора», которые не очень любят читать, им ближе телевидение, видео, компьютер. А задумывались ли вы когда–нибудь, из чего складываются основы киноискусства?  (Создание сценария, кадры, художественное оформление и т. д.)

Я предлагаю вам попробовать себя в роли авторов сценария. Как вы думаете, с чего начинается работа сценариста? (Со знакомства с текстом, с взглядами писателя на изображаемые события).  Итак, познакомимся с текстом сказки Х. К. Андерсена «Чайник». Как вы думаете, о чем пойдет рассказ? (Учащиеся предлагают варианты).

II.Стадия осмысления. Чтение сказки.

1. Чтение 1 части текста.

2. Первая остановка в чтении и беседа.

-Какое 1 событие нашли важным и интересным?

-Составим «художественный календарь» сказки. Для этого ответьте на вопросы, предложенной таблицы.

Учащиеся заполняют таблицу.

Когда происходит событие?

Где?

Что происходит?

Элемент композиции.

Тема части текста

1.В пору беспечальной юности

На накрытом столе

Самолюбование чайника; разговоры о недостатках и преимуществах.

Экспозиция.

Внешняя красота чайника

Какая, по-вашему царит обстановка на чайном столе?  (Среди чайных предметов, присутствующих на столе нет взаимопонимания).

В чем проявляется привлекательность героя? Как описан этот образ? (Чайник роскошен, царственен, горд своей красотой).

  1. Какой собственный недостаток имеет в виду чайник, говоря: «Недостатки у всех у нас есть, но у каждого есть зато и свои преимущества»? Прав ли он? Благодаря какой детали, он– король всего чайного стола?

Какая черта характера проявляется героем? (Эгоизм)

Как вы понимаете это слово? Словарные статьи говорят об этом так…  (Приводятся словарные статьи Даля и Ожегова).  

Какой вывод можем сделать? ( Внешняя красота приносит радость только самому себе).

Как вы теперь полагаете: о чем пойдет рассказ?

1. Чтение 2 части текста.

2. Вторая остановка и беседа.

О каком событии в жизни Чайника повествует автор? Прочитайте записи в таблице.

2.

На полу

У чайника разбился носик; он был без чувств.

Завязка.

Лишение красоты

Посмотрим на чайник глазами Андерсена. При помощи каких изобразительных средств он показывает свое отношение к герою?

Найдите в тексте  художественную деталь,  раскрывающую душевное состояние героя? Какое оно?

 (Он испытывает душевную боль, одиночество, он не встретил сочувствия, понимания, осознал свою ненужность: «Рассказывал самому себе»)

Что понимает чайник в этой части сказки? (Он понял, что внешняя красота – это временно, этого можно лишиться. А важна красота внутренняя и  заключается она в служении кому–то.)

Какие мнения по поводу дальнейшего развития сюжета?

1.Чтение 3 части текста.

2. Третья остановка и беседа.

В какую пору возраста, по-вашему, вступил герой? Почему?

        

3.Зрелость

В бедной обстановке

Стоит без пользы

Развитие действия.

Бесцельная жизнь

Какое слово показывает на перемены в жизни чайника?  (Вдруг)

В чем трагедия героя?  Что значит быть зарытым в землю? Какой прием использует автор, говоря об этом?

Автор вводит союз но, что следует за этим? (Луковица дает ростки, они вырастают в цветок)

Какова тема данной части? (Победа духовной  красоты над смертью).

Найдет ли эта мысль отражение в следующей части рассказа?

1. Чтение 4 части текста.

2. Четвёртая остановка и беседа.

4.

В бедной обстановке

Луковица пустила ростки.

Кульминация.

Рождение новой жизни.

  1. Красота в данной ситуации равносильна … Закончите мысль. (Добру).

Какой сделаем вывод? (Красота – это Добро, Смерть – Зло, значит, Красота побеждает Зло).

Как бы вы сформулировали бы тему урока?

Формулирование темы урока.  (Мир Добра и Красоты в сказке Андерсена «Чайник»).        

Как вы думаете: о чем дальше пойдет рассказ?

1. Чтение 5 части текста.

2. Пятая остановка и беседа.

Передайте события прочитанной части. Заполните таблицу.

5.

В бедной обстановке

Забывал себя, восхищение красотой другого. Разбили.

Развязка.

Гибель во имя  красоты.

Найдите в кульминационном моменте ключевую фразу. (Забывать себя ради других). Можно ли считать её идейным смыслом сказки?

Что изменилось в жизни чайника?

Как дальше, по-вашему, будет жить герой?

1. Чтение 6 части текста.

2. Шестая остановка и беседа.

Совпало ли повествование Андерсена с вашими предположениями? В чем их отличие? Какие ключевые фразы отметили в таблице?

6.Вечность

двор

боль, валяюсь, вспоминаю

Эпилог.

Вечная жизнь

Мини - дискуссия.

  1. Для чайника все закончилось не так благополучно, почему же он радуется?
  2. Случайно ли Андерсен выбрал для героя такую судьбу? (Чайник был горд. Писатель провел его через жесткие испытания, благодаря которым чайник стал терпимее, научился радоваться за других).
  3. Грустная или веселая эта сказка Андерсена?
  4. Какова грусть, переданная Андерсеном?
  5. Я хочу прочитать вам слова чешского писателя Юлиуса Фучика, как они повлияют на ваше мнение:

«Я любил жизнь и за её красоту вступил в бой. Я любил вас, люди, и был счастлив, когда вы отвечали мне тем же, страдал, когда вы меня не понимали… Жил я для радости, умираю за нее, и было бы несправедливо поставить на моей могиле ангела скорби». (Запись на доске)

III. Рефлексия.

Итогом нашего разговора будет творческая работа.  Каждая группа получит определенную часть текста, к которой нужно написать сценарий,  выполнить иллюстрации, соответствующие этой части.  Успехов!

Работа учащихся в группах.

IY.Презентация (чтение творческих работ) сценария мультфильма в сопровождении показа слайдов (или рисунков) и музыкального оформления (можно и без него).

Y.Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/...

Добро и зло в сказке Андерсена Г.Х. «Снежная королева»

Классный час  по теме «Добро и зло в сказке Андерсена Г.Х. «Снежная королева»» направлен на профилактику асоциального поведения у подростков в направлении развития духовно-нравственных каче...

«Я спою вам о добре и зле…» - истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»

Данная работа - это конспект урока литературы по теме «Я спою вам о добре и зле…» - истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»....

Урок литературы в 5 классе "Искусство - это подлинная красота" (по сказке Г.-Х. Андерсена "Соловей" )

Тема урока: "Искусство - это подлинная красота". Подлинное искусство – это настоящая, живая жизнь, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными к...

Конспект урока литературы в 5 классе "Победа добра и справедливости над злом и насилием в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

Урок литературы в 5 классе на тему "Победа добра и справедивости над злом и насилием" в сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" предполагает работу над навыком  отбора художе...