Урок по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Гатина Светлана Анатольевна

Проявлять интерес к  чтению и изучению творчества А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_skazke_pushkina.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Технологическая карта урока

Тема:

«Добро всегда побеждает зло»

(по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

                                                                                              Разработала: учитель русского языка и литературы

                                                                                                            Гатина Светлана Анатольевна

                                                                                     Технологическая карта

Тема: «Добро всегда побеждает зло»

(по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

                                              Тип: урок «открытия» нового знания.

Задачи:

- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;

- воспитать духовно развитую  личность ;  формировать гуманистическое  мировоззрение,  любовь и уважение  к литературе.

- на материале сказки  донести мысль писателя, что  « …в человеке главное – его душа».

                                                                                                                         Планируемые результаты

Предметные:

познакомить учащихся с  творчеством  А.С.Пушкина;

ввести учащихся в художественный мир сказки, показать её сходство и различие с народной  сказкой;

Метапредметные

Регулятивные : формулировать  учебные  задачи урока, планировать  вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке;

Познавательные:  анализировать  художественный  текст, выделять  в нём основную  мысль, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста; составлять ответы на вопросы;

Коммуникативные:  находить ответы на вопросы на основе художественного текста.

Личностные

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме;

Формировать  систему нравственных ценностей (любовь к природе, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни);

проявлять  интерес  к чтению и изучению творчества А.С.Пушкина.

                                                       

Межпредметные связи

Изобразительное искусство

Ресурсы урока: портрет  А.С.Пушкина, иллюстрации к произведению, кроссворд, выставка книг;

Информационно-

Методические: http://festival.1september.ru/

                               http://images.yandex.ru/

                               http://schoolcollection.edu.ru/

Материально-

технические: Компьютер, презентация, мультимедийный проектор.

     Содержание деятельности ученика

           Содержание деятельности учителя

                                                                             Мотивация познавательной деятельности

 Организационный момент.

Мотивация к творческому труду.

Формирование личностных УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку,  к получению знаний.

Ответы учащихся.

- Человек прекрасен своей душой.

-Главное  в человеке – его душа и сердце.

- А мне кажется, что важно, как ты относишься к старшим и близким людям.

-  Важно в человеке разглядеть его внутреннюю красоту.

Учащиеся формулируют цели урока.

- Мы узнаем ещё много нового и интересного про детские годы А.С.Пушкина, узнаем, кто является главными  героями его «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», поговорим, чем литературная сказка отличается от народной

Актуализация знаний и постановка проблемы

             ( Стадия вызова.)

Светлячок, герой одного мультфильма, не раз говорил своим лесным зверюшкам: «Давайте, друзья, улыбнемся друг другу. С улыбкой любая дорога легка». Давайте и мы, ребята, улыбнемся и с хорошим настроением и добрыми мыслями начнём наш урок.

На доске слова  известного писателя С.Т.Аксакова:

 «Важно не то, что снаружи, …            (а то ,что внутри»)

Ребята, как бы вы продолжили эту фразу?

 

Откроем продолжение этого предложения.

«Важно не то, что снаружи, …   а то ,что внутри».

- А как вы понимаете слова «а то, что внутри?»

- Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке, что нового узнаем?

- Да, вы правы.  Сегодня на уроке мы  познакомимся с  детством  А.С.Пушкина, его учёбой в Лицее; покажем сходство и различие его сказки от народной, рассмотрим на материале сказки стремление писателя донести мысль, что важно формировать  систему нравственных ценностей (любовь к природе, красоту человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни).

                                                            Актуализация необходимых знаний

Сообщение подготовленного ученика (Познавательные УУД)

Детские годы Пушкина протекли в Москве и подмосковном селе Захарово. Будущий поэт рос  в обедневшей дворянской семье. Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры и учителя, преимущественно иностранцы. Бабушка была "ума светлого и по своему времени образованною". Мальчик заслушивался ее рассказами о Пушкиных и Ганнибалах, чьи имена нашли свое место на страницах русской истории.

Арина Родионовна была "настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства". Благотворное влияние оказал на впечатлительного мальчика и крепостной Пушкиных, его дядька Никита Тимофеевич Козлов. Они совершали вместе прогулки по Москве и ее окрестностям, посещали достопримечательности древней столицы, народные гyляния.

В доме родителей Пушкина собирались просвещенные литераторы тогдашней Москвы. Многие часы он проводил в библиотеках отца, дяди . Иногда отец сам читал детям Мольера по-французски. Все это действовало на живое воображение девятилетнего мальчика и пробудило в нем "дух подражания и авторства».

19 октября 1811 года. Торжество открытия Царскосельского лицея. В Актовом зале собралась царская семья с государем, высокопоставленные чиновники и гости, преподаватели и гувернеры, тридцать воспитанников и среди них Пушкин. Началась шестилетняя лицейская жизнь. Возглавили Лицей передовые по своим убеждениям, прекрасные педагоги В.Ф. Малиновский и позднее Е.А. Энгельгардт. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Первое трехлетие Лицея завершилось переводными экзаменами. На одном из них в январе 1815 года известный поэт Г.Р. Державин восторженно слушал в исполнении юноши Пушкина "Воспоминания в Царском Селе".

В Лицее увлекались литературой, писали стихи , издавали рукописные сборники своих произведений. В первые же годы пребывания в Лицее Пушкин стал писать стихи. Всего им написано здесь около ста тридцати стихотворений. В лицейских стихах Пушкина, по словам Белинского, виден "будущий преобразователь русской поэзии и будущий национальный поэт".

Работа на листочках

Особенности народной сказки:

1. Композиция сказки: зачин, основная часть, концовка

2. Повторы

3. Простой язык

4. Волшебные числа

5. Простой сюжет

5. Отсутствие авторской оценки

     

- Ребята, а что вы знаете о Пушкине, авторе «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», о его читательской манере?

 

Эта сказка очень близка к народной.
-Чем литературная  сказка отличается от  народной?

-Какие элементы народной сказки встречаются в сказке Пушкина?

-В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. 
-Для литературной сказки характерно углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей. 
-Для литературной сказки свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. 

Лето 1831 года А.С.Пушкин и В.А. Жуковский проводили в Царском селе. Там они решили устроить «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский впоследствии написал «Сказку о спящей царевне», а  Пушкин «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (1833г) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной.

Ответив на вопросы по горизонтали,  вы получите название волшебного предмета из сказки.

1.»Чёрной …полна». (Зависти)

2. Имя королевича. (Елисей)

3. Кто повёл в лес царевну? (Чернавка)

4. Должность возлюбленного царевны. (Королевич)

5. В каких родственных отношениях были богатыри? (Братья)

6. К кому обращены слова «Ты ходишь круглый год по небу»? (Солнце)

7. Кличка собаки? (Соколко)

8. Волшебный предмет в сказке? (Зеркало)

1 З

2 Е

3

   Р

4 К

5

  А

6

  Л

7

  О

                                             

                                                                      Организация познавательной деятельности

                     (Стадия осмысления)

Работают в группах, опираясь на напечатанные задания, быстро отвечают на вопросы.

 

 

Опираясь на текст сказки, интуитивно объясняют значения слов.

   Познавательные , Коммуникативные УУД.

Работают в парах, формулируют, опираясь на начальные слова, вопросы репродуктивного и познавательного характера.

Записывают вопросы, затем отвечают.

- Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Главная ее черта – верность царю. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы.

- царица умна, красива, но очень злая и любит только себя.

- Про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

- Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

- Ненависть, зависть.

- эти чувства характерны для злых людей.

- Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

- Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

.

Для дальнейшей работы мы разделились на группы, у каждой группы будет своё задание.

 1 группа -- Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2 группа. –Поведение царевны: 1)в тереме богатырей;

                                                         2)по отношению к окружающим её людям.

3 группа. - Отношение к царевне других персонажей сказки;

 4 группа. Отношение автора к героине.

Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.  (внимание на экран)

1. Лексическая работа  (Шкатулка)

- Вот сказочная шкатулка, а  в ней слова устаревшие.

/Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение/

Устаревшие, разговорные и просторечные слова  из сказки

Синонимы из современного литературного языка

молодица

Молодая жена

ломлива

Упряма, капризна

перст

палец

полати

Широкие нары для спанья, расположенные под потолком

перечить

Спорить, возражать

рогатка

Старинное орудие наказания

черница

монахиня

светлица

Небольшая светлая комната в верхней части дома

Сочельник

День накануне Рождества

А сейчас перед вами наши герои: Царица-мачеха и Царевна. Возможно, у вас возникли какие-либо вопросы, задайте их героям. Первый вариант задает «тонкие» вопросы, второй – «толстые».

 «Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

- Назовите  главных героев.

- Что вы можете сказать о царице и царице- -мачехе? 

-  Что можно сказать о царице?

- Какой чертой обладает молодая царевна?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

«Толстые» вопросы

--Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

 

- А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

-- Обладает ли добрый человек такими чувствами?

- А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

- Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

                                                                                                Подведение итогов

Формирование личностных УУД:

-

--  В человеке главное -  его душа.

- Не надо никому завидовать и желать зла другим людям.

- Хорошим человеком лучше быть, чем злым.

- Известно выражение: «Добро всегда побеждает зло», и мы с этим согласны.

- Надо любить людей и желать им только добра.

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос;

                                  Составить синквейн по сказке.

-  Какой урок мы извлекли из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

   - Какими нельзя быть?

-    О чем главном рассказал А.С.Пушкин в этой сказке?

-   Как вы поняли, в чем смысл сказки?

- Какую народную мудрость передает нам, читателям, Александр Сергеевич Пушкин?

В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

- Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Задание для групп: составить синквейн по сказке. Что понравилось, запомнилось, о том и напишите.

Составим синквейны по данному произведению.(Образец)

Царица

Злая ,своенравная

Завидует, злится, не любит

Завидует царевне

Зависть

Царевна

Милая , приветливая

Любит, заботится, жалеет,

Творит добро

Красавица-душа

Пушкин в лице молодой Царевны нарисовал нам прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа.

Дополнительный материал:

Диагностика достижений планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания : прочитать всем «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», подготовить сообщения о жизни и творчестве Пушкина, выразительное чтение в лицах сцены встречи царевны с семи богатырями, выразительное чтение обращения Елисея к Ветру, Месяцу.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по сказке А. С. Пушкина "...о мертвой царевне и о семи богатырях" (5 класс)

Презентация может быть использована на уроках литературы в 5 классе при изучении "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина.Некоторые материалы для презентации были взяты из открытого...

Урок- «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского» в 5 классе

Этот урок даёт возможность учителю обобщить, повторить и закрепить изученный материал по двум изученным сказкам - "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина и сказке "Спящая царевна" В.А...

Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

Технологическая карта урока А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....

Презентация Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

Презентация А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....

Урок литературы в 5 классе. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Образы главых героев "Сказки о Мёртвой царевне...". Сопоставление текстов «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш...

Урок литературы в 5 классе (ФГОС). Царевна – главная героиня в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Тема урока:  Царевна – главная героиня  в  «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.Класс: 5Предмет: литература.Тип урока: открытие нового знания.Обору...