Разработка внеклассного мероприятия
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Адылова Дилбар Абриковна

Литературная гостиная: «Шестидесятые...Оттепель»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ah_shestidesyatye.docx39.96 КБ
Office presentation icon poeziya_ottepeli.ppt2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная: «Шестидесятые...Оттепель»

Цель  мероприятия: показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны.

  1. Образовательный аспект: продолжить работу над формированием читательского вкуса старшеклассников.
  2. Развивающий аспект: развивать исследовательские, коммуникативные компетентности учащихся.
  3. Воспитывающий аспект: воспитывать внимательное отношение к окружающему миру.

Оборудование: сборники стихотворений, свечи, презентация ,музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

Учитель:

Всего-то – чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.
И поспешит твоё перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро..

Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашей сегодняшней встречи. Я рада тому, что мы вместе с вами окунемся в то удивительно-смелое время, когда вдруг позволительно стало все говорить, громко высказывать  свою точку зрения и ,самое главное, не бояться, что вечером за тобой приедет черный  автомобиль и увезет тебя в небытие..
Я приглашаю вас в путешествие в период «оттепели»

«Оттепель» - эпоха раскрепощения человека, освобождения от власти устаревших, изживших себя, моральных и эстетических догм.Чем же этот период уникальный? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о том, что интересного происходило в стране в то время.

Слово историку (рассказывает об исторической обстановке 50-60 г. 20 столетия)(ролик о смерти Сталина, о хрущевском партсъезде и о том, как в стране наступила свобода слова)

Учитель: Эти три замечательных ведущих вместе со мной будут рассказывать об этой интересной исторической эпохе нашей страны.

Вед.1 Еще раз приветствую вас, уважаемые гости и участники нашей литературной гостиной!

Вед.2 Здравствуйте!

Вед.3. Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии, внимание к ней в нашей стране врожденные. Всплески интереса к поэзии совпадают с особенно острыми историческими периодами.

Вед.1 Лирика отражает время, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысления нового. Так было на рубеже 19-20 вв, в годы революции, в годы Великой Отечественной войны. Так было и в 60-е годы 20 века.

Вед.2 Шестидесятые - время надежд, время перемен, время оттепели. Непростое время. Как природа обновляется с приходом весны, так в этот период образно обновлялось и общество..Послушайте, как описывал оттепель Николай Заболоцкий в одноименном стихотворении.

Звучит стихотворение «Оттепель» Н. Заболоцкого

Оттепель после метели Только утихла пурга

Разом сугробы осели И потемнели снега.

В клочьях разорванной тучи Блещет осколок луны.

Сосен тяжелые сучья Мокрого снега полны.

Падают, плавятся, льются Льдинки, втыкаясь в сугроб.

Лужи, как тонкие блюдца, Светятся около троп.

Пусть молчаливой дремотой Белые дышат поля,

Неизмеримой работой Занята снова земля.

Скоро проснутся деревья, Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья В трубы весны затрубят.

Вед.3 :Откуда, когда и почему вдруг в нашей стране появилось такое очень милое ,нежное и, в тоже время, многозначное слово?

Вед.2 В 1954 году была опубликована повесть Ильи Эренбурга «Оттепель», и это название укоренилось за целым периодом жизни страны. Также «о трудной весне» писал Владимир Овечкин, Леонид Мартынов говорил: «Я чую наступление марта», а Булат Окуджава, начинающий бард,  объявлял себя «дежурным по апрелю».

Звучит песня Б. Окуджавы «Дежурный по апрелю»

Вед.1 Поэзия откликнулась на наступление «оттепели» быстрее и живее, чем проза. Произошел настоящий «поэтический бум», связанный прежде всего с именами Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадуллиной, Роберта Рождественского. Эти молодые поэты приобрели широкую популярность, выступая с поэтической «эстрады». Их выступления были самыми заметными и шумными.

(На мультимедийной доске высвечиваются фотографии поэтов.)

Учитель: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский были кумирами «оттепели». У них  отчётливо проявилась установка на устное, произносимое слово. Это была группа актеров  с разными амплуа, идеально дополнявших друг друга:

- Евтушенко был поэтом-трибуном, нацеленным на диалог с каждым из сидящих в зале.

 --Вознесенский давал широкое видение мира, делая каждого слушателя причастным к глобальным проблемам.

- Ахмадулина вносила ноту загадочной интимности. Считая творчество таинством, она как бы причащала к этому таинству своих почитателей.

-Роберт Рождественский открыл новую веху в мире любви

Вед.1 Кумиром молодежи 60-х годов был Андрей Вознесенский.

 (Рассказывает о себе)

Вознесенский: Я родился в Москве в 1933 году. Я помню, что профессией и делом жизни моего отца было проектирование гидроэлектростанций, внутренней страстью – любовь к русской истории и искусству. Отец ввел в мое детство Врубеля, Рериха, Юона. Мама привила мне вкус к Северянину и Ахматовой.» несмотря на то, что я закончил Московский архитектурный институт и получил специальность архитектора, моя жизнь полностью принадлежала литературному творчеству. Борис Пастернак ,впервые прочитав мои стихи ,отозвался обо мне так: «Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я рад, что до него дожил». Большое место в моем творчестве  занимает тема любви, женской красоты, судьбы, природы.

На мои стихи созданы популярные песни: «Миллион алых роз», «Плачет девушка в автомате». По моим сочинениям поставили спектакль «Берегите ваши лица» в театре на Таганке, а в рок-опере «Юнона и авось»

звучит знаменитая «Сага».( видеозапись саги)

Вед.1Это будет чуть позже, в восьмидесятых, а пока молодой голос поэта звучит с трибун, собирает стадионы (видеозапись  чтения стихов Вознесенским)

Вед.2 Литература периода «оттепели» - сложное понятие. В ней отразилось время критики культа личности, массового освобождения безвинных людей из тюрем, ожидания демократических перемен и духовного раскрепощения личности.

Звучит стихотворение А. Вознесенского «Не надо околичностей»

Не надо околичностей, не надо чушь молоть.

Мы - дети культа личности, мы кровь его и плоть.

Мы выросли в тумане, двусмысленном весьма,

среди гигантоманий и скудости ума.

И серые медали довесочков свинца,

как пломбы, повисали на души, на сердца.

Мы не подозревали, какая шла игра.

Деревни вымирали. Чернели вечера.

И огненной подковой горели на заре

венки колючих проволок над лбами лагерей.

Мы люди, по распутью ведомые гуськом,

продутые, как прутья, сентябрьским сквозняком.

Мы - сброшенные листья, мы музыка оков.

Мы мужества амнистий и сорванных замков.

Распахнутые двери, сметенные посты.

И ярость новой ереси, и яркость правоты.

Вед.2 Послушайте воспоминания А. Вознесенского из статьи «Ах, шестидесятые…»:

Вознесенский:«Какие мы были? Мы были тощие и уже тогда ничего не боялись. Все мы тогда распевали Окуджаву. Он не написал еще песенку про дураков, но они считали его песни опасными. Белла Ахмадуллина водила «Москвич», ее овал светился музыкой. Е. Евтушенко, сияющий первым в Москве нейлоновым костюмом, и Р. Рождественский, в лыжном свитере с выпущенным воротником, пламенно читали с эстрады прекрасные стихи».

(слушаем стихи в исполнении Вознесенского)

Конец формы

Ведущий 2:. Еще одним ярким поэтом-шестидесятником можно назвать Роберта Рождественского.

Рождественский: Я- типичный ребенок Отечественной войны и Советского союза он, в отличие от своих собратьев по перу, был вполне доволен существующим на тот момент строем и даже состоял в рядах коммунистической партии. Любопытно, но я  й не смог поступить с первого раза в Литературный институт, мне удалось это только со второй попытки. Став студентом Литературного института, я переезжаю в Москву и  в институте познакомился и с Е. Евтушенко, учившимся на старшем курсе, и с Б. Ахмадуллиной, тоже начинавшей в плеяде «громких поэтов».

Ролик «Рождестсвенский

Звучит стихотворение Р. Рождественского «Зал ожидания»

Мы в зале ожидания живем.

Любой из нас все время ждет чего-то…

Начальника у дома ждет шофер, поигрывая ключиком от «Волги»…

Вот аккуратный старичок в пенсне. Он ждет.Он едет в Вологду за песнями.

Старуха, что-то бормоча о пенсии, блаженно улыбается во сне…

Безропотного мужа ждет жена…

Девчонка ждет любви. Ей очень боязно.

А на девчонку смотрит старшина-

и у него есть целый час до поезда…

Ждет поворота лоцман- скоро мель.

Учитель ждет решения примеров.

Ребята ожидают перемены. Колхозы ожидают перемен.

Разбуженная, ждущая страна

И целый мир, застывший в ожидании… За нами- штормовая тишина!

Вед.3 Со сцены звучали не только гражданские стихи, но и не менее прекрасные стихи о

любви, о нежности.

Звучат стихотворения Р. Рождественского «Будь, пожалуйста, послабее»,

Будь, пожалуйста, послабее. Будь, пожалуйста.

И тогда подарю тебе я чудо запросто.

И тогда я вымахну- вырасту, стану особенным.

Из горящего дома вынесу тебя, сонную.

Я решусь на все неизвестное, на все безрассудное,-

в море брошусь, густое, зловещее,- и спасу тебя!..

Это будет сердцем велено мне,

Сердцем велено… Но ведь ты же сильнее меня, сильней и уверенней!

Ты сама готова спасти других от уныния тяжкого.

Ты сама не боишься ни свиста пурги, ни огня хрустящего.

Не заблудишься, не утонешь, зла не накопишь.

Станешь плавной и станешь ветреной, если захочешь…

Мне с тобою- такой уверенной- трудно очень.

Хоть нарочно, хоть на мгновенье,- я прошу,робея,-

помоги мне в себя поверить - стань слабее.

Звучит стихотворение Р. Рождественского «Таежные цветы»(слушаем запись)

Тихо звучит песня на стихи Е. Евтушенко «Со мною вот что происходит…»(поет Буренков)(или запись слушаем)

Вед.1. Безусловно, Евгений Александрович Евтушенко был главным агитатором, поэтическим лидером этого короткого противоречивого периода. Лирика молодого поэта, окончившего в 1954 году Литературный институт, превосходила поэзию многих современников как в России, так и за ее пределами.

Вед.2 В поэзии Е. Евтушенко, в ее «громкости», «эстрадности» было множество формул перехода к либеральной весне. Звучали типичные «антикультовые» мотивы, также поэт критиковал ритуалы и обычаи советской эпохи, помпезность, лакировку.

(ролик о Евтушенко)

 Ведущий 3: Послушайте два стихотворения Е. Евтушенко «О простоте», « Людей неинтересных в мире нет»

Звучит стихотворение Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»( Запись)

Звучит стихотворение Е. Евтушенко «О простоте» Читает ученик

Уютно быть не сценой –залом, зевать, программу теребя,

и называть спокойно: « Заумь» ту пьесу, что умнее тебя.

Как хорошо и как уютно, сбежав от сложностей в кусты,

держаться радостно за юбку румяной няни – простоты.

Внемлите, а не обессудьте я простоту люблю, но ту,

что раскрывает сложность сути, а не скрывает пустоту.

Не верьте лживой, пыл умеряя за нею нужен глаз да глаз.

Она баюкает умелои  обворовывает нас.

Учитель: Мы –счастливое поколение! Я считаю, что мы должны жить с ощущением счастья и благодарности  что такой человек, такая глыба живет рядом с нами дышит тем же воздухом, что и мы

Звучит стихотворение Е. Евтушенко «Мне говорят..» Сергей Евлоев

Мне говорят-

ты смелый человек.

Неправда.

Никогда я не был смелым.

Считал я просто недостойным делом

унизиться до трусости коллег.

Устоев никаких не потрясал.

Смеялся просто над фальшивым, дутым.

Писал стихи.

Доносов не писал.

И говорить старался все, что думал.

Да,

Клеймил бездарных,

Лезущих в писатели.

Но делать это, в общем, обязательно,

а мне твердят о смелости моей.

О, вспомнят с чувством горького стыда

потомки наши,

расправляясь с мерзостью,

то время

очень странное,

когда

простую честность называли смелостью!

Защищал талантливых людей (или послушаем запись)

Ведущая 1:Белла Ахмадулина- « голос эпохи». Лауреат Государственной премии СССР, Президентской премии России. Награждена орденами Дружбы народов и « За заслуги перед Отечеством». Она является почётным членом Американской академии искусств и литературы. Это один из крупнейших русскоязычных поэтов конца XX столетия.

Ведущая 2.Её стихи Евгений Евтушенко сравнил с « брюссельскими кружевами». Многие положены на музыку и звучат в кинофильмах (слушаем песню « По улице моей …)

Ведущая3:Белла Ахмадулина.. у Ахмадулиной есть стихи, написанные в разные годы, которые посвящены друзьям, ушедшим и окружающим, здесь и за рубежом. Они вошли в сборник « Друзей моих прекрасные черты». Стихотворение« Песенка для Булата» она посвятила булату Окуджаве. В стихотворении« Памяти Бориса Пастернака» поэтесса уподобляет жизнь поэта горящей свече во тьме эпохи:

В том равновесье меж добром и злом

Был он повинен. И земля летела

Неосторожно, как она хотела,

Пока свеча горела над столом.

Осипу Мандельштаму посвящены драматические строки о Поэте « времени его породившем» в стихотворении « В том времени, где и злодей…»

Вед.1 Поэзия Беллы Ахмадуллиной отличалась женственностью, тем, что она выработала свой язык невысказанных намеков, самонаблюдений, словно укротила крик, научилась по - ахматовски ценить паузы, прочерки, глубокое дыхание.

Звучит стихотворение Б. Ахмадуллиной « Влечет меня старинный слог»

Влечет меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов

и современнее и резче.

Вскричать: «Полцарства за коня!»-

какая вспыльчивость и щедрость!

Но снизойдет и на меня

Последнего задора тщетность.

Когда-нибудь очнусь во мгле,

навеки проиграв сраженье,

и вот придет на память мне

безумца древнего решенье.

О, что полцарства для меня!

Дитя, наученное веком,

возьму коня, отдам коня

за полмгновенья с человеком,

любимым мною. Бог с тобой,

о конь мой, конь мой, конь ретивый.

Я безвозмездно повод твой

ослаблю - и табун родимый

нагонишь ты, нагонишь там,

в степи пустой и порыжелой.

А мне наскучил тарарам

этих побед и поражений.

Мне жаль коня! Мне жаль любви!

И на манер средневековый

ложится под ноги мои

лишь след, оставленный подковой.

Вед.2. Сборники стихов этих поэтов выпускались массовыми тиражами, вообще стихи стали общим повальным увлечением - читала буквально вся страна!

Вед.1. Владимир Высоцкий говорил: « Повесьте где-нибудь в стороне маленький листочек, вырванный из тетради, и напишите четыре фамилии - да одну даже - Евтушенко, Вознесенский, Ахмадуллина, Рождественский - и будет заполнен стадион через 2 дня, и не достанете билета. Почему это так, - это именно из-за того, что люди тянутся не только к стихам, но и к нескольким поэтам у нас, которые пишут прекрасные стихи.»

Учитель:Мы начали наш вечер с  песни замечательного барда Булата Окуджавы.  И не могу не вспомнить одну из замечательных его песен  «Виноградная косточка»  Эта песня –одна из самых, говоря нашим языком,  кастовых песен того времени. И так же один из замечательных актеров того времени и нынешнего(он ныне здравствует, но, конечно, не снимается) Вахтанг Кикабидзе очень тонко прочувствовал её спел на эстраде и эта песня была очень культовой для того времени  Да и сейчас ,послушав её, вы проникнитесь ,пожалуйста, в слова этой песни и задайтесь для себя вопросом : «А для чего на земле этой грешной живу…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Поэт в России – больше, чем поэт» Е.Евтушенко

Слайд 2

« Кто были мы, шестидесятники? На гребне вала пленного в двадцатом веке, как десантники из двадцать первого» Е. Евтушенко

Слайд 4

Поэзия 60-х – поэзия «оттепели» «Поэтический бум»: Поэтические центры – памятник В.Маяковскому, зал Политехнического музея. Поэтические вечера в Лужниках, на стадионах. Увеличение тиражей поэтических книг. Выражение бурной активной жизни, стремление услышать новое и быть услышанным, духовно раскрепощенным.

Слайд 5

Неофициальность, ощущение свободы; Ответственность за преобразования в стране; Необходимость моральной перестройки общества; Романтизм; Публицистический пафос; «Эстрадность» Надежды на скорое освобождение от пороков, которые воспринимались как искажение прекрасной идеи.

Слайд 6

Андрей Вознесенский Осознание мира и своего места в нем; Отражение современной реальности; Стремление к новым символам веры; Включенность человека в круговорот современной мысли. Основные черты поэзии: Стихи

Слайд 7

«Ситуация ошарашивает. И уже невозможно молчать! Надо нам научиться спрашивать. А тем более – отвечать!» Патетическое, гражданское звучание поэзии. Ораторская тональность, точность. Стихи

Слайд 8

«Людей неинтересных в мире нет», – утверждает поэт. Герои стихов – обыкновенные люди. Поэзия отмечена гражданским пафосом, афористична. Откликается как на события в собственной жизни, так и на все события в мире. стихи

Слайд 9

Особенности поэзии: Музыкальная интонация; Близость к романтической элегии; Обращение к памяти культуры, к поэтам; Тема творчества, тема трагической миссии Стихи

Слайд 10

«Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта» Е.Евтушенко Кризис поэзии «шестидесятников» к концу «оттепели». Внешний успех, ориентация на огромную аудиторию заставляли приспосабливаться к массовому вкусу, к требованиям цензуры. Поэты- «шестидесятники» расширили состав поэтической аудитории, сделали поэзию масштабным общественным явлением. Поэты- «шестидесятники» просвещали читателей, помогали разобраться с эпохой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...