Главные вкладки

    Урок-игра по устному народному творчеству
    методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

    Мельник Наталья Владимировна

    Материалы к уроку-игре по УНТ, 5 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_unt.docx46.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-игра по теме «Устное народное творчество»

    5 класс

    Цель:  повторить основные сведения изученного по теме «Фольклор»; привить интерес учащихся к устному народному творчеству.

    План:

    1. Вступительное слово учителя.
    2. Детский фольклор.
    3. Сказки.
    4. Пословицы.
    5. Загадки.
    6. Заключительное слово.
    1. Вступительное слово учителя.  Сегодня у нас очень важный и интересный урок. На этом уроке мы вспомним все, что было изучено нами по фольклору. Ой, слово-то какое.  а кто скажет, что оно обозначает? Фольклор  – это искусство прошлого или настоящего?  Мы сегодня еще раз пройдемся по всем жанрам фольклора, поработаем с текстами.  Вам нужно разделиться на две команды и активно принимать участие.
    2. На протяжении веков народ создавал памятники искусства слова: (учащиеся называют, учитель вывешивает надписи): считалочки, игровые песни, дразнилки, колыбельные песни, пестушки,  заклички,  прибаутки, небылицы, скороговорки, загадки.

    Задание. Я предлагаю вам тексты, а вы должны определить жанр (представитель каждой команды по очереди выходят к доске и выбирает правильный ответ).  Каждая команда за правильный ответ получает по одному баллу.

    1.        Золотой шар по голубому платку катится,
    людям улыбается.  (загадка)

    2. Раз, два, три, четыре,
    Кошку грамоте учили:
    Не читать, не писать,
    Мышек по углам искать. (считалка)

    1. Кукушка кукушонку
      Купила капюшон.

    Надел кукушонок капюшон -Как в капюшоне он смешон! (скороговорка)

    4.        Во поле береза стояла,
    Во поле кудрявая стояла,
    Люли-люли, стояла,
    Люли-люли, стояла.
    Некому березку заломати,
    Некому кудряву заломати,
    Люли-люли, заломати,
    Люли-люли, заломати.

    Я ж пойду-пойду погуляю, Белую березу заломаю,   и т. д. (игровая песня)

    5.        Ленка-пенка,
    Голая коленка,
    Пошла через мостик,
    Потеряла хвостик. (дразнилка)

    1. Идет коза рогатая
      За малыми ребятами.
      Кто соску сосет,
      Молочка кто не пьет,
      Того бу, бу, забодаю,
      На рога посажу. (Пестушка)
    2. Ух ты, котенька-коток,
      Котя, серенький лобок!
      Приди, котик, ночевать,
      Мою деточку качать. (колыбельная)
    3. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть
      В мячики, скакалки, жмурки, догонялки.

    Раз, два, три четыре, пять, в прятки будем мы играть. (считалка)

    9.        Катилось яблочко по огороду и упало прямо в воду.
    Буль-буль-бульон, выходи из круга вон. (считалка)

    10.        Зайчик волка испугался, удирает от него.

    Он бежит скорее к маме, ближе к дому своему. Он бежал и спотыкался, думал, хвостик оторвут. (прибаутка)

    11.        Из-за леса, из-за гор едет бабушка Егор.
    Скрюченные ножки, в поясе сапожки,
    А на этих ножках скрюченная кошка,
    На бабкиных ручках тапочки и брючки,

    А на скрюченной лошадке две ободранные шапки. (небылица)

    12.        Под кроватью я лежал, а потом залез в диван.
    Я в диване полежал, а потом подумал:
    Может, в стуле хорошо? И залез туда.

    Нет уж, в стуле плохо, лучше на кровати. (прибаутка)

    1. Спи, мой мишутка, усни, скоро погаснут огни,
      Много увидишь ты снов, добрых и злых колдунов. (колыбельная)
    2. Вовка, Вовка-карапуз, съел у бабушки арбуз.
      Бабка его бьет, а Вовец орет:

    «Я, бабуля, не хотел, мой живот арбуз твой съел!» (дразнилка)

    1. А теперь самый излюбленный жанр фольклора – это, конечно же,  сказки.  Задание будет такое. Каждой команде нужно будет сочинить свою сказку, но поданному направлению. 1-я команда: сказка про животных. Ваши герои: волк, сова, петух. Помните, что каждое животное в сказке воплощает определенное человеческое качество.  2-я команда: бытовая сказка. Ваши герои: жадная старуха, хитрый и умный старик, солдат.  Подумайте, кого будет высмеивать ваша сказка при таком наборе действующих лиц.  За интересную сказку 5 баллов команде.
    2. Что же такое пословицы?  (это краткое изречение, имеющее поучительный смысл). Их сложил трудовой народ . в них ценится хорошая, дружная работа, мастерство человека, они высмеивают лентяев, болтунов, они утверждают любовь к родине. Сейчас проверим, кто больше знает пословиц.  Вам предлагаются картинки, а вы должны к ним подобрать пословицы.  За каждый правильный ответ балл команде. (смотри приложение)

    1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. 2. Для милого  дружка и сережка из ушка. 3. Нашла коса на камень. 4. Яблоко от яблони недалеко падает. 5. Куда иголка, туда и нитка. 6. На воре шапка горит.

    А теперь задание усложняется. Сами изобразите пословицу так, что противная команда догадалась, какую пословицу вы зашифровали.  1 –я команда: Лес рубят – щепки летят. 2-я команда: Пустили козла в огород.

    1. А еще мы умеем отгадывать загадки.
    • Старый дед, ему сто лет. Мост мостил во всю реку. Пришла молода – весь мост размела. (зима и лето)
    • Днем нас не видать, а ночью можно наблюдать. (звезды)
    • Мой брат Кондрат через всю землю прошел, золото нашел. (зерно)
    • Взглянешь –заплачешь, а краше его на свете нет. (солнце)
    • В кружевах стоят дома, их развесила зима; быстро капать начинают, когда солнце согревает. (сосульки)
    • За тобою он плетется, хоть на месте остается. (след)
    1. Заключительное слово. Быстро пролетело время. Мы и не заметили, как кончился наш праздник. Вы все сегодня были молодцы. Подведение итогов.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование устного народного творчества на уроках биологии.

    В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

    сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество "Посиделки"

    Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы "Устное народное творчество". В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео...

    Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

    Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

    Презентация к уроку-игре "Устное народное творчество"

    Урок проводится в форме игры при повторении темы "Устное народное творчество". Представлены 5 категорий вопросов, каждая из которых делится на 10 ячеек. Каждая ячейка содержит вопрос и количество очко...

    Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

    Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....